ЧЕСТЕРТОН ГИЛБЕРТ КИТ
Даты жизни: 29 мая 1874 – 14 июня 1936
Место рождения: Лондон
Английский писатель, журналист и мыслитель
Известные произведения: детективные истории о католическом священнике отце Брауне
В 2003 году под названием «Человек с золотым ключом» была опубликована автобиография Гилберта Честертона. В этой книге он, общепризнанный автор полемики, говорит о себе и своих убеждениях. Но что бы ни славил в прошлом Честертон, о чем бы ни писал или ни высмеивал – он страдает о настоящем. Как бы мы ни относились к его выводам и советам, важно одно – сложно не полюбить того, кто искренне любил людей, переживал за них и очень хотел им помочь.
Английский писатель Честертон Гилберт Кит родился в 1874 году в Лондоне. Его отец был агентом по торговле недвижимостью. В семье было трое детей, но сестра Гилберта умерла, когда ему было два года. Через три года родился брат Сесил. Отец писал акварели, гравировал, сочинял для своих детей книги и сам переплетал их.
В 1881 году Гилберт Кит Честертон пошел в подготовительную школу, а в 1887 поступил в школу Сент-Полз. От других она отличалась тем, что находилась в центре Лондона, и ученики жили дома. Продолжить образование в университете Честертон упорно не желал, чтобы он как-то учился, нашли компромисс – он ходил только на лекции английской литературы в Лондонский университет. Тем не менее, Гилберт постоянно посещал занятия в училище живописи. Он хотел стать художником, но вскоре оставил живопись. Его увлекла литература. Писателем Гилберт Кит Честертон стал не случайно, поскольку писал с ранних лет. Карьеру на этом поприще он начал в двадцатилетнем возрасте в издательстве «Букмэн» рецензентом, потом перешел в издательство «Т. Фишер Анвин». Заметки Гилберта о книгах были настолько блестящими, что его заметили в литературных кругах.
Честертону помогли опубликовать первые эссе и стихи. Им заинтересовались Киплинг и Шоу, как только имя его появилось в печати. За год Честертон стал известен, а через пять лет стал одним из лучших авторов Англии. Как писатель Гилберт был очень плодовит. Его перу принадлежит более ста томов сочинений. Эссе и заметки Честертона сосчитать невозможно, только в «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» их вышло около 1600, а публиковался он не только там. Прославился Честертон во всех жанрах. Гилберт Честертон написал семь сборников стихов, десять биографий, шесть романов и одиннадцать сборников рассказов. Умер Честертон от болезни сердца в 1936 году.
Литературную карьеру Гилберт Честертон начал с поэзии. Но первый сборник стихов «Играющие старики» не принес успеха. Второй сборник «Дикий рыцарь», хоть и был отмечен Киплингом, также прошел незамеченным. Намного удачнее сложилась судьба сборников эссе. Первая книга «Защитник» была составлена из эссе, публиковавшихся в «Спикере» и «Дэйли Ньюс». Обе газеты завалили письмами читатели, и статьи пришлось издать отдельным изданием. Когда был опубликован второй сборник, к славе писателя Честертона уже привыкли. Наибольшей популярностью пользовались вышедшие в печать в 1905 году «Еретики», изданный в 1908 году сборник «При всем при том» и опубликованные в начале 1912 года эссе «Двенадцать типов». Кроме биографий, напечатанных отдельными книгами, Гилберт Честертон написал десятки биографических эссе. В первый сборник «Двенадцать портретов» вошли эссе о поэтах, художниках, исторических деятелях, прозаиках. Биографические книги Честертона: «Роберт Браунинг», напечатанный в 1903 году, «Чарлз Диккенс», публиковавшийся отдельными эссе с 1906 по 1909 годы, а затем изданный одним сборником. Его перу принадлежат замечательные сочинения о Б. Шоу и У. Блейке, о Р. Стивенсоне, произведения которого Честертон много раз перечитывал.
