МИТРОФАН БОРИСОВИЧ ГРЕКОВ
(Мартыщенко)

Даты жизни: 3 июня 1882 - 27 ноября 1934
Место рождения: хутор Шарпаевка, Область Войска Донского
Старший урядник Донского казачьего войска. Один из основоположников советской батальной живописи.

    ГрековРодился на хуторе Шарпаевка (ныне Ростовская область) в семье казачьего офицера Мартыщенко. Ещё в раннем детстве будущий художник-баталист проникся красотой донских степей. Его отец был большим любителем истории казачества, истории родного Дона. Он выписывал иллюстративные издания по военной истории России, в семье имелась неплохая библиотека. Эта любовь к прошлому своего Отечества передалась сыну.
   Сказалось на судьбе Мартыщенко-младшего и то, что он ещё в детстве познакомился с творчеством прославившегося в конце XIX столетия русского художника-баталиста Н. Н. Каразина, немало занимавшегося иллюстрированием книг и альманахов.
  Будущий знаменитый советский баталист 1920–1930-х годов очень рано проявил свою склонность к живописи. Отец постарался дать ему хорошее образование. После окончания церковно-приходской школы и училища в станице Каменской Митрофан Мартыщенко в 1898 году поступает в Одесское художественное училище. Ему повезло в том, что он учился у известного русского художника К. К. Костанди, от которого почерпнул очень многое.
   Учился юный донской казак азам живописи прилежно и уже по своим первым училищным работам заметно выделялся среди других учащихся. В 1902 году Совет Одесского общества изящных искусств присудил ему стипендию имени Судновского.

   В 1903 году Митрофан Борисович поступает в Санкт-Петербургскую академию художеств. Молодой художник продолжил своё образование у таких великих российских мастеров кисти, как И. Е. Репин и Ф. А. Рубо. То есть школа батальной и исторической живописи, которую он прошёл в городе на берегах Невы, была высокопрофессиональной.
   Академию художеств начинающий живописец закончил в 1911 году, показав большие успехи в овладении секретами мастерства. Он получил звание дипломированного свободного художника, сменив при этом свою фамилию. Взятый в том году псевдоним «Греков» так и остался для него на всю жизнь фамилией.
   Почему именно Греков? Потому что одним из самых старинных и прославленных казачьих родов в Войске Донском были Грековы, которые проживали и в станице Каменской. Это была своеобразная дань истории родного степного края.

   Профессия свободного художника не давала материальной обеспеченности, к тому же 30-летний Митрофан Греков, как казак, хотя и осевший в столице, должен был отслужить положенные годы в Российской Императорской армии. В 1912 году он поступает в лейб-гвардии Кирасирский полк, чтобы не терять связей с содружеством вольных художников.
   Была и ещё одна причина, почему начинающий баталист пошёл служить в гвардию, в гвардейскую кавалерию. Она имела очень богатую боевую историю, знакомство с которой давало немало интересных тем для рисунков и живописных полотен.
   Ряд его картин того времени имели успех на художественных выставках в столице. Одной из них, к примеру, была картина «Атака лейб-гвардии Кирасирского полка под Кульмом в 1813 году». Это полотно было написано в честь памятного события из истории родного полка гвардейской кавалерии.
   За два службы кирасирской службы Митрофан Греков написал немало картин на исторические темы из биографии не только своего Кирасирского, но и таких прославленных полков русской армии, как лейб-гвардии Гренадерский и Павловский. Отслужив положенный срок, Греков увольняется в запас в звании младшего урядника.

