ЦУСИМА. МАЙ 1905

   Цусимское морское сражение закончилось полным поражением русского флота. В течение нескольких часов русские корабли подвергались массированному обстрелу со стороны японцев, которые потопили семь броненосцев и практически уничтожили военно-морской флот на Дальнем Востоке.

ХРОНИКА ЦУСИМСКОЙ БИТВЫФлоты

27-28 мая 1905 года

14.25: затонул русский эскадренный броненосец «Ослябя» - первый военный корабль, потопленный исключительно орудийным огнём.
14.25 Японский броненосный крейсер «Асама»получает повреждения от огня русских орудий и покидает строй.
19.00 Тонет русский броненосец «Александр III». Из 825 человек команды не спасается никто.
19.30 Русский броненосец «Бородино» взрывается и тонет.
02.15 (28 мая) Переворачивается русский броненосец «Наварин».

28 мая Русские броненосцы «Орёл», «Николай I», «Адмирал Синявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» сдаются.

    Потери России: 10747 убитых, раненых и пленных; Япония: 700 убитых и раненых.

ЦУСИМА: ПРЕДЫСТОРИЯ

ВОЙНА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

    В 1904 году и Россия, и Япония, расширяя границы своих империй, были решительно настроены на столкновение у Порт-Артура в Жёлтом море.
    Стремясь расширить свою сферу влияния на Дальнем Востоке, Россия в 1900 году начала создавать в Порт-Артуре современный боевой флот. В это же самое время Имперский японский морской штаб создал в Сасебо флот, способный вступить в противоборство с русским флотом за контроль над Желтым морем и Цусимским проливом. Непосредственным поводом для войны стал отказ России вывести свои войска из Маньчжурии и признать исключительные интересы Японии в Корее. 6 февраля 1904 года Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией.
    Какморская база Порт-Артур был недостаточно приспособлен для обслуживания большого броненосного флота: в нем не было, например, сухих доков, что вынуждало русские броненосцы совершать для ремонта и проведения работ по модернизации 28800-километровый переход в Санкт-Петербург. Еще хуже было то, что вход в гавань имел ширину всего 290 м - это означало, что один или два правильно размещенных корабля могли блокировать порт. Так как главный фарватер при отливе имел глубину всего 6 м, русские броненосцы с осадкой более 8 м могли использовать его только во время прилива.
   5 февраля главнокомандующий японским военно-морским флотом вице-адмирал Того получил приказ начать военные действия против России. Он намеревался нанести сокрушительный удар в первые же дни войны. Вечером 8 февраля флот Того, состоявший из 6 линейных кораблей, 9 крейсеров и 11 миноносцев, вышел на дистанцию непосредственного удара по Порт-Артуру. После торпедной атаки миноносцев японский флот, повредив два русских броненосца, отошел.

Сражение в Желтом море

   5 мая броненосцы адмирала Витгефта неподвижно стояли во внутренней гавани, пока 2-я японская армия высаживалась на Ляодунском полуострове в 96 км к северо-востоку от Порт-Артура. Пять дней спустя японцы перерезали железную дорогу, соединявшую Порт-Артур с внутренними областями и блокировали крепость.
   К началу августа 1904 года 3-я японская армия вплотную подошла к внешней линии обороны Порт-Артура. Теперь японцы имели возможность обстреливать русские корабли. После этого последовал приказ из Петербурга - Витгефту немедленно вывести флот во Владивосток. Последовавший за этим выход русской эскадры первоначально застал силы Того рассеянными на значительной площади. Однако эскадра Витгефта была не в лучшей форме, так как два его броненосца все еще не ликвидировали полученные повреждения, а другие корабли имели большое число механических неполадок. В 12:25 оба флота вышли в зону видимости друг друга, сблизившись приблизительно на 19 км: Витгефт двигался с юго-востока со скоростью 13 узлов, Того же приближался к месту боя с северо-востока на скорости 14 узлов.

