ПАНТЕОН РУССКОЙ СЛАВЫ
Архангельский собор. 1509 год, Кремль, Москва
Великий князь Московский Иван Калита много сделал для укрепления растущей русской державы. В 1333 году, когда москвичей начала косить чума, князь, призвав на борьбу с «моровым поветрием» небесное воинство, построил храм в честь его предводителя — архангела Михаила. Спустя годы здание обветшало, и его снесли, но в 1509 году на этом месте был поставлен новый собор, существующий до наших дней.
Архангельский собор Московского Кремля стал истинным пантеоном славы Древней Руси. Изначально латинским словом «пантеон» обозначали храм всех богов, позже оно обрело иной смысл — место, где хранятся останки прославленных сынов Отечества. В соборе возвышаются 46 каменных гробниц, в которых лежат московские князья и цари, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, рано скончавшемся братом и соправителем Петра Великого. Здесь погребены Дмитрий Донской и Иван III, Иван Грозный и убитый в Угличе царевич Дмитрий, а также святые мученики, погибшие в Золотой Орде.
На стенах собора благодаря лучшим художникам, работавшим в XVII веке — Симону Ушакову, Федору Зубову и другим, — мы видим лица людей, оставивших в русской истории заметный след: все великие князья Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества, великие и удельные московские князья. На других стенах изображены подвиги архангела Михаила — покровителя русских князей. Величайшей святыней, хранящейся здесь, является икона «Святой Архангел Михаил», переданная в собор вдовой Дмитрия Донского. Позже Петр I, во многом изменивший уклад русской жизни, перенёс столицу в созданный им Санкт-Петербург, и правителей России стали хоронить в Петропавловском соборе.
Французы, имеющие собственный пантеон в Париже, захватив в 1812 году Москву, в Архангельском соборе устроили склад продуктов. Вскоре Наполеон во главе своего воинства бесславно бежал, а собор пришлось реставрировать.
Калашников, В. Чудеса света /В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.126-127. – (Моя первая книга). (6+)
ОЖИВШИЙ КАМЕНЬ
Храм Святого Семейства. 1884 год, Барселона, Испания
Ошибаются те, кто думает, что великие мастера, способные создавать чудеса света, жили только в далёком прошлом. В близкие к нам времена, на границе XIX и XX веков, в Испании работал архитектор и художник Антонио Гауди, который задумал оживить камень. И это ему почти удалось. Но что это значит — оживить камень? Мастер захотел сделать его как бы живым, плавно меняющим форму и цвет, мечтал, чтобы из мёртвых, холодных камней «вырастали» листья, ветви и корни. Он создал в архитектуре стиль, названный сюрреализмом.
Настоящим шедевром должен был стать задуманный им тройной католический храм: «Рождество Христово», «Страсти Христовы» и «Воскресение». Замысел был столь грандиозный, трудоёмкий и ни на что прежнее не похожий, что за всю жизнь Антонио так и не смог его полностью завершить. «Рождество Христово» продолжали возводить уже после смерти Гауди, в 50-х годах XX века.
Незавершённой осталась и его знаменитая церковь Святого Семейства (по-испански — Саграда Фамилиа), начатая в 1884 году. Это строение должно было стать центром комплекса католических зданий, включавшего школы, институты и другие учебные заведения. С 1891 года Антонио проводил всё время на строительной площадке; много работал не только над внешним видом здания, но и над его цветовым решением, сам проектировал и внутреннее убранство: решётки перил, плафоны, мебель. По его замыслу в церкви всё должно было повторять движения живой природы.
С 1914 года Гауди ни о чём другом и слышать не может, как о работе над Саграда Фамилиа. Он вникает в каждую мелочь, ничего не передоверяет рабочим, всё делает сам или придирчиво наблюдает, делая бесчисленные поправки, за тем, как работают другие.
Он словно чувствовал, что не успеет завершить это чудо света, и очень спешил, изнуряя себя до последней степени.
К сожалению, он оказался прав. Нелепая трагедия оборвала его жизнь: в 1926 году Гауди погиб под колёсами трамвая.
Церковь Святого Семейства пытались достроить, руководствуясь идеями и чертежами мастера, но без самого Гауди, его таланта, в полной мере сделать это оказалось невозможным. И, хотя работы продолжаются по сей день, сам мастер вряд ли удовлетворился бы увиденным: сложное переплетение форм не расцвечено яркими переливающимися красками, как о том мечтал Антонио. Но и в таком незавершённом виде церковь в Барселоне поражает всех, кто побывал здесь хоть раз. Ничего подобного в мире не создавалось раньше и вряд ли будет когда-либо построено. Гауди все-таки удалось оживить камень.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.90-91. – (Моя первая книга). (6+)
ГОРОД КАНАЛОВ И КАРНАВАЛОВ
Архитектура Венеции. Х век, Италия
Венеция в Средние века была торговой и культурной столицей Запада и Востока. И, хотя слава Венецианской республики осталась в прошлом, здесь почти всё является произведением искусства. В первую очередь, Дворец дожей — правителей города-государства. Во внутренние помещения ведёт знаменитая Лестница гиганта из мрамора и золота.
Второе чудо Венеции — собор Святого Марка. Каждый правитель города считал своим долгом сделать богатые подарки храму, и потому сегодня здесь находится одно из самых полных собраний произведений искусства итальянского Возрождения. Самым удивительным украшением этого храма является его мозаичный пол, на котором запечатлены сцены из славных событий прошлого Венеции.
