ПРЕДСКАЗАТЕЛИ ПОГОДЫ

23 марта – Международный день гидрометеоролога.

1Метеоролог1

  Метеорология - наука о земной атмосфере, о происходящих в ней физических и химических процессах. Она изучает гидрометеоры (атмосферные осадки), воздушные (ветер), светящиеся (радуга, мираж), огненные (молния) метеоры и т. д. Именно под их воздействием возникают погодные условия, поэтому метеорологию часто называют наукой о погоде.
  Ещё в древности люди пытались предсказывать погоду, но лишь в XVII в. с изобретением термометра, барометра, флюгера, дождемера и других приборов появилась возможность измерять погодные величины: температуру и влажность воздуха, скорость и направление ветра и т. д. Метод наблюдений за атмосферой с помощью приборов до сих пор остаётся основным, хотя сегодня на вооружении у метеорологов имеется сложнейшая техника: самолёты, вертолёты, дистанционные гидрометеорологические станции и искусственные спутники Земли.
  Профессия метеоролога окружена ореолом романтики, ведь они — непременные участники различных экспедиций; ведут наблюдения на полярных станциях и высокогорных плато, с самолётов, аэростатов и океанских лайнеров. Однако не романтика, а строгая объективность при проведении измерений и высокая точность их записи выходят на первый план в профессии метеоролога. Снятие показаний с приборов, анализ полученных данных, составление погодных карт и  прогнозирование требуют внимательности, аккуратности, терпения и упорства. Скрасить некоторую монотонность работы позволяют большое разнообразие и изменчивость погодных условий; каждый раз приходится иметь дело с новой ситуацией и решать вновь возникающие задачи.  
  Особенностью работы метеорологов является коллективный подход к наблюдениям. Ведь атмосферные процессы развиваются на огромных территориях и не считаются ни с какими границами.
    Для совместного изучения атмосферных процессов в 1872 году была учреждена Международная метеорологическая организация (ММО).
11 октября 1947 года была открыта для подписания Конвенция, которой образована Всемирная метеорологическая организация (ВМО) взамен ММО.
   2 апреля 1948 года Советский Союз присоединился к Конвенции.
  23 марта 1950 года вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации, в которой было провозглашено образование Всемирной метеорологической организации.
  И ее появлением все страны стали руководствоваться едиными принципами представления полученных данных, и в наши дни труд  метеоролога в Сибири или на Аляске аналогичен работе на метеостанциях в бразильских джунглях или Новой Зеландии.

1Метеоролог2

  Издавна люди прилагали усилия, чтобы предугадать погоду на ближайшие дни, исходя из изменений в окружающей среде. Множество народных примет передавались из уст в уста целыми поколениями. Наиболее эффективные методы определения погодных условий возникли на просторах Древней Греции. Свидетельство тому – научный труд Аристотеля под названием «Метеорологика». Датируется он 4 столетием до нашей эры. В нем содержатся пояснения, откуда берутся различные атмосферные явления (облака и ветер, а также дождь и град).
  В самостоятельную науку метеорология оформилась в 17 веке. Произошло это после того, как были изобретены термометр (создатель – Галилео Галилей) и барометр (автор – Отто фон Герике).
  Леопольдо Медичи, кардинал-дьякон и принц Тосканский, дал поручение ученым Академии дель Чименто (Флоренция) собирать информацию о метеорологических условиях на территории Европы. В 1654 году иезуит Антинори, его секретарь, приступил к сбору таких данных с 9 метеостанций. Большинство из них находились в Италии, но самая отдаленная была расположена в Варшаве (Польша). Эта сеть станций исправно действовала до 1667 года.
  В 1723 году появилась первая инструкция, четко регламентирующая наблюдения за погодой. Создал ее Джеймс Джурин, секретарь в Лондонском королевском обществе. В ней содержались: шаблон-таблица для вписывания результатов замеров, список приборов, а также методики выполнения измерений температуры воздуха, атмосферного давления, направления и силы ветра. Готовая инструкция была разослана ученым европейских стран. Количество метеостанций в Европе продолжало расти. Вторая их сеть существовала до 1735 года.
  В русских летописях первые свидетельства о погоде появляются в описании событий, относящихся ко второй половине IX века. Во второй половине XVII века по приказу царя Алексея Михайловича стали вестись ежедневные записи состояния погоды в Москве и ее окрестностях.
  А после изобретения барометра были предприняты попытки предсказания погоды по изменению атмосферного давления.
 1 декабря 1725 года при Академии наук в Санкт-Петербурге были начаты первые в России регулярные инструментальные метеорологические наблюдения за погодой.
  В России сеть метеостанций развернули во время Великой Северной экспедиции (1733–1743 годы). Специальную инструкцию для метеорологов создал швейцарский физик Даниил Бернулли. За весь период экспедиции на территории Сибири установили 24 метеостанции.
  21 июня 1921 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял «Декрет об организации метеорологической службы РСФСР». В 1978 году был образован Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды СССР. После распада СССР в 1991 году была образована Гидрометеорологическая служба России.

