ГАГАРИН Юрий Алексеевич

   Прошло уже более полувека с того дня, как первый человек поднялся в космос. С тех пор там побывало более 500 человек, из них - более 50 женщин. На орбите нашей планеты побывали представители 36 стран. К сожалению, не обошлось и без жертв на этом славном пути человечества.
    В России и США первые космонавты набирались из числа военных летчиков. Но вскоре стало ясно, что в космосе востребованы и другие профессии. Там побывали врачи, инженеры, биологи. Каждый космонавт, без сомнения - герой. Однако в этом отряде есть самые известные люди, чья известность, поистине, мировая. Самые известные и знаменитые космонавты мира, это почти все те, кто совершил то или иное открытие, подвиг, или сделал что-то впервые в мире.
    Предлагаемый материал знакомит вас с биографиями известных космонавтов: первого космонавта Земли Юрия Гагарина; космонавта – ветерана Великой Отечественной войны Георгия Берегового; впервые осуществившего стыковку пилотируемого космического корабля с вышедшей из-под контроля орбитальной станцией Владимира Джанибекова; первого российского космонавта на американском «Шаттле», бортинженера первого экипажа МКС Сергея Крикалёва; совершившего первый выход в открытый космос Алексея Леонова; рекордсмена по продолжительности работы в космосе за один полёт Валерия Полякова; первой женщины, побывавшей в открытом космосе Светланы Савицкой; рекордсмена по общей длительности выходов в открытый космос Анатолия Соловьёва; первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой; второго космонавта Земли Германа Титова; первого человека на Луне Нила Армстронга; первого китайского космонавта Яна Ливэя.

При составлении биографий использовна книга: Знаменитые космонавты: комплект наглядных пособий Великий космос»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

 Нил ОЛДЕН АРМСТРОНГ
(1930 - 2012)

       АрмстронгПервый человек, ступивший на Луну, родился в г. Уапаконета, штат Огайо, в семье чиновника. В старших классах Нил занимался в городской авиашколе, уже в 16 лет, до окончания школы, получил лицензию на управление самолётом. В 1947 г. Нил начал изучать авиационную технику в университете. Оплату его обучения взяло на себя государство, а взамен Нил обязывался после второго курса отслужить 3 года в армии.
           Он поступил в морское лётное училище, по окончании которого был направлен в Корею, где служил во время войны в 1949-1952 гг. На войне он совершил 78 боевых вылетов на истребителе-бомбардировщике и один раз был сбит.
          После войны Армстронг становится лётчиком-испытателем, испытывает реактивные самолёты. Среди других лётчиков он выделялся выдержкой и хладнокровием, за что получил прозвище «Ледяной капитан». В ноябре 1960 г. совершил свой первый полёт на ракетоплане.
    В 1962 г. Армстронг прошёл по конкурсу в отряд американских астронавтов. На следующий год туда зачислят второго американца, также побывавшего с Армстронгом на Луне, - Эдвина Олдрина.
   В марте 1966 г. Нил Армстронг был командиром космического корабля «Джемини-8». В ходе полёта в космос он и астронавт Дэвид Скотт осуществили первую орбитальную стыковку двух космических кораблей.
     В июле 1969 г. был окончательно составлен экипаж «Аполлона-11», задачей которого стала высадка человека на поверхность Луны. Кроме Армстронга и Олдрина в него вошёл Майкл Коллинз, также бывший лётчик-испытатель. Астронавты должны были достигнуть окололунной орбиты, перейти в корабль, приспособленный для высадки на Луну, и уже на нём совершить посадку на поверхность спутника Земли.
     20 июля 1969 г. состоялось историческое прилунение. На Луну спустился Армстронг. Сделав первый шаг по лунной поверхности, он произнёс фразу, которая вошла в историю: «Этот маленький шаг одного человека стал огромным шагом для человечества». Затем на поверхность Луны спустился Эдвин Олдрин. Напарники провели на Луне 2,5 часа.
      В 1970 г. Армстронг получил степень магистра наук по аэрокосмической технике в Университете Южной Калифорнии. Тогда же он посетил г. Новосибирск и Москву, принял участие в международной конференции Комитета по космическим исследованиям.
    С августа 1971 по 1979 г. работал профессором механики. С 1974 г. занимался частным бизнесом, был председателем совета директоров нескольких компаний, занимающихся производством приборов для аэрокосмической и оборонной промышленности.
    В последние годы бывший астронавт жил в городе Цинциннати на границе штатов Огайо и Кентукки тихо и уединенно, но выступал с критикой планов правительства США отказаться от американских космических кораблей многоразового использования и свернуть работы по проекту полёта на Марс.

ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ  БЕРЕГОВОЙ
(1921-1995)

   БереговойЭтот космонавт родился раньше всех из людей, побывавших на космической орбите, -15 апреля 1921 г. в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР. С детства увлекаясь небом, он занимался авиамоделизмом, участвовал в соревнованиях, а в 12 лет стал инструктором на станции юных техников в г. Енакиево, помогая детям разбираться в конструкциях моделей, с 15 лет занимался в планёрной школе.
     В 1938 г. окончил среднюю школу, работал на Енакиевском металлургическом заводе, потом был призван в Красную Армию и стал курсантом Ворошиловградской школы военных лётчиков, которую окончил в 1941 г.
   Во время Великой Отечественной войны был рядовым лётчиком, командиром звена, командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах, совершил 186 боевых вылетов. Отважный лётчик три раза был сбит, трижды горел в самолёте, но всегда возвращался в строй. За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях, в 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза.
     После войны в 1948 г. окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. Испытание нового самолёта - это как боевое задание в мирное время, но Георгий Тимофеевич не бросил ни одного самолёта в небе, ни разу не повредил технику, освоил более 60 типов самолётов. Без отрыва от основной работы лётчиком-испытателем в 1956 г. окончил Военно-воздушную академию.
   В 1963 г. зачислен в отряд космонавтов. При отборе имелись сомнения: все отобранные кандидаты были значительно моложе Георгия Тимофеевича, но у него за плечами - 28 лет лётной практики, и это стало решающим аргументом. Прошел полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз».
   26-30 октября 1968 г. совершил космический полёт на космическом корабле «Союз-3». В полёте провел несколько научных экспериментов по изучению околоземного пространства, опыты по отработке систем и оборудования космического корабля. «Союз-3» совершал различные манёвры на орбите, была совершена попытка стыковки с беспилотным кораблем «Союз-2» в тени Земли, но она не удалась.
      Совершив космический полёт в возрасте 47 лет, Береговой до самой смерти являлся старейшим человеком, побывавшим в космосе.
     С 1972 по 1987 г. Георгий Тимофеевич - начальник Центра подготовки космонавтов. Защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук. В 1987 г. ушёл в отставку в звании генерал-лейтенанта.
        Береговой вёл большую общественную работу, в 1974-1989 г. был депутатом Верховного Совета СССР.

ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН
(1934-1968)

    Гагарин Первый космонавт Земли родился в деревне Клушино Смоленской области в простой крестьянской семье. С ранних лет родители прививали своим четверым детям доброту, любовь к Родине, трудолюбие. Когда Юра только пошёл в школу, село попало под фашистскую оккупацию. Мальчик продолжил учёбу после освобождения села. В 1945 г. семья переехала в г. Гжатск. После шестого класса Юрий перешёл в вечернюю школу и поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах, которое окончил с отличием. И в школе, и в училище он не гнался за отличными оценками, но хотел знать как можно больше. Он прочитал у Максима Горького фразу о том, что есть только две формы жизни: гниение и кипение, и решил быть там, где кипение, сверяя свои поступки с этим девизом.
    В 1951 г. будущий космонавт поступил в индустриальный техникум в г. Саратове. В техникуме активно занимался в кружках, спортивных секциях, играл на трубе, пел в хоре и всюду добивался хороших результатов, а когда прочитал у К.Э. Циолковского о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях, у юноши появилась «новая болезнь, которой нет названия в медицине, - неудержимая тяга в космос». Он пришёл в городской аэроклуб и там совершил свой первый полёт на самолёте ЯК-18. В военкомате Гагарин попросил направить его в лётное училище: он уже налетал свыше 40 часов, совершив 196 полётов! Училище окончил с отличием. Узнав, что набирают лётчиков для испытания новой техники, тут же вызвался участвовать в испытаниях.
      В 1960 г. Гагарина зачислили в группу кандидатов в космонавты. Требования к кандидатам были самые высокие: все отобранные лётчики обладали отличными навыками управления летательными аппаратами, отменным здоровьем, были выносливыми и дисциплинированными. Юрий Алексеевич блестяще закончил курс подготовки.
     12 апреля 1961 г. 27-летний лётчик старший лейтенант (в этот же день он получил звание майора) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля - это шар. На космическом корабле «Восток-1» Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. В самом начале подъема ракеты он воскликнул: «Поехали!»
   Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области, - катапультировался на высоте 7 км и спустился на парашюте.
   После полёта Гагарин учился в военно-воздушной академии, был назначен командиром отряда космонавтов, готовился к новым космическим полётам, мечтал о полёте на Луну.
  Трагическая гибель Ю.А. Гагарина прервала его высокий полёт: 27 марта 1968 г. он разбился на самолёте-истребителе МиГ-15 с инструктором Владимиром Сергеевичем Серёгиным. Обстоятельства смерти первого космонавта Земли до сих пор доподлинно не известны.
    Он стал героем, почётным гражданином многих городов, город Гжатск переименовали в Гагарин, а день первого полёта в космос позже провозгласили праздником - Днём космонавтики, но самая главная его награда - всенародная любовь.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЖАНИБЕКОВ
(1942)

