АНДЕРСЕН ГАНС-ХРИСТИАН

Даты жизни: 2 апреля 1805 г. – 1 августа 1875 г.
Место рождения: город Оденс на сотрове Фюн, Дания
Датский прозаик и поэт
Известные произведения: "Дюймовочка", "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик", "Снежная королева"

    Андерсен 1Когда человеку пять лет, он уже знает, какая Дюймовочка красивая, а Оловянный солдатик – смелый. Знают и маленькую отважную девочку Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, исколовшую все пальцы крапивой, пока она шила волшебные рубашки для братьев-лебедей... Все помнят, что в сказках только этого человека из поленьев могут расцвести розы. А вещи у него по ночам разговаривают и рассказывают свои чудесные истории: любви, разочарований, надежд...
     Сказки Ганса Христиана Андерсена знают все. А вот каким он был, этот Великий Сказочник?

   В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Этот город был столицей острова, а проживало в 1805 году в этом городе всего шесть тысяч человек.
    Андерсен писал: «В 1805 году в городке Оденсе в бедной каморке жила молодая пара - муж и жена, бесконечно любившие друг друга: молодой двадцатилетний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знающая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Только недавно вышедший в мастера, муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской и даже кровать. На этой кровати 2 апреля 1805 года и появился маленький, орущий комочек - я, Ганс-Христиан Андерсен. Я рос единственным и потому балованным ребенком; часто мне приходилось выслушивать от матери, какой я счастливый, мне-то ведь живется куда лучше, чем жилось в детстве ей самой: ну, прямо настоящий графский сынок! - говорила она. Её саму, когда она была маленькой, выгоняли из дому, просить милостыню. Она никак не могла решиться и целые дни просиживала под мостом, у реки. Слушая ее рассказы об этом, я заливался горючими слезами». (Г.-Х. Андерсен «Сказка моей жизни». 1855 год, перевод А.Ганзен)
     Старший Андерсен мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то ни другое не удалось, он читал сыну книги и водил его гулять в окрестностях города.
    Заветной мечтой башмачника было жить в маленьком доме с палисадником и розовыми кустами. Позже подобные дома опишет Андерсен в своих знаменитых сказках. Но мечте этой не суждено было исполниться! От физического перенапряжения - он так желал, чтобы семья его ни в чем не нуждалась! - отец Ганса-Христиана заболел и скоропостижно умер. Матери, для того, чтобы содержать сына и иметь возможность откладывать деньги на его учебу, пришлось искать поденную работу. Она зарабатывала стиркой белья. А худой долговязый мальчуган с огромными голубыми глазами и неистощимой фантазией целыми днями сидел дома. Закончив несложные хлопоты по хозяйству, забивался в уголок и разыгрывал представления в своем домашнем кукольном театре, который ему смастерил покойный отец. Пьесы для своего театра он сочинял сам! Младший Андерсен мечтал стать актером, он хотел петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Причем все это у него неплохо получалось, и местная знать с любопытством смотрела на худого, ужасно длинного и совсем некрасивого мальчишку, который так звонко пел, а стихи мог читать целыми часами.
    «Моя любовь к чтению, - писал он впоследствии, - хорошая память - я знал наизусть множество отрывков из драматических произведений - и, наконец, прекрасный голос - все это вызывало некоторый интерес ко мне со стороны лучших семейств нашего городка».
    Уже в раннем детстве мальчик отличался эмоциональностью и тонким восприятием мира. Даже самые незначительные впечатления оставляли глубокий след в его душе.
    Андерсен учился в школе, где преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику, да и то из рук вон плохо. «Я едва мог правильно написать хоть одно слово, - вспоминал Андерсен позднее. - Уроков я дома никогда не готовил - учил их кое-как по дороге в школу. Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя. Очень любил я, - прибавляет писатель, - рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех».
    Горькое признание! Городок был мал, все быстро становилось известным. Когда Ганс возвращался из школы за ним следом бежали мальчишки и, дразнясь, кричали: «Вон, бежит сочинитель комедий!» Добежав до дому, Ганс забивался в угол, часами плакал и молился Богу...
    Мать, видя странные увлечения сына, приносящие одно только горе его впечатлительному сердцу, решила отдать его в учение к портному, чтобы вылетели из головы детские нелепые фантазии. Ганс-Христиан пришел в ужас от такой перспективы своей судьбы!
     «Я принялся умолять мать позволить мне лучше попытать счастья, отправившись в Копенгаген (это было в 1819 году), который в моих глазах тогда был столицей мира. «Что ты там собираешься делать?» - спросила мать. «Я прославлю тебя», - ответил, и рассказал ей о том, что знал о замечательных людях, родившихся в бедности. «Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься!» - говорил я. Меня охватило какое-то непостижимое увлечение, я плакал, просил, и мать, наконец, уступила моим просьбам...Она связала все мои пожитки в один скромный узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал привезти меня в Копенгаген без билета всего за три дня... Наконец, день отъезда наступил. Матушка печально проводила меня за городские ворота...»
