26 ноября отмечается Международный день сапожника.
Похожие профессии: дизайнер обуви, отделочник, пошивщик обуви, раскройщик обуви, сапожник, сборщик обуви, специалист по клейке, швея.
Когда-то сапожники были очень редкой и почитаемой профессией. Все операции делались вручную, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Сегодня целые фабрики работают над созданием обуви. Технологический процесс обычно состоит из нескольких операций, которые выполняют люди разных специальностей: вырубщик деталей вырезает низ обуви (подошву), верхнюю часть кроит раскройщик материалов, соединяет детали сборщик верха обуви, затяжчик придаёт окончательную форму верхней части, а прессовщик соединяет её с подошвой.
Наряду с фабричным производством существуют мастерские по индивидуальному пошиву обуви. Выполняя индивидуальный заказ, мастер весь процесс изготовления обуви (от выкройки до прикрепления подошвы) осуществляет сам. В такие мастерские люди, как правило, обращаются нечасто, а вот в ремонтные мастерские заглядывать приходится каждому. На отстающей части подмётки, замены набоек до полной' замены подошвы или других деталей
Для успешной работы обувщику необходимы хорошее зрение, точный глазомер, развитая зрительно-моторная координация, наглядно-образное мышление, физическая выносливость, так как трудится он в постоянном шуме раскройных, швейных и прессовальных машин. Нужна также тактильная и мышечно-суставная чувствительность, чтобы на ощупь различать качество обрабатываемого материала. Обувщик должен быть аккуратным и терпеливым, ведь, работая в ремонтной или пошивочной мастерской, он будет вынужден постоянно выслушивать пожелания или претензии клиентов.
Еще древние люди придумали надеть кожу животных на ноги, подкладывая внутрь солому для их защиты от повреждений и холода.
Со временем обувь стала гораздо практичнее. Ее можно было носить долгое время. А для этого ее нужно было периодически ремонтировать. Именно поэтому и возникла потребность в мастерах, которые были способны и изготовить обувь, и поддерживать ее в надлежащем состоянии.
Конечно же, в те времена, у сапожников не было каких-либо специальных приспособлений для изготовления и ремонта обуви. Труд сапожников был исключительно ручным. Вместо металлических игл в ход шли свиные щетинки, которые вкручивались в концы нити. Складной стул и кожаный передник были неотъемлемыми составляющими рабочего места мастера.
Начиная с XVIII века данное ремесло переросло в обувную промышленность. Обувь стала доступной для всех. Ее было много и на любой вкус. По мере открытия фабрик и цехов, производство стало в большинстве своем автоматизированным, однако труд сапожников оставался таким же востребованным как и раньше.
Первое изображение обуви было создано около 15 000 тому назад.
Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В античности обувь уже была более практичной. Но и тут были ограничения в правах по ее ношению. Ходить обутыми разрешалось только свободным людям. Рабы не имели права обуваться.
В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами.
Английский король Генрих Анжуйский ввел моду на обувь с длинным носком. У короля были проблемы с ногами, и носить обычную обувь он не мог. Поэтому сапожник предложил ему создать обувь с длинным носом. Эту идею моментально подхватили придворные, а после она разошлась и по другим странам. Иногда носы туфель были даже слишком длинные и мешали при ходьбе. Поэтому носы туфель пристегивались к браслету у колена. Впоследствии ввели ограничения по длине носка. Лишь королевским особам позволялось носить любую длину. У рыцарей она не должна была превышать длину стопы, простолюдины могли удлинить носок лишь в полтора раза.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Первые упоминания о каблуках на обуви относятся к древнеегипетской цивилизации. Они имели конусообразную форму их прибивали к сандалиям и были весьма популярны среди земледельцев во время полевых работ, дабы ноги не скользили по илистой почве.
Мода на каблуки пришла в Италию из Персии на рубеже 15-16 веков, а затем и захватила всю Европу. И что интересно, многие думают, что каблуки придуманы модницами. А вот и нет! Появлением этой детали в обуви мы обязаны мужчинам. Каблук прибивался к сапогу по той причине, чтобы во время верховой езды на лошади нога не выскальзывала со стремени.
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.
С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
За туфли на шпильке можно благодарить выдающегося мастера Сальватора Феррагамо, родившегося в 1898 году. Первую обувь он смастерил в 9 лет для своей сестры. С тех пор обувное дело стало для него призванием. В будущем его талант оценили многие модники.
В чем же ходила Россия в древности?