Дуэль броненосцев

Микаса

   Вскоре после 13:00 Того попытался захватить головной корабль русской эскадры, и броненосец «Микаса» начал бой, дав несколько залпов по «Цесаревичу» с расстояния 13 км. Ни одна из сторон не смогла поразить корабли противника. Витгефт, уклоняясь от боя, повернул влево, а Того - вправо. Довольно быстро эскадры противников разошлись на встречных курсах.
   Видя, как головной корабль русской линии проходит в 14 узлах мимо его концевых кораблей, Того приказал всем своим кораблям осуществить самостоятельный разворот на восток, после чего впереди оказались японские крейсера. В 13:25, когда эскадра Того шла примерно параллельным курсом с эскадрой Витгефта, японские броненосцы открыли огонь. «Ретвизан» получил 12 попаданий, но, что удивительно, лишь одно нанесло ему серьезный ущерб. «Микаса» был дважды поражен снарядами 12-дюймовых орудий, повредившими радиорубку и главную мачту. Примерно в течение 20 минут обе эскадры обстреливали друг друга из 12- и 10-дюймовых орудий.
   Того перенес огонь своих броненосцев на «Полтаву», и вскоре русский корабль получил несколько попаданий. Тем временем русские броненосцы сконцентрировали огонь на «Микасе» и «Асахи». В 14:50 «Асахи» получил серьезное попадание, а в 15:00 и в 15:05 -«Макаса». Того сознавал, что ситуация складывается не в его пользу: русская эскадра отрывалась от него, и приближалась ночь. Он приказал увеличить скорость до 15 узлов, и японцы начали  постепенно  восстанавливать дистанцию. Флагманский корабль Того уже не мог принимать участия в бою, но адмирал приказал «Асахи» возглавить артиллерийскую атаку на русские броненосцы, надеясь, что произойдет чудо, и русские не смогут уйти от него. В 18:40 «Асахи» открыл огонь по «Цесаревичу» и сумел двумя снарядами из 12-дюймового орудия поразить капитанский мостик. Витгефт и несколько офицеров его штаба были разорваны в клочья взрывами 12-дюймовых снарядов. «Цесаревич», шедший во главе колонны, внезапно сбился с курса. В течение нескольких минут «Цесаревич», совершив циркуляцию, прорезал строй эскадры, полностью его нарушив.
   Командир шедшего вторым «Ретвизана» Эдуард Щенснович вошел в строй эскадры, а затем, когда японцы начали расстреливать головной «Пересвет», изменил курс на сближение с японской эскадрой. Японские броненосцы перенесли огонь на «Ретвизан», который получил несколько попаданий. Однако Того решил не рисковать: его броненосцы уже испытывали нехватку боеприпасов, а большое число орудий главного калибра вышло из строя. Поэтому посте того, как русская эскадра пришла в беспорядок, он решил передать ведение сражения легким силам своего флота. Драматическая попытка прорыва «Ретвизана» стала эффектным завершением дуэли броненосцев.
   Удивительно, но обладавший абсолютным превосходством над противником Того оказался неспособным потопить в этом сражении ни одного русского корабля. Японские миноносцы находились слишком далеко от места боя. Орудия второго и малого калибров на русских броненосцах держали японские миноносцы на дистанции, заставляя их пускать торпеды с расстояния 1,5 км. 11 августа к 07:00 пять русских броненосцев благополучно вернулись в Порт-Артур. Даже пострадавший «Цесаревич» смог добраться до Циндао, где был интернирован немцами.
    После сражения в Желтом море 1 -я Тихоокеанская эскадра была вынуждена оставаться в Порт-Артуре. 5 декабря 1904 года японская артиллерия начала вести прицельный огонь по русским броненосцам. Через три дня японцы вывели из строя все русские броненосцы, за исключением «Севастополя», который был уничтожен позже.Мукден

   МУКДЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ было для своего времени самой крупномасштабной битвой, когда-либо происходившей на Земле. Русские войска насчитывали 275 000 пехотинцев, 16 000 кавалеристов и 1439 орудий под общим командованием генерала Куропаткина; у японцев было 200 000 пехоты, 7350 кавалеристов и 924 орудия, командующий - маршал Ояма. В то же время у японцев было больше пулеметов: 174 против 56 у русских.
    В качестве отвлекающего маневра японцы атаковали левый фланг русской армии, а главный удар должна была наносить 3-я армия генерала Ноги, которая освободилась после капитуляции Порт-Артура - ей предстояло охватить противника с правого фланга. Бой был крайне жестоким, и обе стороны понесли большие потери: около 76 000 потеряли японцы, 89 000 - русские. Куропаткин, в конечном счете, отступил, причем высокие потери его армии частично объясняются хаотичным характером отступления. Тяжёлые потери также были следствием того, что в этот период развитие вооружений опережало развитие тактики боя. Казнозарядные винтовки, пулемёты и нарезная артиллерия, управляемая точными дальномерами, были в состоянии причинить огромные потери войскам на открытой местности. Японцы же готовили своб армию, прежде всего, к наступлению. Этот опыт, тем не менее, не был хорошо изучен, что привело к большим потерям в следующей – Первой мировой – войне.
   Другая проблема состояла в том, что хотя радио и телефон уже были доступны, они находились еще в начале своего развития, и командующим было крайне затруднительно осуществлять руководство огромными массами солдат. И Куропаткин, и Ояма в ходе сражения имели все возможности нанести решающий удар противнику, но оказались неспособными сделать это.