   Когда началась Первая мировая война, Митрофан Греков, как казак, был призван осенью 1914 года на службу не в армейскую кавалерию, а в Донское казачье войско. Собственно говоря, это было и его желанием. Младший урядник зачисляется в ряды 19-й особой (ополченческой) Донской казачьей сотни, которая вскоре убыла в действующую армию.
   Воевать Митрофану Грекову довелось на Юго-Западном фронте. Он принимал участие во многих боях, познал все тяготы фронтовой жизни, видел и успешные наступления, и безрадостные отступления. Знал и окопную жизнь. То есть война сама вошла в судьбу художника-баталиста.
   В военные годы он сделал немало зарисовок для своих будущих живописных полотен. Его прежде всего интересовали боевые дела и фронтовой быт казачьих войск, особенно земляков-донцов. На эту тему были написаны такие грековские картины, как «Отступают», «Выезд казачьей батареи на позиции», «Солдат Ширванского полка», «Урядник 19-й сотни», «Казачий разъезд на разведке», «Уральский казак».
    Митрофан Греков оказался участником знаменитого Брусиловского наступления, то есть наступательной операции русского Юго-Западного фронта, равной которой в истории Первой мировой войны нет. Те события навеяли ему сюжеты, которые стали основой для таких известных картин, как «Стремительный натиск» и «Гвардии Атаманский полк на русско-австрийском фронте».

     …После Октября 1917 года и развала Русского фронта старший урядник Греков со своей Особой сотней вернулся на Дон, в родные места. Когда началась Гражданская война, казак-художник оказался на стороне советской власти. Он добровольцем вступает в ряды красных войск, став бойцом конницы С. М. Будённого. В её рядах он прошёл весь путь прославленной Первой конной армии. При этом он не расстаётся с кистью, продолжая делать зарисовки.
   С К. Е. Ворошиловым и С. М. Будённым, людьми из ближнего сталинского окружения, художник познакомился лично в 1922 году, уже после окончания Гражданской войны. Те проявили большой личный интерес к творчеству художника, поскольку почти все его живописные полотна с 1918 года посвящались Первой конной армии и тем боям, в которых она участвовала.
    К той знаменательной для Митрофана Борисовича встрече с двумя будущими маршалами Советского Союза он уже написал ряд батальных полотен по истории Гражданской войны на Юге России. Это были картины: «Корниловцы» (1919 год), «Подвоз снарядов к Новочеркасску» (1920 год), «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского» (1921 год).
   Только что окончившаяся Гражданская война давала художнику-конноармейцу из казаков обилие тем и сюжетов. Он задумал написать серию картин о Красной армии, в рядах которой сражался против белогвардейцев, в том числе и против белых донских казаков. То есть кистью изобразить увиденное и пережитое лично им. Известно, что сюжетами почти ста грековских картин стали рассказы Ворошилова и Будённого о походах и боях Первой конной армии.
   Митрофан Борисович Греков оказался не только талантливым баталистом, но ещё и очень плодовитым. В 1918–1934 годах им было написано почти 300 (!) картин.

В отряд к Будённому. 1923 г.В отряд к Будённому

Трубачи Первой Конной армии Греков     Трубачи Первой конной армии

Красным конникам Будённого он посвящает такие известные картины, как «В отряд к Будённому» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Тачанка» (1925), «Кавалерийская атака» (1927), «Трубачи Первой конной» (1934) и другие. Последняя из названных картин как бы символизировала победу Красной армии в Гражданской войне.

М.Б. Греков. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933 г.Красноармейская тачанка

    Большой художественной выразительностью отличаются такие грековские полотна, как «Замёрзшие казаки генерала Павлова» (1923), «Бой под Егорлыкской» (1927–1928), «На Кубань!» (1934) и другие. Все картины талантливого казака-баталиста, ученика Репина и Рубо, отличались высокой художественной культурой, хорошим знанием жизни. И, ко всему прочему, он умел объективно показать изображаемые им исторические события.
   Митрофан Борисович Греков в истории отечественной культуры знаменит тем, что стал первым автором советской диорамы «Взятие Ростова», создание которой было завершено в 1929 году. За неё он был награждён золотыми часами с надписью «Мастеру художественного батального слова М. Б. Грекову от 1-й Конармии».
    К 1933 году художник заканчивает работу над панорамами «Оборона Царицына» и «Памятник Первой конной армии».

