ДИК НИКОЛАЙ ФРАНЦЕВИЧ
(1 августа 1954)

  Дик фотоРодился 1 августа 1954 года в п. Ново-Ильиновка Тарановского района Кустанайской области (Казахстан). В школьные годы – многократный участник и призер районных и областных спортивных соревнований по легкой атлетике и лыжам, конкурсов и смотров художественной самодеятельности. В 16 лет проработал две смены вожатым в пионерском лагере им. Комарова в Тарановском районе.
  Педагогическую деятельность начал 18 лет в родной школе учителем рисования. С 1972 по 1974 годы служил в рядах СА в Архангельской области, в ракетных войсках стратегического назначения.
    С 1974 года проживает на Дону. В 1987 году окончил исторический факультет Ростовского государственного университета; в 1993 году – социальный факультет Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования по специальности «социальный педагог». В декабре 2010 года Международной Академией интеграции науки и бизнеса (г. Москва) присуждена общественная научная степень кандидата социально-педагогических наук.
    С 1974 года продолжил педагогическую деятельность учителем в Пешковской средней школе Азовского района. В 1975 – 1977 годах – учитель Христичанской восьмилетней школы. В 1977 году возвращается работать в Пешковскую среднюю школу, в которой (включая работу по совместительству) проработал до 1994 года.
   В 1981 - 1984 годах – ответственный секретарь Азовского районного отделения общества книголюбов и сотрудник районного отдела образования; в 1984 - 1988 годах – заместитель директора Пешковской средней школы по воспитательной работе. В 1988 - 1995 годах - старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В период работы в Ростовском ИПКиПРО лекции Дик Н.Ф. по теории и методики воспитания были наиболее популярными среди тысяч учителей и классных руководителей образовательных учреждений Ростовской области. Входил в состав творческих коллективов по научно-экспериментальной работе в Ростовской СШ №15 и Красносулинского городского Дворца творчества молодежи, был одним из инициаторов проведения нескольких областных слетов старших вожатых, сотрудников и администрации Домов творчества детей и молодежи.
  В 1995 - 2003 годах - вначале методист, затем заведующий городским организационно-методическим Центром Управления образования г. Азова. За это время возродил проведение городских туристских слётов учителей и школьников стал инициатором проведения первого городского конкурса-фестиваля бардовской песни среди учащейся молодежи; первого городского праздника выпускников – чествование выпускников-медалистов на центральной городской площади; создания на базе средних школ первых экспериментальных площадок по профилактике детской наркомании, проведения городских конкурсов «Учитель года. Являлся руководителем высшей квалификационной категории.
   В 2003 – 2005 годах - начальник учебного отдела и ассистент кафедры Азовского института экономики, управления и права (АИЭУиП филиал «РИНХ»); 2011 – 2014 годы - заведующий организационно-массовым отделом Дома детского творчества города Азова. В эти же годы руководил детско-молодёжным литературным объединением «Ростки Азова», организовал первый зональный молодёжный поэтический фестиваль «Азовская весна – 2013»; в 2009 - 2010 годах вёл детскую литературную страницу в художественно-публицистическом журнале «Азов».
   В 70-х годах прошлого века - основатель школьных краеведческих музеев Пешковской средней и Христичанской восьмилетней школ Азовского района.
   Автор учебных пособий, сборников прозы и стихов для взрослых, сборников стихов для детей, составитель сборников афоризмов, пословиц и поговорок.

СТИХИ НИКОЛАЯ ДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Книжки для ребятишек
Сколько на свете книжек
Для весёлых ребятишек7 11 15
Про забавных лягушат,
Про ежей и про мышат,
О красотах в чистом поле
И о дружбе в каждом доме.
Как устроен белый свет –
В книжках ты найдёшь ответ.
Не ленитесь, ребятишки,
Прочитайте эти книжки!
Пригласите и друзей
Книжки в руки взять скорей!

Загадочная книга
Книга – это не игрушка,
Не кроват и не подушка.
Книгу надо всем читатьпо дороге
Аккуратно и не рвать.
В каждой книге есть секрет,
Наставленье и совет.
Если встретилась загадка,
В книге мы найдём ответ.
Книга многое расскажет
И картинки нам покажет.
Кто захочет мир узнать,
Должен книгу в руки взять.
Так быстрей берите книжки,
И девчонки и мальчишки,
Чтобы быстрее прочитать –
Мир загадочный узнать!.

Планета друзей
На одной большой планете
В разных странах там и тут22 05 2014
Дружно взрослые и дети
Испокон веков живут.
Но у каждого народа
Жизнь особая кипит,
Сохраняя на природе
Свой особый колорит:
Необычные наряды,
Прелесть разных языков,
И различия в обрядах
И в традициях отцов.
Все мы разные, но всё же,
Как в одной большой семье,
Друг на друга мы похожи
На своей родной Земле.
И чтоб мир на белом свете
Зло не смело осквернить,
Все народы на планете,
Постарайтесь мирно жить!

Век живи и век учись!
Научись людей прощать,
Слушать их и понимать,
Сердцем чувствовать добро,
Понимать, где ложь и зло.
Разговаривать с людьми
Научиться должен ты.
Не грубить, не сквернословить –
Это должен ты усвоить.Вместе
Научись не отступать
Там, где надо наступать.
Там, где надо потрудиться,
Тоже надо подучиться.
Как общаться и дружить?
Как с друзьями в мире жить?
Тайны жизни постигай,
Больше слушай и читай,
Пробуй, делай и твори,
А споткнёшься – не грусти.
Попытайся повторить,
Не стесняйся и спросить.
Помни в праздники и будни –
Опыт – сын ошибок трудных.
Знай, во всём нужны терпенье,
Сила воли и уменье.
Век живи и век учись –
Вот такая наша жизнь.

