ЧЕЛОВЕК ЗА РУЛЁМ
Водитель (Шофёр)
День автомобилиста — профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, который отмечается в Российской Федерации ежегодно в последнее воскресенье октября.
Профессия водитель появилась с возникновением первого самодвижущегося механизма в 1769 году. Управлять подобными машинами могли только специально обученные люди. Увеличение количества транспорта укоренило профессию водителя, и сейчас она одна из самых распространенных.
«Некоторым людям профессия водителя противопоказана, — заметит любой опытный автоинспектор. — Научиться управлять машиной может каждый, но, оказавшись в экстремальной ситуации, такие бедолаги забывают всё, что умеют, и попросту бросают руль».
И действительно, одна из самых массовых профессий требует определённых качеств. Водитель должен постоянно держать под контролем скорость и направление движения - это невозможно без хорошей координации. Потренировавшись, приёмы вождения можно освоить. Однако среди оживлённого потока машин задачи многократно усложняются. Необходимо согласовывать свои действия с действиями других водителей и пешеходов, выполнять правила дорожного движения, подчиняться сигналам светофора, указаниям дорожных знаков. Подобное поведение предполагает собранность, внимательность, способность держать в поле зрения несколько объектов одновременно и чутко реагировать на новые обстоятельства.
Человек за рулём обязан планировать, предугадывать развитие событий на дороге, особенно в критических ситуациях, когда от него может зависеть жизнь людей. Чтобы принять решение, часто остаются доли секунды. Понятно, что такой момент вызывает у водителя сильнейший стресс и способен повлечь панику, проявляющуюся в беспорядочных, хаотичных действиях. Ещё хуже ступор - самое опасное состояние, когда сознание и воля человека словно парализуются.
Профессионалы отличаются от автолюбителей именно тем, что продолжают управлять машиной практически в любой ситуации. Как такое удаётся? Большинство профессиональных водителей обладают высокой эмоциональной устойчивостью, при которой стрессовая ситуация вызывает не растерянность, а концентрацию опыта и мастерства: у человека обостряется внимание, он молниеносно анализирует обстановку, чётче реагирует, даже лучше видит. Это свойство нервной системы водителей со стажем часто соответствует таким чертам характера, как активность, оптимистичность, упорство в достижении цели, уверенность в себе, решительность, общительность. Люди подобного склада обычно с детства увлекаются техникой, мечтают о больших скоростях. Профессия водителя позволяет им реализовать себя и получать истинное удовольствие от труда. Однако чрезмерная увлечённость быстрой ездой опасна. Если у водителя нет внутренней дисциплины, стремления к порядку, он рано или поздно попадёт в аварию. Причинами станут не слабая устойчивость к стрессу, а невнимательность, лихачество, пренебрежение к правилам движения.
На разных видах транспорта своя специфика работы. Для водителей машин «скорой помощи», милицейских, пожарных на первое место выходят такие характеристики, как хорошая нервная система, уравновешенность, смелость. Работа шофёра грузовика нередко связана с длительными переездами, в таких случаях всякая непредвиденная задержка, тем более авария, осложняется удалённостью от населённых пунктов. Требуются немалая выдержка, находчивость, смекалка. Этика профессии обязывает прийти на помощь другому человеку на дороге. Для совершающих дальние рейсы первостепенна по важности устойчивость к монотонности: однообразие пейзажа, отсутствие событий, постоянная скорость так убаюкивают, что дальнобойщик может уснуть за рулём. Водитель пассажирского транспорта имеет дело не только с техникой, но и с людьми. Отправляясь в автобусе или на маршрутном такси на работу, мы редко смотрим на лицо шофёра. Но если он пожелает нам удачи, скажет несколько добрых слов, поездка оставит приятное воспоминание, а может быть, и благотворно повлияет на весь предстоящий день.
Поскольку водители нужны в самых разных сферах, от промышленных предприятий до интернет-магазинов, они часто совмещают свои прямые функции с другими обязанностями. Именно так появились разновидности этой профессии.
- Личный водитель перевозит конкретного человека. При этом транспортное средство, как правило, принадлежит работодателю.
- Водитель-экспедитор не просто перевозит товар или груз, но и отвечает за его сохранность, оформляет нужные документы.
- Водитель грузового автомобиля отвечает за транспортировку тяжелых, крупногабаритных и стандартных грузов, в том числе на дальние расстояния.
- Таксист выполняет пассажирские перевозки по запросу клиентов, используя личный транспорт или машину работодателя.
- Водитель спецтехники не только управляет машиной, но и выполняет задачи, для которых она предназначена. Например, убирает снег, бурит почву и т.д.
- Водитель-курьер выполняет доставку товаров или документов по нужным адресам, отвечает за сохранность груза.