    Первое время, прибыв столицу с несколькими монетками в кармане, Андерсен бедствовал, но затем, благодаря своему голосу, нашел себе покровителей в профессоре консерватории г-не Сибони, композиторе Вейзе, поэте Гольдберге и, главным образом, конференц-советнике Коллине. При их содействии Ганс-Христиан поступил в театральное училище, но потеряв голос, перешел учиться в классическую гимназию и еще на школьной скамье обратил на себя внимание педагогов незаурядным талантом рассказчика и несколькими стихотворениями. Поступив в университет, Андерсен в 1829 году напечатал сатирический рассказ "Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака". Лирические его стихотворения имели большой успехи Дания вскоре признала его как поэта. Основные темы поэзии Андерсена - любовь к Родине, пейзажи Дании и христианские темы. Многие замечательные его стихотворения, позже положенные на музыку, были переложением библейских псалмов и сюжетов. Обладая незаурядным умом, и ироничностью по отношению к самому себе, Андерсен, тем не менее, неимоверно страдал от непризнания его таланта и произведений критикой и широким кругом читателей.
      Только в 1835 году Ганс-Христиан, уже тридцатилетний, еще бедный и почти безвестный, написал, наконец, на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны…»
      Это была сказка «Огниво». И это было началом новой жизни не только для долговязого датчанина по фамилии Андерсен, но и для всех людей, умеющих читать.
     Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Сказки Андерсена были переведены на разные языки, и на русский тоже. Андерсен даже получил в подарок том своих сказок на русском языке и ответил переводчикам весьма любезным письмом. Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть.
    «У меня масса материала, - писал Андерсен, - иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни». И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».
     О самых серьезных вещах в сказке он умел рассказать простым и ясным языком. А.Ганзен, непревзойденный переводчик Андерсена с датского на русский, писал: "Воображение у него - совсем детское. Потому его картины так легки и доступны. Это волшебный фонарь поэзии. Все, чего бы он не коснулся, оживает перед его глазами. Дети любят играть разными обломками деревяшек, лоскутками материи, черепками, кусочками камней... У Андерсена то же самое: заборный кол, две грязные тряпки, заржавелая штопальная игла... Картины Андерсена так обаятельны, что часто производят впечатление волшебных сновидений. Не только окружающие его предметы - например, цветы, трава, но и даже стихии природы, чувства и отвлеченные понятия принимают живые образы, превращаются в людей..."(Цитируется по: Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 1.Андерсен)Андерсен 2
   Воображение у Андерсена было настолько сильным и необычным, что иногда его с недоумением называли колдуном и ясновидцем: посмотрев раза два на человека, он мог многое рассказать о нем, будучи с ним совершенно незнаком. Эпизод из биографии сказочника рассказан Константином Паустовским, о его ночном путешествии с тремя девушками, каждой из которых он предсказал судьбу. Самое странное то, что все его предсказания имели реальную почву и сбылись! Девушек этих он прежде никогда не видел. А они были потрясены встречей с Андерсеном и на всю жизнь сохранили о нем самые благоговейные воспоминания!
     Андерсен стал всемирно знаменит. Во всех столицах мира готовы были принимать и чествовать «великого сказочника», а родной город Оденсе объявил сына прачки своим почетным гражданином, и в городе гремел салют, все дети были освобождены от занятий в школе, а толпа восторженных жителей кричала на площади «ура»!
    Самые знаменитые люди того времени, писатели и поэты, стали друзьями или хотя бы знакомыми Андерсена. Он объехал весь свет и повидал то, о чем когда-то мечтали его отец…
     О личной жизни Андерсена известно немногое. За всю жизнь писатель так и не обзавелся семьей. Зато часто он был влюблен «в недосягаемых красавиц», причем эти романы были достоянием общественности. Одной из таких красавиц была певица и актриса Иени Линд. Их роман был красивым, но закончился разрывом – кто-то из влюбленных посчитал свое дело более важным, чем семья.
     За столь божественный дар творения и воображения Андерсен заплатил немалую цену. Он умер в полном одиночестве на своей вилле Ролигхед 4 августа 1875 года, после долгой болезни, начавшейся еще в 1872 году.
      В день смерти Андерсена в Дании был объявлен национальный траур.
     Но грустить не надо. Помните как кончается сказка про лен? Вот он уже стал бумагой, а бумагу бросили в горящую печь, и бумага превратилась в мертвую золу, вокруг прыгают беззаботные дети и поют песенку, а над золой, над головами детей поднимаются вверх «незримые крошечные существа», и поднимаются они с такими словами: «Песенка никогда не кончается, вот что самое чудесное! Я это знаю и потому счастливее всех!»
     Еще при жизни довелось Андерсену увидеть свой собственный памятник и иллюминацию в Оденсе, предсказанную гадалкой в далеком 1819 году его матери. Он улыбался, глядя на себя, скульптурного. Маленький оловянный солдатик, подаренный бедным мальчиком и лепестки той розы, что протянула голубоглазая девчушка, когда он гулял по улице были ему дороже всех наград и памятников. И солдатик и лепестки бережно хранились в шкатулке. Он часто перебирал их пальцами, вдыхал увядший, тонкий аромат и вспоминал слова поэта Ингемана, сказанные ему еще в юности: «Вы обладаете драгоценной способностью находить и видеть жемчуг в любой сточной канаве! Смотрите, не утратьте этой способности. В этом Ваше предназначение, быть может».
      Он не утратил. До конца. В ящике его письменного стола друзьями были найдены листки с текстом новой сказки, начатой за несколько дней до смерти и почти законченной. Перо его было столь же летучим и быстрым, как и фантазия!