Исторические труды Честертона включают два произведения - «Краткая история Англии» и «Преступления Англии», стихотворную поэму «Баллада о белом коне» и около двадцати эссе. Здесь он так же, как в биографиях, был истинным романтиком. Еще в школе писатель удивлял всех зрелостью исторических характеристик. В этих произведениях он сумел уловить суть исторических событий и передать их со свойственным ему здравым чутьем, которым отличался Гилберт Честертон. Книги на религиозные темы, принадлежащие перу этого великого человека, поднимают вопросы и проблемы, понятные широкому кругу читателей. Они привлекли внимание духовных лиц. В 1908 году были опубликованы очерки «Ортодоксия». Трактат «Святой Франциск Ассизский», вышедший в 1923 году, высоко оценил Папа Римский. В 1925 году Честертон пишет на богословскую тему трактат «Вечный человек». Г. Грин, английский писатель, назвал это произведение «одной из величайших книг столетия». Честертону принадлежат романы: «Наполеон из Ноттинг-хилла», опубликованный в 1904 году. «Человек, который был Четвергом», вышедший в печать в 1908 году. «Шар и крест», напечатанный в 1910. «Жив человек», вышедший в 1912 году. «Перелётный кабак», опубликованный в 1914. опубликованный в 1927 году «Возвращение Дон Кихота» и др.
Но самыми популярными произведениями Честертона стали рассказы о католическом священнике, который искуснее Шерлока Холмса распутывал преступления: Первая книга «Неведение отца Брауна» вышла в свет в 1911 году. В 1914 вышла вторая книга «Мудрость отца Брауна». «Недоверчивость отца Брауна» вышла в печать в 1926 году. «Тайна отца Брауна» опубликована в 1927 году. Заключительная книга «Скандальное происшествие с отцом Брауном» издана в 1935 году. Сюжетная линия его произведений оригинальна и неповторима. Написаны они непринужденным и легким стилем. Кроме того, подкупают тем, что главное действующее лицо цикла – католический священник, главным оружием которого является логика. Талантливый и одновременно скромный отец Браун распутывает самые невероятные истории. Вклад Честертона в детективный жанр был высоко оценён и критиками, и читателями. Повествования об отце Брауне вполне заслуженно признаны классикой этого жанра. Занимательный сюжет рассказов о католическом священнике превосходно дополняют афористичность стиля, юмор и глубокое знание человеческой натуры. Честертон стал первым председателем «Клуба детективных писателей», затем на этом посту писателя сменила А. Кристи.
ЧЕСТЕРТОН ГИЛБЕРТ КИТ
Эдвард Честертон был потомственным коммерсантом. Но занимался он не столько продажей и покупкой домов, сколько рисовал, издавал домашние книги, учился делать цветное стекло и фотографировать. Словом, развлекался сам и развлекал собственных детей. Для сыновей Эдвард Честертон был своего рода "волшебником, открывающим ворота заколдованных замков и гробницы погибших героев".
Однако все эти чудеса померкли, как только старший из мальчиков, Гилберт, начал учиться в школе. Нет, школа была хорошая, основанная еще в XVI веке, с любопытными традициями и неординарным директором. Но жизнь в ее стенах не могла сравниться с утраченным раем детства. А потом... заниматься юный Гилберт решительно не хотел. Привлекала мальчика лишь "словесность", то есть возможность выразить в слове свои размышления.
Удручало Честертона и то, что из очаровательного ребенка, эдакого "лорда Фаунтлероя", он превратился в толстого, нелепого подростка, который спал на ходу и был восхитительно неуклюж. От всевозможных насмешек и издевательств Гилберта спасали лишь благосклонность учителей и необъяснимая симпатия товарищей.
Мир стал казаться Честертону настолько мрачным, что он решил не тратить силы и не поступать в университет. После школы юноша начал заниматься живописью, то есть попросту убивать свое время в некоем училище Слэйда.
Гилберт нещадно прогуливал занятия, слонялся по Лондону и, как ему самому потом казалось, потихоньку сходил с ума. Конец всему положило знакомство с семьей профессора Блогга, а точнее — с дочкой профессора — Френсис.
Мать запретила Честертону жениться — ведь у молодого человека не было ни дохода, ни видов на будущее. Но отец, человек совершенно непрактичный, помог сыну напечатать два сборника стихов. Это были своего рода "полуудачи", после которых в жизни Честертона неожиданно случилось чудо — первый сборник эссе "Защитник" принес автору всеанглийскую славу.
В 1901 году Честертон обвенчался с мисс Блогг... С этого времени, по словам самого писателя, началось его "второе детство" — новая счастливая полоса.