    ДжанибековБудущий космонавт родился в селе Искандер в Узбекской ССР в семье служащего. Будучи школьником, занимался лёгкой атлетикой, фехтованием, борьбой, тяжелой атлетикой, при этом школу окончил с золотой медалью.
    По окончании школы подал документы в лётное училище, но не прошёл по конкурсу. Поступил в Ленинградский государственный университет на физический факультет, а через год осуществил мечту и поступил в лётное училище, после окончания, которого служил лётчиком-инструктором.
   В 1970 г. его зачислили в отряд космонавтов, где он прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и работе на космических станциях типа «Салют», был назначен командиром одного из экипажей, проходящих подготовку по программе советско-американского космического полёта «Союз-Аполлон».
    Свой первый космический полёт совершил с Олегом Макаровым с 10 по 16 января 1978 г. Их космический корабль «Союз-27» состыковался с орбитальным комплексом «Салют-6», и после выполнения исследований, в том числе совместных с Францией биологических экспериментов, он вернулся на Землю на космическом корабле «Союз-26».
    Второй космический полёт совершил с 22 по 30 марта 1981 г. на космическом корабле «Союз-39». Был командиром корабля, на котором по программе «Интеркосмос» совершал полёт в качестве космонавта-исследователя Жугдэрдэмидийн Гуррагча, первый космонавт Монголии. Третий полёт - с 24 июня по 2 июля 1982 г. вместе с Александром Иванченковым и французским космонавтом Жаном-Полем Кретьеном на космическом корабле «Союз Т-6». Они совершили экспедицию на орбитальную космическую станцию «Салют-7», где пятеро космонавтов одновременно проводили научные эксперименты.
    Четвёртый космический полёт совершил с 17 по 29 июля 1984 г. вместе со Светланой Савицкой и Игорем Волком на космическом корабле «Союз Т-12». 25 июля 1984 г. вместе со Светланой Савицкой совершил выход в открытый космос, где провёл испытания новых инструментов и сварочные работы.
      Пятый космический полёт совершил с 6 июня по 26 сентября 1985 г. вместе с Виктором Савиных на космическом корабле «Союз Т-13». В этом полёте впервые в истории космонавты осуществили стыковку пилотируемого космического корабля с орбитальной станцией, вышедшей из-под контроля после её перевода на дальнюю орбиту.
      За пять рейсов в космос Владимир Александрович налетал 145 дней 15 часов 58 минут 29 секунд.
   Джанибеков служил в Центре подготовки космонавтов: в 1985-1988 г. был командиром отряда космонавтов, затем начальником Управления теоретической и научно-исследовательской подготовки, а после ухода в отставку в 1997 г. продолжил работу в качестве старшего научного сотрудника.
    Космонавт увлекается живописью. Его работы неоднократно экспонировались на художественных выставках, воспроизводились на почтовых марках.

