Включить версию для слабовидящих

Рыбаков Анатолий

АНАТОЛИЙ НАУМОВИЧ РЫБАКОВ

Даты жизни: 14 января 1911 – 23 декабря 1998
Место рождения: город Чернигов
Русский советский писатель
Известные произведения: «Кортик», «Бронзовая птица», «Каникулы Кроша», «Тяжёлый песок», «Дети Арбата»

   РыбаковАнатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 году в украинском городе Чернигове в семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Авраамовны Рыбаковой. В 1919 г. семья переехала в Москву и поселилась на Арбате, в доме № 51, описанном позже Рыбаковым в повестях и романах.
      Все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе.
      В 1930 году А. Н. Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. 5 ноября 1933 года, будучи студентом, арестован и осужден по статье 58-10 («контрреволюционная агитация и пропаганда») на три года ссылки — за стенгазету и выступление на дискуссии «как бы примиренчески по отношению к троцкистской оппозиции». Отбыв ссылку, мотался по стране, работал на разных работах — там, где не надо заполнять анкеты. «Став своего рода «бомжем», я как бы выпал из поля зрения органов, которые всё время «подбирали» тех, кто однажды побывал у них в лапах…»
   В 1941 г. Анатолий Рыбаков был призван в армию. С ноября 1941 года по 1946 год служил в автомобильных частях, участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Начал рядовым, войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. «За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» осенью 1945-го Рыбаков был признан не имеющим судимости, но только в 1960 году он был полностью реабилитирован.
  Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Наумович вернулся в Москву. Тогда же он начал свою литературную деятельность, стал писать приключенческие повести для юношества. Известность Анатолий Наумович приобрел первыми же повестями, адресованными юным читателям. Его первая повесть «Кортик» была опубликована в 1948 г., в 1956 г. было опубликовано ее продолжение - повесть «Бронзовая птица», а в 1975 г. - третья заключительная часть трилогии – «Выстрел». События разворачиваются в первые годы Гражданской войны и нэпа в Москве, на Арбате – любимом месте действия многих героев Рыбакова. Автор увлек читателей захватывающим сюжетом, основанном на раскрытии тайны, высоким романтическим настроем, добрым юмором. Свежесть чувств, острота переживаний, манящие тайны, пионерская романтика, запутанные дворы Арбата, бронзовая змейка на рукоятке кортика («с открытой пастью и загнутым кверху язычком») – это первые повести Рыбакова.
   Имели успех и три повести про Кроша (1960-1970), ставшими своего рода классикой юношеского чтения. Истории, написанные от лица подростка, отличались живостью повествования, психологической убедительностью, остроумием.
   Первый «взрослый» роман Рыбакова «Водители» (1950) посвящен людям, которых автор хорошо знал по прежней профессии инженера-автомобилиста. Роман принадлежит к лучшим образцам «производственной» темы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характера. В 1951 году за роман Рыбакову присуждена Государственная премия СССР.
    Второй «производственный» роман – «Екатерина Воронина» (1955) - о непростых проблемах взаимоотношений в коллективе волжских речников.
    А в романе «Лето в Сосняках» (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана автором через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие «застойного» времени.
    Огромную популярность принес Рыбакову роман «Тяжелый песок». Это был первый роман на еврейскую тему. История непростой еврейской семьи с 1910-го до 1943-го была рассказана в колоритной русско-еврейской интонации: «Что было особенного в моём отце? Ничего. Правда, он родился в Швейцарии, в Базеле. В нашем городке не так уж много уроженцев Швейцарии. Говоря точнее, им был только мой отец. В остальном — обыкновенный сапожник. Плохой сапожник…» Роман о яркой всепоглощающей люби, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве Сопротивления. Роман читался как откровение, особенно на фоне эмиграции евреев и антисионистской пропаганды.
   Ещё в 1950-е он начал работать над романом «Дети Арбата». В 1964-м отнёс его в «Новый мир». Твардовский прочёл рукопись за сутки и очень хотел её напечатать. Роман анонсировали на 1966 год, автору даже заплатили аванс, но не пропустили.
    «Дети Арбата» были опубликованы только в 1987 году, в журнале «Дружба народов». С выходом романа тираж журнала вырос со 150 тысяч до 1 200 тысяч экземпляров.
      Роман, наряду с фильмом «Покаяние» Абуладзе, стал символом перестройки. И принёс автору мировую славу. Роман был издан в 52 странах!
     Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман «Дети Арбата» и продолжающая его трилогия «Тридцать пятый и другие годы» (кн. 1, 1988; кн. 2 - Страх, 1990; кн. 3 - Прах и пепел, 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, времени больших потерь и трагедий. Автор романа стремится раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.
     В 2004 году по мотивам романа «Дети Арбата» был выпущен многосерийный одноименный фильм.
     В 90-е годы, когда развалился Советский Союз, Анатолий Рыбаков, не приняв перемен, уехал в США, но не эмигрировал. Он приезжал на родину фактически на 4-5 месяцев, чтобы быть в курсе всего, что происходит, принимал участие в литературной и общественной жизни России. Рыбакова очень беспокоила судьба его поколения – поколения идеалистов, веривших, что можно улучшить человеческую породу и создать справедливое общество.
     До последних дней жизни Анатолий Рыбаков оставался оптимистом, жизнелюбом в силу своего бойцовского характера. Рыбаков умудрялся шутить даже на операционном столе. На второй день после операции шунтирования, в июне 1998 года, он, как ни в чем ни бывало, раздавал автографы медсестрам клиники, оказавшимися российскими эмигрантками, планировал вернуться за стол к очередной рукописи.
    А на операцию он решился ради читателей, хотевших проследить дальнейшую судьбу детей Арбата в третьем и четвертом поколениях. В 87 лет Рыбаков продолжал работать, писал от руки, передавал написанное жене Тане, она перепечатывала на компьютере – и начиналась правка.
    Врачи сказали (в Америке врачи ничего от пациента не скрывают), что не могут гарантировать ему шести лет, необходимых для осуществления этого последнего авторского замысла. Непоправимое может случиться в любую минуту. Более того, врачи не обещали ему и сохранения трудоспособности.
    – Я выполнил дело жизни, – говорил Рыбаков. – Написал роман о сталинском времени и опубликовал его при своей жизни. Написал и автобиографию, как бы подводя итоги ("Роман-воспоминание"). Теперь я получаю шесть лет. Я хочу написать роман о конце ХХ века, об истории разрушения сначала Советского Союза, а теперь и России.
   Операцию провел известный хирург Субраманиан, индиец по национальности, по новейшей методике, без вскрытия грудной клетки, и сама операция, и послеоперационный период прошли вроде бы прекрасно. Впереди – шесть лет!
    Через шесть месяцев 23 декабря 1998 года Рыбаков, отойдя ко сну, уже не проснулся. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Ново-Кузнецком кладбище.
  По книгам писателя поставлены кино- и телефильмы. В 1957 г. был экранизирован его роман "Екатерина Воронина", в 2005 г. вышел телесериал "Дети Арбата", в 2008 г. -  телесериал "Тяжелый песок". По его сценариям были экранизированы повести "Кортик" (1954), "Приключения Кроша" (1961), "Бронзовая птица"(1973), "Последнее лето детства" (1974), снят сериал "Неизвестный солдат" (1984).