Третьим чудом можно назвать многочисленные каналы, которые здесь заменяют улицы. Люди отправляются в гости не на автомашинах, а на специальных лодках — гондолах, которыми управляют гондольеры. Самый большой и красивый — Канал Гранде, Большой канал, по которому гондолы так и снуют в несколько рядов, а песни гондольеров сливаются в один прекрасный хор.
Само собой, здесь не только плавают на лодках, но и ходят пешком. Поэтому в Венеции создано великое множество мостов и мостиков. Самые знаменитые из них — Риальто и мост Вздохов. На Риальто в три ряда стоят лавочки, которых торгуют всем на свете. Ну а мост Вздохов получил своё название из-за поверья: считалось, что по нему стражники проводили осужденных на казнь, и будто бы те, бросая последний взгляд на каналы родного города, тяжело вздыхали, прощаясь с жизнью.
Позже было доказано, что ни одного преступника не проводили на казнь через знаменитый мост. И потому тяжело вздыхать было особенно некому, да и грусть не в характере жизнерадостных венецианцев.
Четвёртым чудом Венеции можно назвать проходящие здесь традиционные весёлые карнавалы, для которых вот уже много веков подряд создаются специальные костюмы и маски.
И последнее чудо — голуби святого Марка. Некогда он послал с этой птицей известие о победе. С тех пор голубей в Венеции считают священными птицами.
ЗАГАДКИ ПЛЫВУЩИХ ГОРОДОВ
Интересно, что Венеция стала не только названием города. Говорят: русская Венеция, голландская Венеция и даже африканская и египетская Венеция. Так называют города, в которых вода играет особую роль. Например, Венецию и Амстердам сравнивали ещё в XV веке.
В XIII веке Амстердам был обычной рыбацкой деревушкой, стоявшей на реке Амстел, недалеко от впадения её в залив Зюйдерзее, и жить в ней было небезопасно — море постоянно нападало на дома. Жители соорудили дамбу, и деревушка стала называться Амстеледамме, что в переводе значит «дамба на реке Амстел». Шли годы и века, то море наступало на город, то город на море. Затопляющие воды Северного моря разделили город на острова, прорезали его каналами. Море обогатило Амстердам точно так же, как Венецию (не зря путеводитель 1701 года называет город «всеобщим складом Вселенной»). И море создало архитектуру Амстердама — не такую радостную и разноцветную, как в Венеции (всё-таки море Северное, суровое), но такую же своеобразную и красивую.
А русская Венеция — это, конечно, Петербург. Но от двух предыдущих городов он очень отличается. И прежде всего тем, что не сам возник в подходящем месте, а был «насильно» возведён по царскому приказу в месте, по мнению современников, совершенно неподходящем. Сырость, болота, дожди, комары, море, которое разливается, грозя гибелью... Удивительно, что эта царская авантюра закончилась возникновением одного из красивейших городов мира. А началось всё с поездки Петра I в Голландию. Амстердам его околдовал. И юный царь решил, что у него тоже будет такой город — со стройными домами, отражающимися в воде каналов, с лодками вместо саней и телег, с мостиками и шпилями. И корабли в богатом и людном порту, как в Амстердаме. И горожане будут опрятны и благовоспитанны, и по воскресеньям будут кататься на лодочках, потому что все в этом городе-мечте будут любить море.
Увы — насильно море не полюбишь. Город-мечту, возведённую на крови крепостных строителей, ненавидели так, как ненавидят личного врага. Проклинали кошмарный климат, непривычные дома, необычные, «небожественные» соборы, грешные для православного человека обычаи... и не замечали, что город-то получается красивым. И даже — очень красивым. Итальянские, немецкие, французские архитекторы возводили русскую Венецию на сорока двух островах. Море, как ему и положено, протестовало — разливалось, грозило наводнениями. Но город рос. В средневековых городах Европы и России дома прятались за заборами, в глубине дворов. В Петербурге (как и в Венеции, и в Амстердаме) места для патриархальных дворов не было, и дома должны были выходить фасадами на «красную линию», которая отделяла проезжую часть улицы от территории застройки. А если построенный дом «вылезал» за линию, царь нарушителя штрафовал, да ещё и дом отбирал. Пётр сам выбрал место для Петропавловской крепости и Адмиралтейства, определил трассу Невского проспекта. Через много лет художник Сальвадор Дали скажет: «По-моему, самым великим художником России был Пётр I, который нарисовал в своём воображении замечательный город и создал его на огромном холсте природы».
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.56-59. – (Моя первая книга). (6+)
ДЕРЕВНЯ «КОРОЛЯ-СОЛНЦЕ»
Версальский дворец. 1661 год, Франция
В 24 километрах от Парижа с XI века стояла деревушка Иль-де-Франс Версаль. В 1570 году король Генрих IV облюбовал окрестные леса и поля для охоты. Пейзажи рядом с деревушкой понравились и наследному принцу Луи, будущему королю Людовику XIII. Чтобы не ездить ночевать в Париж, он построил здесь скромный охотничий домик — так было положено будущему великолепию.
Людовик XIV, прозванный «королём-солнце» и Великолепным, рос сиротой он стал наследником престола в пятилетнем возрасте. Зато, когда возмужал, с лихвой восполнил недополученное в детстве. Недовольный своими столичными апартаментами — Лувром (там сейчас находится самый известный в мире музей) и Тюильри, «король-солнце» решил перестроить отцовский охотничий домик в деревне Версаль и создать там истинное чудо света.