Библиотечные тайны
Все сокровища народов,
Бриллиант родной природы,
Жемчуг мысли и мечты
Ловко в книгу внесены.
Мир загадок и открытий,
Исторических событий,
Тайны многих в мире стран
Открывает книга нам.
Волшебство народных сказов,Дик     обложка Планеты
Удивительных рассказов
И загадочных героев
Книга вам, друзья, откроет.
Книга учит нас дружить,
Восхищаться и любить,
Призывает к доброте
И духовной чистоте.
Только в ней находят дети
На любой вопрос ответы:
Как построить новый дом?
Почему грохочет гром?
Сколько лет живёт сова
И какой вес у слона?
Почему дожди идут
И куда ручьи текут?
Где Незнайка потерялся?
Отчего Петух зазнался?
Как Кащея победить?
С кем Матроскин хочет жить?
На любой вопрос на свете
Ты найдёшь в библиотеке.
К нам быстрей, дружлк, спеши
В книгу истину ищи!
Приглашаем! Приходите
И друзей своих ведите!
Здесь сокровище добра,
Знаний, мира и тепла!

Книжная страна
В этой сказочной стране
В длинных полках на стене
Срежь страниц живут друзья –
Это книжная семья:
Дед Хоттабыч с чудесами,
Дядя Стёпа с малышами,
Буратино и Пьеро
Поселились здесь давно.
Кибальчиш зовёт в поход,
На врага Гаврош идёт,Обложка   2
Чук и Гек к отцу спешат,
Лечит Айболит зверят,
Бумбараш несёт пакет,
А Незнайка шлёт привет,
Укатился Колобок,
Вырос в поле теремок.
Вот зубастый крокодил
В небе солнце проглотил.
Мишка из лесу придёт –
Миру солнышко вернёт.
Здесь и Пушкин, и Есенин,
Здесь Некрасов просит в сени,
Солженицын здесь живёт,
В гости Шолохов зовёт.
От былин до русских сказок,
От романов и рассказов,
Всё вместилось в стеллажи
Этой сказочной страны.
Что же это за страна,
Где находится она?
Открываем вам секрет –
Это мир библиотек!
И на всей большой Земле
Этот мир открыт тебе.
Ждёт читателей всегда
Наша книжная страна!

Удалые казаки
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут,
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитаютРостки Азова
И обычаи свои Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля — гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постоять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет —
Удивит любой народ.
Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне —
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка — вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

Заповеди казаков
(Вольное изложение заповедей донских казаков)
О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
На Дону и на Кубани
Казаки поныне славят
Свою волю, власть народа.
Соблюдают очень строго
Десять заповедей святых.
Изучи, дружочек, их.
Честь и имя казака
В жизни главные всегда.
С детства честью дорожи
И достоинство держи.
Коль не прав, так признавай,
Злобу в сердце не пускай.
Не завидуй и не льсти,
С высока всех не учи.
Над гордынею борись —
Если надо, то смирись.
Стойким будь везде, всегда.
Пусть открытая душазанимательная
Добродушием слывет.
Так казак всегда живет!
Есть у каждого права —
«Нет ни князя, ни раба».
Все равны в своих правах,
Но ответственны в делах.
Все, что принято на Сборе
Почитай своим законом.
Каждый вправе выбирать,
За других голосовать.
Если этого заслужит,
Атаманом может стать.
Каждый вправе говорить.
Только если строй стоит,
Командир имеет право
Слова лишнего лишить.
По делам лишь одного
О казачестве всего
Судит весь честной народ.
Так что помни наперед:
Честен будь при казаках,
Чист в поступках и делах.
Не прельщат тебя корысть
И стяжательство. Борись
За других и за себя.
Не буянь и не ругайся,
Не кури и не болтайся,
Будь прилежным и опрятным
И спиртным не увлекайся.
Бедным всюду помогай,
Руку страждущим подай.
Будь примером всем всегда —
Вот в чем участь казака!радуга
Стойким будь, служи народу,
Охраняя мир, природу.
За Россию честь свою,
Жизнь не грех отдать в бою!
Не для собственной корысти
Службу в жизни выбирай,
А служение Отчизне
За казачий долг считай.
Не твори себе кумира —
А борись за справедливость!
Веру в Бога почитай
И Россию защищай.
Слово дал — его держи,
Казачьим словом дорожи!
Помни, слово казака
Было верное всегда.
Лучше мудро промолчать,
Чем впустую обещать.
Ну, а если говоришь —
За собой всегда следи.
Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.
Мудрость старых казаков
Выше сотни гордецов.
Слово старших почитая,
Мы ошибок избегаем.
Пожилого казака
Почитай как за отца,
Престарелую казачку
Своей матерью считай.
Память предков сохраняй,
По обычаям решай.
Если в чем-то есть сомненья,
По обычаям народа
Лучше в жизни поступай.
Веры предков придержись,
За обычай свой держись.
Если трудно — погибай,
Но товарища спасай!лесные сказки
В службе, в доме, на работе,
На рыбалке, на охоте
Другу всюду помогай,
Если надо — выручай!
Век служи и век трудись —
Такова казачья жизнь!
Не гордись чужим добром,
А живи своим трудом.
Обеспечь свою семью,
Презирая лень свою.
Береги свою семью,
Почитай свою родню.
Святыня брака — есть семья,
Нос совать туда нельзя.
Старших в доме почитай,
Младших ты не обижай.
Чти отца и свою мать,
И воспитывай ребят
В духе предков-стариков
И старейших казаков.
Защищай свою жену —
Береги свою семью!
Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!

ДОНСКИЕ СКАЗКИ И БАЙКИ

    Донской край богат колоритом казачьего фольклора, сказками, легендами и байками. Николай Дик переложил малоизвестные казачьи сказки и байки на язык прозы с использованием самобытного донского говора. Захватывающие сюжеты, неожиданные повороты событий, яркие, но забытые страницы истории донского казачества, его обычаи и традиции – всё это отражено в книге Николая Дика. Мы знакомим вас с некоторыми из них, а прочитать все легенды вы сможете, взяв в библиотеке книгу Николая Дика «Донские сказки и байки».байки

