21 февраля - Международный день экскурсовода
Экскурсовод сопровождает туристов на маршрутах, рассказывает о достопримечательностях страны и города, исторических событиях и об искусстве.
Миллионы людей открывают для себя новый мир, знакомясь с памятниками старины, природы и культуры. Однако стены старинных замков, гробницы египетских фараонов или экспозиции музеев нередко остаются загадкой даже для самых любознательных туристов.
Именно экскурсовод, выступая неким связующим звеном между зрителем и экспонатами, призван предоставить о них наиболее полные сведения, которые подчас помогают открыть тот или иной памятник либо предмет искусства с совершенно неожиданной стороны. Его профессионализм заключается, прежде всего, в умении сделать рассказ интересным, увлечь им слушателей, поделиться не только знаниями, но и передать свои чувства и эмоции. При этом настоящий профессионал всегда представляет слушателю возможность самому вынести суждение об объекте и ни в коем случае не пытается навязать ему свой взгляд.
Экскурсовод работает в музее, знакомит туристов с достопримечательностями городов. Чтобы экскурсия была интересной и содержательной, ему надо. прежде всего, проделать большую предварительную работу и собрать так называемый «портфель». Для этого экскурсовод изучает специальную литературу, различные мнения и гипотезы, разыскивает и анализирует архивные документы, знакомится с экспозицией и фондами многих музеев и в итоге составляет тексты экскурсий, пытаясь снабдить их интересными подробностями, неизвестными ранее фактами и оригинальными стилевыми решениями. В зависимости от цели и темы экскурсии устанавливаются вид и число объектов показа, разрабатывается маршрут, решается, какие объекты будут показаны бегло, а какие более подробно, а также определяется длительность остановок, переездов и переходов.
Здесь требуются, прежде всего, хорошая память и доскональное знание предмета, о котором предстоит вести рассказ, ведь вопросы экскурсантов, на первый взгляд дурацкие, могут поставить в тупик даже специалиста. Кроме того, экскурсоводу не обойтись без общей эрудированности и широкого кругозора, знания истории, литературы, географии, эстетики, психологии и т. д., в противном случае экскурсия может получиться неинтересной и односторонней.
Однако и это ещё не всё. Экскурсовод должен :обладать целым рядом качеств, чтобы стать мастером своего дела: в первую очередь это умение увлечь слушателей своим рассказом, высокоразвитая культура общения, способность быстро устанавливать контакт с любой аудиторией. Зайдя в музей и случайно услышав рассказ экскурсовода, можно увлечься и дослушать его до конца. Значит, ему удалось заинтересовать слушателя не только содержанием своей речи, но и способом её подачи, своей энергетикой, увлечённостью и умением, образно говоря, «вкусно» рассказывать. Бывают и такие случаи, когда даже заинтересованным в данной теме людям становится скучно, им приходится прилагать немалые усилия, чтобы дослушать до конца монотонный рассказ, лишённый артистичности, образности и эмоциональности.
К внешности экскурсовода не предъявляется специальных требований, но всё же она должна соответствовать стилю окружающей обстановки. Ведь здесь, как и в театре, всё внимание обращено на рассказчика: на его лицо, руки, одежду. Своим поведением и внешним видом он как бы дополняет экспозицию. Голос так же играет немаловажную роль. У экскурсовода должна быть чёткая дикция, ведь ему предстоит добиться того, чтобы его слышал и понимал каждый экскурсант.
Эта профессия имеет не только достоинства: приятное общение, возможность творческой реализации, многочисленные поездки и разнообразные впечатления. Экскурсоводу, работающему в одном музее, приходится вести однотипные экскурсии и рассказывать об одних и тех же экспонатах. Именно поэтому его труд немыслим без настоящей увлечённости своим делом и любви к нему, а также таких качеств, как терпение, внимательность, скрупулёзность, желание рассказывать об одних и тех же вещах каждый раз немного по-новому.
Кроме того, экскурсовод работает не только в музеях и выставочных залах, но нередко и в автобусах, поездах. Ему требуются хорошее здоровье и физическая выносливость, ведь подчас приходится целый день быть на ногах, преодолевать большие расстояния или обходить за одно лишь посещение весь город, спускаться в подземелье или подниматься в гору и всё при любой погоде.
И наконец, верным помощником экскурсовода в любых ситуациях является чувство юмора. Гид в музее рассказывает туристам: «Посмотрите на эту статую, как изящно вытянута у неё рука. Этим жестом она как будто бы говорит: «Не забудьте дать на чай экскурсоводу»».
Отличия гидов от экскурсоводов.
Эти слова часто используются как синонимы, однако они имеют некоторые смысловые отличия, установившиеся в практике употребления. Зачастую, говоря «экскурсовод» мы имеем в виду специалиста, проводящего экскурсии в музее. Экскурсовод является специалистом высокого уровня по какому-то узкому вопросу, периоду, эпохе или группе памятников (экспонатов).