БИТВА ТИТАНОВ

Бородино

     Русские и японские корабли, сошедшиеся под Цусимой, были примерно равные по силе с точки зрения брони и огневой мощи.
   Броненосец создавался для того, чтобы, прежде всего, служить надежной и устойчивой платформой для артиллерийских орудий большого калибра. Однако, чтобы использовать свою огневую мощь против вражеского корабля, броненосец сначала должен был определить цель. В Желтом море наблюдатели с броненосцев могли обнаружить цель примерно на расстоянии 27 км, но исключительно в светлое время суток и при ясной погоде, туман или сумерки уменьшали эту дистанцию до 9 км. Большинство флотов в то время избегало ночных артиллерийских дуэлей, предпочитая использовать в это время суток миноносцы.
    В середине 1890-х годов британский флот начал коренную реорганизацию морской артиллерии с введения телескопов, улучшения механических дальномеров и техники захвата и ведения цели, которая позволяла компенсировать крен корабля. В 1899 году британский флот провел первые испытания дальнобойного артиллерийского орудия (бьющего на 5,5 км), используя новые разработки, и добился 80% точности попадания на расстоянии 1,4 км. Британская фирмы «Вагг & Stroud» разработала дальномер FA2 в 1901 году, а его новую модификацию - FA3 - в 1903 году; первыми иностранными покупателями этих дальномеров стали японцы. Они очень быстро приняли на вооружение новые британские разработки и методы, которые резко повысили эффективность их морской артиллерии. Все японские броненосцы были оснащены четырьмя дальномерами «Barr & Stroud FA3», которые давали высокую точность огня на дистанции 7,3 км, хотя и имели довольно большую погрешность. Японские броненосцы были также оборудованы 24-кратными телескопическими визирами образца 1903 года. Русские корабли были значительно хуже оснащены британским оборудованием, что сильно тормозило развитие их морской артиллерии. На начало войны в 1904 году на «Ретвизане» и «Цесаревиче» было по одному дальномеру «Barr & Stroud FA2», а эскадренные броненосцы типа «Бородино» позже получили по одному дальномеру «Barr & Stroud FA3». При этом ни на одном из броненосцев 1-й Тихоокеанской эскадры не было телескопических визиров.

Русское 12-дюймовое орудие

Орудие

    Кроме кораблей типа «Пересвет», все броненосцы первой линии, которые участвовали в русско-японской войне, использовали 12-дюймовые (40-й калибр) морские орудия в качестве орудий главного калибра. На броненосцах типа «Бородино» артиллерия главного калибра была представлена четырьмя такими орудиями. Русский снаряд с бронебойным наконечником (АРС) теоретически мог пробить броню на броненосцах типа «Микаса» с довольно большого расстояния, но в 1904 году очень немного подобных снарядов находилось на вооружении. Поэтому обе стороны обходились обычными бронебойными снарядами (АР) и снарядами с бризантными зарядами. Ни японское, ни русское 12-дюймовое орудие не могло пробить броню кораблей на расстоянии свыше 5 км.
   Значительная часть вооружения броненосца была предназначена для того, чтобы успешно противостоять атакам миноносцев. Русские броненосцы имели на борту 16-20 75-мм орудий, 10-20 47-мм орудий и 8-28 37-мм орудий, размещавшихся в артиллерийских башнях, корабельных надстройках и амбразурах. У заслуженных 37-мм и 47-мм орудий Hotchkiss была высокая скорострельность - от 15 до 32 выстрелов в минуту, они могли поражать цели на расстоянии 2-4 км, но бронебойная сила их небольших снарядов была явно недостаточной для поражения крупных миноносцев.
    Японские корабли имели несколько меньше легких орудий: обычно 16-20 75-мм, 4-12 50 мм или 4-6 40-мм. Основные торпеды, используемые флотами, - японские 35б-мм Тип 26 и 450-мм Тип 37 и русские 381-мм образца 1898 года - имели очень ограниченный радиус действия (от 650 и 1000 м).

РАЗВИТИЕ ФЛОТА

   ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ, предшествовавших Цусиме, были периодом бурного развития военно-морских технологий. Во-первых, стали широко использоваться паровые двигатели. Затем началось развитие броненосного флота: французы спустили на воду в 1860 году первый полностью бронированный военный корабль «La Gloire». Постоянно увеличивалась дальность ведения огня и точность артиллерийских орудий; появление бронированной вращающейся башни защитило орудийные расчеты и позволило вести огонь в любом направлении.
    При Цусиме русский флот имел более тяжелое вооружение: 41 орудие (10- и 12-дюймовые) против всего 17 подобных у японцев. Однако японцы имели преимущество в орудиях меньшего калибра: 30 (8- и 9-дюймовых) орудий против 8 у русских. Кроме того, японцы использовали разрывные снаряды, которые наносили огромный урон судовым надстройкам. Русские же делали ставку на бронебойные снаряды, стремясь во что бы то ни стало, пробить бронепояса японских кораблей.

Снаряды

    Во время сражения в Жёлтом море в 1904 году у японцев возникли проблемы со снарядами, начинёнными шимозой, которую они использовали в качестве взрывчатого вещества. Три 12-дюймовых орудия были разорваны из-за её неустойчивости. В дополнение к этому 279 бронебойных снарядов, которые японцы выпустили из орудий главного калибра, не смогли пробить броню русских кораблей или нанести им какой-либо ущерб. К Цусимскому сражению Того заменял снаряды с шимозой на боеприпасы с обычным дымным порохом. Кроме того, он приказал вести бой на дистанции менее 8 километров, чтобы в полной мере использовать орудия меньшего калибра на броненосцах и крейсерах. При Цусимском сражении по русскому флоту было выпущено 1200 8-дюймовых и 9450 6-дюймовых снарядов, которые превратили палубы кораблей в море огня. Русские выпустили лишь 446 12-дюмовых снарядов. Сражение было выиграно орудиями меньшего калибра.

