РЮРИК ИВНЕВ
(Михаил Александрович Ковалёв)

Даты жизни: 23 февраля 1891 – 19 февраля 1981
Место рождения: город Тифлис
Русский поэт и прозаик, переводчик
Известные произведения: стихотворения, «Сергей Есенин», «Емельян Пугачёв»

Я хочу, чтобы вместо венков,
Ученых критиков гула,
Чья-нибудь грудь от моих стихов,
Как от ветра в поле, вздохнула…
Рюрик Ивнев

    Ивнев РРюрик Ивнев (псевдоним Михаила Александрович Ковалева) родился 23 февраля 1891 года в Тифлисе в дворянской семье.
   Отец поэта - офицер русской армии, юрист по образованию, служил помощником прокурора Кавказского Военно-Окружного суда. Мать тоже происходила из военной среды: её отец - полковник Принц, предки которого являлись выходцами из Голландии, приехавшими в Россию ещё во времена Петра и верно служившими русской короне.
     Когда Мише Ковалёву исполнилось три года, умер его отец. На руках матери, женщины редкого ума, красоты, твёрдого характера оказалось двое маленьких сыновей – Михаил и его старший брат Николай. Чтобы дать им образование, она вынуждена была искать заработок и вскоре ей удалось получить место начальницы женской гимназии в городе Карсе.
     Согласно семейной традиции, решено было готовить сына к военной карьере - с 1900 по 1908 г. Михаил Ковалев учился в Тифлисском военном корпусе. Годы пребывания в кадетском корпусе были важным этапом в духовном развитии будущего поэта. В это время он знакомится с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, проявляет интерес к современной поэзии, стихам Блока, Брюсова, И. Анненского, Бальмонта, Вяч. Иванова.
     Под влиянием событий революции 1905 г. юноша решает не продолжать военное образование: окончив кадетский корпус, идёт не в юнкерское училище, а поступает в Петербургский университет на юридический факультет, перейдя затем в Московский университет. В коллективном студенческом сборнике 1909 появляется его первое опубликованное произведение «В наши дни», проникнутое нотами разочарования и усталости, характерными для времени реакции, наступившей после подавления революции 1905.
    В январе 1912 на страницах большевистской газеты «Звезда» появляются его стихи, обличающие мораль «сытых»: «Веселитесь! Звените бокалом вина!»
       По этим первым публикациям, казалось, можно говорить о появлении ещё одного поэта-демократа, сотрудника большевистских газет. Однако подобное заключение было бы преждевременным. Через год, в 1913, выходит в свет первая книга сборника «Самосожжение», подписанная псевдонимом «Рюрик Ивнев», где поэт предстаёт как типичный представитель модернизма. Лирический герой сборника - разочарованный, усталый, сосредоточенный на сугубо личных переживаниях, чувствующий себя ничтожным, обречённым на гибель.
                                                Я - раб, незнающий и жалкий,
                                                Я - тела бледного комок.
                                               Удар приму от злобной палки,
                                                Дрожа от головы до ног.
       Поэт, надеясь на духовное исцеление, обращается к Богу («Тебе, Создатель, я молюсь...», 1912). Но и в вере он не находит исхода:
                                                Я танцую на острой бритве,
                                               Я пою изрезанным ртом,
                                               И заброшен мой молитвенник,
                                              Надо мною не плачет никто.
                Эти стихи помещены в издании, объединяющем три книги «Самосожжения» (1913 - 1916).
                Те же темы, образы, тот же духовный потенциал сохраняется и в сборнике «Золото смерти»:
                                              О, как мне жить? Как мыслить? Как дышать?
                                              Как может сердце действовать и биться.
                                             Ты видишь - лишь высчитывать, да лгать...
                                             Да в жалкие слова могу рядиться.
    В некоторых стихотворениях этих лет встречается намек на то, что душа поэта в какой-то мере открыта впечатлениям окружающего его мира:
                                            Вот солнце льёт сквозь облако лучи,
                                           И я глаза закрыл, как перед смертью.
                                           Благодарю Тебя за то, что научил
                                          Любить униженных и каторжникам верить.
       Лирический герой стремится уйти из страшного мира, где царит тлен и гибель, призывает «двуногих, обросших шерстью», осознать ужас своего существования и думать о втором пришествии. В этих стихах Рюрик Ивнев - типичный представитель декадентства. Его сборники замечены, перед ним открываются двери петербургских литературных салонов, он знакомится с Блоком. В 1915 Рюрик встречается с Есениным; эта встреча положила начало многолетним дружеским отношениям. Под впечатлением первых встреч Р. Ивнев посвящает Есенину стихотворение и вручает его ему 27 марта 1915. В свою очередь Есенин ответил стихотворением «Рюрику Ивневу» («Я одену тебя побирушкой...»), в котором виден отклик на стихотворение Рюрика Ивнева «Я надену колпак дурацкий»:
                                         Я одену тебя побирушкой,
                                        Подпояшу оструганным лыком,
                                        Упираяся толстою клюшкой,
                                        Уходи ты к лесным повиликам.
       Есенин здесь ухватил главное в раннем Рюрике Ивневе - страстные, отчаянные поиски выхода, своего пути.