1Метеоролог3

  Получить эту профессию можно в любом вузе, в котором есть географический факультет и соответствующие кафедры:
  Кафедра метеорологических прогнозов;
  Кафедра климатологии и охраны атмосферы;
  Кафедра динамики атмосферы и космического землеведения;
  Кафедра экспериментальной физики атмосферы.

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (https://www.msu.ru/en/)
  • Вятский государственный университет (https://www.vyatsu.ru/)
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет (https://kpfu.ru/)
  • Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург) (http://www.rshu.ru/)
  • Южный федеральный университет (https://rostov.postupi.online/vuz/yufu/)
  • Ростовский-на-Дону гидрометеорологический техникум (https://postupi.info/college/581)

1Метеоролог4

  По официальным данным, история Донской устьевой гидрометеорологической станции началась в 1870 г. с проведения на посту в г. Азове регулярных метеорологических наблюдений, а с 1876 г. – гидрологических наблюдений для обеспечения навигации. В 1910–1912 гг. пост «Азовпорт» получил статус гидрометеостанции II класса, где проводился полный комплекс наблюдений.
  От станицы Раздорской и до устья Дона расположена территория ответственности Донской устьевой гидрометеорологической станции. Основной задачей, поставленной перед станцией, остается мониторинг состояния водных ресурсов и состояния воздуха на вверенной территории.  Три гидрологических речных поста - один морской и два химических, - расположенных на территории Азова, изо дня в день собирают информацию о состоянии воды в Дону и Таганрогском заливе, химическом составе воздуха в городе. Вся полученная информация передается для обработки в Ростовский центр федеральной службы «Росгидрометцентр». Статистические данные и оперативная информация о происходящих изменениях позволяют составлять долгосрочный прогноз погоды.
  (http://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-22-12/2016-06-27-12-50-03/2-uncategorised/3007-2020-01-30-07-34-59)

1Метеоролог5

  Тема погоды является самой актуальной и популярной в среде человеческого общения. От погоды зависит многое, и наше настроение, и самочувствие, наши планы и, конечно, их осуществление. С давних пор человечество интересуется погодой.

Если скоро снег пойдёт,
Если будет гололёд,
Обо всём метеоролог
Точно знает наперёд.
И прогноз погоды нужен
Каждый день, в жару и стужу.
Чтобы нам не простужаться,
Гриппом чтоб не заражаться,
Выходя из дома, надо
По погоде одеваться.
Что нам ждать: дождя иль града?
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос
Даст ответ его прогноз.
Ежедневно в нетерпенье
Ждём его мы сообщенья
Прямо с самого утра.
Ну когда же, ну когда же
Он по радио нам скажет:
«Завтра целый день жара»?