ПОЧЕМУ ДОН ТИХИМ ВЕЛИЧАЮТ

    Ну что, ребятки, набегались, устали? Пора отдохнуть пол часика. Присаживайтесь поудобней. А я вам сказочку поведаю. Какую? Да разве в этом суть? Каждая сказка свой смысл имеет, свою особливую тайну хранит. Ее только слушать надобно научиться. Да ладно, вот послушайте внимательно и сами все поймете.
   В давние-давние времена, когда в наших местах только стали появляться первые жители, подслушали они от ветра буйного и речушек маленьких забавную историю про реку нашу славную. А было это приблизительно так.
    Гулял, как-то ветер буйный в чистом поле. Развеселился лихой непоседа, всю травушку к земле опустил, листочки с деревьев и кустарника посрывал, а вот волны реки широкой никак поднять не может. Разозлился ветер буйный, еще сильнее задул, а река наша как была спокойной, так и осталась.
    —   Все равно заставлю тебя волноваться! — воскликнул разозленный ветер. — Ничего не устоит перед гневом ветреным!
    А река ему спокойно и отвечает:
   —  Вот именно, что ветреным. Поэтому-то я и не волнуюсь, а жду, когда ты образумишься. Нельзя поддаваться силе гнева, надо вначале подумать сурьезно, а затем лишь принимать решение. Гнев делу не помощник. Не серчай, ветер буйный, а подумай вначале — кому от этого польза, что ты всю травушку в поле чистом помял да листочки с деревьев посрывал? Всему живому только печаль принес своей игрой ветреной.
    Призадумался ветер буйный, утих маленько и говорит реке спокойной:
   —  А ты права, река широкая. К чему без толку пыль в глаза пускать да травушку к земле гнуть, коль от этого никому толку нету? Мудрая ты, река, поэтому-то и тихая, спокойная. Впредь не буду тебя дразнить, а стану прислушиваться к твоему слову мудрому.
    Услышали этот разговор берега крутые и возмутились:
    —  И в чем же тут мудрость реки широкой? Вот мы, утесы крутые, давно ветра не боимся. Наши скалистые выступы и не такое видели. Никто с нами справиться не может.
    Промолчала река широкая, ничего берегам не ответила, только стала потихоньку подмывать песчаные основы скалистых откосов. День волнами тихими подмывает, другой день, третий... Через месяц один из обрывов трещину дал и обрушился в спокойные синие воды.
     —   Спаси нас, река широкая! — закричали остальные скалистые берега. — Так и мы погибнуть можем!
    А река наша им и отвечает:
    —  Не хвалитесь никогда своей силой немереной. Обязательно найдется в жизни кто-то сильнее вас. Гордыня разуму не товарищ. Не спешите хвастать своей неприступностью, найдется хитрец или льстец, который потихоньку подточит и вашу славу.
    Призадумались обрывистые берега и каменные утесы:
    —   А ведь правду ты говоришь, река умная. Не красным словцом хвастай, а делом доказывай. Вот какой урок ты преподнесла нам, впредь дружить с тобой станем и учиться твоему спокойному и тихому нраву.
    Рассмеялись быстрые небольшие речушки, что бегут с гор кавказских да из степей украинских:
    - Да как же жизнь прожить без удали и течения быстрого?! Кто быстр и решителен, за тем и слава поспевает. Вон сколько нас вокруг тебя, без нас ты бы и не выжила!
   -  Не спешите с выводом, речки дорогие и быстротечные. Доля правды в ваших словах имеется, но не всегда сходу дела делать надобно, подумать никогда не помешает. Буйна головушка не подруга уму-разуму.
   —   А что тут думать? — заурчали быстрым течением небольшие речушки. — Надо спешить жить, а то тоска душу съест.
    Не стала спорить с быстрыми речушками широкая река, а только запрудила некоторым дорогу и направила их русла в заводи широкие. Разлились реки в небольшие заводи, приутихли постепенно, заросли по берегам камышом высоким.
     - Выпусти нас, мудрая река, на волю. Поняли мы, что с ходу нельзя дела творить. Спешить всегда с умом надобно.
    - То-то и оно, мои верные подружки. Отвела вам природа раз в году весну буйную и скоротечную, вот и отыграйтесь во время весеннего разлива. А дальше — с умом к делу приступайте. Нельзя дела творить не обдумавши.
     Диву дивятся скалистые берега, ветер буйный и речки быстрые — откуда у реки широкой во степи ковыльной столько ума взялось?
    —  А уму-разуму меня жизнь научила, — отвечает им спокойно река широкая. — Век живи — век учись. Никогда не хвастай, что ты больше всех знаешь. Не спеши языком, а спеши делом. Не вступай в дело серьезное, не обдумавши его трижды. Вот и проходится мне нести свои воды тихо и медленно, чтобы успели мои волны подумать о житье-бытие да не натворили в дальнейшем глупостей необдуманных.
    Вот с тех пор и прозвали берега, реки и ветер ту реку широкую Тихой. А люди у тихой реки свои хутора поставили, рыбку из голубых вод ловить стали, стада овец и лошадей на берега выгонять, да и сами на крутых берегах то праздники стали устраивать, а то и просто ночные забавы.
    Со временем подслушали люди, как величает все живое по берегам тихую и разумную реку широкую. Так и среди людей прижилось название великой реки — «Тихий Дон», «Дон-батюшка» и «Дон-кормилец».
    Вот оно откуда ведется название Тихого Дона. Но это далеко не единственная сказка о нашем Доне-батюшке. Немного погодя я еще вам, ребятки мои родные, расскажу несколько очень интересных и поучительных. Хотите узнать, что на Дону у нас в старину говаривали? Так не спешите, погодите чуток. До новой встречи.

