ФАРФОР

  Слово «фарфор» в переводе с персидского означает «императорский». Первыми делать фарфор научились китайцы еще 1200 лет назад, и в самой стране он был не более чем разновидностью местной керамики. Его производили из каолиновой глины, полевого шпата и кварца, придающего ему при обжиге особую прозрачность.
   Фарфор Главным городом китайских мастеров фарфора был Цзиндэчжэнь, где имелись огромные залежи каолина, полевого шпата, а также особо чистого песка.
   Фарфоровую массу обжигали при температуре не ниже 1350° С, и она становилась просвечивающейся и водонепроницаемой. Для придания блеска фарфоровым изделиям китайские мастера использовали глазурь — белоснежную, розоватую или бледно-зеленую, по которой затем делали роспись красками. Фарфоровые изделия сначала декорировали рельефными узорами, затем расписывали.
   Со временем в Японии появились пористые сосуды и чаши — раку-яки, сделанные из тяжелой глины. В Сето делали вазы из тонкого фарфора с прозрачной глазурью.
   Средневековые китайские вазы с художественной точки зрения были безукоризненными, отличаясь богатством форм и изысканностью цветового решения.
   В XIV веке высоко ценились корейские глиняные изделия, инкрустированные черной и белой глиной, а также фарфоровые изделия с рельефными растительными рисунками. Японский стиль напоминала бело-голубая керамика из турецкого города Изника. В Месопотамии, Египте, Турции и Персии создавали великолепную керамическую посуду, выделявшуюся росписью люстром (пигмент, наносимый поверх обожженной глазури, дающий металлический или перламутровый отблеск). Мастера персидского города Кашана создавали тонко обточенные предметы с бирюзовой глазурью, а иранцы — сложные изделия в стиле минаи.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА В ЕВРОПЕ

   В Европе секрет изготовления фарфора был открыт только в XVIII веке.Фарфор Мейсен
  Западноевропейское искусство керамики сформировалось в эпоху Возрождения. Немаловажную роль в его развитии сыграли торговые связи с арабскими странами, благодаря чему европейские мастера освоили производство майолики (так назывались керамические изделия, покрытые глазурью). В Германии и Франции XV века майолика именовалась фаянсом. Англичане усовершенствовали технику производства майолики и создали оловянную глазурь, называвшуюся делфтской. Широкое распространение получила свинцовая глазурь, которая легко окрашивалась в яркие цвета.
  Другим технологическим новшеством того времени стала каменная масса. Изобрели ее германские гончары, работавшие в Нюрнберге, Хехсте, Нимфенбурге и Людвигсбурге.
   Когда немецкая керамика попала в Британию, стаффордширские мастера усовершенствовали каменную массу, изделия из которой стали получаться более прочными. Самым знаменитым керамистом был Дж. Веджвуд, который разработал качественные фаянсовые (каменные) массы. Его открытия — базальтовый черепок, кремовая и яшмовая масса — стали основой знаменитых классических синих ваз с белым рельефом.
   В XVIII веке немецкий химик Иоганн Бетгер, живший в городе Мейсене, открыл рецепт изготовления фарфора. И вскоре уже была открыта мануфактура, производившая самые изысканные фарфоровые изделия, украшавшие королевские дворцы всех европейских столиц. Мейсенский фарфор славился изящными статуэтками, царственными сервизами, вазами, а также туалетными приборами.
   С середины XVIII столетия в Европе наибольшей популярностью пользовался утонченный севрский фарфор, выпускавшийся на мануфактуре французского города Севр. Вначале фарфоровые изделия, выполненные в стиле рококо, производили на небольшой фабрике в предместье Парижа. В 1756 году венсенские мастера обосновались в Севре, где, наряду с расписной позолоченной скульптурой, создавали фигурки из белого неглазурованного фарфора, получившего название «бисквит».
   В конце XVIII века первенство по изготовлению фарфора перешло к Британии, имевшей огромное количество керамических фабрик в Коулпорте, Вустере, Челси, Минтоне, Дерби и Споуде. Каждую школу отличал неповторимый почерк и стиль. Английский высококачественный фарфор получил всемирное признание наряду с германским и французским.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА В РОССИИ

   Искусство российской керамики, пришедшее в упадок в период татаромонгольского ига, возродилось во времена правления Екатерины II. Особенно славилась московская фабрика А. Гребенщикова, основанная в  1724 году и выпускавшая различные гончарные изделия.  Здесь делали предметы домашнего обихода, изысканную посуду из майолики с росписью по сырой эмали, а также рельефные и гладкие изразцы с рисунком.
   Фарфор в РоссииПроизводство русского фарфора было налажено петербургской мануфактуре Д. Виноградова в 1744 году. Благодаря высокому качеству изделий через 20 лет фабрика получила почетный статус Императорского фарфорового завода. Русские мастера создавали уникальные парадные сервизы, вазы, портретные бюсты в стиле классицизма и ампир. Разнообразие ассортимента и неизменно высокое качество посуды, изготовленной на мануфактуре Д. Виноградова, обеспечили постоянные заказы императорского двора.
   Предметы массового пользования выпускались в Вербилках, где Ф. Гарднер основал частную фабрику. Недорогие жанровые статуэтки и качественная посуда пользовались большим спросом в середине XIX века.
  В начале прошлого века купец М. Кузнецов скупил все крупные частные мануфактуры России, производившие глиняные изделия, в том числе и фабрику Гарднера. Особенно знаменитой стала мануфактура Кузнецова в Дулеве, торговавшая изделиями из фаянса и фарфора, созданными в стиле модерн. Мастера - керамисты того времени стремились в своих работах подчеркнуть естественную красоту глины и придать ей утонченную форму.
  Керамика привлекала многих художников и скульпторов. Модернисты уделяли огромное внимание декоративно- прикладному направлению в этом виде искусства, что стало причиной широкого использования керамики в убранстве интерьеров.
   Начиная с середины 1900-х годов, дизайнеры предлагали  использовать для украшения интерьера только упрощенные формы. Отвергая затейливое украшательство старинного фарфора, они старались наиболее  полно  выявить фактуру материала. Под  влиянием идей отказа от декоративности развивались многие современные       технологии, появились новые виды глазури и эмали. Широкое распространение получили крупные панно и мелкая скульптура, которые вошли в творческое наследие практически всех крупных художников XX века — таких, как Дали, Шагал и Пикассо. Современные керамисты часто отказываются от определенного стиля, предпочитая соединять западные и восточные традиции.

 Грицак, Е.Н. История вещей от древности до наших дней /Е.Н. Грицак, М.И. Ткач.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 608 с.