Торпеды и мины

   Попытки вывести из строя крупные боевые корабли с помощью более лёгких, или используя специальные взрывные устройства, были важной частью войны до 1905 года. В 1800 году американский изобретатель Роберт Фултон а=впервые использовал термин «торпеда» для обозначения взрывного устройства, которым была оборудована подлодка «Наутилус». Во время гражданской войны в США термин «торпеда» использовался, чтобы описать то,, что мы теперь называем минами, но существовало также понятие «минная торпеда» - устройство, закреплённое на длинной подводной штанге, выставленной перед кораблём, которое взрывалось при таране врага.
    В 1866 году английский инженер Роберт Уайтхэд разработал самодвижущееся оружие, которое стало в те годы самой эффективной торпедой и с этого момента превратилась в важнейшую составляющую морской войны. Первый корабль, потопленный этим видом оружия, был турецким – торпеду выпустили в 1878 году с русского корабля. Страх перед торпедами, которые могут нанести большой урон броненосцам, привёл к тому, что русские моряки во время прохода через Северное море открыли огонь по английским траулерам. Вера в то, что у японцев могут быть субмарины, способные к ведению торпедной атаки, стало основной причиной, по которой русские корабли не рисковали выходить из Порт-Артура весной 1904 года.
    Фактически во время Цусимского сражения торпеды нанесли кораблям незначительный урон, и вообще во время русско-японской войны мины показали себя более мощным оружием. На русских минах подорвались два японских броненосца, два крейсера, пять канонерских лодок и шесть эсминцев, а от 350 выпущенных японскими кораблями торпед пострадали несколько, главным образом, вспомогательных кораблей.

Японская артиллерия

   В области морской артиллерии японцы обладали рядом преимуществ, которые и решили исход Цусимского сражения уже в первой половине боя. Одно из них связано с личными качествами японских моряков. Большинство из них происходили из прибрежных районов и были знакомы с морским делом. В отличие от них, многие русские матросы впервые увидели море лишь после поступления на службу. Также японцы много времени уделяли подготовке своих канониров, чего не делали русские офицеры.

Эскадренные миноносцы

   Флоты ведущих морских держав в начале XX века состояли из больших надводных кораблей, которых поддерживали крейсера. В то время также существовало два крайне важных класса более лёгких кораблей, появившиеся в 1870-е годы миноносцы, использовавшие торпеды, были небольшими и манёвренными. Чтобы противостоять угрозе со стороны броненосцев были созданы эскадренные миноносцы. Они были быстрыми, вооружались скорострельными орудиями, позволявшими им с успехом топить миноносцы, а также торпедными аппаратами. Во времена Цусимы экипажи этих лёгких кораблей обучались вести ночные бои. После наступления сумерек Того направил свои лёгкие корабли завершить разгром русского флота, и они смогли близко подойти к неповоротливым броненосцам.

ПЕРЕХОД

   После сражения в Жёлтом море на Дальний Восток из Балтийского моря была направлена 2-я Тихоокеанская эскадра.
     Начиная с 1897 года, русская военно-морская стратегия предусматривала, что в случае войны с Японией дополнительные броненосцы будут направлены на Дальний Восток с Балтики, чтобы усилить эскадру Порт-Артура. Вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский, начальник Морского Генштаба и любимец царя, был поставлен во главе недавно созданной 2-й Тихоокеанской эскадры, в которую первоначально вошли только новейшие броненосцы и крейсера. Но поскольку с Дальнего Востока приходили известия о все новых поражениях русского оружия, Морское министерство включило в ее состав и старые корабли, в том числе эскадренные броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин». В конечном счете, добавили даже замшелый броненосец «Николай I» и несколько других устаревших военных кораблей.
    Хотя  обычно  основное  внимание уделяют вопросу  присоединения к эскадре Рожественского устаревших кораблей, реальными проблемами 2-й Тихоокеанской эскадры были недостаточная подготовка личного состава и плохое взаимодействие между кораблями, наскоро объединенными в единое соединение. Главная ударная сила -четыре броненосца типа «Бородино» («Бородино», «Суворов», «Александр III» и «Орел») - были включены в состав флота летом 1904 года и не имели возможности до отплытия организовать серьезную подготовку матросов артиллерийскому делу и маневру. «Ослябя» состоял на флоте больше года, но большую часть этого времени провел в неудачном плавании в Красное море и вернулся на Балтику как раз к моменту отплытия 2-й эскадры. Следовательно, пять основных броненосцев 2-й Тихоокеанской эскадры испытывали недостаток в опыте и подготовке личного состава по сравнению с матросами 1-й Тихоокеанской эскадры. Поскольку большая часть обученных матросов уже находилась на кораблях на Дальнем Востоке или на Черноморском флоте, Морское министерство решило укомплектовать новые броненосцы на Балтике призывниками 1904 года, а также призванными из состава торгового флота резервистами и инженерами. Таким образом, команды броненосцев Рожественского состояли из большого числа необученных новобранцев и угрюмых резервистов, перемешанных со штрафниками и неблагонадежными матросами с других кораблей Балтийского флота. Наиболее подготовленными в эскадре Рожественского были команды с устаревших броненосцев «Наварин» и «Сисой Великий», многие из их членов служили на Дальнем Востоке в 1901 году.
    2-я Тихоокеанская эскадра не могла отбыть из Либавы до 15 октября 1904, прежде всего, из-за трудностей, связанных с погрузкой угля. После семимесячного плавания флот Рожественского 9 мая достиг залива Камрань, где к нему присоединились военные корабли 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Небогатова.