В то время как «гид» — это человек, обычно работающий в турфирме по договору, который проводит несколько экскурсий (обзорную, по некоторым музеям и памятникам) и находится с группой туристов значительное время, обычно сопровождая их на протяжении всего тура.
Получить образование, которое позволит работать экскурсоводом, можно в колледжах или в вузах с гуманитарным профилем: культурология, история, лингвистика и иностранные языки. Еще один вариант — это учебные заведения, в которых есть специальности, связанные с туризмом: «Сервис и туризм», «Гостиничный бизнес», «Туризм и гостеприимство».
Еще один способ получить профессию экскурсовод — пройти курсы для гидов. Их проводят туристические центры, экскурсионные агентства и частные компании. Разработаны курсы как для повышения квалификации или переподготовки для уже опытных работников туротрасли, так и для начинающих. По окончании курсов выдается сертификат.
Учебные заведения
- Российский государственный университет туризма и сервиса (https://rguts.ru/)
- Санкт-Петербургский государственный университет (https://spbu.ru/)
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (http://www.fa.ru/Pages/Home.aspx)
- Российский государственный гуманитарный университет (https://www.rsuh.ru/)
- Южный федеральный университет (https://rostov.postupi.online/vuz/yufu/)
- Донской государственный технический университет (https://rostov.postupi.online/vuz/dgtu/)
- Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (https://rostov.postupi.online/vuz/rgeu-rinh/)
- Ростовский государственный университет путей сообщения (https://rostov.postupi.online/vuz/rgups/)
Можно получить профильное образование и в колледжах после 9 и 11 классов. Среди таких средних специальных учебных заведений:
- Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» (https://collegetsaritsyno.mskobr.ru/)
- Петровский колледж (Санкт-Петербург) (http://www.petrocollege.ru/)
- Волгоградский технологический колледж (https://vtk-portal.ru/)
- Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ» (https://rostov.postupi.online/ssuz/rostovskij-kolledzh-reklamy-servisa-i-turizma-sokrat/)
- Азовский гуманитарно-технический колледж (http://agtk-azov.ru/)
До начала XIX века позволить себе путешествовать по миру могли только состоятельные граждане: подобные поездки были единичным явлением, и ни о каких специально обученных сопровождающих речь не шла. Начало массовому туризму положил Томас Кук, организовавший 5 июля 1841 года первый в мире туристический вояж для 570 рабочих.
Эту дату принято считать началом зарождения туризма, а самого Кука – первым гидом, проложившим живописный железнодорожный маршрут между городами Лейстер и Лафборо в графстве Лестершир.
Спустя четыре года он организовал вторую экскурсию – в Ливерпуль, а еще через год начал на постоянной основе проводить платные тематические путешествия по просторам Великобритании.
Томас Кук был организатором и первого в мире кругосветного путешествия в начале 70-х гг. XIX века. 25 тыс. миль были преодолены за 222 дня! Спустя 150 лет на это потребовалось чуть больше месяца.
В 50-х гг. путешественник разработал маршруты по Европе, а чуть позже начал показывать всем желающим и Новый Свет. В числе первых клиентов турагентства (кстати, первого в мире!) под названием Thomas Cook & Son оказался знаменитый Марк Твен. Фирма, имеющая более сотни филиалов, процветает и сегодня, являясь самой крупной и авторитетной на Британских островах.
Профессия экскурсовода сравнительно молода. В России она официально существует с конца 60-х годов прошлого века. Прежде обязанности по проведению экскурсий добровольно выполняли энтузиасты.
В Советском Союзе ознакомительные прогулки по музеям первое время устраивали сами сотрудники. Иногда, за небольшую плату там привлекали студентов профильных вузов — историков, культурологов, искусствоведов. Штатных экскурсоводов музеев и экскурсионных бюро можно было сосчитать по пальцам, но все изменилось в 1969 году, когда были приняты несколько директив.
Ситуация стала меняться примерно перед Олимпиадой 1980 года в Москве. Тогда первыми экскурсоводами стали работники музеев с профильным образованием в области музееведения, а также профессиональные историки.
Известно, что русский писатель-прозаик, публицист и журналист Сергей Довлатов по рекомендации своего университетского друга Андрея Арьева приезжал на два летних сезона (1976-1977 гг.) работать экскурсоводом в Пушкинский заповедник (ныне Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»).
Он снимал комнату в доме в деревне Березино, находящейся недалеко от Михайловского. В 90-е годы избу выкупила у прежних хозяев вышедшая на пенсию московская учительница.
Позже друзьям и почитателям Сергея Довлатова пришла идея создать в этом доме частный музей, который открылся 3 сентября 2011 года по случаю 70-летия писателя. В нем нет никаких вещей, принадлежащих ему, но воссоздана обстановка, напоминающая 70-е годы прошлого столетия.
Источник:
Энциклопедия для детей. Выбор профессии.- Москва: Мир энциклопедий Аванта +, 2006.- 432 с.: ил.