ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН
Даты жизни: 29 октября 1901 – 18 февраля 1965
Место рождения: город Вятка
Русский, советский писатель и художник-график
Известные произведения: «Щур», «Звери жарких и холодных стран», «Никитка и его друзья», «Удивительные звери», «Охотничьи рассказы», «Моя первая зоология», «Про больших и маленьких», «Тюпа, Томка и сорока» и др.
Евгений Иванович Чарушин родился в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По проектам Ивана Чарушина было построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Был он, как любой архитектор, хорошим рисовальщиком. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина. Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил».
В формировании характера мальчика огромную роль сыграла его мама, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова). «Моя мать, - вспоминал Евгений Иванович, - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса. Конечно, я принимал участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь».
Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой книгой для него была книга А.Э. Брема «Жизнь животных». Ее он береё и перечитывал всю жизнь.
Окончив в 1918 году среднюю школу в Вятке, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в армию, он был назначен помощником декоратора в культпросвет Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он лишь в 1922 году вернулся домой и решил учиться на профессионального художника.
Зимой он учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петроградскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Занимался он пять лет, с1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова.
В 1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на Алтай.
В 1926 году Чарушин пришёл в Детский отдел ленинградского Госиздата, которым заведовал знаменитый художник Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Чарушинские рисованные звери понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях и творчестве.
К этому времени Евгений Иванович уже работал в детском журнале «Мурзилка» (с 1924 года), а позднее сотрудничал с журналами «Ёж» (1928-1935) и «Чиж» (1930-1941).
В 1928 году он получил от ленинградского Госиздата свой первый заказ - на оформление рассказа В.В. Бианки «Мурзук». И первая же книга с иллюстрациями Чарушина привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из этой книжки был приобретён Государственной Третьяковской галереей. В 1929 году Чарушин иллюстрировал несколько книг: «Дикие звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал». Уже в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных. Сидящий на ветке маленький осиротевший медвежонок; нахохлившаяся ворона, собирающаяся клевать косточку; бредущие кабаны с малышами… - всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты.
С тех пор Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака, Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Уже в первом его рассказе с собственным текстом – «Щур» (1930) - проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора.
Он стал оформлять и собственные сочинения, такие как «Разные звери» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Никитка и его друзья» (1938), «Моя первая зоология», «Про больших и маленьких», «Про Томку», «Медвежата», «Васька», «Про сороку» и другие.
В 1930-е годы он стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в искусстве. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Работая в технике свободного акварельного рисунка, монохромного или цветного, легким динамичным пятном, Чарушин воссоздавал в пространстве книги (в том числе и на полях) не просто кусочки натуры, но целостную пейзажную среду, средоточиями которой представали разнообразные животные.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников, занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
По отзывам современников, художник был человеком страстным, эмоциональным и очень увлекающимся. «Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель»), - вспоминал Валентин Курдов.
Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.
Умер Евгений Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богословском кладбище.
Е.И. Чарушин - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН
«Когда Тюпа очень удивляется или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тю-пает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...» Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» - так писать о котёнке может только человек, который много лет прожил с ним рядом, видел вблизи.
Чарушин вырос в Вятке. Отец его был архитектором и художником, а мама была увлечённым натуралистом - разводила цветы, выращивала животных. В доме всегда были какие-нибудь зверюшки и пичужки. Их жизнь и повадки очень интересовали маленького Женю, он любил наблюдать за ними и с упоением читал Брэма. В 1918 году Чарушин окончил школу и был призван в Красную Армию. Он работал в штабном театре, потом в декоративных мастерских губернского военкомата, откуда его послали учиться живописи в Ленинград. Там он познакомился с Маршаком, Бианки, Шварцем, Житковым и руководителем художественной редакции детского отдела Госиздата В.Лебедевым. В 1928 году появилась первая книжка с его иллюстрациями - рассказ Виталия Бианки «Мурзук», потом ещё несколько книг, а ещё через два года Чарушин становится штатным сотрудником Ленгосиздата. Тогда же он попробовал писать сам - первой книжкой стал рассказ «Щур».
Художник и писатель в Чарушине неразделимы, но всё-таки художник должен стоять на первом месте: сначала мы видим Тюпу, затаившегося, хитро и напряжённо следящего за бабочками, а потом читаем историю происхождения его имени. Животные на рисунках Чарушина всегда движутся, даже на минуточку застывший Тюпа готов сорваться с места, что же говорить про воробьёв или сороку! У каждого его героя - особенный характер, который проявляется во всём: у собачки Томки, например, даже во сне. Так что дети легко угадывают, что ей снится: когда Томка лает тоненьким голоском, значит, зайчонка видит, когда лапками шевелит, - от козы убегает, а когда Томка зарычал, ребятам пришлось разбудить его - это они медведя ему во сне нафантазировали.
Дети и животные в рассказах Чарушина - большие друзья. Они очень похожи, как похожи все неопытные создания: котёнок Тюпа не ловит птиц, потому что ему однажды крепко досталось от воробьёв. А мальчик Никита не будет больше чистить Томке зубы своей зубной щёткой не только потому, что щётки больше нет, съел её Томка, но и потому, что понял: собака не умеет играть в больного.
Никита - герой многих рассказов писателя - это его сын, впоследствии тоже известный художник. Рассказы Чарушина просты и ясны по смыслу, чаще всего это один эпизод, одно событие. Вот курица, защищая своих цыплят, вскочила на Томку, а он - умница! - сделал вид, что ничего не происходит, и отстала от него курица. Вот охотник Никита Иванович пошёл в лес, а сверху на его заячью шапку свалился какой-то зверь. Оказалось, что это его собственная кошка Маруська, которую он очень плохо кормил, и она вышла зимой поохотиться. «Пожалел он её, принёс домой и с тех пор стал кормить как следует». А от художницы Ани улетел говорящий скворец, который произносил только две фразы: «Кушать! Кушать!» и «Злодей! Злодей!». Он потерялся и стал ко всем приставать, требуя еду. Но все его прогоняли, собака напугала лаем, а чужой дядька, чуть к себе не унёс. Когда скворец дома оказался, все перепутал и стал Ане кричать «Злодей! Злодей!», вместо «Кушать!». Но Аня не рассердилась, она понимала, какого страху он натерпелся из-за своего любопытства.
И взрослые, и дети становятся добрее, если рядом с ними животные, особенно маленькие, трогательные и беззащитные котята, щенята, птенцы. В этом писатель был убеждён, как и в том, что именно в детстве человеку необходимо общение с теми, кому нужна его забота и ласка, кто слабее и кого понять можно, только полюбив. А это уже наука на всю жизнь.
Книги Чарушина не спутаешь с другими: его руку художника узнаешь, если видел хотя бы одну его картинку. Книг у него много: «Звери жарких и холодных стран», «Никитка и его друзья», «Удивительные звери», «Охотничьи рассказы», «Моя первая зоология», «Про больших и маленьких», «Тюпа, Томка и сорока» и многие другие.
Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.48-49., ил.
ДОБРЫЙ МИР ЕВГЕНИЯ ЧАРУШИНА: презентация