Вскоре на месте диких лесов, где охотились предки Людовика XIV, появился огромный парк с бесчисленными аллеями, скульптурами, каналами, беседками и фонтанами, а вокруг охотничьего домика построен роскошный дворец — Большой Трианон. Центром его стала Зеркальная галерея, протянувшаяся на 73 метра. С одной стороны этой парадной залы были устроены 17 больших высоких окон. с другой стороны, напротив окон, на 10-метровом расстоянии от них — огромные зеркала, в которых отражались небо, пруды, фонтаны и скульптуры парка. Всё вместе создавало иллюзию безграничного, наполненного переливами света пространства. Даже мебель в Зеркальной галерее была совершенно особая: столы отлиты из серебра, апельсиновые деревья росли в кадках из золота, а в хрустальных люстрах горело множество свечей — словом, такой красивой сказки мир не видывал даже во сне!
Всё сияло, отражалось и переливалось. В таком месте можно было только петь от счастья и танцевать!
В последующие годы Людовик вынужден был переплавить посеребрённую мебель и золотые кадки на монеты, чтобы оплатить дорогостоящую войну.
Версальский дворец грабили, восстанавливали, снова разоряли и опять отстраивали, но так и не смогли его уничтожить. Этот дворец стал образцом для правителей всего мира — все хотели создать нечто похожее на французскую сказку. Но это никому так и не удалось: подражание всегда хуже оригинала.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.84-85. – (Моя первая книга). (6+)
ЗАМОК ДЛЯ НАРОДА
Загадки русских кремлей
А были ли замки на Руси? Оказывается, были. Но не для рыцарей, а для всех. Они назывались кремли. Кремль, кром, детинец — это русская крепость для защиты города, он похож на средневековый замок. Толстые стены, по которым может проехать лошадь с повозкой, выступающие вперёд башни с тайниками-колодцами (чтобы во время осады не страдать от жажды), зубцы-мерлоны, закрываемые деревянными щитами, бойницы, ров и подъёмный мост, сложные внутренние переходы, склады боеприпасов, подземные ходы — правда, похоже на рыцарский замок? А в чём же отличие? В том, что это было общественное сооружение для всего народа, а не укреплённый дом богатого феодала.
До нашего времени сохранились кремли в Москве, Пскове, Новгороде, Нижнем Новгороде, Старой Ладоге, Орешке, Тобольске, Астрахани, Рязани, Угличе, Казани, Ростове, Туле, Смоленске... Где-то они «как новенькие» (Москва, Нижний Новгород), где-то от бывших крепостей остались только фрагменты (Владимир). Но все эти кремли прошли длинный путь.
Кремль Ростова
В V веке ещё не было Руси, лишь отдельные праславянские племена. И были грады — укреплённые посёлки славян. Сначала копали ров, подводили воду из ручья, потом возводили деревянный тын-ограду. Потом уже строили дома — низкие, словно распластанные по земле. Строили низко для безопасности, чтобы не видно было снаружи, из-за тына. Через ров наводили мост — примитивный настил из брёвен. Тоже не по неумению, а чтобы быстро его развалить при нападении. В домах калитки открывались наружу, а рама-колода, к которой крепилась калитка, делалась с наклоном внутрь, поэтому тяжеленная дубовая калитка (пальца 4-5 толщиной) могла, захлопываясь, покалечить незваного гостя-чужака, незнакомого с конструкцией (свои привычны, успевали уворачиваться). На подходах к граду в лесу делались засеки. И пешему нелегко пробиться сквозь сплошные многометровые завалы брёвен, а уж конному степняку и вовсе хода нет. Конечно, это ещё не кремль, не крепость. Но всё подчинено одной цели — защите.
Стены города Смоленска
Шли века, росли русские города, окружались земляными валами. Дальнейшую эволюцию русских кремлей удобнее всего отслеживать на примере самого знаменитого, Московского. Итак, второй этап жизни любого древнего кремля — это большой ров и земляной вал вокруг города. Для Москвы (которая ещё неизвестно, как тогда называлась) это — время до Юрия Долгорукого, IX—XI века. Долгорукий возвёл новую крепость с деревянными двойными стенами, меж которых засыпалась земля. Она сгорела в 1177 году, следующий кремль возвёл князь Всеволод Большое Гнездо — тоже деревянные стены, насыпные валы. Она простояла всего 20 лет и была сожжена кочевниками. Её отстроил князь Михаил Хоробит… Вообще история русских кремлей на этом этапе — сплошные стройки и пожары. Но если кремли всё равно горели и не спасали город, то зачем они нужны? Во-первых, от некоторых, не самых сильных врагов, всё-таки удавалось отбиться. А если враг был необорим, то кремль давал возможность выиграть время, позволял укрыть детей и женщин, позволял побольше убить врагов. Русич того времени твёрдо знал: тот степняк, которого ты убил сегодня, не придёт убивать твоего сына завтра. И не так уж слабы были деревянные кремли. Новгородский кремль XI—XII веков, к примеру, славился своей неприступностью, и мастеров, возводивших его деревянные стены, наперебой приглашали строить кремли в других городах.
При князе Данииле и при Иване Калите Московский кремль был ещё деревянным. И только в 1366 году князь Дмитрий начал строительство белокаменного кремля.