 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Анатолий Рыбаков. Книги. – Режим доступа: http://profilib.com/avtor/anatoliy-rybakov.php

Анатолий Наумович Рыбаков. – Режим доступа: http://www.ribakow.narod.ru/

Анатолий Рыбаков. Биография. – Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_47.php

Шохина В. Анатолий Рыбаков: человек нормы. – Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/anatolij_rybakov_chelovek_normy_21815


ЖИЗНЬ, ВОПЛОЩЕННАЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

 «Независимость не дается кем-то,
независимым человек становится 
сам,
если всему вопреки способен творить добро».
А. Рыбаков

  14 января 2021 года исполняется 110 лет со дня рождения писателя и сценариста Анатолия Наумовича Рыбакова. Его книги нет необходимости представлять. Они изданы более чем в 52 странах мира. Суммарный тираж превысил 20 миллионов экземпляров, более чем половина его произведений экранизирована

  Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов, псевдоним – фамилия матери) родился 1 января (14 января по старому стилю) 1911 года в городе Чернигове (Украина) в семье инженера. Его дед владел москательной лавкой, торговавшей красками и клеем, и был старостой синагоги. Революция отменила черту оседлости, молодые родители с сыном оставили провинцию и в 1919 году переехали в Москву. Семья поселилась на Арбате, в доме № 51, описанном позже в повестях и романах. Отец Рыбакова – инженер, ранее служивший на винокурне помещика, и в советское время продолжил трудиться в отрасли и стал автором учебников и монографий по производству вина. Все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе.
  В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. 5 ноября 1933 года, будучи студентом, был арестован и осужден по статье 58-10 («контрреволюционная агитация и пропаганда») на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем.
  В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, его призвали в армию. С ноября 1941 по 1946 год Анатолий служил в автомобильных частях, участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и заканчивая штурмом Берлина. Войну завершил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками был признан не имеющим судимости, а в 1960 году его полностью реабилитировали.
  Владение словом Рыбаков продемонстрировал, будучи студентом: за статьи в институтской стенгазете его и арестовали. После войны он возобновил литературную деятельность. В 1948-м появилась повесть для детей и юношества «Кортик», по которой сняли фильм в том же году. Произведение автор подписал, взяв фамилию матери.
  Спустя 5 лет Анатолий Рыбаков написал продолжение, дав повести название «Бронзовая птица». В середине 1970-х «Кортик» экранизировали во второй раз, сняв картину и по его продолжению.
  Повести о справедливом и смелом Кроше появились в 1960-х и тоже посвящены молодежи. По ним режиссеры Генрих Оганесян и Григорий Аронов сняли фильмы. Роман Рыбакова «Водители» был удостоен Государственной премии СССР в 1951 году. Затем вышли романы «Екатерина Воронина» (1950), «Лето в Сосняках» (1964), повести «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970).
  В 1978-м был издан роман «Тяжелый песок», а в 1987 году – роман «Дети Арбата», написанный еще в 1960-х годах. События, о которых рассказывалось в произведении, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие годы» (1988), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990), а третьей – роман «Прах и пепел» (1994). История его главного романа жизни «Дети Арбата» началась еще в 1965 году.
  Журнал «Новый мир» анонсировал его публикацию в 1967 году, но роман не напечатали. Журнал «Октябрь» анонсировал его публикацию в 1979 году, и опять – запрет. И только в 1987 году журнал «Дружба народов» опубликовал роман. С выходом в свет «Детей Арбата» тираж журнала вырос со 150 тысяч до 1 200 тысяч экземпляров.