Японские снаряды

  Трагическим дополнением к второразрядным военным кораблям и командам стало решение Рожественского прорываться непосредственно к Владивостоку через Цусимский пролив.
   Тем временем Того воспользовался зимними месяцами, чтобы отвести свои потрепанные в боях броненосцы в Сасебо для ремонта и провести на них замену орудий на новые 12-дюймовые.
    После того как боеприпасы показали плохие результаты, было решено убрать с кораблей оставшиеся снаряды с шимозой и заменить их снарядами с обычным дымным порохом. Ненадежный взрыватель был также заменен менее чувствительным, который был закуплен на заводах Круппа. После падения Порт-Артура Того перевел свои броненосцы в порт Масан в Южной Корее, где начал интенсивные тренировки личного состава по артиллерийской стрельбе. Одновременно были разосланы оснащенные радиосвязью разведывательные корабли, которым предстояло обнаружить 2-ю Тихоокеанскую эскадру сразу же, как она войдет в японские воды,

   Того ТОГО ХЭЙХАТИРО (27 января 1848 – 30 мая 1934) начал службу морским офицером в 1868 году. Он командовал крейсером во время японо-китайской войны 1894-1895 годов, и чуть было не вызвал международный конфликт, когда потопил принадлежавший англичанам транспорт, зафрахтованный китайцами. В конце войны он был произведён в контр-адмиралы, и в 1903 году был назначен командующим Объединённым японским флотом.
   Действия Того во время русско-японской войны не были безупречными: он потерпел неудачу в своих попытках блокировать Порт-Артур, а в сражении в Жёлтом море не смог скоординировать действия своих крейсеров и эсминцев и разгромить русский флот, хотя имел для этого все шансы. Однако при Цусиме он доказал, что является выдающимся флотоводцем: его рискованный манёвр хотя и дал возможность русским кораблям первыми открыть огонь, затем был полностью компенсирован приобретёнными преимуществами. Его решение навязать противнику бой на короткой дистанции в 6 метров решило исход сражения.

ТАКТИКА РОЖДЕСТВЕНСКОГОРождественский

   Командующий русским флотов вице-адмирал Зиновий Петрович Рождественский (11 ноября 1848 – 14 января 1909) критикуется критиками за то, что он придерживался в бою против японцев оборонительной тактики. Начиная с отплытия из Балтики, он крайне мало внимания уделили подготовке артиллеристов. И единственный серьёзный манёвр был осуществлён им лишь в день накануне сражения. Представляется верным, что он не доверял своим подчинённым, в связи с чем не сообщал им о своих планах сражения, а сам во время боя собирался руководить действиями всех трёх отрядов со своего флагмана «Суворов» с помощью морских сигналов. Крейсера, которые должны были развить любой успех, достигнутый в столкновении броненосцев, не были готовы к выполнению этих задач. Двум было поручено охранять транспортные суда, которые следовали за главной колонной, в то время как двум другим поручалось оказать помощь тем броненосцам, которые получили бы повреждения. Русский командующий не планировал победу, он планировал поражение.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ СТАЛЬНЫХ МОНСТРОВ

   27 мая 1905 года русский и японский флоты встретились в Цусимском проливе, чтобы решить, кто будет править морями на Дальнем Востоке.
   Совершив 29000-километровый поход, флот Рожественского в предрассветном мареве 27 мая 1905 года начал входить в Восточный канал -50-километровый промежуток между островами Цусима и Ики. Накануне сражения большая часть японского флота сосредоточилась в Масане, у Корейского побережья. Единственными японскими силами, охраняющими Цусимский пролив, были четыре крейсера 6-го боевого отряда контр-адмирала Того, находившиеся в Восточном канале.
   Получив известия об активности русского флота в Восточном канале,  Того немедленно распорядился, чтобы его корабли выгрузили избытки угля и начали подготовку к сражению. В 05:05 Того вышел из Масана. Японцы двинулись на скорости в 14 узлов на восток, надеясь перехватить Рожественского северо-восточнее Цусимы.