СЕРГЕЙ  КОНСТАНТИНОВИЧ  КРИКАЛЁВ
(1958)

    Крикалев Будущий космонавт родился в г. Ленинграде. В 1981 г. окончил Ленинградский механический институт, поступил на работу в НПО «Энергия». Был инженером-разработчиком: испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 г., когда возникли неисправности на станции «Салют-7», работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.
        Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 г.
    В 1988 г. начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, стыковкам с новыми модулями и работе во второй советско-французской научной экспедиции.
         Свой первый космический полёт 26 ноября 1988 г. начал в качестве бортинженера корабля. Проведя стыковку со станцией «Мир» и эксперименты на борту станции, космонавты подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 г.
    В 1990 г. космонавт начал подготовку к участию в экспедиции на станцию «Мир». 19 мая 1991 г. бортинженер Крикалёв отправился на станцию. За лето вместе с командиром экипажа Анатолием Арцебарским они осуществили шесть выходов в открытый космос, провели научные эксперименты и работы по обслуживанию станции.
      10 октября 1991 г. экипаж вернулся на Землю, а Крикалёв остался на станции «Мир» в качестве бортинженера со следующим экипажем под руководством Александра Волкова и вернулся на Землю 25 марта 1992 г. За два полёта Крикалёв провёл в космосе больше года и трех месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.
   В октябре 1992 г. руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит русский космонавт, имеющий навык космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для общих тренировок с экипажем STS-60. В апреле 1993 г. он был объявлен основным кандидатом.
   Третий космический полёт Сергея Крикалёва состоялся в феврале 1994 г. и стал первым совместным американо-российском полётом на корабле многоразового использования («Шаттл»), четвертый полёт он совершил в декабре 1998 г. также на «Шаттле». Пятый полёт продолжался 140 дней, с 31 октября 2000-го по 21 марта 2001 г., Крикалёв был бортинженером корабля «Союз ТМ-31» и Международной космической станции.
    15 апреля 2005 г. начался шестой его полёт (и первый - как командира экипажа) на корабле «Союз ТМА-6». После полугода работы на орбите Сергей Крикалёв вернулся на Землю. Всего космонавт провёл в космосе 803 дня, совсем недавно этот рекорд был перекрыт Геннадием Падалкой.
   Сергей Крикалёв - радиолюбитель и спортсмен, увлекается подводным плаванием, горными лыжами, теннисом, кандидат в мастера спорта по многоборью и мастер спорта СССР по высшему пилотажу.

АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ ЛЕОНОВ
(1934 - 2019)

    Леонов  Совершивший первый в истории человечества выход в открытый космос космонавт родился в селе Листвянка Кемеровской области и был девятым ребёнком в семье. В 1948 г. семья переехала по месту работы отца в г. Калининград (ранее - Кенигсберг). В школьные годы Алексей увлекался живописью, рисовал пейзажи. Одновременно по конспектам старшего брата, бывшего авиационного техника, изучал авиационные двигатели и конструкции самолётов, и в 1953 г., по окончании средней школы, поступил в школу лётчиков в г. Кременчуге, с 1955 по 1957 г. учился в высшем училище лётчиков-истребителей в г. Чугуеве на Украине. В 1960 г. А.А. Леонова зачислили в отряд космонавтов.
     После трехгодичной подготовки 18-19 марта 1965 г. вместе с П.И. Беляевым он совершил полёт на космическом корабле «Восход-2» в качестве второго пилота. Во время полёта впервые в мире вышел в открытое космическое пространство и провёл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Космонавт удалился от корабля на расстояние до 5 м - на всю длину фала - «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое - до 143 уд./мин., почти вдвое увеличилась и частота дыхания, за сутки полёта он похудел на 6 кг.
   На государственной комиссии после полета прозвучал самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».
    С 1967 по 1970 г. Леонов командовал лунной группой космонавтов, с 1972 по 1991 г. был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, командиром отряда космонавтов.
     15-21 июля 1975 г. Леонов совершил второй космический полёт в качестве командира корабля «Союз». Это был первый полёт по международной космической программе «Союз-Аполлон», для которой были изготовлены шесть космических кораблей. Советские и американские космонавты провели совместные тренировки и многие медико-биологические и технические эксперименты. Во время этого полёта впервые в истории была осуществлена стыковка корабля «Союз» с американским «Аполлоном».
     Леонов изучал изменение остроты зрения в космосе, восприятие времени и пространства, принимал участие в создании скафандра для работы в гидросфере. Он неоднократно участвовал в научных конференциях и международных конгрессах.
     В отставку вышел в звании генерал-майора авиации. С 1992 по 2000 г. был президентом специализированного инвестиционного фонда «Альфа-капитал», с 2000 г. — вице-президент Альфа-банка.