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Популярные сказки Андерсена. – Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/andersen/andersen.php

 

ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН
(1805-1875)

       Датского сказочника Г.Х. Андерсена можно было бы назвать самым грустным детским писателем...
    Он родился в городе Оденсе 2 апреля 1805 года в семье башмачника, а 14 лет спустя покинул свою маленькую родину, переехав в Копенгаген в поисках славы. Выбранная им профессия артиста, не принесла будущему писателю успеха, а вот первые литературные наброски, наоборот, привлекли к начинающему свой творческий путь Андерсену покровителей. Славу писателю принёс вышедший 1835 году сборник его сказок. Свой гонорар от книги писатель потратил на путешествие по Европе, во время которого состоялось его знакомство со многими знаменитыми современниками.
     Андерсен стал не только великолепным сказочником. Его наследие включает в себя 5 романов, повесть, более 20 пьес, множество стихов, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», переписку, дневники... Те, кто знали Андерсена при жизни, говорили, что ему не стоит труда написать сказку за одну ночь и на любую тему. В нашей стране Андерсен известен прежде всего как писатель, сочинявший сказки для детей, но сам великий сказочник очень возмутился, когда однажды ему предложили поставить памятник, изображающий писателя в окружении маленьких ребятишек, — он считал, что сочиняет исключительно для взрослых.
     Первые его несколько стихотворений были опубликованы в 1826—1827 годах. Потом он пишет «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» (1829). Далее следуют романы «Импровизатор» (1835) и «Только скрипач» (1837), в которых главной темой становится конфликт поэта-мечтателя с пошлостью и бессердечием «света». В 1835—1837 годах издается сборник «Сказок, рассказанных для детей», куда вошли «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля» и др. Позже по этим сказкам были сняты фильмы и анимации. Например, «Русалочка» не только стала очень известным мультфильмом Диснея, но и экранизировалась в отечественном кино. Самые известные произведения Ганса Христиана Андерсена: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Соловей» (1843), «Гадкий утенок» (1843), «Снежная королева» (1844), «Девочка со спичками» (1845), «Тень» (1847), «Мать» (1848).
       Критики оценивают творчество Андерсена неоднозначно. И это понятно, ведь все его сказки очень разные: есть грустные и со счастливым концом, иронические и серьезные. Некоторые усматривают в сказках фривольный подтекст: в «Снежной королеве» героиня целует Кая в губы, Дюймовочку преследует толпа кавалеров, король разгуливает голый, а в «Огниве» солдат проводит ночь с принцессой. Кроме того, отмечается, что очень многие сказки заканчиваются трагически: погибает оловянный солдатик, превращается в пену Русалочка, умирает человек в сказке «Тень». Однако, кто сказал, что маленькие читатели жаждут только веселых историй?.. Будь это так, сказки датского писателя не были бы настолько популярны у детей. В них всегда скрыт субъективный, подчас болезненный, подтекст, приобщающий ребенка к миру взрослых со всеми его проблемами и поисками их решений. Ведь авторская сказка — это не только вымысел, но и отражение жизненного опыта писателя, его отношения к окружающему миру, людям. Сказки Андерсена для ребёнка не только развлечение, но и повод задуматься, что очень важно. Экранизация «Русалочки» в отличие от диснеевского мультика, с его яркими красками и юмором, глубоко психологична, трогательна, волнующа; зритель хочет пересмотреть её ещё и ещё раз, несмотря на трагический финал.
     В конце своего жизненного пути Андерсен часто грустил, почти не выходил из дому. Когда у него выпал последний зуб, он перестал писать, полагая, что количество зубов влияет на его творчество. 8 августа 1875 года великий сказочник скончался.
    Однако, уже больше ста лет дети зачитываются его произведениями. А лучшим детским писателям присуждается международная премия его имени.
Н.Н. Мельникова

