КАРАБУТ ИВАН ЛАВРЕНТЬЕВИЧ

Даты жизни: 11 июня 1914 – 3 сентября 1944
Герой Советского Союза

       Карабут  Иван Лаврентьевич Карабут родился 11 июня 1914 г. в городе Николаеве. Но вскоре семья переезжает в Ростовскую область. В 1935 году Иван Лаврентьевич поступает в Батайскую авиашколу. Первый свой полет Иван Лаврентьевич совершил 19 мая 1935 года. После окончания школы работал в Средней Азии в гражданском воздушном флоте, в сельскохозяйственной авиации.

     В 1941 году сменил Иван Лаврентьевич мирный самолет на военный. В период боев на Кавказе   красноармейская газета «Крылья Советов» очень часто помещала статьи: «Высокая оценка», «Так рождается слава», «Я вернусь с победой?», «Таким должен быть охотник» и др. Рядом зачастую — фото всегда улыбающегося, веселого человека, бесстрашного летчика-штурмовика Ивана Карабута. О мастерстве летчика говорит тот факт, что он сделал свыше 300   боевых вылетов и, как писала газета в одной из статей: «Там, где пройти   трудно, а подчас невозможно, Иван Карабут всегда пройдет».
     Уже в ноябре 1941 года на своем «СУ-2» И. Л. Карабут провел 50 успешных боевых   вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени.
     29 декабря 1942 года на его счету   было уже 128 боевых вылетов. Летчику вручили орден Отечественной войны I степени.
       28 мая 1943 года, будучи уже командиром эскадрильи самолетов «ИЛ-2», Иван Лаврентьевич за умелое командование эскадрильей и за 35   личных   успешных боевых вылетов в низовьях Кубани был награжден вторым орденом Красного Знамени.
     Летом 1943 года, ломая «Голубую линию» обороны немцев, советская авиация наносила массированные удары по позициям противника. Как один из опытных командиров, И. Л. Карабут водил группы в составе 30-45 самолетов. И все шесть заданий были им выполнены безукоризненно.

       10 августа 1943 года Ивана Лаврентьевича переводят в 7-й гвардейский ордена Ленина штурмовой авиаполк. За период с 6 сентября по 7 октября 1943 года его эскадрилья сделала 168 успешных боевых вылетов. Несмотря на трудности, в условиях сильно насыщенного огня, потеряли только один экипаж. За эти вылеты летчики эскадрильи уничтожили и повредили: самолетов - 1, танков - 8, автомашин - 61, паровозов - 4, вагонов - 16, подожжено цистерн с горючим - 3, орудий разных - 32, минометов - 13, потоплено барж - 2, взорвано два склада боеприпасов, истреблено свыше 500 солдат и офицеров. За это время не имелось аварий, поломок или каких-либо других происшествий.
     Из наградного листа: «За высокие образцы мужества и отваги, за умение бить врага навер­няка, воспитание молодых кадров летчиков на опыте боев, за успешно совершенные лично товарищем Карабут боевые вылеты на самолете «Су-2» - 128 и на самолете «Ил-2» - достоин высшей правительственной награды - присвоения звания «Герой Советского Союза».

     4 февраля 1944 года вышел Указ о присвоении звания Героя Советского Союза гв. капитану Ивану Лаврентьевичу Карабуту.

       3 сентября 1944 года Иван Лаврентьевич ушел на очередное задание. Из полета он не вернулся. В книге потерь личного состава авиаполка записано: «...место нахождения самолета и экипажа установить не удалось...». С той поры числится капитан Иван Карабут без вести пропавшим. А семья героя живёт в Азове, помнит Ивана Лаврентьевича и бережно хранит ответ из архива.

Использованные источники:
Федотова Т.А. Карабут Иван Лавреньевич /Т.А. Федотова //Федотова Т.А. Очерки истории Азова. Вып. 4. Азов и Приазовье в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. – Азов, 1995. – С. 135-136.
Карабут Иван Лаврентьевич //Незабываемые годы. 1941-1945: Воспоминания азовчан о Великой Отечественной войне. Кн. 2. – Азов, 1999. – С. 20-21.