ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ АЗОВСКАЯ

    С первого взгляда Азовская икона поражает многообразием изображенного на ней — здесь и Господь Бог, и Пресвятая Богородица, и ангелы, и святые, и простые люди; а также конные всадники, различные символы, целые города и даже пронзенный дракон. Этот уникальный памятник русской иконописи обладает глубоким историко-богословским смыслом, в котором разобраться непросто. Иконе этой даже посвящено несколько научных исследований. Попробуем прояснить, хотя бы в общих чертах, о чем говорит нам этот святой образ. Надо сказать, что он не был явлен миру чудесным образом, как многие другие иконы Матери Божией.
    Азовская — творение рук человеческих, существует несколько списков этой иконы. Многое становится понятным, если знать, что икона написана в память победоносных сражений русских против турок, дабы показать последователям православной веры, насколько сильным может быть покровительство Богородицы. Войны проходили в 1695-1696 годах на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.

Азовская икона Божией Матери

   Рассмотрим образ. Икона как бы условно поделена на две части: первые два ряда — Царство Небесное, здесь в облаках изображены ангелы, Святая Троица, Богородица и святые покровители Русской земли, ниже — царство земное.
   Богородица изображена во весь рост. Она стоит на облаках с Младенцем Христом, ее руки воздеты в молитве. За спиной у Пресвятой Девы — двуглавый российский орел, держащий в лапах скипетр и державу — символы государственности, а это значит, что Азовская Божья Матерь — заступница всего государства Российского. Особо внимательные заметят удивительную закономерность: как у двуглавого орла распростерты крылья над миром, так и у Богоматери, и у Младенца Иисуса распростерты руки над землей. Это также символизирует Божье покровительство над Россией.
   Над головой Богородицы радуга, на которой красными буквами вынесены слова «Знамение множества мира». Приблизительно эти слова можно понять так: Сама Пресвятая Богородица (Она и есть Знамение) охраняет благочестивое и справедливое царство, мир в нем. С другой стороны эти слова указывают на принадлежность Азовской к знаменному типу Богородичных икон, на которых Богомладенец изображен на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс. Сама же радуга — символ мира на земле. Как после грозы природа успокаивается и на небе мы видим радугу, так и в России, после угрозы со стороны Турции, а затем успешного похода, устанавливается мир.
   В верхней части иконы, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. Надо отметить что на иконе изображена Ветхозаветная Троица, что является некоторым нарушением канонов иконографии. Но такие иконы можно встретить в некоторых православных храмах. Бог-Отец изображен в виде старца с зеленой ветвью в левой руке, а правой Он благословляет мир.
    В первом ряду мы видим изображения Апостола Петра (слева) и святого Алексия Человека Божия (справа). Они изображены не случайно, ведь Апостол Петр — небесный покровитель Петра I, который был инициатором Азовских походов, а святой Алексий — его старшего сына цесаревича Алексия. Рядом с изображениями этих святых — свитки с надписями о мире и благодати.
    Икона вообще не содержит батальных сцен, а в надписях говорится исключительно о мире.

    Во втором ряду слева и справа от Богородицы расположены святые молитвенники за русскую землю: Антоний, Феодосии и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор и Марк Печерские.

   Третий ряд — это уже царство земное. Слева мы видим всадника на белом коне, поражающего копьем крылатого дракона. Внешне этот всадник очень напоминает святого Георгия Победоносца. Только вот над его головой нет изображения нимба, как над святыми. Кто же это? Интересно, что на некоторых ранних иконах «Азовской» во всаднике прослеживается портретное сходство с князем В. В. Голицыным, который был предводителем Азовских походов.
   Изображенный рядом лев возможно символизировал Швецию, войну с которой Петр объявил на следующий день по заключении мира с Портой.

    Внизу справа — в полном боевом обмундировании выстроились пешие и конные воины. А в самой нижней части иконы изображены освобождённые города и русские крепости — Азовская и Кизи-Кермен. (Кизи-Кермен — турецкая крепость на правом берегу Днепра, захваченная войсками Б. Шереметьева в 1695 году)...

   Обратимся вновь к изображенной в центре иконы Пресвятой Богородице. Покровительница, Зиждительница мира — таковой, по мысли благочестивого иконописца, является Богородица. Она была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А написанная в то время Азовская икона прославилась во всем мире и продолжает сохранять и приумножать веру людей.

Семёнова, Г. Икона Божией Матери Азовская / Г.Семёнова// Божий мир, 2018.- №4.- С.9.