Лясковская, Н.В. Православные святыни России / Н.В. Лясковская.- М.:РОСМЭН, 2016.- 80 с.: ил. – (Моя Россия). (6+)

    Святыней становится то, что имеет особенное значение для истории и культуры народа. Святыня важна и для одного человека, и для целой страны, и для всего мира. Православные святыни ценны для многих россиян, ведь большинство населения нашей страны — православные христиане. Это не только русские, но и карелы, коми-пермяки, чуваши, якуты, осетины и другие народы. Единство веры и православные святыни помогают народам сплотиться и установить прочные духовные связи. Россия с древних времён славилась красотой храмов и их убранством, оформлением иконостасов. И храмы, и иконы, и мощи святых относятся к православным святыням. Немало почитаемых христианами предметов, мощей и объектов, связанных с событиями прошлого, с жизнью Иисуса Христа, Богоматери и святых, находится в музеях Кремля — Оружейной палате и Успенском соборе.

Храм Христа Спасителя МоскваХрам Христа Спасителя, г. Москва

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

   Храм — это место, где проходят богослужения, молятся верующие, совершаются таинства. Снаружи при входе в него устроена паперть — крыльцо. Православный храм делится на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. Притвор расположен в западной части храма. Оттуда дверь ведёт в среднюю часть храма, где расставлены подсвечники, а на стенах висят иконы. Алтарь — это главная часть храма.
   В нём священнослужителями совершаются важные части богослужения. Там находится самое святое место храма — престол. Алтарь расположен выше всех остальных частей храма.

Иконостас собора А. Невского в Нижнем НовгородеИконостас собора Александра Невского в Нижнем Новгороде

ИКОНЫ. ИКОНОСТАС

    Иконостас – это перегородка с иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. В иконостасе несколько рядов икон, и все иконы расположены в строгом порядке.
     В иконостасе трое врат. Самые большие – средние (Царские) врата. Со стороны алтаря у Царских врат висит завеса. По ходу Богослужения она открывается или закрывается. На створках Царских врат изображены Благовещение  Пресвятой Богородицы и четыре  евангелиста – апостолы Матвей, Марк, Лука и  Иоанн. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, а слева – икона Божией Матери.
    Южная дверь – направо от иконы Спасителя, а северная – налево от иконы Божией Матери. На этих боковых дверях прихожане видят либо архангелов Михаила и Гавриила, либо диаконов-мучеников Стефана и Лаврентия, либо первосвященника Аарона и пророка Моисея. Остальные иконы в местном ряду, как правило, местночтимые. Поэтому этот ряд и назван местным.
   За боковыми дверями иконостаса – иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя – храмовая. На ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
   Во втором ряду иконостаса находятся иконы деисусного чина. Это главный ряд иконостаса. Слово «деисус» в переводе с греческого означает «моление».
    В центре деисусного ряда всегда икона Христа. Чаще всего «Спас в силах» или «Спас на престоле», а при поясном изображении – «Спас Вседержитель». Справа и слева находятся иконы предстоящих и  молящихся  Христу. Слева – Богоматери, справа – Иоанна Предтечи, а потом архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла.
   Третий ряд иконостаса – праздничный. В нем – иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников.
    Четвертый ряд иконостаса – пророческий. В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где приводятся цитаты их пророчеств.
    Пятый ряд иконостаса – праотеческий. В нем иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей – Адама, Евы, Авеля.
    Центральная икона ряда – «Отечество» или «Троица Новозаветная».
    Завершается иконостас крестом или иконой Распятия.
    Иконой называется священное изображение лиц  или событий библейской или церковной истории.
   Иконопись – вид живописи для создания священных изображений. Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов.

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ  НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ  НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

 ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ  НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

    У этого святого много имен: Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, святой Николай Мирликийский, святой Николай из Бари. В христианстве он почитается как чудотворец. Количество посвящённых ему храмов и икон очень велико.
    Святой Николай жил во время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана — наиболее яростных гонителей христиан. Его родина — городок Патара в Малой Азии. Почти всю жизнь он прожил в городе Миры в Ликии, там же принял сан архиепископа Мир Ликийских. Святитель Николай не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темнице, защищал от неминуемой погибели, исцелял от тяжких болезней.
    Умер святитель Николай в середине IV века в глубокой старости. Его нетленные мощи источали чудесное миро (ароматическое масло).

