В XIII веке на территории современного Азова находятся два города–крепости: Азак — во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско–венецианский город–крепость Тана.
    Численность городского населения была сопоставима с таким городом как Лондон, разнообразными были как торговые связи, так и этнический состав населения. Наряду с основным населением в Азаке проживали русские, армяне, аланы, не говоря уже о европейцах, которые имели здесь своё представительство в виде торговых колоний.

   Многим покажется удивительным, но в городах Золотой Орды проживало много русских людей. В более позднее время в турецком Азове XVI века доля русского населения составляла около 20%. При этом, русские люди не были оборванцами–рабами, живущими в норах. Об этом свидетельствует кухонная керамика, которую монголы позволили привезти русским с прежних мест жительства. Русские люди переселялись на новые земли со своим домашним скарбом, перевозимым на телегах, запряжённых быками.
   Самый древний комплекс средневекового города (нынешняя улица Московская, 4), исследованный археологами, принадлежал русскому человеку и датируется 60–ми годами XIII века. Можно говорить, что большая часть русских проживала в районе средневекового города, начиная от перекрёстка современных улицы Московской и переулка Щорса до перекрёстка Карла Либкнехта и улицы Измайлова, а далее на юг — до перекрёстка Социалистический и улицы Толстого.
    Русские люди упоминаются в итальянских нотариальных актах. Они заключают сделки, вступают в брак с итальянцами, ищут своих родственников.
   И сегодня русские слова, имеющие тюркское происхождение – это свидетельство тесной связи русских с Золотой Ордой: халат, кафтан, сарафан, деньга, таможня и многие другие.
   Многие русские стали жертвами полчищ Тимура, которые уничтожили город в 1395 году, а те, кто уцелел, продолжали жить в городе вплоть до XVII  века.
   Когда города Золотой Орды начали погибать и на службу к московским князьям стали приезжать даже золотоордынские аристократы, русские люди из этих городов стали бежать на север.

   В золотоордынском Азаке в 70-е годы XIII века поселились аланы, предки нынешних осетин. Аланы были самой многолюдной общиной города, кроме того, они заселяли также многочисленные деревни в округе Азака. Именно благодаря аланам развивалось ремесло в Азаке, в их мастерских изготовлялось все для быта золотоордынцев, начиная с жилищ и заканчивая кухонной утварью и деталями костюма. Но особенно многочисленна керамика, произведённая гончарами–аланами или учениками аланских мастеров. Среди них есть как крупные тарные сосуды, так и кухонные горшки, трубы, амфоры, сосуды от водоподъёмных колёс. Гибель Золотой Орды для аланцев оказалась катастрофой. Ни один другой народ не пережил таких утрат, как аланы. Большая их часть погибла, особенно сильно они пострадали в 1395–96 годах, во время походов Тимура. Уцелевшие в битвах аланы отступили на сопредельные территории и бесследно растворились среди целого ряда народов: русских, греков, болгар, тюрок. Их опустевшие земли на Северном Кавказе были заняты кабардинцами и другими кавказскими племенами. Лишь небольшая часть этого народа, уйдя в ущелья Кавказских гор и смешавшись с местными племенами, сумела сохранить свой язык и культуру, но не сохранила свой внешний облик.

   Небольшую общину в Азаке составляли армяне, которые тоже оставили заметный вклад в истории средневекового города. Они появились на этих землях в конце XIII века. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Некоторые изделия их ремесла можно увидеть в залах Азовского музея–заповедника. Это художественная поливная керамика местного производства, резной камень и загадочные трапециевидные формочки. Вообще, армянское искусство стало важной составной частью прикладного искусства Золотой Орды. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя.
    В Азаке работали армянские переписчики. В Матенадаране, или институте древних рукописей в Ереване, по сей день хранятся книги, переписанные армянскими писцами в Азаке. Сохранились, как минимум, три надписи на керамических сосудах, найденных на территории средневекового Азака. Две из них сделаны на поливных чашах, которые, вероятнее всего, были церковной утварью, а третья, самая длинная надпись — на трапециевидных формочках.
   Скорее всего, армянская община погибла в 1395 году, во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма. Вполне возможно, что среди современных донских армян есть и потомки жителей Азака.