  Роман, по выражению поэта Семёна Липкина «шекспировской силы» появился еще чрезвычайно своевременно. Появись он ранее в самиздате или за рубежом, как Рыбакову неоднократно предлагали, о нем бы говорили, но вполголоса, на кухнях. Гласность обеспечила ему ни с чем не сравнимый резонанс, тираж романа составил 10,5 миллиона экземпляров. Его перевели на десятки языков. Экземпляры различных изданий занимают целый шкаф в его московской квартире.
  Художественное произведение стало фактом истории.
  Автор, юноша с Арбата, прошедший Лубянку, Бутырку и сибирскую ссылку, чтобы в 1951 году стать лауреатом Сталинской премии по литературе за роман «Водители», изучил все доступные ему материалы о вожде народов.
  Сейчас их много, а тогда архивы были закрыты, и все же Рыбакову, острому наблюдателю человеческих страстей, удалось оставить нам портрет «вождя», который большинство сочтет законченным.
  Рой Медведев, автор книги о диктаторе, заметил: «О каждом часе Сталина знает только один Рыбаков». Вот эта исследовательская въедливость в сочетании с талантом проникновения в психологические глубины и дает нам того Сталина, который нам запомнится, и не так уж важно, что еще напишут о нем историки.
  До последних дней жизни Анатолий Рыбаков оставался оптимистом, жизнелюбом в силу своего бойцовского характера. Рыбакова очень беспокоила судьба его поколения – поколения идеалистов, веривших, что можно улучшить человеческую породу и создать справедливое общество.
  На долю этого поколения щедро выпали сталинские и немецкие пули, прах, а то, что они все таки успели сделать, стало пеплом. Так, собственно, и называется последняя книга трилогии о детях Арбата – «Прах и пепел». Название, отнюдь не манящее читателя открыть книгу. Но прочитанную теми, кого увлекла судьба Саши Панкратова, его друзей, его страны.
  Рыбаков умудрялся шутить даже на операционном столе. На второй день после операции шунтирования, в июне 1998 года, он, как ни в чем ни бывало, раздавал автографы медсестрам клиники, оказавшимися российскими эмигрантками, планировал вернуться за стол к очередной рукописи.
  А на операцию он решился ради читателей, хотевших проследить дальнейшую судьбу детей Арбата в третьем и четвертом поколениях. В 87 лет Рыбаков продолжал работать, писал от руки, передавал написанное жене Тане, она перепечатывала на компьютере – и начиналась правка.
  Врачи, попутешествовав с катетером по сосудам его сердца, сказали  (в Америке врачи ничего от пациента не скрывают), что не могут гарантировать ему шести лет, необходимых для осуществления этого последнего авторского замысла. Непоправимое может случиться в любую минуту. Более того, врачи не обещали ему и сохранения трудоспособности. Необходимо было создать обводные пути питания сердечной мышцы взамен закупоренных сосудов, позаимствовав кусочки вены с ноги. Тогда впереди – еще несколько творческих лет.
  – Я выполнил дело жизни, – говорил Рыбаков. – Написал роман о сталинском времени и опубликовал его при своей жизни. Написал и автобиографию, как бы подводя итоги («Роман-воспоминание»). Теперь я получаю шесть лет. Я хочу написать роман о конце ХХ века.
  Операцию провел известный хирург Субраманиан, индиец по национальности, по новейшей методике без вскрытия грудной клетки, и сама операция, и послеоперационный период прошли вроде бы прекрасно. Впереди – шесть лет!
  Через шесть месяцев Рыбаков, отойдя ко сну, уже не проснулся.
  Рыбаков всегда работал тщательно. После него остались старомодные папки с тесемочками. На папках надписи: «Ельцин», «Гайдар», «Чубайс». В них – вырезки, заготовки для задуманного романа «Сын». Сорванного безжалостным временем.
  Через несколько дней после смерти писателя его вдова Таня получила в числе других письмо от Бернарда Каменицки, читателя из города Бока Ратон во Флориде. Автор выражал соболезнование и писал: «Прочитав его книги, я как человек стал лучше».
  Чего большего желал бы любой писатель?

Калягин, А. Жизнь, воплощенная в литературе / А. Калягин //Честь Отечества.- 2021.- №1-2.- С.26-29