ИКОНА ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА

ИКОНА ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА

     Христианский святой Пантелеймон родился в Никомидии (древний город в Малой Азии). Он был хорошим врачом и посвятил жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Пантелеймон безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников. Страждущих он исцелял не только лекарствами, но и призыванием Господа Иисуса Христа. За это император Максимиан подверг святого истязаниям, а потом повелел отрубить ему голову. Глава святого хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме его имени.
    В Никомидии накануне 9 августа — дня памяти святого великомученика — совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого.
    Икона святого Пантелеймона защищает верующих от бед и болезней.
   Почитание святого великомученика Пантелеймона в Русской православной церкви известно с XII века. Великий князь Изяслав (в святом крещении Пантелеймон) носил изображение великомученика на боевом шлеме, и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеймона русские войска под командованием Петра I одержали две морские победы над шведами: в 1714 году у мыса Гангут (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах).

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «ВЛАДИМИРСКАЯ»

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «ВЛАДИМИРСКАЯ»

   Икона Божией Матери «Владимирская» относится к группе икон «Умиление». Младенец на ней припал щекой к щеке Матери, оба они полны нежности и любви... Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон «Умиление» в следующем: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна ступня с пяточкой. Лицо Богородицы печально: она знает о том, что предстоит её сыну. В знак этого на обороте иконы изображены предметы, которыми мучили Христа перед казнью.
   Среди Богородичных икон наибольшее число чудотворных: по молитвам верующих перед ними происходят чудеса. Один из первообразов Божией Матери — Владимирская икона. Она написана Лукой — автором одного из Евангелий и Деяний святых апостолов.
    По преданию, он изобразил Богородицу на доске от стола, за которым трапезничало Святое семейство: Младенец Иисус, Дева Мария и Иосиф Обручник.
   До 450 года икона находилась в Иерусалиме. Потом её перенесли в столицу Византии Царьград (Константинополь). А в начале XII века патриарх Царьграда переправил её в Киев, в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона оказалась в женском Богородичном монастыре близ села Вышгород. Князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир. Там в 1160 году он построил собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы и поместил икону в нём. В 1146 году она сопровождала князя в победоносном походе против волжских булгар.
    В 1395 году икона была перенесена в Москву и помогла спасти город от нашествия Тамерлана. На месте встречи — «сретения» — иконы москвичами основан Сретинский монастырь. А в 1521 году молитва москвичей перед иконой спасла город от нашествия татар под предводительством крымского хана Махмед-Гирея. Войско хана без видимых причин повернуло обратно, не дойдя до Москвы.
     Сегодня икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «КАЗАНСКАЯ»

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАЗАНСКАЯ»

   В 1979 году, вскоре после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным, пожар поглотил половину Казанского кремля и прилегавшую к нему часть города.
   Девятилетней девочке Матроне во сне трижды явилась Богородица. Она велела откопать её икону на пепелище сгоревшего дома. В видении Богородица повелела девочке сообщить архиепископу и градоначальнику, чтобы они забрали икону из земли. При этом было указано место нахождения иконы. Матрона рассказала всё матери. Голос во сне предостерёг девочку: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Мать отвела дочку к воеводам и архиепископу, но те не поверили рассказу. Тогда мать самостоятельно, по указанию Матроны, стала рыть землю. Икона не обнаруживалась. Только когда у того места, где в доме была печь, начала рыть сама Матрона, показалась тряпица — ветхий рукав мужской рубахи. В него была завёрнута икона.
   Архиепископ Казанский с духовенством совершил к месту явления иконы крестный ход. Святыню перенесли в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем церкви был священник Ермолай. Впоследствии он стал митрополитом Казанским, а потом Патриархом всея Руси Гермогеном и погиб в Смутное время, отстаивая на Руси православие.
   После торжественного молебна икону понесли в Благовещенский собор. При следовании туда больные получали от иконы исцеление. Например, Иосиф, который был слеп три года, прозрел.

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»

   Икона Божией Матери «Знамение» принадлежит к иконописному типу «Оранта». С латыни «оранта» переводится как «молящаяся»: Богородица изображается на иконах этого типа с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, ладонями наружу.
    Сообщения о чудесах, происходящих на Руси по молитвам перед иконой Божией Матери «Знамение», относятся к XII веку. Известны многочисленные списки с этой иконы. Некоторые из них почитаются как чудотворные. Они называются по месту, где свершались чудеса: Абалакская, Курская-Коренная, Серафимо-Понетаевская. Как правило, все факты о свершившихся чудесах записываются в особую книгу, которую ведут церковнослужители того храма или монастыря, где находится икона.
    30 сентября — 11 октября 2009 года список иконы Божией Матери «Знамение» сделал 176 витков вокруг планеты Земля на российском космическом корабле «Союз ТМА-16». Облёт проходил в рамках проекта «Православная экспедиция» по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Так состоялся первый в мире «крестный ход» вокруг Земли!

