30 января отмечается День Деда Мороза и Снегурочки. В этот день славянский народ праздновал День главного противника Перуна, одну из олицетворений Велеса Мороза. Славянский народ верил, что Мороз выступает мужем Царицы Снега, являющейся дочерью Кощея и Мары. При этом Царица Снега и Мороз имеют дочурку, называемую Снегуркой или Снегурочкой. Многие считают современной очень давнюю сказку о теплых чувствах Снегурочки, возникших по желанию богини любви, великой и могущественной Лели. По легенде Снегурочка отдала свое сердце человеку и отказалась отправиться на Север к приходу Весны. При первых лучах потеплевшего солнца она превратилась в воздушное облако, растаяв, как снег.
ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКИ
Желанный персонаж Нового года, который приносит подарки – это Дед Мороз. Возраст этого доброго сказочного дедушки превышает 1000 лет, а история появления Деда Мороза вовсе для многих тайна. Точно неизвестно откуда появился Дед Мороз. В каждой стране свое мнение. Некоторые народы считают Деда Мороза потомком гномов, другие уверены, что его предки бродячие жонглеры из средневековья, третьи считают его святым Николаем Чудотворцем.
Первые упоминания о старце, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком – именем бога холода и зимы. Существует версия, по которой слово «мороз» впоследствии произошло как раз от имени древнеславянского духа. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед – деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».
Позже наши предки научились использовать духа зимы в своих целях. Славяне считали: если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне. Наутро еда исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под гонами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы – Трескунец и Студенец. Изменился и образ волшебника.
Рубаха и лапти сменились на длинную шубу и шапку. Посох прародителя Деда Мороза был украшен головой быка – символом плодородия и счастья. На руках Трескунца были теплые трехпалые перчатки: считалось, что у всех божеств меньше пальцев, чем у человека. Несмотря на то, что такой Дед Мороз стал добрее, современным детям он вряд ли понравился бы: Студенца по-прежнему изображали свирепым косматым стариком.
После Крещения Руси Студенец был забыт, а на смену так никто и не пришел. Дед Мороз возродился лишь в XIX веке в образе Николая Чудотворца, или Николая Угодника. Этот святой был избран для образа доброго старца с подарками для детей, поскольку еще при жизни он много помогал людям и был очень щедрым.
Многим помог святитель Николай, но наиболее значимой в истории остаётся легенда о том, как спас Николай трёх сестёр. Узнал о крайней нужде, в которую впала одна и без того бедная семья, и решил помочь, подбросив тайком узелок золота отцу семейства. так, старик смог выдать достойно замуж старшую дочь. Таким же образом устроилась судьба и второй дочери, ей святой угодник подбросил мешочек с золотом в окно. А вот третья дочь с отцом решили узнать, кто же этот праведник, что так бескорыстно помогает их бедной семье. Закрыв в доме все окна и двери, они стали ждать. Николай ходил вокруг дома, но вскоре понял, что не сможет подбросить мешочек с золотом, как делал до этого. Тогда он заметил, что из трубы дома идёт дымок, взобрался на крышу и подкинул в дымоход третий узелок с золотом. Как раз в тот день девушка постирала носки и развесила их над очагом, мешочек и угодил прямиком в один из них. С тех пор на Западе принято на Рождество вывешивать носки над камином в ожидании подарков от Святителя.
Другая примечательная история – о том, как Николай Чудотворец тайно награждал детишек сладостями, золотыми орехами, апельсинами к праздникам. Целый мешок приносил святой детям бедняков, но, поскольку он был в плаще и лицо его покрывал монашеский капюшон, а на голове была объёмная шапка, похожая на колпак, никто не мог описать точно его облик.
После смерти Николая объявили святым, и он сделался объектом поклонения, почитания всех христиан мира. В Средние века был установлен обычай в Николин день (19 декабря) дарить детям подарки в память о нём.
После введения нового календаря Николай стал приходить к детям на Рождество, затем на Новый год. Его называли по-разному: в Англии и Америке – Санта Клаус (в Великобритании – Фазер Крисмас), Пер Ноэль во Франции, Святой Микулаш – в Чехии и Словакии, Ноэль Баба – в Турции. Коллеги Деда Мороза также: Йоулупукки – в Финляндии, Сандер Клаас – в Нидерландах, Василий – на Кипре, Баббо Натале – в Италии, Шань Дань Лаожень – в Китае, Одзисан/Санта О-с – в Японии, Юле Томте – в Дании и Гренландии, Папа Ноэль в Испании, Мош Джарилэ – в Румынии, Юль Темтен – в Швеции, а у нас – Дед Мороз. Объединяет эти разные имена общий дух святого, от которого «произошли» эти деды морозы.
Международный костюм Деда Мороза складывался постепенно. Сначала его изображали в плаще, в начале XIX века голландцы рисовали его стройным, с трубкой, прочищающим дымоход, куда он забрасывал подарки. К конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
Основные черты облика Деда Мороза
Борода густая и такие же волосы серебристо-белого цвета. Эти детали облика несут в себе символический характер, обозначая могущество, счастье, благополучие, богатство. Мы верим, что именно такой старец принесёт нам счастье и благополучие.
Рубашка и брюки по славянским представлениям были белые, льняные. Эти детали символизируют чистоту. Но современные исполнители роли Деда Мороза предпочитают закрыть шею белым шарфом, а брюки как правило шьют из красной ткани.
Шуба – длинная (по щиколотку или голень), красная, расшитая серебром, отороченная лебединым пухом.