Театр войны

Первые столкновения

    Поскольку приближался полдень, а японские крейсеры занимали позиции на флангах русского флота, Рожественский пришел к выводу, что боевое столкновение неизбежно. Он решил попробовать сформировать из 1-го и 2-го броненосных отрядов единственную кильватерную колонну, но беспорядок в передаче сигналов и плохая подготовка экипажей привели лишь к хаотичной путанице. В результате вместо одной колонны Рожественский отвел 1-й отряд направо от траверза кильватерной колонны, состоящей теперь из кораблей 2-го и 3-го отрядов.
   В результате маневра корабли Того оказались справа по носу флота Рожественского, в непосредственной близости к новейшим русским броненосцам. Того хотел избежать лобового столкновения с четырьмя броненосцами типа «Бородино», пока русский флот не будет втянут в сражение, поэтому он решил провести резкий разворот и пересечь курс русской эскадры и вывести свой флот на параллельный курс. Японский флот, не открывая огня, пересек курс противника и в 13:55 начал выполнять поворот (названный впоследствии «петлей Того»), причем японские корабли описывали циркуляцию почти на одном месте.
   Только очень уверенный в себе командующий был способен на столь смелый шаг так близко от врага: в эти 10-15 минут русские корабли имели возможность сосредоточить огонь на точке поворота и нанести ему очень серьезные повреждения. Однако Рожественский почти 10 минут колебался и не мог принять решения, наблюдая, как перестраиваются японцы. Лишь затем он, наконец, отдал приказ броненосцам открыть огонь. В 14:05 с дистанции 5,8 км «Суворов» открыл огонь по «Микасе», вскоре к нему присоединились и другие корабли 1-го броненосного отряда. В течение следующих 15 минут «Микаса» получил 15 попаданий.

Японская огневая мощь

   В 14:09 японский флот завершил маневр и теперь шел примерно параллельным курсом с головной частью русской колонны. Японские броненосцы также открыли огонь, использовав разрывные снаряды, с целью вызвать пожар на борту кораблей противника. В главном артиллерийском поединке приняли участие 12 японских и 14 русских кораблей, восемь из которых были броненосцами. Двигаясь параллельным курсом больше 40 минут (и пройдя не менее 6 км), японцы имели возможность использовать свои дальномеры «Barr & Stroud FA3», чтобы заранее точно определить цели атаки. Также у японцев было решающее, примерно два к одному, преимущество в орудиях среднего калибра.
   Находившиеся в голове колонны русские броненосцы сконцентрировали большую часть своего огня на «Микасе» и «Сикисиме», и хотя им удалось добиться многочисленных попаданий, ни одно из них не было для японцев критическим. Того же разделил свои силы: «Микаса» и «Асахи» обстреливали «Суворова», в то время как «Сикисима», «Фудзи», «Ниссин» и «Касуга» сосредоточились на «Ослябе». Японские разрывные снаряды причинили существенный ущерб корабельным надстройкам русских кораблей. В течение 20 минут после начала артиллерийской дуэли на «Ослябе» были выведены из строя три из шести находящихся по левому борту 6-дюймовых орудий, оставшиеся орудия могли вести лишь эпизодическую (и в целом безрезультатную) стрельбу. В 14:25 «Ослябя» завалился на левый борт и затонул. Он стал первым в современной истории эскадренным броненосцем, потопленным исключительно с помощью орудийного огня.
   Русские корабли все же смогли причинить ущерб противнику. «Микаса», «Асахи» и «Сикисима» получили повреждения, хотя среди них не было ни одного серьезного. В то же время флагман «Суворов» попал под массированный огонь, и вскоре обе его башни 12-дюймовых орудий были выведены из строя. Японские 6-дюймовые снаряды неоднократно поразили мостик и боевую рубку, осыпая палубу дождем осколков -в течение короткого времени большая часть команды была убита или ранена, включая и самого Рожественского. Но, несмотря на ужасающее повреждение и жертвы, команда «Суворова» продолжала отважно сражаться до тех пор, пока было кому вести огонь. Около 14:43 японский снаряд повредил рулевой привод «Суворова», корабль начал совершать циркуляцию вправо, чуть ли не сталкиваясь с соседними кораблями.
   В 14:45 строй русских кораблей начал распадаться под огнем японских разрывных снарядов. Кроме крейсера «Асама», у Того в бою все еще оставалось 11 кораблей, хотя и «Микаса», и «Ниссин» получили серьезные повреждения. На борту «Александра III», «Бородина» и «Орла» возникли серьезные пожары, сконцентрированные главным образом в центральной части спардека. В районе 15:00 японцы вновь смогли поразить боевую рубку «Суворова», после чего фактически потерявший управление «Суворов» описал полную циркуляцию вправо и прорезал строй эскадры между «Сисоем» и «Наварином». Видя, что полыхающий «Суворов» уходит на юго-восток, Того распорядился усилить обстрел поврежденного русского флагмана. Забыв на мгновение об остальных кораблях русского флота, Того приказал ряду своих кораблей приблизиться к «Суворову» на 2,7 км и завершить бой.
   Около 16:00 «Александр III» вернул эскадру на старый курс, развернувшись непосредственно перед флотом Того. «Александр III» был очень сильно поврежден, но его отважные действия позволили русскому флоту избежать очередной массированной японской бомбардировки. .Даже поврежденный «Суворов» получил возможность двигаться на юг со скоростью в 9 узлов, пока броненосцы Того не потеряли его из виду. Русские использовали передышку, чтобы потушить ряд пожаров на «Суворове» и «Александре III», однако контр-адмирал Небогатов, находившийся в хвосте колонны на «Николае I», все еще не получил известий, что Рожественский тяжело ранен и командование перешло в его руки.
  Около 17:05, увидев замыкающие крейсера Камимуры, командир возглавлявшего теперь колонну «Бородина» капитан Петр Серебренников решил совершить поворот вправо и вести эскадру на север. Того быстро начал разворачивать свои корабли на правый борт, также изменяя курс на север и идя практически параллельным курсом российской эскадре.
   Русские броненосцы после артиллерийской дуэли находились в критическом положении. Корабли 2-го и 3-го броненосных отрядов все еще практически не имели повреждений, но они просто следовали за потрепанным 1-м отрядом. На этот момент сражения у российского флота фактически не было единого командующего, который бы осуществлял общее руководство боем; и когда корабли стали получать повреждения, их все больше стал захватывать «стадный инстинкт».
   После двухчасового перерыва сражение возобновилось с новой силой примерно в 18:00, когда корабли Того подошли на дистанцию в 6,3 км к концевым кораблям русской эскадры с правого борта. Теперь русские корабли потеряли свое преимущество в тяжелых орудиях, так как у них осталось лишь несколько неповрежденных 12-дюймовых орудийных башен, в то время как огневая мощь Того осталась практически без изменений. Японские броненосцы сконцентрировали свой огонь на «Бородине» и «Александре III», которые могли ответить лишь эпизодическими залпами. Оба русских броненосца из-за многочисленных попаданий имели сильный крен на правый борт. В 18:30 очередной японский залп накрыл «Александра III», который через 2 минуты перевернулся на правый борт. «Александр III» оставался на плаву еще в течение получаса и в 19:07 затонул. Из 867 человек экипажа «Александра III» не спасся никто.