КОВЫЛЬ ДОНСКОЙ

     Какие уникальные уголки природы можно найти на земле Тихого Дона! Но ничто не может сравниться с красотой и загадочностью ковыльной степи донской...
    Давно это было. В те времена на зеленых полях и бугристых степях по берегам славного Дона Ивановича жили свободолюбивые и гостеприимные народы. В мире жили, любили свою землю, обживали уютные хижины, растили веселых ребятишек и охраняли свои земли от ворогов иноземных.
     Сколько богатств хранила в себе земля донская, сколько рыбы невиданной водилось в водах реки величавой! Много людей из самых разных стран прошли по этой красивейшей земле — торговцы и купцы, менялы и просто путешественники, вольные люди иноземные и лихие пройдохи из заморских стран различных. Никто из чужеземцев не мог остаться равнодушным к красотам этого края.
   Слава о земле и людях донских разнеслась по всему свету. А давно известно, что жадным богачам всегда чужое богатство жить мешает. Вот и задумал однажды жадный хан одного из чужеземных кочевых племен захватить эти земли. Снарядил он войско бесчисленное, вооружил его стрелами и пиками острыми и отправился в земли донские.
     А мирные жители ничего и не подозревали о коварстве соседнего ханства. Так же во чистом поле юноши пасли своих коней быстроходных, девушки прекрасные плели венки из цветов полевых, а старики грелись на завалинках возле хат своих ухоженных.
    Вдруг черные тучи затмили солнышко ясное — с четырех сторон надвинулись на степи донские войска кровожадные. Не успели люди добрые от ворога ненавистного укрыться, настигла многих смерть лихая во чистом поле. Спохватились добры молодцы, стали спешно дружины собирать и отпор неприятелю чинить. И опять многие полегли в неравном бою, но защитили своих матерей и девиц ненаглядных от ворога кровожадного.
    Не выдержала такого отпора нечисть поганая, отступила, а затем вовсе ушла с земли донской. Огляделись оставшиеся в живых донские жители — Дон Иванович помутнел от кровушки русской, поля бескрайние сплошь телами дончаков усеяны. Почти никого из мужчин в живых не осталось.
   Поднялся тогда по полю великий плач женский. Мечутся матеря по степям и полям, ищут тела своих мужей ненаглядных и сыновей. От горя неутешного сразу поседели они. Теребят свои волосы седые распушенные, бьются о землю донскую родимую. Криком и болью материнской, слезами горючими и печалью великой покрылось все побережье Дона Ивановича. Но не вернуть к жизни павших за край родимый.
   Не выдержал Дон Иванович горя материнского, поднялся во весь рост над полем брани и обнял всех матерей плачущих. Ушла боль материнская в волны Дона великого, только разлетелись по всем полям и степям донским седые материнские волосы. Страшная картина предстала перед Доном Ивановичем — сотни молчаливых глаз женских со слезами и распущенные седые волосы. Собрал он воедино все силы свои могучие, призвал на защиту своих берегов и вдов несчастных всех оставшихся в живых юных молодцев отважных. Как один встали они за землю донскую, за матерей своих и отцов, решили отомстить ворогу ненасытному и наказать хана жадного и беспощадного.
    Собрались они на ратный бой за правое дело, за честь донскую поруганную, за слезы материнские. И отправились походом великим на кровожадное войско ханское. Великая сеча прошла в тех краях дальних, но одержали победу казаки прославленные над ханом ненасытным. Многие не вернулись с той сечи невиданной. Но зато разнеслась по всему миру слава о защитниках земли донской. Никогда больше не решался хан со своим войском ходить на земли Дона Ивановича.
    А в родных краях встречали героев прославленных матеря, горем убитые. Не вернувшихся с поля битвы теперь не только матеря оплакивать стали, но и девушки юные, не дождавшиеся своих суженых. Не слышно было теперь криков по полям и степям бескрайним, только великий тихий плач стоял над всем Доном величавым. Поседели и девы юные от горя невыносимого. Распустились седые женские волосы по всей земле донской. Заколыхались бескрайние поля и степи волнами волос седых, словно море единое седое.
    Восстал опять во весь рост Дон Иванович и промолвил гневно слова пламенные:
   — Никогда и никому не победить моего народа свободолюбивого! Всяк, пришедший на берега мои, отсель отпор достойный получать будет. Не останутся не утешенными сердца женские, седые головушки матерей святых, вдов защитников моих прославленных и дев незамужних. Пусть в веках останется на моих берегах память о слезах материнских и девичьих, память о славе защитников земли своей родимой.
    Взмахнул Дон Иванович своими руками — рукавами рек всевозможных и малых речушек, в Дон впадающих. Покрылись мгновенно все поля и степи донские удивительной серебристой и бархатной травкой волнистой. Ни трава зеленая, ни кусты с листочками, а именно волосы седые и бархатные, нежные и волнистые.
    Вот так появилось на земле Тихого Дона это чудо невиданное — ковыль степной. Печальным и красивейшим ковром покрыл он поля и степи донские. Ни в каких других краях такой красоты неписаной не встретишь.
    До наших дней хранит земля донская память о подвиге первых защитников отчего края, память о седых женских волосах. Растет ковыль в степи непаханой на косточках защитников-мучеников. Поют над степями гимн песенный птицы полевые. Вечная тишина стоит в поле чистом. Ни одно животное, ни одна птичка не сорвет ковыль в чистом поле. А наступит пора, начнут разлетаться ковыль-волосы серебряные, вот тогда и собирать их можно птичкам небесным.
     Не принято у нас на Дону ковыль в букеты рвать и в домах ставить. Грешно это перед памятью предков наших. Вот и радуют глаз любого дончака и приезжего гостя серебристые поля ковыля донского. При малейшем ветерке начинают эти поля волнами играть в память о поступке Дона Ивановича, увековечившего таким образом слезы материнские и девичьи о своих павших за правое дело мужьях и женихах храбрых.
   Веками будет напоминать любому прохожему степь донская ковыльная о величии казаков донских, об их мужестве и отваге и о верности сердец женских. Серебрится поле ковылем бархатным, манит к себе тишиной и красотой несравненной, теребит душу людскую.
   Да, лучше земли Тихого Дона во всем мире не сыщешь, хоть всю землю необъятную обойдешь. А если прожил ты пару лет в чистом поле донском, то уж никогда не покинешь эти места магические. Вот такова она — земля Тихого Дона!