Шапка у отечественного Деда Мороза в форме полуовала, красная, оторочена лебединым пухом или белым мехом. Колпак бывает у Санты.
Варежки для славянского Деда Мороза характерны трёхпалые, белые, расшиты серебром. Они символ чистоты и святости всего, что он держит в руках.
Обувь – серебряные или красные сапоги, шитые серебром, с приподнятым носком, со скошенным каблуком. А в мороз он носил белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро для славян – это символ луны, святости, чистоты.
Посох – примечательная деталь в облике Деда Мороза. Хрустальный или серебряный, с витой ручкой, которую завершает или стилизованное изображение месяца или голова быка, как символ власти.
Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Дед Мороз никого к мешку не подпускает, и сам достаёт из него подарки.
Дед Мороз передвигается пешком или на санях, запряжённых тройкой. Кроме того, Дед Мороз никогда не курит. У него нет трубки, как у некоторых из его западных коллег.
Рядом с Дедом Морозом его внучка Снегурочка. Но сопровождала она его не всегда. Появление Снегурочки восходит к древнейшим русским фольклорным традициям. В прекрасной сказке, знакомой нам с детства, сделанная из снега Снегурочка, тает, прыгнув вслед за подругами через костёр на празднике Ивана Купалы. На основе этого сюжета Александр Николаевич Островский в 1873 году написал пьесу «Снегурочка». А через несколько лет благодаря одноимённой опере Николая Андреевича Римского-Корсакова сказочный персонаж получает широкую известность. С этих пор Дед Мороз и его внучка Снегурочка непременные персонажи стихов и картинок о зиме, участники рождественских и новогодних праздников.
Снегурочка молода, необычайно красива, немного грустна… Вместе с Дедом Морозом она может творить чудеса и исполнять самые сокровенные желания. И ещё Снегурочка уникальный персонаж. Ни один из зарубежных собратьев Деда Мороза не имеет такого милого сопровождения. Даже у близких нам по духу западных славян Дед Мороз появляется один. Только голландский Синтерклаас прибывает к ребятам вместе с вымазанным сажей маленьким Чёрным Питом.
К созданию образа Снегурочки имели отношение несколько известных художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих. Этим мастерам удалось сложить свой, авторский образ сказочной красавицы.
Образ Снегурочки у Виктора Васнецова создан под влиянием сказки Островского. Он получился наиболее романтичным и славянским. Снегурочка Васнецова вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. В последний раз оглядывается она на заснеженный лес, а вдали виднеются огни деревенских окон. Нелегко Снегурочке сделать выбор, но уже в следующий момент шагнёт она навстречу неизвестному. Её наряд вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно-белый снег, сине-зелёная ночь, молодые ёлочки на переднем плане – всё в картине написано с необыкновенной точностью, достоверностью.
Моделью для образа Снегурочки Михаила Врубеля стала актриса Надежда Забела. Распущенные волосы, чуть прикрытые глаза, едва заметная улыбка: видно, что этот образ особенно импонирует художнику. Потрясающе переданная на картине сказочность зимнего леса удалась художнику благодаря использованию синеватых оттенков при написании теней. Снегурочка на фоне еловых ветвей, покрытых пушистым снегом, выглядит хозяйкой, она не боится ни холода, ни темноты.
Образ Снегурочки Николая Рериха создан во время его работы над оформлением новой постановки оперы Римского-Корсакова. Художник образом Снегурочки показал принадлежность этого персонажа к русскому фольклору, старине и традициям. Эта девушка будто вышла из сказки, совершенно другого мира, не похожего на классические русские небылицы. Для того времени образ был просто революционным и многим даже непонятным. Образ напоминает старорусскую икону. Создавая эту работу, художник изучал множество фольклорных произведений, традиций и обрядов. Постановка имела фантастический успех, а элементы одежды героини перешли в моду того времени. Рерих создал новую эпоху и совершенно оригинальный стиль. Костюм девушки расписан загадочными кругами и завитком. Такой орнамент напоминает герб Сибири. Этот образ ни на кого не похож, яркий и запоминающийся. Снегурочка олицетворяет всю Россию в целом.
Костюм Снегурочки вариативен. Она может быть в светлом длинном платье-сарафане с обручем или повязкой на голове, в меховой короткой шубке и шапочке, в коротеньком платье, отороченном мехом. У неё могут быть длинные распущенные волосы либо же одна или две косы.
Дед Мороз и Снегурочка – неизменно прекрасные и праздничные, дарят нам каждый год ощущение чуда и сказки. Да, их костюмы претерпели изменения, но ничто не способно изменить нашего тёплого отношения к этим долгожданным дням.
Поклонники праздничной символики посчитали, что отечественный Дед Мороз должен иметь Родину. В конце 1998 года его резиденцией объявили город Великий Устюг, который находится в северной части Вологодской области. Живет он там и по сей день. Дети со всей России в течение года пишут доброму волшебнику письма, рассказывая, что они хотят получить в подарок на Новый Год. Дед Мороз исполняет желания всех ребят без исключения, принося им в подарок не просто игрушки или угощения, а настоящую сказку и волшебство.
А вот и адрес, по которому каждый может написать письмо нашему Деду Морозу:
162340 Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Деду Морозу
Использованная литература:
Галынский, М.С. Энциклопедия Нового года и Рождества /М.С. Галынский. – М.: ОЛМА-Пресс, 2005. – 412 с.
Донскова, О. Костюмы Деда Мороза и Снегурочки /О. Донскова //Юный художник. 2012. - №12. – С.38-40.
См. также: НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО: электронная коллекция