Цусима

ГИБЕЛЬ РУССКОГО ФЛОТА

   Когда утром 28 мая 1905 года рассвело, истинные размеры поражения русского флота при Цусиме стали очевидны.
  Поскольку уже начинало темнеть, Того решил, что артиллерийская дуэль подходит к концу, и пришло время организовать преследование потрепанного русского флота. Хотя в 19:00 «Ниссин» получил серьезные повреждения от  12-дюймового снаряда, было ясно, что русский флот уже не может составить конкуренцию противнику. Четыре миноносца из 11-го отряда миноносцев приблизились к горящему «Суворову», оказавшемуся в 15 км к югу от уходящего русского флота. Гардемарин фон Курсель, командовавший 75-мм кормовым орудием, отчаянно пытался отогнать нападавших, но вскоре «Суворов» был поражен одной или несколькими тор-педами и опрокинулся. Спаслось лишь 20 членов экипажа.
  «Бородину» с помощью 75-мм и 47-мм орудий удалось отбить атаки миноносцев, однако корабль к этому времени уже полыхал. В 19:28 Того сигнализировал своим броненосцам прекратить боевые действия. Капитан Мацумото Кадзу, командовавший «Фудзи», решил дать последний залп - орудия были уже заряжены. Один из 12-дюймовых снарядов с «Фудзи» взорвался около правой носовой 6-дюймовой башни «Бородина», сдетонировали боеприпасы, взметнулся столб пламени, пожар на «Бородине» вышел из-под контроля. Достаточного количества людей для тушения пожара на корабле не было, и огонь быстро добрался до погреба соседней 6-дюймовой башни, которая взорвалась в 19:30. Корпус «Бородина» потряс ряд взрывов соседних пороховых погребов, корабль опрокинулся и затонул. Единственным оставшимся в живых был матрос 1-й статьи Семен Ющин.
   После потопления «Бородина» русскую колонну возглавил «Орел», продолживший движение на северо-восток к Владивостоку. Наконец, контр-адмирал Небогатов убедился, что он является теперь командующим, после чего «Николай I» стал медленно обгонять «Орла» слева, выходя в голову эскадры. «Сисой Великий» и «Наварин», которым был нанесен существенный ущерб во второй артиллерийской перестрелке, запаздывали, и таким образом скорость колонны замедлилась приблизительно до 9 узлов. Спустившийся на море туман, казалось, давал русскому флоту реальный шанс на спасение, но его в очередной раз подвела слабая дисциплина. Неожиданно в 20:15 «Наварин» включил свои прожекторы; он старался обнаружить японские миноносцы, а на самом деле лишь точно обозначил противнику свое местоположение. Того отправил преследовать потрепанную эскадру Небогатова 30 эсминцев и миноносцев; в сумерках они приблизились к ней на расстояние в 300 м и изготовились к атаке. «Наварин», у которого была повреждена корма, остановился, чтобы провести необходимые ремонтные работы, был вскоре обнаружен несколькими японскими эсминцами. Некоторое время «Наварину» удавалось удерживать противника на дистанции, но около 2 3:00 эсминцы подошли достаточно близко, чтобы торпедировать его в корму. Несколькими минутами позже другая торпеда поразила корабль в центр корпуса. Хотя «Наварин» и был сильно поврежден, его экипажу удавалось держать его на плаву еще несколько часов, пока японцы 28 мая в 02:15 не выпустили в него две последние торпеды. «Наварин» опрокинулся; лишь три члена ее экипажа из 690 были спасены.
   В течение ночи эскадра Небогатова продолжала распадаться. «Сисой Великий», который не мог удерживать нужную скорость, был оставлен позади на произвол судьбы. В ходе короткой и стремительной атаки японские эсминцы в 23:15 снесли ему руль торпедой. Капитан Михаил  Озеров попытался отвести корабль к острову Цусима в надежде выброситься на берег и тем самым спасти команду, но когда утром он увидел приближающиеся японские корабли, то принял решение затопить корабль. «Адмирал Ушаков», один из броненосцев береговой обороны, был также оставлен позади колонны, но ему удалось пережить ночь, не будучи обнаруженным японскими миноносцами. Крейсеры «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», оставив попытки прорваться к Владивостоку, повернули на юг, в сторону Филиппин. Другие крейсеры, эсминцы и вспомогательные корабли были или потоплены, или рассеяны, потеряв связь друг с другом. Под командой Небогатова остались только «Орел», л «Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин», а также крейсер «Изумруд». Воспользовавшись спустившейся темнотой, экипаж «Орла» сумел привести в боевую готовность одну из своих 12-дюймовых орудийных башен и две 6-дюймовые орудийные башни.