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»

    Державная икона Божией Матери явилась крестьянке Евдокии Андриановой в день отречения царя Николая II от престола. Пречистая Богородица пришла к ней во сне, повелев найти «чёрную» (старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Евдокия рассказала о видении настоятелю церкви. После долгих поисков в церковном подвале среди рухляди была найдена икона. На ней Матерь Божия величественно восседала на царском престоле с Иисусом на коленях. Она была одета в царскую мантию, на её голове сияла корона, в руках были царские регалии: скипетр и держава. Икону стали называть «Державной». Евдокия признала в ней икону, виденную во сне.
    Когда-то икона Божией Матери «Державная» принадлежала Вознесенскому женскому монастырю Москвы. В 1812 году, в связи с приближением к Москве войск Наполеона, икона была отправлена на сохранение в церковь села Коломенское. Теперь она находится в церкви Казанской иконы Божией Матери.

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «ДОНСКАЯ»

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ «ДОНСКАЯ»

    По одной из версий, икона была написана по заказу великой княгини Московской — супруги Дмитрия Донского — на молитвенную память о воинах, погибших в Донском побоище 1380 года на Куликовом поле. В 1552 году Иван Грозный молился перед иконой в Успенском соборе Коломны накануне выступления против Казанского ханства.
   После победы она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1591 году войска крымского царевича Нурадина и его брата Мурат- Гирея подступили к Москве. В городе был совершён крестный ход, а в день битвы икону поместили в походной церкви среди воинских рядов. Монголо-татары обратились в бегство. На месте, где стояла икона, был основан Донской монастырь. Чудотворный список XVI века с Донской иконы находится в Большом соборе Донской обители, а первообраз — в Третьяковской галерее.

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ  «ИВЕРСКАЯ»

ИКОНА БОЖИЕИ МАТЕРИ  «ИВЕРСКАЯ»

   Иверская икона Божией Матери — величайшая святыня Иверской обители на Афоне (святая гора в Греции).
   В царствование Алексея Михайловича в XVII веке архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился в Иверский Афонский монастырь с просьбой прислать копию чудотворной иконы.
     Точный список с иконы был привезён в Москву в 1648 году и помещён в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь. Русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда крестились перед этой иконой. После революции 1917 года часовня была разрушена, а икона пропала. Теперь часовня воссоздана и хранит новый список Иверской иконы Божией Матери, привезённой с Афона в 1995 году.
    Патриархом Никоном на Валдае был основан Иверский Богородицкий Свято- озерский мужской монастырь по подобию Афонского Иверского монастыря. Туда в 1656 году с Афона была привезена новонаписанная Иверская икона Богородицы. Ещё один из чудотворных списков иконы хранится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от напастей, скорби и печали, об утешении в бедах, исцелении недугов телесных и душевных, при тяжёлых жизненных обстоятельствах.

ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

   Икона «Всех скорбящих Радость» относится к ряду «Умиление и посещение в беде страждущим». На ней Богоматерь стоит на облаках, вся в сиянии. В её руках чётки, свиток или хлеб. Окружают Богоматерь люди с недугами и скорбями. Над ней — ангелы, совершающие исцеления и благодеяния от её имени.
   Впервые икона прославилась в XVII веке в Москве. По молитве к Богоматери от иконы исцелилась сестра Патриарха Московского Иоакима — Евфимия. Церковь Преображения на Ордынке, где находилась икона, в народе назвали Скорбященской. Точный мерный список с чудотворной иконы и сейчас находится в этом храме — храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

ИКОНА «СВЯТАЯ ТРОИЦА»

ИКОНА «СВЯТАЯ ТРОИЦА»

   На иконе изображена Троица в виде трёх ангелов, или трёх странников, пришедших в гости к праотцу Аврааму.
   Святой Троицей христиане называют три ипостаси Единого Бога: Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и Святого Духа.
    Ежегодно через семь недель после Пасхи (на 50-й день) христиане отмечают один из главных праздников — Пятидесятницу, или День Святой Троицы.
    Название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Его обещал им Иисус Христос перед вознесением на небеса.
   В этот день верующие украшают храмы и дома веточками берёзы, а пол покрывают душистой травой с луговыми цветами. Это символизирует пробуждение и расцвет души, к которой прикоснулась благодать Святого Духа.
    Икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самая знаменитая его работа.
   С момента создания она была любимейшей иконой древнерусских художников и служила образцом для воспроизведений. Три ангела собрались вокруг стола с жертвенной чашей для тихой, неспешной беседы.
    В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама». Он рассказывает о том, как праотец Авраам встретил у дубравы Мамре около Хеврона трёх таинственных странников (ангелов). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование (торжественное обещание) о грядущем чудесном рождении сына Исаака.