Поговорки о погоде

  • Без дождя и трава не растёт.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Будет дождичек, будут и грибки.
  • В бесснежную зиму и яблоня зябнет.
  • В рукавицу ветер не изловишь.
  • Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сыта.
  • Весенние ветры приносят летние дожди.
  • Весенний дождь растит, осенний – гноит.
  • Весной ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи.
  • Гроза лету не стыд.
  • Два друга – мороз да вьюга.
  • Дождь весне к лицу.
  • За ветром в поле не угонишься.
  • Зима с заморозков начинается, капелями кончается.
  • Зимой грома не бывает.
  • Изменчив, как мартовская погода.
  • Каждая травинка имеет росинку.
  • Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
  • Как не гремит гром, а всё замолчит.
  • Как роса упадёт, так и след пропадёт.
  • Красно солнышко на белом свете чёрную землю греет.
  • Лебедь летит к снегу, а гусь – к дождю.
  • Летом – пыль, зимой снег одолевает.
  • Мокрый дождя не боится.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Надо веять, пока ветер дует.
  • Не все тучи за собой дождь несут.
  • Не всегда же ненастье – проглянет и красно солнышко.
  • Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда.
  • Не жди лета долгого, а жди – тёплого.
  • Не придёт дождь, когда ждут, а придёт дождь, когда жнут.
  • Не та гроза страшна, которая прошла.
  • Небо даёт дождь, а земля рожь.
  • Осень идёт, и дожди за собой ведёт.
  • Первый весенний дождь корешки обмоет.
  • Погода всем выгода, а слякоть – всем мученье.
  • Погода полями правит.
  • Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит.
  • Сбежались тучки в одну кучку – быть ненастью.
  • Серенькое утро – красный денёк.
  • Случается такой год, что в день по семь погод.
  • Студит зима, да весенней теплоты боится.
  • Туча летуча, а дождь бегун.
  • Утренний дождь не долог.
  • Утром кричат синицы – к морозу.
  • Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.
  • Худо лето, когда солнца нету.

Загадки о погоде

1. Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы! (Метеоролог)

2. Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой. (туман)

3. Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (мороз)

4. С крыши льет, как из ведра,
Но не дождик это.
Уходи, зима, пора!
Ждем весну и лето!
Мне ответит и малыш -
Что же в марте льется с крыш? (капель)

5. С зимним ветром прилетела
И снежинки завертела.
Закружилась каруселью
Белая особа.
И машину еле-еле
Видно из сугроба. (метель, вьюга)

6. Ох, сегодня очень скользко!
Поскользнулся бедный Колька!
И барахтался на льду
У девчонок на виду.
Чтоб никто не падал с ног,
Сыпят дворники песок. (гололед)

7. Град она крупой бросает,
И грохочет, и гремит,
Снопы молний выпускает,
Словно в небе динамит. (гроза)

8. Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты. (дождь)

9. Сад в июле припорошен
Белым крошевом горошин.
Все горошки изо льда.
Кто забросил их сюда? (град)

10. Он вчера совсем не дул,
Флигель даже отдохнул.
А теперь он просто шквал!
Как бы флигель не сломал! (ветер)

11. Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка. (температура)

12. Ты повесь его снаружи -
И узнаешь, зной иль стужа.
Тонкий столбик спиртовой
В нем гуляет, как живой. (термометр)

13. Какой это мастер на стены нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
14. Бежал по тропке луговой —
Кивали маки головой;
Бежал по речке голубой —
Речка сделалась рябой. (Ветер)

15. Посмотрели мы в окошко:
Где деревья?
Где дорожка?
Воздух стал, как молоко,
Заблудиться в нём легко.
Всё похоже на обман…
А виной тому… (Туман)

16. Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется? (листопад)

17. Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется? (сосулька)

18. Что случилось? Что такое?
Все деревья — в белой хвое!
В снежных иглах все кусты
Средь зимы увидел ты!
Это — зимняя примета.
Как зовётся хвоя эта? (иней)

19. На стене висит тарелка
По тарелке ходит стрелка
Эта стрелка наперед
нам погоду выдает (барометр)

Источник:
  Энциклопедия для детей. Выбор профессии.- Москва: Мир энциклопедий Аванта +, 2006.- 432 с.: ил.