«ВИХОРЬ-АТАМАН»

     Вот ужо, брат мой, знаменита Россия-матушка именами казаков донских вольных. Увенчаны они славою в боях с неприятелем вражеским. Сколько баек да легенд народ русский о них сложил! Поди, всех имен-то и не упомнишь, а баек не перескажешь. Но вот всяк знает о подвигах Стеньки Разина да Кондратия Булавина, Ермака Тимофеевича да графа Орлова-Денисова, генералов Ивана Ефремова да Якова Бакланова. Но пуще всех почитают у нас на Дону бессмертную славу Матвея Платова — великого и прославленного вихрь-атамана.
   Да и я, брат мой, еще с детства тоже увлекся военными подвигами донских казаков. Был у нас на хуторе старик кривой. На одну ногу прихрамывал, вот его бабы хуторские и прозвали «кривым». Чудной такой, вот поболтать любил. Многие над ним подсмеивались. Гутарили, что свихнулся он, вот и мелет чепуху всякую. А мне-то, мальцу любопытному, все в ту пору интересно было. Дай, думаю, спытаю я того старика, о чем он это народу байки рассказывает. Вот и пришел к нему однажды в хату на вечерю. Да и повод тут как раз случился выгодный — на хуторе старых казаков-вояк чествовали. Вот и просидели мы с ним до полуночи.
    Так вон оно дело-то как было. Дед-то оказался не только старым воякой, но и знатоком баек казачьих. Особливо про войну 1812 года много рассказывал. Ну моему любопытству тут предела не было:
     —  А откуда Вы, дедуля, все эти байки знаете?
     А он на меня зырь глазками лукавыми, да и ответ держит:
     —   А вот когда мне столько годков было, як тебе ныне, мой дед и сказывал все эти байки про подвиги донских казаков в заграничных походах 1812-1814 годов. А откуда дед-то знал все это, мне неведомо.
     Замолчал я, чтоб дедочка того не раздратовать (рассердить, вывести из себя – донской говор), и стал внимательно его слухать. Так вот как сейчас помню все байки того деда. Ну, может, что и призабыл за полвека, да то не страшно... Ешо интересней будет. Так вот слухай сюда, брат мой, как все дело-то было...
      Дончаки наши в Отечественную войну 1812 года прославились на весь мир своими подвигами бесстрашными. А честь и хвала им такая благодаря нашему прославленному графу Матвею Ивановичу Платову, атаману Всевеликого Войска Донского. Конные его казаки не только по всей России-матушке прошлись, изгоняя француза ненавистного, но и по Европе прокатились победным маршем. А Платов-то наш ешо до этих годков себе славу невиданную заслужил с казаками нашими донскими в десятках походах русской армии во всех кампаниях военных русской армии. Орденов ужо у атамана було — видимо-невидимо! Сам ампиратор российский Александр Первый его возлюбил, як брата родимого. Вот оно как! «Ни хвост собачий, а казак донской», — поговаривали на Руси в те времена давние, сравнивая ампиратора французского Наполеона с нашим прославленным Матвеем Платовым.
    - Да ты далее слухай... С начала 1813 года понеслась казачья конница атамана Платова по всей Европе, освобождая один за другим города по земле немецкой и французской от ненавистной армии Наполеона. К весне уже полЕвропы освободили дончаки от француза. Александр Первый опять любимца свого наградить намеревается. А тот от скромности возьми да и намекни:
    — Да ты, государь мой, лучше казаков донских похвалой удостой, чем меня одного к наградам представлять.
   Смутился российский ампиратор, призадумался. А через месяц, 13 апреля 1813 года, в своей главной квартире в Дрездене издает знаменитый «Высочайший манифест с изъявления Монаршей признательности Войску Донскому за его заслуги в Отечественную войну», текст коего и поныне почти каждый знатный казак на Дону помнит.
    В середине сентября разбил Иван Матвеевич у Альтен-бурга немецкого французский корпус Лефевра и преследовал его до самого города Цейца. В начале октября в знатной битве под немецким Лейпцигом, за что от ампиратора Александра получил высшую награду российскую — орден Святого Андрея Первозванного. К середине октября снова поразил остатки армии Лефевра под Веймаром, а потом помог баварскому корпусу генерала Вреде удерживать француза у Ганау. 20 октября Платов занял Франкфурт-на-Майне, в котором и разместилась главная штаб-квартира глав союзных государств. Российский ампиратор Александр Первый опять Платову награду метит. А наш атаман хоть и в дружбе с ампиратором ходил, все равно оставался скромным воякой.
    —  Да будет, Ваше величество, — говорит Платов. — Ужо и цацки эти вешать некуда. Пущай моих казачков награждают — они славу-то русской армии завоевывают.
    Дивится Александр Первый такой скромности и приказывает наградить донского генерала бриллиантовым пером с вензелем самого ампиратора и лаврами для ношения на шапке.
    —  Коли у тебя, любезный Иван Матвеевич, на груди места для ордена моего не найдется, так носи его на кивере своем атаманском, чтоб издалека видна была слава твоя, отмеченная нашим ампираторским велением.
     Вот, говорят, как оно было. А что нашему атаману сделается? Он на эти цацки ноль внимания, ему бы с шашкой на коня любимого да в бой смертельный с неприятелем. А конь у него в аккурат был знатный, Леонидом звался... Из наших донских рысаков, пол-Европы на нем Матвей Иванович промчался. Были и другие боевые кони, но уж больно люб атаману именно Леонид был. Так вот оно как было...