М.Греков. Знаменосец и трубач.Знаменосец и трубач

    Греков активно занимался общественной деятельностью. В 1925 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и организует её филиал в Новочеркасске. Он становится постоянным участником художественных выставок в Москве и других городах Советского Союза, получая много доброжелательных отзывов.
   Живописец не жалел себя в работе. Увлечённый созданием панорамы боёв за Перекоп в 1920 году, Митрофан Борисович поздней осенью 1934 года выехал в Крым для написания этюдов. Там он заболел и в ноябре месяце умер в Севастополе, где и был похоронен.
   Созданная им студия военных художников-баталистов в 1935 году была организационно оформлена. Ей было присвоено имя основателя студии.
   Художественное наследие донского казака М. Б. Грекова бережно хранится в Государственной Третьяковской галерее, музее политической истории революции и Центральном музее Вооружённых сил в Москве, в Ростовском областном краеведческом музее и в филиале Новочеркасского музея истории донского казачества — Доме-музее М. Б. Грекова.
    В Советском Союзе в 1966–1991 годах за лучшие живописные произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы, то есть к 9 мая, присуждались одна золотая и три серебряные медали имени М. Б. Грекова. Казака-донца, прославившего своими талантливыми творениями советскую школу батальной живописи.

Шишов, А.В. 100 великих казаков / А.В. Шишов.- М.: Вече, 2007.- С.417-421.- (100 великих)


   Митрофан Греков. Он считается основателем современной батальной школы, автором первой советской диорамы «Взятие Ростова» и множества известных картин.

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ БИОГРАФИЯ

  Митрофан Греков родился 3 июня 1882 года на Дону, в хуторе Шарпаевка (сейчас это территория Тарасовского района Ростовской области). Согласно официальной биографии, отцом художника был потомок старинного казачьего рода Павел Мартыщенко, а мать - простая украинская крестьянка из «иногородних».
  Дружная семья Грековых жила своим трудом. Отец отказался от казачьих привилегий, и всей многочисленной семьей они принялись за хлебопашество. Детство художника прошло в тяжелой крестьянской работе.
  Однако есть версия, что отец художника был дворянином, офицером, сыном генерала Борисом Грековым.
  Предки Бориса Ивановича сражались вместе с Платовым, разводили лошадей. В Милютинской до сих пор сохранился Грековский шлях, чьим обустройством занимался род Грековых.
  Уйдя в отставку, Борис Иванович занялся сдачей земли внаем. Жена его - казачка по фамилии Адамова - родила ему двоих детей, но вскорости умерла.
   Однажды, уже после смерти жены, в имении Грековых появилась Ирина Мартыщенко. «Простая украинская женщина» попросила у барина зашиты от мужа, за которого она вышла замуж слишком рано, без любви, насильно.
   Ирина Алексеевна осталась в имении Грекова в качестве нянечки для двух малолетних детей Бориса Ивановича. А потом у нее родилось три сына и дочка Евдокия.
   Мезальянс вызвал гнев многочисленной родни Бориса Ивановича. По требованию родителей первой жены, он был лишен родительских прав на совместных детей. Более того, детям-байстрюкам не разрешили взять фамилию настоящего отца. Так Митрофан стал Мартыщенко, да еще и Павловичем - по имени крестного.
    А Бориса Ивановича после этого лишили дворянства.
  В Каменске, куда детей отправили на учебу, их дразнили «мартышками». Дети дрались с обидчиками. Им и самим была ненавистна фамилия.
   Родня требовала от Бориса Ивановича исправить положение, отказавшись от сожительства с замужней женщиной и найти себе более подходящую пару. Борис Иванович вроде бы соглашался с родней и даже ездил свататься в Новочеркасск, но сватовство закончилось ничем.
   Свои отношения Борис Иванович и Ирина Алексеевна узаконили только в 1911 году, когда ее первый муж умер. Митрофан Павлович Мартыщенко, наконец-то, стал Митрофаном Борисовичем Грековым.