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.2-3., ил.

 ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН
(1805-1875)

    В детстве великий датский сказочник мечтал стать актером. Он придумывал спектакли для самодельного кукольного театра, шил костюмы для своих «героев», зачитывался пьесами английского драматурга У. Шекспира, а в юности даже сыграл на сцене. Умение вживаться в роль, чувствовать себя на месте другого помогало писателю лучше понимать своих персонажей, а неистощимая фантазия позволяла видеть в мире чудеса. И превращать жизнь в сказку.
    Стихи, пьесы и эссе (небольшие прозаические произведения, выражающие впечатление автора о чем-либо) принесли Андерсену известность, но знаменитым его сделали сказки. А именно - их третий сборник, все произведения которого стали классикой детской литературы: «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка»... После у Андерсена регулярно выходили книги под одним заглавием - «Сказки». Расцвет его творчества пришелся на 1835—1840 гг., когда были написаны «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Девочка со спичками», «Тень», «Мать», «Соловей» и другие истории.
    Удивительно, но даже самые печальные сказки Андерсена дарят надежду и говорят о торжестве любви и подвига. Символом самоотверженной любви стала Русалочка: она пожертвовала своим прекрасным голосом, чтобы получить человеческие ноги, стерпела и боль, и безответное чувство и погибла, не пожелав убить возлюбленного принца ради своего спасения. В Копенгагене, столице Дании, Русалочке поставили памятник. Теперь это одна из самых известных достопримечательностей города. Чудесным даром любви и преданности Андерсен наделил и других своих персонажей. Герда из «Снежной королевы» одна совершает полное опасностей путешествие, чтобы освободить Кая от чар ледяной колдуньи. Эльза в сказке «Дикие лебеди» обрекает себя на молчание, людское презрение и боль, чтобы сплести из крапивы рубашки и с их помощью расколдовать дорогих братьев. Жертвенность делает этих слабых девушек настоящими героинями, сильными духом.
     В лучших произведениях Андерсена тонкие романтические чувства соединяются с бесшабашным юмором, а реальность - с мистикой. Таковы сказки «Тень», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво». Писатель часто наделяет неодушевленные предметы или сказочных существ человеческими свойствами и этим пробуждает живые чувства к природе или игрушкам, неуклюжим троллям или забавному домовому.
    Оценили сказки Андерсена далеко не сразу. Писателя критиковали за то, что его творчество якобы слишком просто для взрослых и недостаточно поучительно для детей. Но время всех рассудило. Творчество Андерсена осталось в веках, в честь писателя была учреждена международная премия для детских авторов, а 2 апреля - день рождения великого сказочника - объявлен Днем детской книги.

Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.