Как выяснилось, не зря за Россией прозвище «лапотная» закрепилось. Лапти в России плели еще с языческих времен. По весне драли лыко (вяз, липа или ива) и плели лапти. Зимой пары лаптей хватало крестьянину в среднем на полторы недели, а летом – не больше 4 дней.
Сапожное ремесло в России сформировалось одновременно с возникновением городов.
Шили обувку из выделанной кожи. Отдаленно такая кожаная обувь напоминала форму лаптей и крепилась на лапотный манер, только не веревкой, а ремешками. На тот момент каблуки еще не делали на русской обуви.
К началу XIV века появились высокие сапоги, практически вытеснив из обихода бесформенные башмаки. Вскоре сапоги стали подковывать, а знать начала заказывать сапоги разных цветов, украшать жемчугом, расшивать золотой нитью.
Каблуки добавились уже в конце XVI века. Первые каблуки были наборными, а женщины увеличили каблуки себе до 12 см. Стоимость пары сапог в этом временном отрезке значилась от 25 до 50 копеек, достаточно дорого по тем временам. Сапожных дел мастера примерно с середины XVII века стали ставить свои знаки – клейма на свои изделия .
Разумеется, обувалась Россия не только в сапоги и лапти. Были еще башмаки, чеботы (полусапожки на каблуках с загнутыми носиками вверх), ичетыги (башмачки из сафьяна на мягкой подошве).
Ну а самой теплой, зимней обувью, конечно же, были русские валенки. Изначально валенки, или, по-сибирски, «пимы» были короткими, а их голенище было изготовлено из сукна. И даже Петр I и Анна Иоанновна с удовольствием носили такую обувь. Лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид. Чтоб они были бесшовными, мягкими, удобными и не натирали ногу, ремесленники стали валять их целиком с голенищем. Единственный недостаток у валенок – они боятся сырой погоды, поэтому подошву защищали кожаные, а позднее резиновые галоши.
Валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только очень состоятельные люди. Зажиточной считалось семья, где у каждого члена семьи была своя пара валенок, а в других семьях была одна пара на всех. Валенки передавали по наследству. Для солдата, отправляющегося на службу, не было ничего дороже, чем валенки, которые не только спасали его от холода, но и защищали от мелких осколков снарядов.
Вместе с Петром I появились в России и ботфорты. Первоначально носили их военные.
XVIII век популярностью пользуются туфли с высоким каблуком, имеющие квадратный носок и украшавшиеся металлическими пряжками. Знать украшала свои туфли драгоценными камнями, и стоили они дороже крепостной деревни, а то и нескольких.
XIX век принес «лодочки» - изящную обувь без каблука. Мужчины также перешли на более изящную обувь.
По сути, в этом отрезке времени русская обувь ничем не отличалась от западноевропейской, которую можно было без проблем приобрести в столичных магазинах.
Обувь с лаковым покрытием появилась в сороковых годах, и до сих пор занимает прочные позиции.
В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» это название обуви. Далее слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова «шлёпанцы».
Как стать сапожником? Как и любой другой профессии, профессии сапожника нужно учиться. И эта профессия требует специальных знаний, навыков и опыта. Человек этой профессии должен обладать такими качествами, как выносливость, терпение, внимательность, исполнительность. Обучиться данному делу несложно, но настоящими профессионалами становятся далеко не все.
Существует много учебных заведений, позволяющих получить необходимые знания. В процессе обучения студенты осваивают как теорию, так и практику. В таких образовательных учреждениях есть свои мастерские для закрепления профессиональных навыков. После окончания обучения выпускники проходят стажировку в обувных компаниях и мастерских.
- Колледж технологии, моделирования и управления Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (https://spb.postupi.online/ssuz/kolledzh-tehnologii-modelirovaniya-i-upravleniya-spbguptd/)
- Колледж Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (https://msk.postupi.online/ssuz/kolledzh-rgu-im-a-n-kosygina/)
- Воронежский техникум моды и дизайна (https://voronezh.postupi.online/ssuz/vtmd/)
- Южный федеральный университет (https://sfedu.ru/)
Профессия сапожника породила множество пословиц и поговорок:
- Сапожник без сапог
- У сапожника башмаки всегда худые
- Что б то был за сапожник, если б на одну колодку все сапоги шил
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник
- Велик сапог — на ноге живет; мал сапог — под лавкой лежит.
- Сам в сапогах, а след босиком.
- Я про сапоги, а он про пироги.
- Без дела не ходи — сапоги истопчешь.
Во многих литературных произведениях главными героями являются сапожники.