Уничтожение флота

   К утру 28 мая ситуация выглядела так, будто у эскадры Небогатова все же есть реальный шанс добраться до Владивостока. За ночь его кораблям удалось удалиться примерно на 320 км от места сражения и теперь от заветной цели их отделяло меньше чем 500 км. Однако пасмурная погода предыдущего дня уступила место яркому солнечному утру, и к 06:00 крейсеры Катаоки обнаружили эскадру Небогатова и немедленно сообщили в штаб флота о ее расположении. В 10:00 Того направил свои броненосцы и броненосные крейсеры окружить эскадру Небогатова в районе скал Лианкур. Несклонный рисковать понести большие потери, когда сражение уже выиграно, Того решил ограничиться артиллерийской дуэлью с большой дистанции. «Касуга» открыл огонь с дистанции 9Д км, и попал в трубу «Николая I». Корабли Небогатова не могли эффективно ответить броненосцам Того на таком расстоянии, кроме того, их низкая скорость не давала им возможность это расстояние сократить. В результате в 10:30 Небогатов принял решение о сдаче. Крейсер «Изумруд» отказался сложить оружие и ушел в направлении Владивостока, японцам же достались «Орел», «Николай I», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин».
   Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», которым командовал капитан Владимир Миклухо-Маклай, медленно двигался за эскадрой Небогатова, когда около 15:00 он был обнаружен броненосными крейсерами «Ивате» и «Якумо». У Миклухо-Маклая было четыре 10-дюймовых орудия, имевшие большую дальность, чем восемь 8-дюймовых и 26 6-дюймовых орудий японских крейсеров, но низкий темп стрельбы не позволял ему соревноваться со скорострельными японскими орудиями. После 30 минут поединка «Адмирал Ушаков» полыхал, и из-за крена прицеливание стало невозможным, потери также были велики. Тогда Миклуха приказал затопить корабль. Сам капитан погиб вместе со своим кораблем, но 328 членов его экипажа были спасены. Объединенный японский флот одержал полную победу, и русский военно-морской флот в поединке за превосходство на Дальнем Востоке потерпел сокрушительное поражение. 

ПОСЛЕДСТВИЯ

   В течение 1904 года в России происходили волнения, спровоцированные либеральными кругами, которые старались добиться от императорского правительства введения представительной демократии, свободы печати и свободы совести. Поражения русской армии и флота на Дальнем Востоке оказались на руку либералам.
   Отправной точкой революции стало «Кровавое воскресенье» в январе 1905 года, когда войска расстреляли демонстрацию в Санкт-Петербурге, вскоре после того, как российской столицы достигли новости о падении Порт-Артура. Император, в конечном счете, был вынужден согласиться на проведение реформ. В июне он санкционировал созыв народного представительства, а в октябре подписал Манифест, даровавший основные демократические свободы.
   Важную роль в революционных событиях 1905 года сыграли моряки кораблей Черноморского флота, которые не были отправлены на Дальний Восток, но на которых поражение при Цусиме произвело огромное впечатление. Революционные агитаторы создавали на кораблях подпольные организации и готовили крупномасштабное восстание в поддержку революции. Однако все пошло не по плану. На броненосце «Потемкин» некоторые моряки отказались есть тухлое мясо. Недовольных выстроили в шеренгу на палубе корабля, что сами матросы расценили как подготовку к их расстрелу. Они быстро разобрали оружие и подняли мятеж. Семь офицеров были убиты.
  Подняв красный флаг - символ революции, «Потемкин» подошел к главному русскому черноморскому порту Одессе. 30 июня кораблям Черноморского флота было приказано подавить мятеж, даже применяя артиллерию. Но когда «Потемкин» оказался в непосредственной близости от кораблей Черноморского флота, и матросы отказались стрелять в мятежников, корабль благополучно проследовал мимо императорского флота. Мятежники прибыли в румынский порт, где сдали корабль властям. «Потемкин» был возвращен в состав русского  флота и переименован в «Пантелеймон». Под этим названием он служил во время Первой мировой войны, а после революции в феврале 1917 года вновь получил название «Потёмкин».