ЯН ЛИВЭЙ
(1965)

   Ливэй  Первый китайский космонавт родился 21 июня 1965 г. в г. Хулудао в северо-восточной провинции Ляонин в семье экономиста и учительницы.
      В 1983 г. будущий космонавт окончил среднюю школу, в 1987 г. - авиационное училище. Он с детства мечтал стать лётчиком, а в школе ему больше всех предметов нравилась математика. Ян Ливэй серьезно увлекался спортом, занимался лёгкой атлетикой, играл в баскетбол, настольный теннис, плавал, катался на коньках.
    Будучи военным лётчиком, он налетал на штурмовиках и истребителях 1350 часов. Товарищи-лётчики отмечали серьезность Яна, его склонность к наукам и готовность всегда прийти на помощь. Летом 1992 г. ему удалось выполнить аварийную посадку после того, как один за другим отказали оба двигателя его самолета.
      С октября 1995 г. Ян Ливэй проходил отбор в отряд космонавтов, в который был зачислен в январе 1998 г. Вместе с другими 13 первыми китайскими кандидатами в космонавты он начал упорно учиться и серьезно тренироваться. Всесторонняя подготовка группы продолжалась пять лет. За 25 дней до старта Ян Ливэй и ещё два кандидата в космонавты прибыли на космодром Цзюцюань. Яна утвердили основным космонавтом накануне полёта.
     Его космический полёт состоялся 15 октября 2003 г. на корабле «Шэнь Чжоу-5» и продолжался 21 час. До этого были осуществлены четыре беспилотных полёта. Цель полёта - проверка всех систем корабля. Именно поэтому в трехместном космическом корабле полетел только один космонавт, а сам полёт продолжался менее суток. Все системы корабля отработали штатно, и, сделав 14 витков, космонавт совершил успешную посадку в китайской провинции Внутренняя Монголия. Китай стал третьей космической державой после России и США, а Ян Ливэй - национальным героем Китая, вошедшим в историю космонавтики.
      Этот полёт имел для Китая особое значение, поскольку страна долго и трудно шла по пути развития собственной космической программы. Во время визита в Китай в мае 1984 г. американский президент Рональд Рейган предложил осуществить полёт китайского астронавта на американском «Шаттле». Советский руководитель М.С. Горбачёв в 1986 г. также заявил, что СССР предлагает Китаю сотрудничество в области космоса, в том числе в подготовке космонавтов. Китай отказался от этих предложений и решил осваивать космос своими силами, привлекая отечественных учёных. Программа пилотируемых полётов потребовала длительного времени, но оправдала себя: сейчас в стране действуют три космодрома, проведено несколько пилотируемых космических полётов, успешно запущен первый сегмент собственной космической станции и отрабатывается стыковка на орбите нескольких космических аппаратов. В октябре 2009 г. на XXII конгрессе Ассоциации участников космических полётов в г. Праге Ливэй заявил, что Китай может готовить и зарубежных космонавтов.

ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛЯКОВ
(1942)