Варданян, А. - Мой папа – сапожник и дон Корлеоне
История про одну армянскую семью, где главный герой, сапожник Хачик, шьёт модную и стильную обувь. У Хачика - свой особенный мир, полный любви к жене Люсе, троим беспокойным детям, пожилым родителям и паре итальянских босоножек, увидев которые в итальянском журнале, он сразу понял, какую обувь надо шить. Хачик за всю свою жизнь прочитал только одну книгу - роман Марио Пьюзо «Крестный отец», и дон Корлеоне становится учителем и проводником Хачика и приводит его к богатству и процветанию.
Гримм, Я. и В. - Сапожник и маленькие человечки.
Добрая рождественская сказка братьев Гримм о старом сапожнике, которого выручили из беды чудесные маленькие человечки.
Кельберг, М. - Жемчужина
Какую тайну хранит маленькая розовая Жемчужина, поднятая однажды с морского дна сыном простого сапожника? И как эта тайна повлияет на судьбы двух юных принцесс? Добрая сказка для детей младшего и среднего школьного возраста.
Кирсанова, Р.М. - Ленты, кружева, ботинки…
Автор этой книги - Раиса Кирсанова. Когда она была девочкой, любила носить старинное бабушкино пальто и наворачивать на себя всякие странные наряды. И шить, конечно, научилась. А теперь она профессор, написала множество книг - о японском театральном костюме, об истории одежды и ее теории.
Кокс, К - История обуви в деталях. С античных времен до наших дней
Эта великолепно иллюстрированная книга - путеводитель по истории обуви с античных времен до наших дней. Вы узнаете о том, как создавались самые популярные модели, как со временем они видоизменялись. Как звезды Голливуда и другие знаменитости влияли на дизайн обуви и даже создавали свои коллекции. Откроете для себя имена великих дизайнеров обуви, увидите их шедевры.
Левитов, А.И. - Сапожник Шкурлан
Главный герой рассказа – сапожных дел мастер, прозванный окружающими Шкурланом.
Толстой, Л.Н. - Чем люди живы
Сапожник Семен, был так беден, что весь его доход уходил на оплату обыденных нужд. Из-за нищеты была у сапожника одна шуба на двоих с женой, да и та износилась в лохмотья. К осени, собрав немного денег, он отправляется в село за новой шубой и, проходя мимо часовни, встречает голого человека. Ему становится жалко этого странного путника, и он отдает ему свою последнюю одежду, чтобы тот не замерз и приводит его домой. Так путник, которого звали Михаил, остается жить у сапожника. Он помогает Семену в работе и справляется очень хорошо. Слава о двух умельцах идет по всему городу и к ним многие идут за сапогами и ботинками. Прожив у Семена шесть лет, Михаил рассказал ему свою историю.
Триджиани, А. - Жена башмачника
Это современная классика, наполненная интересными сюжетами, сильными чувствами героев. О любви, которая помогла двум главным героям - Энцо и Чиро выжить; выстоять; пережить голод и нищету, предательство, разлуку с родиной.
Фарг, В. - Сказ о сапожнике и его жене
Мудрый, поучительный сказ о том, как давным-давно жили душа в душу, и хоть бедны были, но счастливы в прибрежном городке сапожник Елисей и жена его Марья...
Чехов, А.П. - Сапожник и нечистая сила.
Сапожник Федор Нилов обнаруживает, что сапоги, заказанные клиентом, готовы, и он идет к заказчику. Желая примерить сапоги клиенту, Федор снимает с его ног обувь и обнаруживает там копыта, как у чертей. Испугавшись, он начинает хвалить нечистую силу, и в знак благодарности нечистая сила предлагает исполнить любое желание Федора. Он, конечно же, хочет стать богатым и его желание исполняется...
Не только в прозе писали о сапожниках выдающиеся писатели мира, но и поэты посвящали им строки поэзии. А художники изображали на своих полотнах
Сапожник
Бурдаев С.
Сидит он в фартуке молчком:
удел его таков…
И набивает молотком
набойки каблуков…
Обширен круг его друзей,
не меньше, чем сапог…
И даже больше, чем гвоздей,
каких забить он смог…
Берёт он в руки сапоги
любовно, как детей…
Ему иначе – не с руки,
хоть дело без затей…
Устали, видно, сапоги
хозяину служить…
А тот, что с раненой ноги,
совсем не хочет жить…
Сапожник – стар, слезится глаз,
он тоже воевал…
Но сапогам десятки раз
вторую жизнь давал…
А сам сапожник – без сапог!