     Да ты сюда слухай, брат мой, дальше ешо антересней! Не мог долго сидеть без дела Матвей Иванович подле ампиратора. Рвался в бой прославленный дончак! И вновь его легкие конные казачьи отряды увенчали себя славой немеркнущей при Лаоне и Эпинале, Шарме и Немуре, Арсисе и Сезоне (старинные названия французских городов). За такие быстрые набеги; и неминуемые быстротечные победы не только среди своих казаков, но и по всей Европе стали называть графа Матвея Ивановича «вихорь-атаманом»: налетит с казачьей конницей как вихрь в поле, разобьет мгновенно неприятеля да и исчезает моментально, прихватив пленных да вооружение неприятельское.
     Вот так и вошел наш прославленный атаман со своими казачками в Париж. Ужо сколько тут радостей было! Дамочки французские казачкам Донским глазки строят, а они — ни бровью, ни усом! Гордые казаки наши донские! Расположились на знаменитых парижских Елисейских полях да и повели в Сену донских скакунов поить. Так что, брат мой, донской казак еще в давние времена в Париже с конем своим верным расхаживал.
     А Александру Первому самому шикануть перед парижанами хочется. Устраивает он смотр военных войск российских в центре Парижа, а впереди казаков платовских выстроить повелевает. А дед кривой мне тогда еще сказывал, что казачьи полки в те времена назывались в честь героев различных или командиров полков. А фамилии-то донские тогда странные были, все на поповский манер смахивали. Так вот, принимает российский ампиратор Александр первый парад от самого Матвея Платова, а тот и представляет ему свои войска:
      —   Полк, Ваше Величество, атамана Дячкина... Полк генерала Дьячихина... Сотня Дьякова... Полк капитана Дьяконова... А это полк Попова 8... отряд Протопопова... полк Апостолова...
     Молча и с гордостью приветствует Александр полки казачьи. Вот и к последнему подходит:
     - Полк Попова 13, Ваше Величество! — громко представляет Матвей Иванович.
     - А где же полк Иисусов? — удивленно и с ехидством вопрошает ампиратор Платова.
     - Не успели сформировать, Ваше Величество, военная кампания закончилась!
     Вот он каков был, наш атаман, никто не мог с ним соперничать в находчивости казачьей и смекалке полководческой.
    После этих событий графу Матвею Платову поручено было сопровождать с группой своих офицеров Александра Первого в Англию, в стольный град союзников — Лондон. А слава наших казаков и там гуляет по всем городам и селениям. С особыми почестями встретила английская знать российского ампиратора-победителя. Но не успел атаман Платов спуститься с трапа корабля, как народ английский подхватил его на руки и понес вслед за миссией Александра Первого.
     — Да будет вам, братушки, отпустите, Богом прошу! Не пристало казаку на руках ездить, он в седле сидеть должен, — взмолился Матвей Иванович.
     Опустили на землю, цветами закидали. Сел Матвей Иванович на свого любимого коня и последовал за ампиратором. Сказывают, что после этого случая этот корабль переименовали именем графа Платова. Что тут началось! Лондонские дамы мечутся, места себе не находят, каждая к ноге Платовской прикоснуться мечтает. Кто-то прямо на ходу отрезал от кончика конского хвоста коня Платова кисточку, и мигом она по волоску разошлась по дамам, которые уже к вечеру конские волоски себе в головные уборы повтыкали.
      А в центре города в апартаментах лондонских правителей Александру Первому и Платову прием устроили, подобного еще долгие годы в Европе не слыхивали. Принц тамошний, восхищенный конем Платова Леонидом, получил атаманского любимца в подарок. Английский принц, в свою очередь, одарил Матвея Ивановича своим портретом с бриллиантами на орденской ленте.
     А во всем Лондоне проходили ликования величайшие. В лавках самые знатные вещицы выставляли да английский фарфор расписной изысканный. На одном из приемов Александр Первый не мог удержаться от слов восторга от английского фарфора. А Матвей Иванович, подкручивая свои усы, усмехнулся да и выпалил государю:
     — Да наши тульские мастера не токмо такое, еще лучшие вещи смастерить могут.
     Подивился Александр словам Платова. Старик кривой вот сказывал, что по этому поводу байки стали сказывать про тульского Левшу, но он в них не верил. А кто его знает, могёт, и правда именно после этого атаман Платов разыскал в Туле трех мастеров, один из которых и подковал английскую блоху-игрушку на четыре подковы. Брехать не стану, чего не знаю — того не знаю.
     А после поездки с ампиратором в Лондон Матвей Иванович на Дон воротился. Вот ужо ему встречу в родном Новочеркасске устроили! Весь город вышел встречать прославленного донского атамана. Ликованию предела не было! Всюду слышались восторженные возгласы: «Браво нашему Платову! Ура вихорь-атаману!»
      Вот оно как дело повернулось. Знать, было за что славу великую воспеть донскому казачеству в Отечественной войне 1812 года да предводителю его Матвею Ивановичу Платову — воистину вихорь-атаману.
      Да и ты, друг мой, не смей забывать о подвигах наших предков. Пусть многие воспоминания в байки казачьи вылились, но, знать, повод-то был для этого. В каждой байке большая доля правды имеется. На то они и байки — память русская о своих героях прославленных.