     В воспоминаниях Рюрика Ивнева о Есенине содержится драгоценное свидетельство, опровергающее расхожие мнения о Есенине как о малообразованном поэте-самородке из народа, недостаточно знакомом с лучшими образцами русской поэзии. По свидетельству Рюрика Ивнева, Есенин хорошо знал произведения поэтов XIX в. и своих современников. В присутствии правнука поэта Баратынского «тут же прочёл несколько стихотворений Е. Баратынского». Дружба Есенина с Рюриком Ивневым, как видно из этих свидетельств, во многом была основана на общей любви к поэзии, к мастерам поэтического слова.
     Наступившую Февральскую революцию Рюрик Ивнев встретил восторженно. Также восторженно приветствовал поэт и Октябрьскую революцию:
                                                    Весь твой я, клокочущий Смольный,
                                                   С другими - постыдно мне быть.
    Очевидец революционных событий, он запечатлел их в ряде стихотворений («Петроград», 1918; «Народ», 1918 и др.). Значительной для поэта оказалась его встреча с А. В. Луначарским. Вначале - взволнованный и восхищённый слушатель блестящих выступлений Луначарского, затем - его добровольный помощник, наконец - его официальный секретарь, Рюрик Ивнев весь отдаётся деятельности, направленной на укрепление советской власти. Он - корреспондент газеты «Известия ВЦИК», член коллегии по организации Красной Армии, сотрудник агитационно-пропагандистского отдела РККА. Летом 1919 поэт в составе агитпоезда едет по стране, агитируя за советскую власть, за ленинскую политику.
   Позицию Рюрика Ивнева, его деятельность высоко оценил А. В. Луначарский. В письме к В. Я. Брюсову 4 декабря 1920 г. он писал: «...т. Ивнев уже по одному тому, что он буквально в самый день Октябрьской революции явился ко мне с предложением своих услуг по немедленному налаживанию связи между Советской властью и лучшей частью интеллигенции, по тому, что он с большим мужеством в один из ближайших к революции дней выступил с горячей защитой в то время отвергаемой почти всей интеллигенцией новой власти, заслужил самое внимательное к себе отношение».
    Луначарский рекомендует стихотворения Рюрика Ивнева к изданию. Однако содержание следующего сборника поэта «Солнце во гробе» вряд ли могло удовлетворить новую власть. Стихотворения, вошедшие в сборник, свидетельствуют о душевном смятении поэта, который снова хочет уйти от мира, затеряться в просторах Родины странником. Книга, включающая 25 стихотворений, в отборе которых принимал участие Есенин, открывается строками, датированными «7 ноября 1920, Москва, Петербург (дорога)»:
                                              По изрытым как оспа дорогам
                                              Судорожно мечется
                                             Душа - проклятая, оставленная Богом,
                                            Ещё теплая от ласк вечера.
    «Отравленный жалом свободы» поэт взволнован тем, что он, так же «как государства и как народы», «отвернулся от креста».
     Сборник «Солнце во гробе» вышел в издании имажинистов, в группе которых Рюрик Ивнев некоторое время состоял, однако вскоре разорвал с ними.
      В наследии поэта - ряд больших прозаических произведений, среди которых наибольший интерес представляют автобиографические повести «Богема» и «У подножия Мтацминды». Много внимания уделял Рюрик Ивнев и переводам, перевёл, в частности, поэму Низами «Семь красавиц», эпос осетинского народа «Нарты». Но главным в его творчестве оставалась лирика.
  Как спецкор «Огонька» он много путешествует по стране - и эти впечатления находят отклик в его стихотворениях: «Дагестан» (1947), «Прощание с Камчаткой» (1939), «Бакинское утро» (1942), «Сибирь» (1928), «В Южной Осетии» (1946). Особенно проникновенны стихотворения Рюрика Ивнева, посвящённые Грузии, земле, где похоронена его мать, Тифлису, где он родился («Пушкин в Грузии» (1937); «В большой Москве часы и дни считаю...» (1938); «Грузии» (1938); «Могу ли я забыть...» (1939); «Кура» (1943); «Тбилиси» (1947) и др.).
     Много проникновенных строк посвятил Рюрик Ивнев своей матери («Ни ограды, ни надгробных плит...» (1941), «Не мучь меня, о солнце золотое!» (1947), «Матери» (1947, 1949 и 1952), «Образ матери» (1953) и др.).
    В стихах 40-70-х гг. Рюрик Ивнев выступает как мастер ясного, прозрачного стиха, традиционного в своей основе, истоки которого близки поэтам XIX в.
    Говоря о Рюрике Ивневе трёх последних десятилетий его жизни, нельзя не сказать о стихах, посвящённых природе. Поэт ощущает своё глубокое родство со всем живым на земле, стремится понять язык природы, слиться с нею («Листья» (1945); «Наедине с природой» (1967); «Проносятся птицы» (1959); «В тиши глубокой Подмосковья...» (1960); «Всё позабыть и помнить только то...» (1947) и др.).
    Не часты у Рюрика Ивнева обращения к событиям действительности, к своим современникам. Исключение составляют несколько стихотворений, написанных в годы Великой Отечественной войны («Красной Армии» (1943); «В госпитале» (1943); «Киев наш» (1943); «Письмо солдата» (1944)), стихотворения, посвящённые С. Есенину и Павлу Васильеву.
     Поэтический мир зрелого Рюрика Ивнева - природа и любовь, заключающие в себе тайну и дающие счастье, несмотря на потери и утраты.
       Последнее стихотворение Рюрик Ивнев написал за несколько часов до смерти:
                                              Из-под ног уплывает земля, -
                                              Это плохо и хорошо.
                                              Это значит, что мысленно я
                                             От неё далеко отошёл.
                                              Это значит, что сердцу в груди
                                             Стало тесно, как в тёмном углу.
                                             Это значит, что всё впереди, -
                                            Но уже на другом берегу.
     Умер Рюрик Ивнев 19 февраля 1981.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

Рюрик Ивнев. – Режим доступа: http://ivnev.ouc.ru/

Рюрик Ивнев. – Режим доступа: http://silverage.ru/rurik/