ЮНЫЙ ТАЛАНТ

  1ГрековПо признанию Митрофана Грекова, до 17 лет он не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива». Но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры не имел представления.
  - В семье у нас, кроме меня, никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который, может быть, определил мой жанр, - мой дядя, крестьянин, брат моей матери. Он часто мне вырезал из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног... - вспоминал художник.
  В 17 лет он поехал в Одессу, в Художественное училище. Его приняли во второй орнаментный класс. Здесь он впервые начал рисовать с натуры. Начинающему художнику дали стипендию имени художника Судаковского. Ему было нелегко учится. Не все премудрости живописи удавалось постичь с первого раза.
  - Но потом у меня выправился рисунок с натуры, и я стал получать хорошие разряды, но живопись тела отставала, этюды же пейзажа и животных меня выручали. В1903 году мне дали рекомендацию в Академию художеств, что означало поступление без экзамена, - делился Греков воспоминаниями в своей автобиографии.
  В период окончания школы и первые годы пребывания в Академии он находился под большим влиянием художников из «Мира Искусства», а к концу Академии первое место у него заняли Репин и Врубель. В Академии, окончив классы, он поступил в мастерскую профессора-руководителя Ильи Репина.
   Как рисовал в те годы Греков, остается только догадываться. Сохранился «портрет» его коня по кличке «Русак» и два учебных рисунка - в фондах музея-квартиры Иосифа Бродского, с которым наш земляк дружил.
  Но учеба у Репина дала свои результаты: на академическом конкурсе эскизов картина «Охота на лисицу» отмечена первой премией и приличным денежным вознаграждением в сто рублей. В начале 1906 года грековские «Охотники» получили третью премию и оказались в числе лучших ученических работ.
   Через полтора года пребывания в учениках Ильи Репина Греков уходит из Академии, перейдя в ученики к Францу Рубо. Его волновали большие холсты, движение, просторы, действие в картинах. Особенно наш земляк был впечатлен панорамой «Покорение Кавказа». Он очень хотел изучить у Рубо приемы овладения большими холстами.
   В этот период дончанин все больше заявляет о себе как художник. На счету Грекова две премии имени Куинджи. Его картина «На Выборгской стороне» была отправлена на международную выставку, а еще одну его работу приобретает Лондонский городской музей.

МУЗА

   В это время в жизни Митрофана появляется Антонина Малеева.
  Антонина Леонидовна родилась 25 февраля 1887 года в городе Руза Московской губернии. В семье воспитывалось шестеро детей. Отец был военным инженером, мама - музыкантом и педагогом.
  Антонина прекрасно играла на различных музыкальных инструментах, в совершенстве владела немецким и французским языками.
  В 1904 году семья Малеевых переехала в Петербург. Окончив с золотой медалью 7-классное женское училище, девушка стала вольнослушательницей Академии художеств.
   С Митрофаном Антонина встретилась в конце 1906 года, когда, как и Греков, перешла от Репина в батальную мастерскую Рубо.
   К 1910 году, по словам Антонины Леонидовны, «все больше и больше крепли наши дружеские отношения».
   - У нас было много общего в характерах, не считая любви к искусству, к животным, к деревенской жизни, природе и многое другое, - написала в своих воспоминаниях муза художника. - Все вместе взятое как-то сближало нас и укрепляло нашу дружбу. Никаких «ухаживаний», никаких «флиртов». Самая глубокая и искренняя дружба обнаружилась незаметно для нас самих.
  Ранней весной 1911 года они и решили «связать свои судьбы, убедившись в своих глубоких чувствах». 9 ноября 1911 года в Петербурге состоялась свадьба. На тот момент нашему земляку было 29 лет. Но семейному счастью и творческой деятельности помешали обстоятельства. Митрофана призвали в армию.   