Стены города Тулы
Интересно, что самым мощным кремль стал в XV веке — тогда, когда в Европе начался упадок замкового строительства. Почему? Опять навязшая в зубах «отсталость» Руси? Да ничего подобного. Неприступный кирпичный кремль (1485—1495 годы, архитекторы Фрязин и Солари) нужен был для защиты от степняков, а не от «передовых» европейских армий. Были на Руси и ещё более «молодые» кремли — Астраханский (1620 год), Тобольский (1686 год). Они строились на имперских окраинах, вошедших в её состав после гибели остатков Орды, Сибирского и Астраханского ханств, подвергавшихся нападениям внешних врагов. Как ни странно, древние крепости оказывались не по зубам и врагам XX века. Легендарный Орешек, поставленный в 1323 году новгородцами, по приказу князя Юрия Даниловича, в течение 500 дней противостоял фашистам и своей артиллерией не давал замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда. Её так и не взяли, эту маленькую крепость с полуразрушенными стенами и старинными башнями — Фляжной, Королевской, Государевой...
О СЛОВАХ
Огородники — это не только те, кто выращивают репу и морковь. Огородники XV века — это специалисты по возведению кремлей, «огораживающих» город. В разговоре наши предки чётко отличали, идёт речь о деревянных или каменных постройках. Если строится, к примеру, деревянная церковь, то её «сруби», или «сотвориша», или «постави», а если каменная или кирпичная, то «заложи» или «созда». А слово «здание» оказывается, произошло от древнерусского «зьд» — глина. То есть кирпичных дел мастера назывались «здатели», а возводимое строение — «здание».
А ещё строители тех времён назывались «хитрецы». И правильно: строительство — дело хитрое.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.118-121. – (Моя первая книга). (6+)
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ НА РЕЙНЕ
Кёльнский собор. 1248 год, Германия
В XIII веке торговый город Кёльн был одним из богатейших в Германии. Здесь решили построить самый большой в стране кафедральный собор — создать чудо, какого ещё свет не видывал! Задумано — сделано: в 1248 году архиепископ Конрад фон Хохштадтен заложил первый камень в основание Кёльнского собора. Храм сооружался долго, целых 128 лет, но «чудо света» осталось недостроенным: величественные руины поливал дождь, засыпал снег... Уходили в прошлое века, менялись и вкусы. В XVIII веке готический стиль лишь вызывал насмешки: его считали недостаточно изысканным и не собирались достраивать Кёльнский храм, сравнивая с древнейшей Вавилонской башней, которая так и не была завершена.
Спустя сто лет, в XIX веке, всё изменилось: немцы начали интересоваться своей историей. Великий германский поэт Гёте однажды отправился в Кёльн, чтобы полюбоваться каменной «сказкой о вавилонской башне на берегах Рейна». Увиденное произвело на него столь сильное впечатление, что поэт написал письмо, которое попало в руки короля Вильгельма IV, и он тут же приказал начать строительные работы по старинным планам — Кёльнский собор должен был стать таким, каким его хотели видеть в Средние века. Теперь дело пошло успешнее. Прошло всего лишь 38 лет, и 15 сентября 1880 года состоялся праздник в честь открытия собора.
Впрочем, рано было радоваться: хотя храм открыли, но работы в нём продолжались ещё несколько лет: стеклили окна, стелили полы. Но тут случилось несчастье: одна за другой начали рушиться башни собора! Наверное, у любого другого народа давным-давно опустились бы руки, но не таковы упорные германцы! Они всё восстановили. А тут новая беда — во время Второй мировой войны храм основательно пострадал от бомбёжек. Пришлось начинать восстановительные работы...
В наши дни собор постигла новая беда: выхлопные газы от автомобилей и кислотные дожди начали разрушать каменное убранство собора. Реставраторы, засучив рукава, опять взялись за спасение национальной святыни. Они продолжают работать и по сей день. И, право, стоит попотеть, чтобы сохранить чудо, которым можно восхищаться бесконечно.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.76-77. – (Моя первая книга). (6+)
«НЕТ И НЕ БУДЕТ ТАКОЙ!»
Преображенская церковь в Кижах. 1714 год, Карелия
Этот 22-главый деревянный храм на небольшом островке посреди Онежского озера является современником Петродворца и полной его противоположностью. Вместо позолоченных фонтанов здесь расстилается зеркально ровная водная поверхность, отражающая небеса в их бесконечном разнообразии. Вместо протяжённого фасада, украшенного затейливой лепниной, — чёрные доски северной святыни. Вместо анфилады роскошных залов — суровый интерьер, где высшие силы проявляли своё присутствие не столько в изображениях, столько в неярком свете, льющемся сверху, да в «небе» — росписи потолка. Церковь в Кижах посвящена Преображению Господа — переходу из бренного в мир духовный.
Об этом северном чуде сложено немало легенд. Например, что храм был поставлен не на пустом месте. Карельское название — «Кижи» — переводится как «место игрищ»: в древние времена на островке местные народы, карелы и вепсы, отмечая свои праздники в честь природы, совершали здесь ритуальные танцы и игры.
Неверно утверждение, что на Русском Севере не существовало ничего подобного Преображенской церкви — неподалёку, близ города Вытегры, в 1708 году был возведён 24-главый храм Покрова Богородицы. Да и каждая изба на Русском Севере — тоже дело рук мастера, его произведение, и, можно сказать, частичка Кижей. И уж совсем фантастично звучит утверждение, будто храм построен без единого гвоздя.
Чем же, в таком случае, крепить доски на фасаде? Только специально выкованными железными гвоздями.
И всё же Преображенский храм в Кижах уникален и неповторим. И лучше всего об этом поведал Нестор — мастер, построивший церковь. По окончании работ он бросил свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он уже не построит никогда: «Нет и не будет такой!»