ЛЕГЕНДА О КИРИЛЛЕ И МЕФОДИИ

     Велика наша Русь-матушка. Много в ней народностей разных проживает. И у каждого народа свои легенды имеются. Вот еще одну легенду рассказать хочется.
    Издревле на Руси нашей земли по-разному назывались. Каждый район или область свое название имели. Сейчас таких названий нигде и не встретишь. А вот на берегах Дона давно когда-то Хазарское царство имелось. Чудное название, да суть-то не в этом. Проживали на Дону люди православные, Бога почитавшие. Но в некоторых городах старинных люди и другой веры жили. Богачи всеми людьми простыми управляли, заставляли их на себя работать. Так уж повелось — у кого богатство и знатность, у того и сила с армией. Богатые любые законы могли придумать, чтобы оправдать свои дела беззаконные против людей обычных. Что богатые скажут, то и за правду принималось. А почему так получалось? Да потому, что богатые грамоте обучены были, а людям простым та грамота неведома была. Легко грамотным богачам безграмотным народом управлять было.
    Вот и призадумались два священника из церкви православной и христианской Кирилл и Мефодий создать свою грамоту — азбуку русскую. Ведь когда появится азбука единая для народа русского, то и научить их читать по той грамоте можно будет. Обучившись грамоте, бедные люди знать больше будут. А если книги начать печатать, то грамотных гораздо больше будет.
    Конечно же, такие мысли Кирилла и Мефодия не по душе богатым были. Так вот в чем дело-то... В те давние времена случайно на Дон попали на несколько дней Кирилл и Мефодий, славянские первоучителя и святые православной и римско-католической церкви. Вот с их пребыванием на берегах Тихого Дона и появились разные легенды народные. Понравилась мне одна такая легенда, я и хочу ее поведать. Может быть, что-то я уже и сам придумал, но главное — это то, о чем я еще в детстве слышал.
    Так вот как дело было. Пришли Кирилл и Мефодий в один старый город и решили встретиться с знатью местной. А слава уже по всему свету о их деяниях ходила, так что власти местные приветливо встретили знаменитых православных старцев.
     Собрались все местное духовенство и знать городская в богатом доме, пригласили они на встречу известных просветителей и решили побеседовать с ними. Правитель города приветствовал гостей и стал расспрашивать братьев о целях визита. Первым взял слово Кирилл:
   —  Дорогие братья! Богом нашим, Пресвятой Девой Богородицей дано нам благословение совершить сей проход через земли ваши. Видно, так угодно нашему Господу Богу, чтобы посетили мы и ваш славный град. Слышали мы от греков о вашем городе и не замедлили посетить его.
    Кирилл в своей речи назвал город.
    —   Но, любезный Кирилл, ты явно ошибаешься. Наш город носит другое название.
   —  Нет, я не ошибся, — спокойно ответил святой старец. — Уже много лет Богом уготовано заниматься нам не только прославлением Слова Божьего, но и изучением азбук греческих и иноязыческих. Так вот, на греческом языке ваш город именно так называется.
    Удивленная знать не только не стала спорить с мнением Кирилла, но и поразилась его знанию различных языков. Незнакомое произношение их города пришлось по душе многим присутствовавшим. А в разговор вступил Мефодий:
     —  Суть любого слова, произнесенного устами нашими, должна носить суть ума нашего, благословленного Богом. Не говори то, что не идет на благо Господне, не смей мыслить о дьявольском, и тогда слава великого ума разнесется о тебе по всей округе. Но не только говори богоугодное слово, умей и записать его на языке Божьем.
     Такие речи еще больше удивили знать и привели в некоторое замешательство.
     Но у нас в городе проживает несколько народностей, почитающих разные верования. Как можно говорить лишь те слова, которые только угодны Богу? — удивленно спросил правитель крепости.
     Не важно, кто ты в лице и в одежде, важно, кто ты в духе и в слове, — невозмутимо ответил старец. — Ибо так учил нас Господь Бог, и кто не последует слову Божьему, тот в будущем будет раскаиваться.
     - Ты о чем-то хочешь нас предостеречь? — взволнованно переспросил правитель.
     - Да, именно так я и говорю вам. Если вы не придете в согласие с Богом, не найдете в своих сердцах успокоения и единоверия, то будущее города не может быть светлым, пусть даже в сие время он процветает и утопает в роскоши.
      Присутствовавшие зашумели, стали тихонько переговариваться и шептаться.
      - Так как нам поступить? — уже более строго спросил правитель.
     - Никто, кроме Бога Всемогущего, не может приказать вам. Но я повторяю, что слава Его не только в деяниях, но и помыслах о светлом будущем каждого, признающего Его Слово.
    - Но как познать Слово Господне простому горожанину? — возмутился один из духовников. — Святые книги доступны только святому духовенству! Что будет с Библией, если держать ее в руках будет каждый невежда?
     - В твоем вопросе, брат мой, заложен ответ. Чтобы донести Слово Божье до каждого горожанина, до каждого простого человека — купца или ремесленника, торговца или скотовода, надобна письменность. Для письменности надобна азбука с буквами его языка. А написанную книгу можно перевести затем на любой язык. Отсюда надо постичь искусство размножения книги, чтобы она стала доступна каждому. Вот это вторая сторона нашей миссии.
     - Не быть сему, чтобы каждый ремесленник читал книгу! — закричал духовник. — Знания переданы нам предками, и никто не смеет знать то, что знаем мы — отцы Церкви святой!
      Шум в зале заглушил последние слова священника из города. Мефодий поднял руку и попросил жестом всех успокоиться.
      —  Гордыня ваша затмила и ум ваш, и сердце, — спокойно продолжил он. — Пока человек не научится сам постигать истину в Слове Божьем, пока не овладеет грамотой, он не научится управлять и сердцем своим, и деяниями. Книга — источник всех знаний людских, которые с глубокой древности накопил род человеческий. Не будьте так бессердечны к своему народу, не утопайте в собственной славе, ибо она краткотечна, как жизнь одного человека. А жизнь человеческая вечна, как и слава Божья.
     - Преклоните колени перед Богом и молите его о великом разуме, позволившем вам понять и силу писаного слова, и славу Господню. А коли не постигнете этого, не видать славы вашей не только в пространствах Хазарии, но и за пределами города вашего. Да и будущее вашего города видится нам тогда в тумане и вечном мраке.
      Не приняли богатые правители города слова Кирилла и Мефодия. Не стали они спорить с богачами, а ушли с миром. Но через пару десятков лет в городе поднялось восстание. А тем временем и иноземные захватчики напали на город. Так и разрушили они город тот. Сбылось предсказание святых первоучителей русских.
     Вот с тех пор, говорят, и пошла по земле донской легенда о том, что и на берегах Тихого Дона люди стали понимать силу печатного слова, силу азбуки и книги печатной. Теперь уж никто не помнит, как на самом деле все это было, но зато никто не сомневается в силе книги. Ничто не сравнится с тем, что написано и прочитано. Коли слово то от Господа нашего, то сила в нем великая.
     Так что, дружочек, учись грамоте и тогда поймешь силу слова написанного. Одно дело — языком владеть, а совсем другое — письменным словом!

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ СИДЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО

      Да, вот о чем, братцы мои, забыл я вам поведать. О святынях наших донских. Казаки православные издревле почитают иконы святые. Так ужо у нас на Дону водится.
      Много на земле донской святынь, почитаемых казаками вольными. В верховьях — одни святыни, в низовье — другие. Помнится, еще в малолетстве бабка мне сказывала об особых азовских святынях. Антересно так сказывала, что до сих пор помню. Вот и вам, детки мои родненькие, хочу поведать.       Коли что не так расскажу, то ужо не обижайтесь — что-то и сам немного прибавил, что-то забыл малость. А что получится из этого — судить вам, братцы мои.
      Так вот как оно то дело было. Сказывала бабка моя, что в давние времена в Азовской турецкой крепости не только турки проживали, но и торговцы венецианские, и люд православный. Давно это было. Выстроили они в той крепости и церковь православную в честь святого Иоанна Предтечи. Покровительствовал святой жителям православным. Но не люба была туркам мусульманским вера наша православная. Стали изживать они русских из стен крепостных. А казаки низовые не хотят мириться с волей хана турецкого. Порешили они отвоевать у турок ту крепость Азовскую.
    Так вот, сюда слухай. Кажись, то было в 1637 году. Собрали казаки донские с разных уголков Дона войско казачье да и отвоевали у турка ненавистного Азовскую крепость. Обустроили на скорую руку быт свой и стали к обороне готовиться. Понимали казачки — не смирится хан турецкий, решит отбить свою крепость. Уж больно выгодное положение она занимала в низовье Дона, все пути в море Азовское только через нее пролегали.
      Так вот, стали казаки стены крепостные укреплять и ежедневно молились в церкви Иоанна Предтечи о помощи Всевышнего. Укрепили стены, а тут и турок поганый со своим войском подоспел. Великое осадное сидение казаков донских началось. С обеих сторон пушки палят ежечасно. Жены казачьи наравне с казаками осаду держат.
      Ни часа спокойного нет, ни минуты мирной. Стон стоит в крепости, гул и смрад нечеловеческий.
     Обратились все жители православные с молитвами к небесам обетованным о помощи. Не от кого больше помощи ждать — никто из крепости выйти не может, чтобы весточку царю-батюшке отправить. Совсем туго защитникам крепости Азовской стало. Ночи целые в молитвах проводят. Престолы в церквах Иоанна Предтечи и Николы Угодника осквернены турецкими снарядами, подворье монастырское разрушено почти полностью, а служилые монастыря почти все пали от рук неприятельских. Воздух над крепостью с гарью перемешался, жены мужей своих лишились, матеря — сыновей ненаглядных. От плача вдовьего и рыдания великого вся земля христианская стонет. Отцы церкви успокаивают казаков:
     — Не предавайтесь отчаянию, братья казаки, отгоните всякий страх от себя, не тронет вас никакой басурманский меч. Положите упование на Бога нашего, примите венец от Христа нетленный. А души ваши примет Бог в обители святой.
     Так оно и случилось. Однажды утром перед стражами крепости картина открылась невероятная. Видят со стен казаки, как с небес спускается дева в одеяниях белоснежных. А от девы святой свет такой яркий исходит, что пере-пужались все турки, осаждавшие крепость. Кто лицом вниз на землю нашу упал, а кто вообще с поля брани сбежать поспешил.
     Поняли азовские казаки, что пришла им на помощь Пресвятая Богородица. Вознесли они руки к небу и восславили Господа Бога. А хан турецкий, супостат мусульманский, пуще прежнего повелевает своим янычарам палить из пушек по осажденным. От разрывов снарядов и от голода сплошного совсем изнемогать казаки в крепости стали. Вновь с молитвами к Пресвятой Богородице обратили свои взоры. Смотрят сторожевые казаки со стен крепостных и глазам своим опять не верят: обращается дева святая к хану турецкому:
     — Доколь ты будешь измываться над душами православными? Убирайся с земли православной! Не отступишь от стен крепости, святое войско заступится за души православные.
     В тот самый час потекли на образе Ивана Предтечи в церкви полуразрушенной из очей его слезы обильные. Слезами Предтеча оплакивал души казачьи. И увидели еще служилые церкви лампаду у его образа, слезами наполненную. А через час появился на поле под стенами Азовской крепости воин в одеяниях белых и с мечом огненным. От меча святого полегло войско турецкое почти полностью. Неожиданностью стало для турок с крымцами да ногайцами появление посреди поля битвы мужа храброго и юного с мечом обнаженным и множество басурман поражавшего. А казаки и не сомневались, что теперь на помощь им пришел не кто иной, как сам святой Иоанн Предтеча.
     Великая смута наступила в войсках турецких. В замешательстве турки и отступили от стен на несколько дней. За это время казаки в крепости успели раны перевязать раненым да укрепить стены разрушенные. Так и держали казаки донские великую оборону крепости Азовской до самого 1642 года.
О подвиге том слава казаков донских разнеслась по всей Руси необъятной. Токмо не надобна было еще та крепость царю русскому. Вот и пришлось оставить казачкам азовским крепость и ждать, пока к стенам Азова новый царь русский — Петр Алексеевич придет. И вновь, даже с первым русским флотом, родившимся именно под стенами Азова, пришлось царь-Петру дважды осаждать крепость турецкую.
     Так тут, братцы мои, ешо одно чудо произошло. Это я уже от деда свого слыхивал. Так вот что он мне сказывал еще в малолетстве. Будто после взятия крепости Азов Петром Алексеевичем он лично осмотрел церковь разрушенную и увидел под руинами случайно икону ту святую, что слезами омывалась в пору осадного сидения. Как тут казакам не считать это святым предзнаменованием! По велению самого Петра и была написана вторая икона святая во имя Пресвятой Богородицы.
     Вот оно как дело было, старики сказывают. Вот с тех самых пор и стали в Азове две святыни самые почитаемые народом православным — иконы святого Иоанна Предтеча и Азовской Божьей Матери. До наших дней почитает православный люд донской святую помощь казакам азовским икон Божьих.
     Вот как чтят у нас на Дону святыни древние православные. А иначе и быть не должно — православные казаки и Богу славу воздают, и честь свою казачью оберегают.

Легенды Тихого Доналегенды

     Многогранна и противоречива история Дона. Десятки лет учёные и краеведы пытаются разгадать её загадки, но до сих пор остаются непрочитанными многие странички истории этого удивительного края. Сколько тайн хранит в себе земля Тихого Дона о живописных уголках природы, малоизвестных фактах из жизни прославленных донских казаков, легенд и баек о подвигах донского казачества. Именно об этих малоизвестных исторических фактах, непрочитанных страницах из биографий героев Дона и повествует в своих рассказах поэт и писатель Николай Дик. Захватывающие, порой почти детективные сюжеты, неожиданные повороты событий, малоизвестные факты и имена, забытые обычаи придают произведениям неповторимый колорит исторического прошлого донского края. Автору удаётся увлечь читателя загадками, легендами и тайнами Дона-батюшки, неразрывно связанными с историей великой России.
     В легенде «Две сестры» живописно рассказано об окаменевших двух дочерях-красавицах казака Гребенникова. Легенда «У берегов Казачьего ерика» повествует о хранимых казачьих секретах речных протоков «ериков». В рассказе об олене, пронзённом стрелой, раскрывается происхождение символики герба Войска Донского. История «Диадемы сарматской жрицы» рассказывает о драматической любви сарматских жрицы и жреца.