Таков его удел…
Война его лишила ног,
а он летать хотел…
И он летал! Всего лишь раз!
Прекрасный был полёт!!!
Подбил его фашистский ас,
сразил, как птицу, влёт…
С тех пор несут ему в ремонт
чужие сапоги…
Сапожник стойко держит фронт!
Иначе – не с руки…
Сапожник
Викторов В.
Недаром сапожник
Стучит молотком –
Не всякий ведь может
Ходить босиком.
От острого камня,
Воды и песка
Не сыщешь защиты
Прочней башмака.
Сапожник
Гавришова Н.
Я не актер величайших ролей.
Я не свободный от правил художник.
Я не цветок своенравных полей.
Я лишь замученный делом сапожник.
Я не стремлюсь патриотом на бой.
Я не меняю в канкане пластинки.
Я не особенный, я не любой.
Я лишь чиню кропотливо ботинки.
Каждое утро в намеченный час
Я открываю затертые двери.
То ли ключом, то ли шепотом глаз.
То ли потребностью старого зверя.
Я истязаю покладистость рук,
Не надевая обязанно робу.
Но под загвозженный сутками звук
Я не люблю только грязную обувь.
2008
Сапожник
Заходер Б.
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!
— Был сапожник?
— Был!
— Шил сапожки?
— Шил!
— Для кого сапожки?
— Для соседской кошки!
Сапожник
Кнушевицкая Н.
Молоточком тук-тук-тук!
Целый день под этот стук
Всех сапожник удивляет
Мастерством умелых рук.
Вот к нему примчалась Даша:
- Мои туфли просят каши.
Вы скорей их посмотрите,
Если можно, почините.
Мастер в руки туфли взял,
Молоточком постучал,
Здесь зашил, а там подклеил
И обратно ей отдал.
Туфли просто не узнать,
Хоть на сцене выступать!
Прихромал затее и Вовка,
На ногах – одна кроссовка:
- Очень я люблю футбол.
Только мне забили гол,
И подмётка отвалилась –
Ели к вам сюда дошёл.
Что ж, поможет он и Вовке:
- Получай свои кроссовки,
Поскорей их надевай,
Аккуратней впредь играй!
Так народ весь день идёт,
Обувь разную несёт:
Туфли, сапоги, ботинки –
Нет у мастера заминки.
Режет, клеит, зашивает,
Всех он снова обувает.
Из-под добрых этих рук
Только слышно: «Тук-тук-тук!»
Сказка про царя и про сапожника
Маршак С.
Жили-были грозный царь
И веселый чеботарь.
Грозный царь страною правил.
Чеботарь заплатки ставил.
И жилось чеботарю
Веселее, чем царю.
Царь не ест, не спит спокойно,
У царя пиры да войны,
А сапожник в мастерской
Тянет дратву день-деньской,
Шьет, кроит и ставит латку,
А потом возьмет трехрядку,
Скажет: - Ну-ка, запоем!
И зальется соловьем.
В пляс пойдут его ребята
Так, что пол трещит дощатый!
Но прослышал государь,
Как беспечен чеботарь.
Издает приказ он краткий:
«Запрещаем класть заплатки
На башмак и на сапог.
Нарушителей - в острог!»
У царя и власть и сила.
Чеботарь припрятал шило,
Дратву, нож и молоток,
Мастерскую - на замок
И сидит себе на рынке,
Чистит публике ботинки.
До того натрет башмак,
Что блестит он, точно лак.
Царь узнал про эту чистку,
Пишет новую записку:
«С пары чищеных сапог
Троекратный брать налог!»
Чеботарь опять без дела,
Ждать работы надоело,
Взял он в руки два ведра
Да к реке пошел с утра.
Стал он в жаркую погоду
Продавать речную воду:
- Подходи, народ, сюда,
Вот холодная вода!
За копейку выпьешь кружку,
А полкружки за полушку!
Поступил к царю донос:
- Появился водонос.
Воду носит он народу,
А верней, мутит он воду!
Бородою царь потряс
И велел писать приказ:
«Запрещается народу
Пить в жару сырую воду!»
Сел на камень водонос,
Загрустил, повесил нос,
И жена и дети босы...
- Не пойти ли мне в матросы?
Я и ловок, и силен,
И смекалкой наделен.
Входит он в контору флота,
Говорит: - Служить охота,
То есть плавать по морям
Нынче здесь, а завтра там!
Видят - парень он здоровый,
Рост приличный, двухметровый.
Взяли малого во флот.
