ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ

Даты жизни: 24 января 1848 -19 марта 1916
Место рождения: г., Красноярск, Енисейская губерния, Российская империя
Выходец из донских казаков. Русский исторический живописец

     Автопортрет. 1879 год. СуриковРодился великий русский мастер кисти в Сибири, в городе Красноярске. Предки его по отцу и матери были выходцами с казачьего Дона. Они значились в числе основателей Красноярского городка на Енисее. Именно благодаря семье Иван Суриков полюбил отечественную историю, события которой позднее он воплотил в своих живописных полотнах. Сам художник о своём происхождении писал так: «В семье у нас все казаки. До 1825 года простыми казаками были, а потом офицеры пошли… Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
    Художественный талант у Василия Сурикова проявился с раннего детства. Сперва он учился рисованию у местного учителя Н. В. Гребнева. Затем прошёл обучение в уездном училище. После смерти отца юноше пришлось пойти служить чиновником, но он продолжал при этом заниматься рисованием и живописью как любитель.
   Его несомненный талант был замечен. Нашлись добрые люди, местный губернатор Замятин и золотопромышленник-меценат Кузнецов, которые отправили молодого художника в Санкт-Петербург. Там он за несколько месяцев прошёл трёхгодичный курс школы живописи.
    Суриков успешно заканчивает Санкт-Петербургскую Академию художеств, в которой обучался с 1870 по 1875 год. Его учителем стал известный в своё время художник П. П. Чистяков. За свои работы Суриков несколько раз награждался серебряными медалями. В 1874 году за написанную по учебной программе картину «Милосердный самарянин» он был удостоен малой золотой медали.
   Звание классного художника первой степени Василий Суриков получил в 1875 году. Так высоко была оценена его работа «Апостол Павел благовествует пред царём Агриппою и его сестрою Вероникою». Это полотно благодарный живописец подарил меценату золотопромышленнику Кузнецову. Сейчас она находится в Красноярском музее.
   Академию художеств Суриков закончил в 27 лет. В этом возрасте он взял единственный в своей жизни заказ. Это были четыре большие стенные работы «Вселенские соборы» для храма Христа Спасителя в первопрестольной Москве. Этой работой живописец занимался два года: 1876-й и 1877-й. Стенные картины получили самую высокую оценку со стороны специалистов и зрителей.

   С Москвой была связана вся дальнейшая жизнь великого русского историка-живописца. Он покидал её только для собирания материала к новым полотнам в самые различных уголках России и за границей. В Москве Суриков и умер.
   В 1881 году В. И. Суриков вступает в члены Товарищества передвижников. Он постоянно, до 1909 года, участвовал в его выставках. Затем перешёл в Союз русских художников. Академиком живописи стал в 1895 году, будучи 47 лет от роду.

Утро стрелецкой казни

  Первой самостоятельной картиной живописца стало большое историческое полотно «Утро стрелецкой казни при Петре Великом». Он трудился над этой картиной с 1879 по 1881 год. Успех картины был огромен, и Василий Иванович сразу же выдвигается в число крупнейших отечественных художников. Живописец писал о своём великом творении, в котором он изображал Русское царство на его историческом изломе: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь…»

   Затем последовали новые большие полотна, которые имели неменьший успех. Картину «Меншиков в Берёзове» художник создавал с 1881 по 1883 год. В ней Суриков изобразил драматический финал судьбы фаворита Петра I, который после смерти императора не сумел удержать за собой в придворной иерархии положение временщика.

Боярыня Морозова

   Картину «Боярыня Морозова» Василий Иванович писал с 1881 по 1887 год. Огромное историческое полотно было посвящено судьбе легендарной героини русского старообрядчества. Сюжет картины прост и трагичен: по заснеженной московской улице в заточение везут неукротимую воительницу за старую веру, а на неё со всех сторон смотрят друзья и враги…

«Взятие снежного городка»

В суриковском творчестве есть единственная жанровая картина — «Взятие снежного городка». Её сюжет был взят из праздничных впечатлений от поездки Сурикова в родной Красноярск. Суриков работал над этим полотном в 1890–1891 годах.