И действительно, храм выглядит органичной частью поразительно красивой, вечно меняющейся природы Карелии. Он словно прорастает из глубин острова и устремляется всеми многочисленными куполами к небу. Церковь всё время разная: окружённая густым туманом, поднимающимся от Онежского озера; нахохлившаяся — зимой; чёрным, резко очерченным силуэтом она провожает закатное солнце и, радостная, встречает новое утро, подсвеченная первыми лучами восходящего светила.
Самое главное
Главное место православной церкви — алтарь, небольшое отгороженное помещение в восточной части храма, в котором находится возвышение — престол. А с точки зрения верующего человека, алтарь — место для чудес, символ рая. Ведь именно там хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа во время таинства евхаристии. Название «алтарь» очень древнее, происходит от латинского «аlta ага» — «высокий жертвенник». А вот «алтарная преграда» появилась в IV веке. Легенда гласит, что византийский святой Василий Великий совершал однажды службу и увидел, что прислуживавший ему дьякон засмотрелся на красивую девушку, стоявшую в толпе прихожан. Тогда Василий велел сделать преграду, чтобы монахи не отвлекались. Сначала это была колоннада (иногда её завешивали тканью), потом невысокая стенка. И только в XIV веке на Руси возник иконостас — сплошная стенка из икон, окончательно отделившая алтарь от молящихся. Рай отгородили от людей. Но он остался в их душах.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.129-130. – (Моя первая книга). (6+)
«OЙ, СЕЙЧАС ОНА УПАДЁТ!»
Пизанская башня. 1173 год, Италия
На северо-западе Апеннинского полуострова стоит городок Пиза. Улочки здесь тихие, узкие и серые. Большие тени от высоких домов падают на дорогу. Но стоит по главной из них — Виа Сольферино, пройти до конца, чтобы ахнуть при виде прекрасных зданий на площади, залитой ярким солнечным светом. Их четыре: Пизанский собор, Кампо-Санто, крестильня и знаменитая колокольня собора. Полное её имя Torre Pendante, что означает «Падающая башня». Именно из-за неё и приезжают сюда туристы, чтобы увидеть и, может быть, невольно вскрикнуть: «Ой, сейчас она упадёт!» Точно так же волновались люди и 600 лет назад, когда строившаяся два века 55-метровая башня вдруг начала крениться. Она пока не упала, но продолжает медленно приближаться к земле. Сегодня она отклонилась от вертикального положения на 4,5 метра и, по расчётам учёных всё же упадёт — лет через пятьдесят. Эту особенность использовал уроженец Пизы, знаменитый учёный Галилео Галилей. Он забирался на самый верх колокольни и бросал вниз различные предметы, постигая законы физики.
Чтобы сохранить башню был объявлен конкурс на лучший проект спасения этого чуда света. Предложения поступали самые разные: остроумные и совершенно нелепые. Одни предлагали пустить вокруг башни трамвай, что он постепенно утрамбовал почву, и тогда она не будет заваливаться. Другие хотели прикрепить к ней огромный воздушный, наполненный газом. Третьи предлагали постоянно молиться Богу, чтобы Он не дал башне упасть. Четвертые говорили, что надо рядом с башней насыпать гору песка: все равно она упадёт, так хоть не разобьётся. Пятые доказывали, что во всём виноват архитектор, построивший колокольню на рыхлой почве — он-то и должен исправить свою оплошность. А потому следует создать огромную железобетонную статую архитектора Боннано Пизано, чтобы он и «поддерживал» свою башню. И как-то за всей этой суетой забылась былая слава Пизанской республики — маленького, гордого государства, бросившего вызов всему свету.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.60-61. – (Моя первая книга). (6+)
ВОСПОМИНАНИЕ О ЖИЗНИ
Роспись пещер Аджанты. 200 год нашей эры, Индия
Аджанта — целый комплекс подземных буддийских храмов. Он создавался на протяжении почти полутысячи лет (200—650 годы нашей эры). За это время в скалах была вырублена целая галерея пещер. В пяти из них расположены храмы, в остальных двадцати четырёх — монашеские кельи. Казалось бы, нет ничего примечательного в том, что монахи искали уединения под землёй: таких пещерных убежищ много и в других странах мира. Например, на Украине — это Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской лавры. Но на этом сходство кончается. Кельи христиан более всего напоминают склепы: часто умерших монахов хоронили там, где они провели в молитве о спасении души многие годы. Иначе было в Индии, где буддийская религия выросла из индуизма.
В подземельях Аджанты стены, колонны и потолки сплошь покрыты яркой живописью, занимающей тысячи квадратных метров! Сюжеты этих картин передают будничную жизнь людей в Древней Индии. Вот знатные царедворцы в объятиях своих нежных жён. А вот они вместе со слугами выезжают на охоту. Ее здесь городские улицы с торговцами: лесные чащи, в которых по лианам ловко перебираются обезьянки; из-за дерева выглядывает могучий лев, а голубой павлин, желая произвести впечатление на зрителей, распустил свой огромный разноцветный хвост. Не только реальные звери изображены здесь, но и фантастические конелюди — кентавры, змеелюди — наги, вещие девы — птицы. Все они едва не утопают в пышных цветочных гирляндах и орнаментах, где растения чередуются с птицами, а сказочные животные с людьми.
В сцене «Будда укрощает бешеного слона» одна картина следует за другой, будто в кинофильме. На узкую улочку, трубя, вбегает дикий слон и начинает топтать всё вокруг: лавки с товарами, повозки, навесы на бамбуковых шестах. Испуганные люди, прикрывая головы руками, разбегаются и прячутся по углам. Но стоит великому святому поднять руку и улыбнуться огромному животному, как тот сразу же становится смирным, готовым следовать за Буддой, будто комнатная собачонка.