     ПоляковБудущий врач-космонавт родился в г. Туле, по окончании школы поступил в Первый московский медицинский институт. С юности Валерия влекла экстремальная медицина - эпидемии, катастрофы, он ходил на Тянь-Шань, занимался вопросами выживания, а когда в 1964 г. в институт пришёл космонавт Борис Егоров, студент загорелся мечтой о космической медицине. В 1965 г. Поляков получил диплом врача, но в Институт медико-биологических проблем его сначала не приняли, он поступил туда со второй попытки. В 1976 г. после учёбы в аспирантуре и защиты диссертации получил степень кандидата медицинских наук.
    После того как он был отобран в первый отряд космонавтов Института медико-биологических проблем, Полякову пришлось ждать отбора в экипаж целых восемь лет. Каждые два года повышал свою квалификацию врача: травмы, ожоги, переломы - в космосе всё возможно.
    Первый космический полёт Валерий Поляков совершил с 29 августа 1988-го по 27 апреля 1989 г. в качестве космонавта-исследователя. Он изучал состояние здоровья и работоспособность космонавтов во время полётов, средства профилактики неблагоприятного воздействия невесомости и радиации.
   Во время второго полёта в космос (с января 1994-го по март 1995 г. на станцию «Мир») Поляков пробыл на орбите 437 суток и 18 часов! Это абсолютный рекорд продолжительности работы в космосе за один полёт, он держится уже более 20 лет, и в ближайшем будущем вряд ли его превзойдут.
     В той экспедиции сменилось восемь членов экипажа, они провели около 600 экспериментов. Кроме того, Поляков ежедневно изнурял себя двухчасовыми тренировками, чтобы не допускать расслабления в невесомости. В ходе полёта был сделан вывод: «Летать можно очень долго. Главное: не давать адаптироваться к невесомости. Трудиться не только головой там, наверху, но и мучить себя до седьмого пота, - чтобы возвращаться здоровым».
      В полётах вёл наблюдения и эксперименты, работал с экипажами, отслеживая изменения в состоянии здоровья в космосе.
     После экспедиции занимался медицинским обеспечением полётов других космонавтов и считал, что все нештатные ситуации должны заранее отрабатываться на земле, но мечтал о том, чтобы провести сверхдальний полёт, в первую очередь - на Марс. Поляков уверен, что именно врач мог бы совершить путешествие к «красной планете» сроком на полтора-два года.
   С 1999 г. Валерий Поляков - доктор медицинских наук и профессор медицины. У него свыше 50 публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, посвященных проблемам космической биологии и медицины, вопросам медицинского обеспечения космических полетов, а также результатам научных исследований и экспериментов, полученных в длительных космических полетах. 

СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА САВИЦКАЯ
(1948)

          СавицкаяПервая женщина, побывавшая в открытом космосе, родилась в Москве в семье маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Евгения Яковлевича Савицкого.
       По окончании средней школы поступила в институт и одновременно села за штурвал самолёта. Совмещая полёты с учёбой, установила три мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолётах.
     В 1972 г. окончила Московский авиационный институт и начала работать в аэроклубе в должности лётчика-инструктора.
   В 1976 г. окончила самолётное отделение Школы лётчиков-испытателей лётно-исследовательского института в г. Жуковском и перешла на работу в НПО «Взлёт». За время работы лётчиком-испытателем освоила более 20 типов самолётов.
   30 июля 1980 г. Светлану Савицкую рекомендовали к зачислению в кандидаты в космонавты. По окончании общекосмической подготовки, которую проходили шесть женщин, готовилась как космонавт-исследователь экипажа корабля «Союз Т-7». Светлана Евгеньевна - единственная из этой группы, кому удалось побывать в космосе. Её выбрали потому, что она лучше всех была подготовлена физически - она семь лет выносила очень тяжелые нагрузки в сборной страны по высшему пилотажу.
     С 19 по 27 августа 1982 г. Савицкая совершила свой первый полёт в космос на этом корабле. Работала на борту орбитальной станции «Салют-7». По возвращении на Землю обратилась к руководству с идеей о выходе в открытый космос.
      С 17 по 25 июля 1984 г. совершила свой второй полёт в космос в качестве бортинженера корабля «Союз Т-12» и станции «Салют-7». Во время этого полёта 25 июля 1984 г. первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составило 3 часа 35 минут.
   В 1985 г. Светлана Евгеньевна проходила подготовку к полёту вместе с Екатериной Ивановой и Еленой Доброквашиной. Планировалось отправить на станцию «Салют-7» полностью женский экипаж под руководством Савицкой, но полёт не состоялся. Сначала он был перенесён из-за неисправности станции, потом - из-за досрочного возвращения на Землю предыдущего экипажа, а 11 ноября 1986 г. у Савицкой родился сын Константин.
    Савицкая защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук, после выхода в отставку в 1993 г. работала доцентом МАИ, занималась общественной деятельностью, была депутатом Государственной Думы. Она продолжает интересоваться ракетостроением, космонавтикой, огорчается, что нет новых разработок, и надеется, что «юбилей полёта Юрия Гагарина заставит задуматься, расшевелит жажду познания не ради выгоды, а ради прогресса».

АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ СОЛОВЬЁВ
(1948)

     Соловьев Космонавт-рекордсмен по суммарной продолжительности работы в открытом космосе родился в г. Риге. По окончании 9-го класса работал слесарем на заводе и учился в вечерней школе. В 1967 г. Анатолий стал студентом физико-математического факультета Латвийского государственного университета, но оставил университет для подготовки к поступлению в авиационное училище.
      В августе 1968 г. Соловьёв поступил в лётное училище. За время учёбы освоил самолёты разных типов и получил диплом военного лётчика-инженера. Выполнил множество сложнейших разведывательных полётов, получил квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». В  начале 1976 г. ему, как одному из лучших лётчиков части, предложили поступить в отряд космонавтов.
     Вместе с другими восемью лётчиками Соловьёва зачислили слушателем-космонавтом. Группа набиралась для подготовки пилотов по программе «Буран». Лётчики должны были в кратчайшие сроки получить квалификацию испытателей. Анатолий Соловьёв освоил 14 типов самолётов, прошёл специальную парашютную и водолазную подготовку и был назначен космонавтом-испытателем.
        Первый свой космический полёт он совершил с 7 по 17 июня 1988 г. на корабле «Союз ТМ-5» вместе с В. Савиных и А. Александровым (Болгария). Во время второго полёта, с 11 февраля по 9 августа 1990 г. на корабле «Союз ТМ-9», вместе с А. Баландиным дважды выходил в открытый космос. Оба выхода были внеплановыми: первый требовался для ремонта теплоизоляции «Союза ТМ-9», повреждённой при перестыковке корабля с кормового на носовой стыковочный узел; второй — для закрытия повреждённого выходного люка.
     Третий космический полёт Анатолий Яковлевич совершил с 27 июля 1992-го по 1 февраля 1993 г. вместе с С. Авдеевым и М. Тонини (Франция). Совершил 4 выхода в открытый космос общей продолжительностью 18 часов 21 минута, во время которых смонтировал выносную двигательную установку. Четвёртый полёт Соловьёв начал на многоразовом транспортном корабле «Атлантис», стартовавшем 27 июня 1995 г. с космодрома им. Д. Кеннеди, США. Через два дня «Шаттл» пристыковался к «Миру». А. Соловьёв за время полета выполнил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 14 ч 32 мин. С 5 августа 1997-го по 19 февраля 1998 г. совершил свой пятый космический полёт. Во время полёта совершил семь выходов в открытый космос общей продолжительностью 35 ч 8 мин.
           Во всех полётах Анатолий Яковлевич был командиром экипажа. Суммарный налёт А. Соловьёва в космосе за пять полётов составил 651 сутки. Он совершил 16 выходов в открытый космос общей продолжительностью 82 ч 21 мин. Это является мировым рекордом.
        Когда Анатолия Яковлевича спросили о его ощущениях в открытом космосе, он ответил корреспонденту так: «В 16 лет я пошёл работать слесарем. Я до сих пор люблю этим заниматься. Мне это очень пригодилось на орбите. Космос пахнет кузницей, жженым металлом и немного озоном. Космос пахнет хорошей работой».

ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА ТЕРЕШКОВА
(1937)