Вот однажды царь плывет
На своей на царской яхте,
А моряк стоит на вахте.
Вдруг поднялся ураган.
Смыты с борта капитан,
И помощник, и матросы.
Гонит яхту на утесы...
Так и есть! Раздался треск,
А потом зловещий плеск.
Где пробоина? У носа.
Боцман требует матроса:
- Надо, брат, заплату класть,
Чтобы судну не пропасть!
Говорит матрос: - Положим!
Положить заплату можем,
Но простите: ваша власть
Не велит заплаты класть!..
Царь выходит из каюты,
Непричесанный, разутый.
По колено борода,
По колено и вода.
Подзывает он матроса,
Все того же водоноса.
Молит жалобно: - Нырни
Да пробоину заткни!
Награжу тебя чинами,
Галунами, орденами,
Сколько ты воды хлебнешь,
Столько чести наживешь.
За глоток воды студеной
По медали золоченой!
А матрос царю в ответ:
- Воду пить приказа нет.
Не велели вы народу
Пить в жару сырую воду!
Ну да ладно. Я нырну.
Не идти же нам ко дну...
Только вы уж извините
Все приказы отмените,
Или каждый ваш приказ
Обернется против вас!
Холодный сапожник
Михалков С.
У наших ворот
Дырявую обувь
В починку берет.
Весь день
Продувает его ветерком.
Он песни поет
И стучит молотком.
Несут ему туфли,
Несут сапоги:
- Сапожник, сапожник,
Скорей помоги!
Подметки подбей -
Прохудились они.
Заплату поставь
И каблук почини.
И тонкую дратву
Сапожник возьмет,
И шило достанет,
И шилом кольнет.
Починены туфли,
Починен сапог.
Прохожий доволен:
Сапожник помог.
Я тоже снимаю
Ботинок с ноги:
- Сапожник, сапожник,
И мне помоги!
Я первенство школы
Возьму по конькам.
Прибейте пластинки
К моим каблукам.
Сапожник смеется:
- Бегите домой,
Возьмите пластинки,
Придете зимой!
*****
Окуджава Б.
Кузьма Иванович — сапожник ласковый.
Он сапоги фасонные тачает.
А черный молоток его, как ласточка,
хвостом своим раздвоенным качает.
Он занят целый день поклонами,
тот молоток. Он по подметкам метит.
А к вечеру — все гвоздики поклеваны,
все сапоги починены на свете.
Я слышу рассуждения домашние,
когда над головою свет потухнет:
кто носит сапоги — пускай донашивает…
А сам Кузьма Иваныч носит туфли.
Постукивает под крыльцом, позевывает
и постепенно понимает вроде,
что ну их к черту, сапоги кирзовые…
А сапоги фасонные не в моде.
Кузьма Иванович, ступай на пенсию:
есть фабрики — военных обошьют.
Но пусть война останется за песнею.
А ласточке твоей пора на юг.
Она хвостом своим качнет раздвоенным,
из рук твоих натруженных рванется
и полетит над грозами, над войнами…
А ты сиди и жди. Она вернется.
Песенка про сапожника
Пикулева Н.
В деревне Летний Дождик
Жил старенький сапожник,
А может, и художник,
Волшебная игла.
Он белкам шил – сапожки,
И зайкам шил – сапожки,
Не смейтесь, шил сапожки,
Чтоб их зима не жгла!
Он так легко работал,
И пел, когда работал,
И песнями избушка
Всегда была полна!
И кошки петь - старались,
А белки - улыбались,
И зайки - улыбались,
И ждали у окна.
А за окном - ветрище,
Колючий, злой ветрище,
Он их повсюду ищет -
Зима пришла!
А у друзей - сапожки!
Ха-ха! Не мёрзнут ножки!
Носок да голенище -
И на душе весна!
Стал сапожником Енот!..
Пляцковский М.
Стал сапожником Енот,
Он для всех обувку шьёт:
Тапки – на-лапки,
Сапожки – на ножки.
Он на туфельки у стойки
Делает набойки.
А тапки – на лапки,
А сапожки – на ножки.
Даже старые ботинки
Принимает для починки.
Молотком стучит он ловко:
«Тук-тук-тук!»
Прибивает вмиг подковку
На каблук.
Ходят звери день-деньской
К той сапожной мастерской
Благодарны все Еноту
За работу:
За тапки – на лапки,
За сапожки – на ножки!
Сапожник. Притча
Пушкин А.
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?»…
Тут Апеллес прервал нетерпеливо;
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но чорт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
Странное дело
Сеф Р.