Зачем же монахи на протяжении столетий украшали стены своих келий яркой живописью? Ведь она должна была мешать им, отвлекая от благочестивых размышлений? Буддисты видели в этих ярких образах пусть прекрасную, но исчезающую, как утренняя роса под лучами солнца, иллюзию. Цветы, звери, люди и сказочные твари — все они живут, думая лишь о сиюминутной радости, не ведая, что за днём следует ночь, за жизнью — смерть. Монахи с грустной улыбкой смотрели на эту радостную суету, которой они предпочли Вечность.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.94-95. – (Моя первая книга). (6+)
САМСОН И ЛЕВ
Петергоф. 1714 год, Санкт-Петербург
Россия встретила XVIII век преображённой. Усилиями Петра Великого держава приобщалась к европейской цивилизации. В 1703 году столица государства была перенесена в только что построенный город, названный в честь апостола Петра.
В 1714 году в окрестностях Санкт-Петербурга по приказу императора Петра I началось сооружение великолепного дворца, который должен был затмить красотой французский Версаль. Пока шли строительные работы, Пётр жил в Монплезире — небольшом дворце на берегу Финского залива. В это же время здесь появился и двухэтажный павильон — Эрмитаж, где русский правитель обедал на втором этаже. Стол орехового дерева сначала сервировали на первом этаже, а уж потом поднимали наверх. Как только обед заканчивался, стол с помощью специального механизма опускали вниз и убирали с него посуду.
Истинным украшением Петродворца, ещё недавно его называли Петергофом, стал парк с ансамблем Большого каскада — множеством фонтанов и перекатов. Центральная скульптура главного фонтана — «Самсон, разрывающий пасть льва». Из пасти позолоченного зверя — и сейчас это можно увидеть — вырывается столб воды высотой в 20 метров. По кругу расположены фигуры мифических существ: тритонов, нимф и дельфинов. Из их рогов и широко раскрытых пастей бьют мощные водометы. Кроме того, в парке есть много скрытых фонтанов — «шутих». Они включаются внезапно и обливают с головы до ног прогуливающихся по парку.
Строительство дворца было, в основном, закончено при жизни Петра, но его отделывали и достраивали и в дальнейшем: при его дочери — императрице Елизавете, а затем и при Екатерине Великой. Залы Большого дворца хранят память о его бывших владельцах и об их вкусах. Особо торжествен «Дубовый кабинет» Петра, откуда открывается вид на Финский залив Балтийского моря.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.128-129. – (Моя первая книга). (6+)
ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ
Стоунхендж. IV—II тысячелетия до нашей эры, Англия
Гигантские каменные сооружения можно увидеть в разных странах Европы: в России, Англии, Ирландии, Франции, Испании, Италии, на островах Средиземного моря.
Однако самым знаменитым из них является Стоунхендж в Англии. Его с магическими целями начали строить в 3100 году до нашей эры: выкопал; по кругу ров и насыпал вал. Вне круга поставили валун, который позже получил название «Пятка бегущего монаха». Внутри круга хоронили умерших людей. Прошло несколько сотен лет, и новые народы перестроили святилище: установили обтёсанные голубые камни, которые, возможно, привезли по морю из соседней Ирландии. Легенды рассказывают, что великий маг и учитель короля Артура Мерлин совершил это с помощью волшебства. Но в те времена Мерлина ещё не было — он появился на свет гораздо позже.
В 1800 году до нашей эры Стоунхендж вновь подвергся ещё большим переменам. Теперь кольцо было не просто выкопано на земле, а обозначено огромными стоящими, будто колонны, серыми отшлифованными камнями. Сверху на «колонны» положили горизонтально плиты — получились как бы двери, ведущие в никуда. Внутри круга, как внутри храма без крыши, соорудили нечто вроде алтаря из самых больших валунов. Получилось довольно сложное строение, сохранившееся неизменным до наших дней.
Проще говоря, этот храм во все времена разным народам служил для разных целей. Неизменным оставалось главное — круг, имевший магическое значение. Поначалу люди здесь прощались с земной жизнью и уходили в потусторонний мир. Затем, как считают некоторые исследователи, через каменные ворота кельтские волшебники-друиды научились переходить в иные пространства, где обитали эльфы, гномы и другие существа, которых мы сегодня называем сказочными.
Другие учёные доказывают, что Стоунхендж — древнейшая в мире астрономическая обсерватория, где камни служили для вычисления лунных затмений. Но друиды кельтов не были только учёными, занятыми расчётами ради них самих. Они были в первую очередь могущественными чародеями! Знания о движении светил им были необходимы для того, чтобы управлять природными явлениями.
Если в ирландский холм Нью-Грендж солнце заглядывало в день зимнего солнцестояния, то Стоунхендж оно пронизывало своими лучами в самый длинный день в году — во время летнего солнцестояния. Поставить огромные камни, сориентировав их на северо-восток с точностью до миллиметра, — такая работа и в самом деле по силам только волшебникам.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.64-65. – (Моя первая книга). (6+)
ПРИВИДЕНИЯ ОХРАНЯЮТ КОРОНУ
Дворец-крепость Тауэр. XI век, Великобритания
Лондонский Тауэр в течение столетий был то арсеналом, где хранилось оружие, то неприступной крепостью; потом королевской резиденцией и, наконец, тюрьмой для особо важных особ и местом их казни. Ныне это — главная сокровищница государства. Здесь находятся богатые одежды для коронации, пышные убранства рыцарских орденов, богатейшая коллекция боевого оружия. Но главное в Тауэре — это короны, самая известная из которых была изготовлена в 1837 году для королевы Виктории и украшена одним из самых больших в мире бриллиантов — Куллинан. Лишь раз в году, во время открытия парламентских заседаний, королева может возложить себе на голову это произведение искусства.