ХУДОЖНИК В АРМИИ

  В одном из воспоминаний греков написал, что военная служба отняла у него возможность заниматься живописью. Но Митрофан Борисович несколько сгущал краски: он был призван в расквартированный в Петербурге Атаманский полк. У начальства он добился разрешения писать красками. Прямо в казарме художник завершает заказанную ему «Атаку на кирасир».
  Эта картина, показанная на Весенней выставке Академии художеств, была принята благосклонно. Художник получает новые заказы на батальные полотна. В период 1913-1914 он завершает сразу пять заказанных «баталий».
  А потом началась Первая мировая. В 1914 году по первой мобилизации Греков был призван нижним чином в действующую армию на германский фронт.
  Отправляясь на войну, Митрофан Борисович и Антонина Леонидовна пообещали друг другу писать ежедневно.
  22 мая 1916 года Грекова прикомандировали к штабу походного атамана при ставке командующего Юго-западным фронтом генерала Брусилова. Во время знаменитого Брусиловского прорыва, оказавшись в самой гуще сражения, художник прямо с двуколки делал зарисовки, собирая материал для будущих батальных полотен.
  В 1917 году Греков был демобилизован по контузии. До этого он целый год пролежал в госпитале под Могилевом, пока жена не забрала комиссованного мужа на Дон.
  Антонина, как верная супруга, еще с 1913 года жила в грековском имении в хуторе Ивановке. После смерти отца хозяйство здесь вел старший брат Николай. На время молодая семья поселилась в хуторе Ивановка. Здесь осенью 1917 года Грековых и застало известие об Октябрьской революции.

ЖИЗНЬ В НОВОЧЕРКАССКЕ

  Пока художник был на войне, его питерская квартира на Большой Монетной улице была разграблена в процессе вызванных февральской революцией волнений. Поэтому Митрофан Борисович решил остаться на Дону.
  В 1918 году семья перебралась в Новочеркасск. Узнав, что туда эвакуировалась из Варшавы 3-я мужская гимназия Вацлавского, Митрофан подал заявление директору гимназии и был принят преподавателем рисования и чистописания. Супруга Антонина Леонидовна устроилась преподавателем рисования в частную гимназию Фирсовой.
  Грековы сняли квартиру на окраине города у рабочего Василия Кармазина. Потом, уже при Советской власти, с Василия Кармазина Греков рисовал Буденного, у рабочего были такие же пышные усы.
  Митрофан Борисович принимал активное участие в жизни Новочеркасска. После того как Антонина Леонидовна взяла на себя и уроки мужа, у Грекова появилось свободное время. По заказу Донского музея он пишет ряд небольших картин, а вечерами иллюстрирует «Географию Всевеликого Войска Донского». Кроме того, Греков выступает с инициативой создания «Исторического музея 1918 года».
  В начале января 1920 года Добровольческая армия покидает Новочеркасск. Когда Митрофан Борисович пришел в музей, чтобы получить гонорар за написанное, то ему указали на заколоченные ящики с картинами, сказав при этом: «Хотите ехать с нами? Поедемте. За границей мы вам оплатим за ваши картины. Митрофан Борисович ответил: «Эмигрантом быть не хочу и родину свою не покину».
  Митрофан Греков остался в России, а практически все картины художника были вывезены за границу.
  По понятным причинам Греков никогда не упоминал о своих работах новочеркасского периода 1918-1920 годов. Среди них - выполненный по фотографии портрет генерала Каледина, первого после петровских времен выборного атамана Войска Донского. Он был обнаружен в фондах музея истории Донского Казачества и теперь находится на постоянной экспозиции в бывшем Атаманском дворце.
  По воспоминаниям старожилов, в Новочеркасске демонстрировалась большая картина Грекова «Смерть Корнилова», следы которой утеряны. Но об этом нет ни в воспоминаниях самого Грекова, ни в посвященных ему советских монографиях.
  Нигде не упоминается и о братьях, точнее о том, что с ними стало после прихода большевиков на Дон.
  Между тем, младший из братьев - Александр - служил в Добровольческой армии, после ее поражения перебрался в Турцию, а затем в Канаду.
  Также есть свидетельства, что Николай Греков был расстрелян большевиками на пороге своего дома.
  Чтобы не умереть от голода, Антонина Леонидовна завела двух дойных козочек, а затем организовала общество «козоводов» со стадом в более чем 200 голов. Она же их всех и пасла. Митрофан Борисович часто помогал ей, заодно они писали этюды на пленэре.