- Водитель общественного транспорта отвечает за пассажирские перевозки и принимает плату за проезд.
Что должен знать и уметь водитель. Обучение
В первую очередь он, конечно, должен иметь водительские права, знать правила дорожного движения и уметь водить. Водитель может управлять легковым автомобилем, грузовиком, строительной или сельскохозяйственной техникой и другими видами транспортных средств. Выделяют несколько категорий водительских прав, каждая из которых дает владельцу возможность работать на конкретных видах транспорта:
- A — мотоциклы;
- B — легковые машины (не более 9 мест), микроавтобусы, грузовики массой до 3,5 тонн;
- C — грузовики массой свыше 3,5 тонн;
- D — автобусы;
- M — мопеды;
- Tm — трамваи;
- Tb — троллейбусы.
Чтобы стать водителем, в первую очередь, необходимо пройти обучение в автошколе, сдать экзамены и получить права. Но для трудоустройства этого не всегда достаточно. Работодатели обращают внимание на опыт и наличие образования - среднего специального или даже высшего.
Среднее специальное образование можно получить по направлению «Организация перевозок и управления на транспорте», высшее – по специальности «Наземные транспортно-технологические средства по профилю: Автомобили и тракторы». Обучение нужно для тех, кто решил стать не просто водителем, а планирует участвовать в организации перевозок, управлении персоналом, ремонтных работах.
Чаще всего за дипломом водители идут в средние специальные учебные заведения: техникумы и колледжи, специализирующиеся на дорожно-транспортном профиле подготовки:
- Ростовский-на-Дону автодорожный колледж (http://www.radk.ru/)
- Колледж железнодорожного и городского транспорта, г. Москва. (https://gk52.mskobr.ru/)
- Техникум Ростовского государственного университета путей сообщения (https://rostov.ucheba.ru/uz/19202)
- Таганрогский механический колледж (https://rostov.ucheba.ru/uz/101971)
Высшие учебные заведения:
- Донской Государственный Технический Университет. ДГТУ Факультет «Дорожно-транспортный». (https://donstu.ru/structure/science-education/dorozhno-transportnyy/)
- Ростовский государственный университет путей сообщения (https://rostov.ucheba.ru/uz/19190)
- Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова (https://rostov.ucheba.ru/uz/9314)
- Азовский технологический институт (филиал) Донского государственного технического университета. (https://rostov.ucheba.ru/uz/19870)
История этой профессии началась с появлением колесного транспорта. Первые управляемые паровые павозки появились в Европе. Первую паровую повозку в 1769 году создал французский инженер Никола Жозеф Кюньо. Человека, который управлял повозкой и одновременно топил паровой котел, называли шофером.
Первоначально, обязанности «шоффэра» были весьма сложны и трудоёмки. Господин «шоффэр» подходил к каретному сараю, где стоял самодвижущий экипаж и перво-наперво устанавливал его «по возможности горизонтально» (так было написано в заводской инструкции). Затем он брал шланг и соединял им глушитель с выпускной трубой. Затем наполнял бак бензином (поскольку на ночь его сливали, потому что никак не могли избавиться от подтеканий топлива). Далее вставлял провод магнето в свечу и открывал кран подачи бензина. Тут же, стремглав оббежав машину — нажимал на иглу карбюратора и сливал излишек топлива, дабы его не поступило в единственный цилиндр слишком много.
После этих манипуляций шоффэр крутил изогнутую ручку стартера «примерно пять раз», по инструкции. Потом приоткрывал сначала карбюратор, а затем специальный компрессионный краник, дабы спустить давление в цилиндре, иначе бензин туда не пойдёт. А потом, в завершение, — опять вращал рукоятку до появления вспышек в цилиндре.
Как только движок завёлся, надо краником отрегулировать подачу топлива в него, если же не завёлся — надо вывернуть свечу зажигания, промыть её и просушить, бензин из карбюратора слить и, далее, — повторить всё в том же порядке…
Когда же двигатель наконец завёлся — «шоффэр» вскарабкивается на ко́злы, и продавливая крайне тугие педали и поворачивая с огромным усилием руль (у первых самодвижек руля и вовсе не было, а был длинный рычаг), который и на полном ходу поворачивался с трудом.
Эта машина развивала скорость до 7 километров в час.
В восьмидесятых годах XIX века Г. Даймлер и К. Бенц создали первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который был установлен на новом транспортном средстве — безрельсовой самодвижущейся повозке, получившей название «автомобиль». В России же первый автомобиль появился в 1895 году.
Источник:
Энциклопедия для детей. Выбор профессии.- Москва: Мир энциклопедий Аванта +, 2006.- 432 с.: ил.
Водитель. Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 17.08. 2021).