     …В историческом миропонимании Василия Ивановича тема русского казачества присутствовала не менее ярко, чем другие сюжеты. Коренной сибиряк не мог пройти мимо легендарного образа атамана Ермака Тимофеевича. В 1891–1895 годах, за пять лет, он объехал всю Сибирь. Летом 1893 года делал зарисовки образов казаков на Дону.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

    Итогом этой упорной работы стала одна из самых знаменитых Суриковских картин — «Покорение Сибири Ермаком», имевшая на первой же выставке огромный успех. О её художественном замысле живописец высказывался так: «Хотелось передать, как две стихии встречаются…».  Художнику очень хотелось знать мнение профессиональных историков, исследователей Сибири. Его волновала историческая достоверность изображённых им событий далёкой давности. Он в числе первых показал своего «Ермака» знаменитому путешественнику, признанному знатоку земли Сибирской Г. Н. Потанину, а также известному отечественному историку конца XIX века И. Е. Забелину. Суриков писал о том, как они отозвались о его живописной работе: «…Все они признали, что „Ермак“ у меня удался».
    О суриковской картине, посвящённой деяниям русского казачества, много писали при жизни великого художника, писали и после его кончины. Так, живописец М. В. Нестеров в таких словах отдал дань уважения картине «Покорение Сибири Ермаком»: «Чем я больше смотрел на Ермака, тем значительнее он мне казался как в живописи, так и по трагическому смыслу своему».

   Среди суриковских зарисовок, набросков к созданным и будущим картинам образы казаков присутствуют всегда. Он писал не только их, но и своих родственников и близких людей, которые могли стать героями исторических полотен. Поездка на землю предков, на Дон, дала Василию Ивановичу массу впечатлений и творческих задумок. Суриков писал брату после поездки в область войска Донского: «Мы, Сибирские казаки, происходим от донских казаков… Душа так и радуется, что мы с тобой такого роду хорошего, казачьего роду».

   …Художник мечтал о том, чтобы показать в живописных образах величие Российской державы. Поэтому он постоянно обращался к образам своих великих соотечественников. Одним из самых дорогих для Сурикова образов стал русский военный гений генералиссимус А. В. Суворов-Рымникский, в своей полководческой биографии не знавший поражений от врагов на полях брани.
    Швейцарский поход Суворова 1799 года давал немало сюжетов для написания большого исторического полотна. Василий Иванович совершил специальную поездку в Швейцарию, посетил суворовские места в Альпах. Картина, над которой он трудился с 1897 по 1899 год, была приурочена к 100-летию прорыва русских войск через альпийскую Швейцарию.
   Образ Александра Васильевича Суворова писался живописцем с одного из казачьих офицеров. Выставленное полотно имело огромный успех, став одним из самых выдающихся Суриковских творений. Художник писал о своей работе: «Главное у меня в картине — движение. Храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут».

«Степан Разин»

   К казачьей теме Суриков вернулся в работе «Степан Разин». Эта картина разительно отличается от «Покорения Сибири Ермаком», которая наполнена накалом нешуточного, неравного по силам сторон боя. Здесь же прославленный в народном творчестве казачий атаман со своей дружиной плывёт по раздольной Волге.
    В картине нет ничего, что бы говорило об опасностях, которые поджидают разинцев впереди. Сам атаман изображён в минуты отдыха и размышлений. Безмятежность сюжета рисует главного героя совсем с иной стороны, чем говорилось о нём в исторических трудах. Картину «Степан Разин» Василий Иванович писал с 1901 по 1907 год.

    В последние годы своей жизни художник много и плодотворно трудился. В 1912 году он закончил картину «Посещение царевной женского монастыря», а в 1915-м — картину «Благовещение». Ему также принадлежит целая серия пейзажных акварелей и большая галерея портретов.
   Живописец ушёл из жизни в расцвете сил. Об этом свидетельствуют многочисленные эскизы к так и не завершённым работам: они остались на уровне творческого замысла великого мастера кисти. Среди них — «Ольга встречает тело Игоря», «Пугачёв», «Смерть Павла», «Красноярский бунт».

 

Шишов, А.В. 100 великих казаков / А.В. Шишов.- М.: Вече, 2007.- С.337-342.- (100 великих)