ХУДОЖНИК ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

  А в ноябре 1920 года художник добровольно вступил в Красную армию на кавалерийские курсы, и был зачислен на должность руководителя кружка. В 1920 году он встретил вождей Первой конной армии -  Клима Ворошилова и Семена Буденного. Им он подал заявление с предложением оказать содействие в намерении писать на темы гражданской войны.
  - Помню дословно такой разговор: один из командиров говорит, что у нас армия без штанов, а мы будем картины писать, на это Климентий Ефимович ответил командиру: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия и искусство», и сам обещает привести мне краски из Москвы.
  При этом генерал-майор Зеленский, адъютант Буденного вспоминал, что именно он по поручению командующего Северо-Кавказским военным округом Ворошилова во второй половине 1922 года отправился в Новочеркасск искать Грекова. Мысль запечатлеть события гражданской войны возникла у Ворошилова, когда после разгрома Врангеля в Крыму он вместе с Буденным и Зеленским осматривал панораму Рубо «Оборона Севастополя». До этого он ее никогда не видел, и она произвела на него сильное незабываемое впечатление.
  Зеленский приехал в Новочеркасск на автомобиле, своим появлением напугав как растерявшегося художника, так и жителей окраины.
  Услышав о поступившем предложении Греков нерешительно ответил: «Я людей не рисую. Когда-то рисовал. А будучи студентом, принимал участие в этой севастопольской панораме». Той самой панораме, которая так понравилась Ворошилову.
  Покровительство Ворошилова избавило художника от вопроса, чем же он занимался в белогвардейском Новочеркасске. Климент Ефремович и потом неоднократно приходил на помощь Грекову.
   Собственно принуждать Митрофана Борисовича к рисованию было не нужно - у него были эскизы на все случаи «батальной» жизни. По рисунку ведь не разберешь, на чьей стороне симпатии автора.
  Так на свет появилась картина «Конь Ворошилова «Маузер». Пришлось поработать и с фотографиями - а как иначе нарисуешь Владимира Ильича?
  Ну, и стройки социализма надо было запечатлеть для потомков. Так появляются «Совхоз Гигант» и «Сельмашстрой».
   В 1924 году семья Грекова приобретает домовладение из шести комнат на улице Песчаной. Сейчас улица носит имя Грекова, а в доме расположился посвященный ему музей. В доме была даже музыкальная гостиная, мастерская, плюс прекрасный вид на степь.
   Жена вспоминает, что начиная новую картину, Митрофан Борисович просил ее играть на пианино, говоря, что музыка помогает творить композицию.
   В зимние вечера, когда на улице бушевала вьюга, Митрофан Борисович надевал поверх пальто бурку и шел бродить по пустынным улицам города или же подолгу сидел на веранде. Жене он при этом говорил: пойду послушать, как метель поет.

АВТОР «ТАЧАНКИ»