Первые укрепления на этом месте были возведены в 50-е годы до нашей эры. Юлием Цезарем (он жил с 100 по 44 годы до нашей эры). В XI веке нормандский король Вильгельм Завоеватель (правил с 1066 по 1087 годы) построил здесь мощный деревянный форт. Его сын, Вильгельм II Рыжий, снёс деревянные постройки и воздвиг на холме каменный замок со сводчатыми окнами и угловыми башнями. Позже здание расширялось и перестраивалось и при других правителях.
Когда Тауэр стал тюрьмой, здесь было казнено много знаменитых людей. Говорят, что их призраки до си пор бродят по залам и переходам дворца. Первым здесь «появился» лорд Томас Беккет, смотритель Тауэра. Его видели в 1241 году — спустя 71 год после убийства. Много здесь и женских духов, в том числе жён короля Генриха XVIII. Это и прекрасная Анна Болейн, и обезглавленная в 1536 году королева Кэтрин Ховард, и несчастная графиня Салисбери, и юная леди Джейн Грей, которая процарствовала всего 9 дней и была казнена в 1533 году, когда ей едва исполнилось 17 лет.
Иногда «прилетает» сюда и сам король Генрих — его видели парящим в воздухе над стражниками. А герцог Нортумблендский регулярно «совершает проход» между башнями Мартина и Констебля. Охранники прозвавшие этот коридор «тропой Нортумбленда», завидев полупрозрачную фигуру герцога, отдают ему честь.
Иногда призраки появляются не по одному — как известный писатель и философ Томас Мор, и не по двое — как король Эдуард V и принц Ричард, убитые в детстве, а целыми толпами. В такие ночи обезглавленные мужчины, женщины и дети идут целыми процессиями, а позади них плетётся, позвякивая цепями, медведь — он умер здесь в то время, когда Тауэр был зверинцем.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.70-71. – (Моя первая книга). (6+)
ДУША РОССИИ
Храм Покрова на Нерли. 1165 год, Боголюбово
Каждый народ имеет свои святыни. На территории России, самой большой страны в мире, — много святых мест, и каждое из них имеет свой особый дух. Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют «душой России».
Его построили по приказу князя Андрея Боголюбского в память о сыне Изяславе, погибшем во время похода на волжских булгар. Впрочем, сам повод для закладки храма ещё не даёт объяснения, отчего этому строению придают такое исключительное значение.
В XII веке в России центр княжеской власти был перенесён из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в её честь был учреждён новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы.
Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь.
Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалёку от новой русской столицы — города Владимира, и резиденции великого князя в Боголюбове. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю. Внешне скромный, собор поражал буйством красок внутренней отделки, будто отражающих всё великолепие Царства Небесного. В наполненном светом куполе было помещено изображение Христа, окружённого архангелами и шестикрылыми серафимами, а пёстрый ковёр фресок на стенах плавно переходил в цветную майолику пола. К сожалению, в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили эту красоту. Символическое значение имели и резные украшения собора: троекратно повторённое изображение певца, которого иногда называют Давидом-псалмопевцем, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Смысл этих фигур до сих пор остаётся тайной. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски — пардуса) является древнейшим знаком русского народа, сохранившимся до наших дней в гербе города Владимира.
Подсчитаем купола
Тринадцать куполов означали Христа и 12 апостолов (Софийский собор в Киеве). Пять куполов — это Христос и 4 евангелиста, таких храмов очень много (Спасо-Преображенский в Чернигове, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля и сотни пятиглавых церквей в других городах и деревнях России).
Три купола — напоминание о Троице: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой (Георгиевский собор в Новгороде). И самые скромные и распространённые однокупольные церкви — это утверждение того, что Бог един. Из них самой, наверное, прославленной является церковь Покрова на Нерли (1165 год), она изящна и трогательна. А на стенах тоже львы, птицы, царь Давид... Птицы — очень древний символ человеческой души. На стенах Дмитриевского собора вырезано из камня около 250 птиц!
Символы Христа
По белоснежному полю идут 125 львов. Тонконогие львы с весело задранными, как, у собак, хвостами идут по белокаменным стенам Дмитриевского собора в городе Владимире. Вокруг них птицы, олени, святые, всадники. Почему древнерусские зодчие вырезали так много львов? Вроде бы нетипичное животное для природы Владимирского княжества. Оказывается, лев — древний символ Христа. Средневековые учёные считали, что львица рождает мёртвого детёныша и оживляет его дыханием — чем не параллель с воскресением Христа?
«Лев спит с открытыми глазами. Так и Христос не закрывает очей, храня нас, грешных. И вообще лев — царь зверей, а Христос — Царь Небесный», — так или примерно так рассуждали наши предки, изображая на стенах белых владимирских церквей бесконечных львов.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.123-125. – (Моя первая книга). (6+)
«УМЕРЕТЬ ЗА СВЯТУЮ СОФИЮ!»
Храм Святой Софии. 1050 год, Новгород
Господин Великий Новгород — один из крупнейших торговых городов Северной Европы, возник на месте одного из древних центров Руси. В незапамятные времена на берегу озера Ильмень стоял город Словенск. Затем неподалёку построили новый город — Новгород.
