КОРАБЛИ С ИМЕНЕМ «АЗОВ»

    Корабль, как человек, имеет родительский дом (завод, где его построили) и свой дом (место базирования). Корабли, как люди, рождаются и умирают: одни - в бою, другие - в авариях или стареют, и хоронят их на корабельных кладбищах, разделывая на металлолом. Название корабля играет большую роль в его жизни и жизни его экипажа. В русском военно-морском и гражданском флотах корабли и суда носили имена святых, государственных и партийных деятелей, мореплавателей, городов, зверей и птиц, физического состояния человека («Смелый», «Бдительный», «Сообразительный» и т. д.).
   Не каждый российский город может гордиться тем, что на протяжении трех веков моря и океаны бороздили корабли и суда с гордым названием «Азов», «Память Азова».  В русском, советском и российском военно-морском флоте было 11 кораблей, носящих имя нашего старинного, вечно молодого и любимого нами города Азова. И это не случайно, ведь история российского Военно-морского флота неразрывно связана с городом Азовом, где была одержана в 1696 году Петром I первая победа российского флота над турецким. В этом сражении флот сыграл особую роль, корабли блокировали крепость с моря и лишили турок возможности производить подвоз подкреплений. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям и свободу торговли.
   После этого похода указом Петра I было предписано присваивать во все времена кораблям Военно-морского флота России имя «Азов».

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

   1ЛинейныйПервым кораблем русского флота, получившим имя «Азов», стал большой 54-пушечный корабль. Свое имя корабль получил в память о победе Петра I над турками в 1696 году. «Азов» был образцом кораблестроения, одним из красивейших кораблей русского флота. Длина корабля-52,4 метра. Корабль был заложен в Архангельске 20 октября (1 ноября) 1825 года, спущен на воду 26 мая (7 июня) 1826 года.
   В том же году «Азов» перешел с Белого в Балтийское море, а год спустя, возглавив эскадру в составе 4 линейных кораблей и 4 фрегатов, под командованием одного из героев открытия Антарктиды капитана 1 ранга М.П. Лазарева покинул Кронштадт. Кораблям Российского флота предстояло совершить переход в Средиземное море, где соединиться с английской и французской эскадрами, оказывавшими помощь восставшему против турецкого ига греческому народу.
   8 (20) октября 1827 года в Наваринском морском сражении на этом корабле держал свой флаг командующий русской эскадрой контр-адмирал Л.П. Гейден. Командовал кораблем капитан 1-го ранга М.П. Лазарев, один из первооткрывателей Антарктиды, впоследствии адмирал, известный флотоводец.
   Русская эскадра входила в гавань под ураганным артиллерийским обстрелом. Начавшееся около 14 часов сражение продолжалось до вечера. Отличной боевой выучкой, мужеством и отвагой русские моряки еще раз продемонстрировали силу российского флота. Находясь под перекрестным обстрелом неприятельских кораблей и крепостной артиллерии, «Азов» в этом сражении вел бой одновременно с пятью судами. Метким огнем он в первые же минуты боя нанес серьезные повреждения 80-пушёчному турецкому кораблю, вынужденному спешно сняться с якоря и выброситься на мель. Последующими залпами азовцы уничтожили еще три фрегата и корвет, после чего поспешили на помощь английской эскадре, совместно с которой потопили флагманский корабль Мухаррем-бея и повредили несколько судов.
  К заходу солнца сражение было закончено. Неприятельский флот был почти полностью уничтожен. Противник потерял более 60 кораблей, до 7 тысяч человек и был вынужден прекратить действия против греческого народа.
   В ознаменование подвига экипажа в этом сражении «Азов» первым в Российском флоте был удостоен высшей награды для кораблей — кормового Георгиевского флага и вымпела. Командир корабля М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы.
   Многие офицеры, служившие на «Азове», стали впоследствии прославленными адмиралами, имена которых составляют гордость русского флота: прославленный адмирал, герой обороны Севастополя (1854-1855 гг.) во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Павел Нахимов; вице-адмирал и герой обороны Севастополя (1854-1855 гг.) Владимир Корнилов; контр-адмирал, герой Синопского сражения 1853 года, герой обороны Малахова кургана в Севастополе (1854-1855 гг.) Владимир Истомин.
   В Наваринском сражении корабль получил очень серьёзные повреждения, это не позволило ему продолжать свою службу дальше, поэтому в 1831 году корабль был разобран.

БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР «ПАМЯТЬ АЗОВА»

   4ПамятьСледующим известным кораблем русского флота стал броненосный крейсер «Память Азова», который был построен в 1886-1888 гг. на Балтийском заводе Санкт-Петербурга. В 1891 году под командованием капитана I ранга Н.Н. Ломена он совершил переход во Владивосток через Средиземное море, Суэцкий канал, с заходом в Грецию, Египет, Индию, Китай и Японию. В плавании участвовали будущий российский император Николай II и цесаревич Георгий. В честь этого плавания фирма Фаберже по заказу Александра III изготовила два разных пасхальных яйца с миниатюрными моделями крейсера внутри.
  В июле 1906 года, во время учений, в порту Ревеля (Таллин) на крейсере произошло восстание подстрекаемых большевиками матросов. После этого корабль было решено переименовать. С 1909 года «Память Азова» стал называться «Двина».
   До 1915 года крейсер был учебным кораблем Балтийского флота.
   После Февральской революции 1917 года крейсеру вернули отобранное за «революционные выступления» в 1906 году имя «Память Азова».
  В ночь на 18 августа 1919 года английские торпедные катера провели атаку на советский флот в гавани Кронштадта. Единственным кораблем, ставшим ее жертвой, оказался «Память Азова», стоявший ближе всех ко входу в бухту. В 1925 году был поднят и сдан на слом.

ТРАНСПОРТНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

  Кроме военно-морских кораблей, имя «Азов» носили и гражданские, транспортные суда. Во время Великой Отечественной войны многие гражданские транспортные суда вошли в состав Военно-морского флота СССР. Среди этих судов был пароход «Азов», который с 10 июля 1941 года стал военным транспортом Черноморского флота. Он принимал участие в эвакуации советских войск из Крыма в конце октября - начале ноября 1941 года. В декабре 1941 года принимал участие в высадке войск 44-й армии Закавказского фронта в Феодосию и перевозке военных грузов. Военный транспорт «Азов» использовался командованием для транспортировки тяжеловесных танков KB, в марте - апреле 1942 года по заданию Крымского фронта в каждом рейсе экипаж судна вместо предусмотренных трёх 50-тонных танков перевозил четыре.
  1ТранспортВ мае 1942 года «Азов» участвовал в эвакуации советских войск из Крыма. Из Новороссийска в Поти и Батуми вывозил промышленное оборудование, продовольствие и военные грузы. Только в августе - сентябре 1942 года военный пароход совершил 12 рейсов между портами Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Поти, Батуми, и почти в каждом из них судно атаковала фашистская авиация. 20 сентября пароход «Азов» доставил в Геленджик 2500 бойцов и командиров, на обратном пути в Туапсе на него напала группа фашистских самолётов. Судно получило до 800 осколочных пробоин, был тяжело ранен капитан, но «Азов» дошёл до порта своего назначения,
  В ходе Туапсинской оборонительной операции с 25 сентября по 20 декабря 1942 года для усиления Черноморской группы войск из Поти и Сухуми в Туапсе были перевезены три стрелковые бригады, кавалерийская и горнострелковая дивизии, отдельные воинские части - всего 52844 человека и 57796 тонн груза (эти перевозки помогли отразить наступление противника). В доставке советских войск участвовал и военный транспорт «Азов».
  В ходе битвы за Кавказ 22 октября 1942 года у поселка Вишневка Краснодарского края судно подверглось атаке восьми фашистских бомбардировщиков, сбросивших на него 32 бомбы, и было затоплено. Так, при выполнении воинского долга, военный транспорт-пароход «Азов» героически погиб, приближая светлый день победы.
   Прошло 70 лет, 23 октября 2012 года на въезде в Вишнёвку установлен памятник скромному и славному морскому транспорту – тёзке древнего донского города Азов.