    ТерешковаПервая в мире женщина-космонавт родилась 6 марта 1937 г. в деревне Масленниково Ярославской области. Еёе отец погиб в 1940 г. на войне с Финляндией. Валя рано научилась плавать, ездить верхом на лошади, любила петь, училась играть на домре.
     В 1945 г. семья переехала в г. Ярославль, где мать и старшая сестра Вали стали работать на комбинате технических тканей. В 1953 г. Валентина окончила семилетнюю школу и тоже пришла на комбинат. Училась в вечерней школе, потом в Ярославском заочном техникуме лёгкой промышленности.
      С 1959 г. Валентина активно занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе, посвящала ему всё свободное время, совершила 163 прыжка с парашютом. Она осваивала самые разные прыжки - на сушу и на воду, с больших и малых высот, на точность приземления и затяжные.
       Полёт Юрия Гагарина, а затем и Германа Титова зажёг в душе Валентины мечту о космосе. «Желание стать космонавтом захватило меня всю, -  вспоминала она потом, - оно было настолько сильным, что не оставляло меня, чем бы я ни занималась». Страстное увлечение парашютным спортом открыло дорогу к мечте. Когда Сергея Павловича Королёва посетила идея о возможности полёта женщины-космонавта, из тысяч девушек выбрали всего пять, и Валентина была среди них.
   В феврале 1962 г. Валентину Терешкову зачислили в космонавты-слушатели: она готовилась по программе женского полёта вместе с Ириной Соловьёвой, Валентиной Пономаревой, Татьяной Кузнецовой, Жанной Еркиной. Космический полёт совершила 16-19 июня 1963 г. в качестве командира космического корабля «Восток-6». Одновременно на орбите находился космический корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
  Полёт, первоначально рассчитанный на одни сутки, был продлён. Его продолжительность составила двое суток 22 часа 50 минут. За это время её космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли.
   «Чайка» - позывной Терешковой. Из космоса она посылала радиограммы-приветствия народам континентов, над которыми пролетал «Восток-6».
    В 1965-1966 г. она проходила подготовку к полёту на космическом корабле «Восход». В 1969 г. окончила военно-инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. В 1977 г. стала кандидатом технических наук.
    В 1978 г., после возобновления идеи женского полёта, прошла медицинскую комиссию и получила допуск к подготовке.
   Валентина Владимировна много времени уделяла общественной и государственной деятельности: с 1968 по 1987 г. была председателем Комитета советских женщин, в 1987-1992 г. - председателем президиума Союза обществ дружбы с зарубежными странами, избиралась депутатом Верховного Совета СССР и депутатом Государственной Думы России. При содействии Терешковой в г. Ярославле открыли университет, построили речной вокзал и планетарий.

ГЕРМАН СТЕПАНОВИЧ ТИТОВ
(1935-2OOO)

   Титов Второй на Земле космонавт родился в селе Верхнее Жилино в Алтайском крае в семье сельского учителя. В 1953 г. окончил школу и пошёл в армию. В 1955 г. окончил Военную авиационную школу в г. Кустанае (Казахская ССР), а в 1957 г. - Сталинградское военное авиационное училище, затем был направлен на службу в лётные части.
    Более восьмисот раз он совершал полёты на самолётах различных конструкций, в том числе на реактивных. Совершил также огромное количество прыжков с парашютом. Вот как Герман Степанович вспоминал о своей работе на сверхзвуковых машинах: «Иной раз заберёшься на такую высоту, что, кажется, находишься в космическом полёте: и скорость хорошая, и небо почти такое же тёмное, как в космосе. Но наступает момент, когда самолёт становится почти неуправляемым... В такую минуту думаешь: подкинуть бы ещё силёнок двигателю - и полетел бы ещё выше. Но самолёт не ракета».
    Герман Степанович был включён в отряд космонавтов в 1960 г. Изначально он был дублером Юрия Гагарина и полностью проходил с ним космическую подготовку.
   6 августа 1961 г. он совершил первый в истории человечества продолжительный космический полёт. Учёных интересовали самые различные вопросы: как происходит в условиях космической невесомости смена периодов сна и бодрствования, как отражается невесомость на режиме труда и отдыха, режиме питания? Перед вторым космонавтом Земли были поставлены задачи поддержания ориентации космического аппарата в пространстве с помощью ручного управления, осуществления связи с наземными радиостанциями с борта корабля, наблюдения за земной поверхностью и космическим пространством и киносъёмки, измерения уровня радиации на борту, проведения экспериментов в области биологии и медицины.
      Полёт продолжался 1 сутки 1 час 18 минут, корабль «Восток-2» 17 раз облетел вокруг Земли, после чего спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку. Позывной космонавта был «Орёл».
    В сентябре 1961 г. Титова назначили на пост заместителя командира первого отряда космонавтов и одновременно с этим инструктором-космонавтом. С 1961 по 1968 г. Герман Степанович заочно учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним».
    В 1970 г. Герман Титов ушёл из отряда космонавтов, потому что поступил на очное отделение в Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, по окончании которой работал в Министерстве обороны СССР. Он занимался проблемой создания космического корабля многоразового использования.
  После выхода в отставку в 1991 г. Герман Степанович занимался общественной работой и политикой, избирался депутатом Государственной Думы, где работал в Комитете по конверсии и наукоемким технологиям. Титов любил литературу, поэзию, музыку, написал несколько книг о космосе, был членом редколлегии журналов «Полёт» и «Новости космонавтики».