Странное дело,
А может быть, нет —
Жил-был
На свете
Когда-то
Сапожник.
Был он сапожником
Сорок пять лет,
Но про него
Говорили:
— Художник.
Странное дело,
А может быть, нет —
Жил-был
На свете
Когда-то
Художник.
Был он
Художником
Семьдесят лет,
Но про него
Говорили:
— Сапожник.
Странное дело,
А может быть, нет?
Песенка сапожника
Харитонов В.
Сочинял сапожник песню целый день.
Их сегодня сочиняют все, кому не лень.
Он за это дело взялся в первый раз.
Удивить хотел, наверно нас.
Только не надо переживать,
Только не надо перебивать.
Может быть, выйдет, а может нет
Новая песня вместо штиблет
Не судите очень строго, он такой -
Наилучший он сапожник, парень неплохой,
Но попал в теченье моды он как раз.
Удивить хотел, наверно нас.
Мы с ним встретились примерно через год,
Не узнал его я сразу - тот он иль не тот?
Шел сапожник наш веселый и босой
И мотивчик пел какой-то свой.
Армейский сапожник
Твардовский А.
В лесу, возле кухни походной,
Как будто забыв о войне,
Армейский сапожник холодный
Сидит за работой на пне.
Сидит без ремня, без пилотки,
Орудует в поте лица.
В коленях — сапог на колодке,
Другой — на ноге у бойца.
И нянчит и лечит сапожник
Сапог, что заляпан такой
Немыслимой грязью дорожной,
Окопной, болотной, лесной, -
Не взять его, кажется, в руки,
А доктору все нипочем,
Катает согласно науке
Да двигает лихо плечом.
Да щурится важно и хмуро,
Как знающий цену себе.
И с лихостью важной окурок
Висит у него на губе.
Все точно, движенья по счету,
Удар — где такой, где сякой.
И смотрит боец за работой
С одною разутой ногой.
Он хочет, чтоб было получше
Сработано, чтоб в аккурат.
И скоро сапог он получит,
И топай обратно, солдат.
Кто знает, — казенной подковки,
Подбитой по форме под низ,
Достанет ему до Сычевки,
А может, до старых границ.
И может быть, думою сходной
Он занят, а может — и нет.
И пахнет от кухни походной,
Как в мирное время, обед.
И в сторону гулкой, недальней
Пальбы — перелет, недолет -
Неспешно и как бы похвально
Кивает сапожник:
- Дает?
- Дает, — отзывается здраво
Боец. И не смотрит. Война.
Налево война и направо,
Война поперек всей державы,
Давно не в новинку она.
У Волги, у рек и речушек,
У горных приморских дорог,
У северных хвойных опушек
Теснится колесами пушек,
Мильонами грязных сапог.
Наломано столько железа,
Напорчено столько земли
И столько повалено леса,
Как будто столетья прошли.
А сколько разрушено крова,
Погублено жизни самой.
Иной — и живой и здоровый -
Куда он вернется домой,
Найдет ли окошко родное,
Куда постучаться в ночи?
Все — прахом, все — пеплом-золою,
Сынишка сидит сиротою
С немецкой гармошкой губною
На чьей-то холодной печи.
Поник журавель у колодца,
И некому воду носить.
И что еще встретить придется -
Само не пройдет, не сотрется, -
За все это надо спросить...
Привстали, серьезные оба.
- Кури.
- Ну давай, закурю.
- Великое дело, брат, обувь.
- Молчи, я и то говорю.
Беседа идет, не беседа,
Стоят они, курят вдвоем.
- Шагай, брат, теперь до победы.
Не хватит — еще подобьем.
- Спасибо.- И словно бы другу,
Который его провожал,
Товарищ товарищу руку
Внезапно и крепко пожал.
В час добрый. Что будет — то будет.
Бывало! Не стать привыкать!..
Родные великие люди,
Россия, родимая мать.
1942
Источник:
Энциклопедия для детей. Выбор профессии.- Москва: Мир энциклопедий Аванта +, 2006.- 432 с.: ил.
Подвиги человека-легенды Михаила Боброва.- URL: https://spbdnevnik.ru/longreads/2018-08-10/mihailu-bobrovu-95-podvigi-chelovekalegendy. (дата обращения: 20.08. 2021)
История обуви.- URL: https://fishki.net/47806-istorija-obuvi-37-foto.html?utm_source=aab&sign=45761120036707%2C682262562016230 (дата обращения 22.08.2021)