  В 1925 году Греков создал центральное произведение этого периода - «Тачанку», ставшую символом гражданской войны. Два-три раза в неделю он к определенному часу, в любую погоду приходил на кавалерийские курсы в Персиановке, где его ждали натурщики и тачанка с донскими скакунами.
  В 1929 году Митрофан Борисович заключил договор с музеем Красной армии на создание первой советской диорамы «Взятие Ростова».
  В Центральном Доме Красной Армии был натянут огромный холст (8 на 4 метра). На него с эскиза Грекова перевели рисунок - взятие Ростова Первой конной, битва на железнодорожной станции. Молодые художники прописывали полотно, а Греков следил за точностью исполнения, составлял краски и подавал их в ведрах на стремянки.
  На Белорусском вокзале Грекову выдали несколько стенок и дверей от старых теплушек, а также рельсы и шпалы. Из привезенных стенок и дверей в левой части диорамы собрали настоящую теплушку. На полу так, чтобы было видно через отодвинутую дверь, разбросали солому, предметы солдатского обихода: винтовки, скатки, котелки. В правой части соорудили пакгауз. А в центре, перед живописным полотном, положили рельсы, обозначавшие железнодорожные пути. Начальство не смогло определить место, где настоящие рельсы переходят в нарисованные.
   Диораму изготавливали два месяца - сентябрь и октябрь, рабочий день длился с девяти часов утра до одиннадцати вечера.
  В ноябре 1929 года работу приняла госкомиссия под руководством Буденного. Оценка - «Отлично». Успех у публики - сначала московской, а затем и ростовской - грандиозен.
   У Грекова появляются золотые часы с выгравированной на крышке надписью: «Мастеру-художнику батального слова Митрофану Борисовичу Грекову от 1-й Конной Армии. 17/XI - 1919 - 1929 г.».
  Диорама не пережила Великую Отечественную. Как ни странно, не сохранилось даже ее качественных изображений.

1Греков1Взятие Ростова

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖНИК

   В 1931 году семья Грековых перебралась в Москву.
  В планах Грекова новые диорамы - «Егорлыкский бой», «Под Варшавой». По инициативе Митрофана Борисовича, Бюро панорамных бригад обращается в правительство с предложением создать к XV годовщине Октября восемь диорам: «Перекоп», «Оборона Царицына», «Октябрьские дни», «Днепрострой», «Кузнецкстрой»...
  Увы, по разным причинам, творческого и личного характера ни один из этих проектов не был реализован. К тому же Греков заболел.
  Между тем, летом 1933 года становится известно, что через год, в ноябре 1934 года, в Москве откроется выставка, посвященная 15-летию первой Конной Армии. Видимо, для себя Греков решил, что его работы должны составить основу экспозиции. Всю зиму он писал новые картины - «Бой у Карпо-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну», «Отряд Буденного в пешем строю отбивает атаку», «На другой день в станице Платовской».
  За несколько месяцев было создано тринадцать новых больших полотен. 12 ноября 1934 года выставка открылась. Больше половины экспозиции - произведения Грекова, тридцать девять полотен.
  Прессе, ранее позволявшей себе критические замечания и даже насмешки в адрес художника, дана отмашка - хвалить! И Грекова хвалят.

НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ

  Воодушевленный успехом выставки, Греков решил вернуться к диораме «Перекоп». Для этого художник выехал в Севастополь.
  27 ноября 1934 года, после осмотра панорамы Рубо (посмотреть на которую он приехал, чтобы вдохновиться работой учителя), Греков почувствовал себя плохо.
  В медпункте художнику оказали необходимую помощь, прописали лекарства и полный покой. Он вышел на улицу, сел на скамейку и умер.
  Бывшие при нем часы от Первой конной показывали два часа дня.
 Позже биографы художника пишут, что причиной смерти Грекова стал приступ стенокардии, вызванный переутомлением и сильным нервным потрясением.
  В память о своём друге Ворошилов приказал организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде имени Сталина изобразительную мастерскую самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова. Она положила начало созданию одноимённой студии военных художников.
  Его именем названы два училища: Ростовское художественное училище и одесское. В Новочеркасске, в просторном казачьем доме на полтора этажа, давно и успешно работает дом-музей М.Б. Грекова. В этом доме он создал лучшие свои картины.
  С 1996 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и три серебряных медали имени Грекова. Во многих музеях страны хранятся картины прославленного художника.
  Мало кому из художников удалось пронести капли добра на жёстких воинских картинах. Это стало ещё одной отличительной чертой великого советского баталиста. Его творчество стало основой для создания другими художниками великолепных работ по военной тематике.

Азовская неделя. – 2020.- № 10-11.