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

   3БПКВ 80-х годах XX в составе Краснознаменного Черноморского флота, продолжая славную традицию русского флота, нес службу большой противолодочный корабль «Азов», над которым много лет шефствовал наш город.
  Главным конструктором корабля был В. Ф. Аникеев. Проект корабля был разработан Северным ПКБ г. Ленинграда в 1964 году. Корабль был построен в г. Николаеве на заводе имени 61 коммунара, вступил в строй и включен в состав Краснознаменного Черноморского флота 19 февраля 1976 года.
  Водоизмещение корабля - 8565 тонн, длина - 173,4 м, ширина - 18, 5 м, осадка - 5,74 м, скорость максимального хода - 32 узла (почти 60 км/ч), дальность плавания - 5200 миль (почти 10 тыс. км) при скорости хода 20 узлов. На корабле в качестве главной силовой установки была применена газотурбинная установка мощностью 92000 лошадиные силы, работающая на два гребных винта. Экипаж корабля был 380 человек, в том числе 47 офицеров. Корабль имел мощное артиллерийское и ракетное вооружение и был единственным в мире кораблем, на котором одновременно было установлено три современнейших зенитно-ракетных комплекса. На корабле был установлен вертолет.
  «Азов» был флагманом Черноморского флота, и бывшие «Азовцы» с гордостью называют свой корабль лучшим кораблем всех времен и народов.
   БПК «Азов» представлял нашу страну, наш флот и наш город во многих странах. В январе 1990 года нанес визит в порт Пирей (Греция), в июне-июле 1990 года был с визитом в Гаване (Куба), в июне 1991 года побывал в Констанце (Румыния). Во всех походах на морях и океанах вместе с гордым флагом советского Военно-Морского флота он нес название нашего исторического города Азова.
  Корабль мог еще долго служить Родине, но наступили перестроечные времена, и в 2000 году он был выведен из состава флота и впоследствии был разделан на металл, передав свое название, по традиции, большому десантному кораблю Черноморского флота.

БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

   2БДКБольшой десантный корабль (БДК-54) проекта 775М был построен в Гданьске (Польша). Вступил в строй Черноморского флота в 1990 году. В 2000 году был переименован в «Азов», получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля Черноморского флота.
   Водоизмещение корабля - 4080 тонн, длина -112, 5 м, ширина – 15 м, осадка-3,7 м, скорость максимального хода-18 узлов, дальность плавания при скорости 12 узлов-6000 морских миль. Силовая установка – два дизеля суммарной мощностью 19200 лошадиных сил. Вместимость - до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм длиной 95 м.
  На корабле установлено вооружение: 176-мм артустановка, 2х6 30-мм артустановка, система залповой стрельбы «Град», 4х8 ПУ ПЗРК. Экипаж-87 человек.
   Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет соединять несколько таких кораблей для создания своеобразного «моста. В 2001 году корабль участвовал в ответственной операции по перевозке российской военной техники с территории Грузии.
   Наш город шефствует над кораблем и его экипажем. В октябре 2006 года БДК «Азов» совершил уникальную операцию. Вошёл в реку Дон и пришвартовался в Азовском морском порту.
   Не только боевые корабли «Азов», «Память Азова» бороздили моря и океаны. Много судов гражданского назначения носили на борту гордое имя «Азов». На азовской судоверфи был построен морской буксир мощностью 300 лошадиных сил. Буксир был удостоен государственного знака качества и передан управлению «Арктикуголь» для работы на острове Шпицберген, где работали наши советские шахтеры на руднике Баренцбург, которые прислали отзыв на построенный для них на верфи буксир. Вот что они писали: «Ваш «красавец» показал отличные мореходные качества. На переходе из Архангельска до Шпицбергена море штормило до 11 баллов. По приходу на базу на судне побывали норвежцы, шведы и японцы и удивились его удобству и качеству отделки, отмечая, что он нисколько не уступает яхте норвежского губернатора. А ведь этот корабль всего лишь работяга, буксир, работающий в сложнейших условиях Арктики. В честь города, где родился корабль, мы ему присвоили имя «Азов».
   В 1980 году на верфи было построено научно-исследовательское судно «Комсомолец Азова», которое участвовало в строительстве ленинградской плотины и обслуживало парусную регату Московских Олимпийских игр 1980 года, и получило высокую оценку организаторов регаты.
   Ветераны азовской судоверфи гордятся тем, что они вложили свой труд в суда, носящие название нашего города по морям Мирового океана.