В XI веке здесь правил сын великого князя Киевского Ярослава Мудрого, Владимир Ярославич. По примеру батюшки, он решил распространить «Премудрость Божию» и возвёл в 1045—1050 годах в стольном граде храм Святой Софии. Это здание, сложенное из каменных глыб и не оштукатуренное, со свинцовой крышей в виде боевого шлема, производило неизгладимое впечатление.
Новгородцы сразу же признали собор своим духовным центром. Они говорили: «Где София, там и Новгород». С её именем купцы отправлялись в торговые экспедиции. И в бой шли с её же именем на устах. Когда в 1187 году новгородцы захватили шведский город Сигтуны, в качестве трофея взяли чудесной работы бронзовые ворота, которые установили в своем храме. Правда, в ветхозаветные сюжеты, исполненные западноевропейскими мастерами по металлу, внесли дополнения, сделали надписи на русском языке и добавили могучую фигуру русского кентавра — Китовраса.
С Софией связан и печальный эпизод в истории города. Никто из новгородцев ничего не знал о том, что основатель храма князь Владимир Ярославич замуровал в стены клад — сокровища огромной ценности. Но про это каким-то образом проведал Иван Грозный. Он сначала пытал соборных служителей, но, ничего от них не добившись, приказал разрушить стену. И тут же из древнего тайника посыпались золотые и серебряные слитки. Их была так много, что царь смог вывезти новгородские сокровища в Москву, только погрузив их на несколько возов.
И поныне стоит в Новгороде красавица София, на стенах которой древние горожане оставили в память о себе граффити — процарапанные тексты с молитвами. И не только с молитвами. Есть там и язвительные строки. Например, о том, что некий Яким во время богослужения уснул, да и упал, ударившись лбом об пол.
Как мера и красота скажут…
Всем известна легенда о том, как в X веке при князе Владимире наши предки выбирали себе веру, посещая храмы разных религий. И выбрали православие после посещения храма Святой Софии в Константинополе, ибо «не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом... Мы же не можем забыть красоты той» (это слова из «Повести временных лет», древнейшей русской летописи). Что же, история целого народа повернула на новую дорогу только из-за красоты одного-единственного храма? Нет, конечно, для принятия Русью православия было много разных причин. Но память народная сохранила именно эту причину — красоту. И с тех пор, как цветы, расцветали по Руси храмы, построенные по древнему завету: «как мера и красота скажут».
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.122-123. – (Моя первая книга). (6+)
ВЕСЬ ПАРИЖ КАК НА ЛАДОНИ
Эйфелева башня. 1889 год, Франция
П.Л. Делансе Строительство Эйфлевой башни
XIX век был на исходе, люди всей Земли с трепетом ожидали наступления нового, XX века, на который возлагали большие надежды. Хотелось, чтобы потомки запомнили уходящий век. Поэтому в 1886 году было принято решение через три года провести в Париже Всемирную выставку самых выдающихся достижений науки и техники. Французы, хозяева этой выставки, должны были сотворить что-то особенное, что их гостям было бы не под силу. Но что именно? Может, продемонстрировать возможности применения металлических конструкций в строительстве? Дом из железа? Идея показалась оригинальной, и устроители объявили конкурс на лучший проект.
Лучшие инженеры с радостью приняли в нём участие. Среди других был и Александр Гюстав Эйфель (1832—1923 годы). За 30 лет после окончания Центральной школы искусств и ремёсел он многое успел. Построил мост в городе Бордо, виадук в Гараби и вокзал в столице Венгрии Будапеште. И везде использовал металлические конструкции. Он умел строить быстро и находи оригинальные решения. Например, придумал, как установить Статую Свободы в Нью-Йорке так, чтобы ей не были страшны ветры, налетавшие из Атлантического океана. Словом, Эйфель оказался самой подходящей кандидатурой для создания «гвоздя сезона».
Однако поначалу предложенный им проект башни высотой в 1 000 футов (304,8 метра) показался сумасшедшим. Целый год члены комиссии ожесточенно спорили и, наконец, согласились утвердить проект Эйфеля. Но самому-то инженеру оставалось всего 2 года на то, чтобы создать металлическое чудо! Он не стал тратить время на размышления, а немедленно приступил к делу. С помощью 250 рабочих он доставил сначала основание башни на четырёх «ногах», каждая из которых, в свою очередь, имела так же четыре опоры. Выше поднялась вторая часть, похожая на усечённую пирамиду. Потом — третья — самая длинная. И, наконец, маленькая, четвертая. На всё сооружение было использовано 12 тысяч деталей 2,5 миллиона заклёпок. Общий вес металлической конструкции составил 8 600 тонн!
В общем, башня была окончена к сроку и произвела на посетителей Всемирной выставки сильное впечатление. А вот парижанам она поначалу очень не понравилось. Писатели и художники заявили, что «железное чудище» портит вид города, и потребовали после окончания выставки её снести. К счастью, этого не произошло. К Эйфелевой башне постепенно привыкли и стали охотно посещать ресторан в первом ярусе башни. Когда там увидели самого яростного противника этого сооружения — писателя Ги де Мопассана, его спросили, почему он посещает ресторан. В ответ он пошутил, что это единственное место в Париже, откуда не видно Эйфелеву башню! Сейчас творение Эйфеля стало признанной эмблемой столицы Франции. А со смотровой площадки на самом верху башни открывается вид на весь город.
Калашников, В. Чудеса света / В. Калашников.- М.: Белый город; Воскресный день, 2016.- С.86-87. – (Моя первая книга). (6+)