Френсис придумала для неловкого мужа весьма удобный костюм — черную шляпу и черный широкий плащ. В этом почти бутафорском наряде Честертон слонялся по известной в Лондоне улице газетчиков Флит-стрит. Он встречался с людьми, много спорил и много писал. Писал в кебе, в кофейне, а то и просто замерев посредине улицы. Блистательные статьи, полные парадоксов и радости бытия, буквально сыпались из-под его пера.
А однажды (впрочем, быть может, это легенда) Честертон обнаружил, что в доме осталось лишь несколько шиллингов. Он удивился, основательно пообедал и отправился к издателю продавать еще не написанную книгу. Так родился первый роман Честертона — "Наполеон Ноттингхильский".
Почти в то же время Честертон познакомился с отцом Джоном О'Коннором. Этот тихий, рассеянный, далекий от мирских дел священник вдохновил писателя на создание его самых знаменитых рассказов. Джон О'Коннор стал прообразом патера Брауна — литературного героя, известного не менее, чем Шерлок Холмс.
Уже первые новеллы, где посвященный в сан сыщик-любитель расследует преступления, снискали автору мгновенную славу. Честертон был единодушно избран председателем "Клуба детективных писателей", среди членов которых была, между прочим, Агата Кристи.
А потом... потом в судьбе Честертона наступил перелом. Супруга писателя, женщина властная, решительно отказалась жить в городе. По правде сказать, Френсис пугали почти ежедневные вылазки мужа на улицу газетчиков. Она опасалась, что ее супруг, прозванный в народе "Честертон — пивная кружка", станет алкоголиком и превратится к концу жизни в обыкновенного бродягу.
По настоянию Френсис супруги Честертон покинули Лондон и обосновались в селении Бикон-сфилд. Там был чудесный дом и сад, обвитый плющом, тишина, все условия для работы. Но... писателю отчаянно не хватало суматохи пыльного и душного города. Честертон начал путешествовать, посетил Францию, Италию, Польшу, Америку, Палестину. И вынес из этих поездок убеждение, что "самой странной страной", где он побывал, "оказалась Англия".
Именно в нее и вернулся Честертон весной 1936 года. Вернулся, когда почувствовал, что умирает...
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.К.ЧЕСТЕРТОНА
Честертон Г.К. Вечный человек: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991. — 544 с.
Из содерж.: Святой Франциск Ассизский; Вечный человек; Святой Фома Аквинский; Ортодоксия.
Классик детектива Гилберт К. Честертон известен и как автор умных и радостных книг о христианстве и католических святых.
Честертон Г.К. Пятерка шпаг: Рассказы: Пер. с англ. — Л.: Дет. лит., 1988. — 189 с: ил.
"...Рассказы о Брауне нельзя просто отнести к детективам: это детектив и еще что-то. Как всегда, Честертон Г.К. так плотно набил чемодан, что ремни не затягиваются; в сандвиче слишком много мяса", — так писал в свое время современник писателя английский критик Роналд Нокс. И действительно, новеллы о сыщике-любителе патере Брауне нельзя назвать просто детективами. Они — что-то несомненно большее, чем детектив...
Кстати, прототип патера Брауна, священник Джон О^Кон-нор, после смерти писателя опубликовал о нем воспоминания. Они назывались "Отец Браун о Честертоне".
Честертон Г.К. Наполеон Ноттингхильский: Роман // Честертон Г.К. Избранные произведения. — М.: Худож. лит., 1990. — Т. 1. — С. 23—144.
Этот роман — наполненный парадоксами гимн городу, а точнее — крошечной городской улочке.
Честертон Г.К. Человек, который был Четвергом (Страшный сон): Роман // Честертон Г.К. Избранные произведения. — М.: Худож. лит., 1990. — Т. 1. — С. 145—258.
Пересказывать сюжет здесь бессмысленно, если не невозможно. Потому что в этой в общем-то детективной истории главное — атмосфера. Балаганная и одновременно философско-фантасмагоричная.
В свое время "Человек, который был Четвергом" считался литературой для немногих. Его поклонниками были в основном писатели и кинематографисты.
Кстати, книга эта признана лучшей из всех сочинений Честертона.
Писатели нашего детства. 100 имён: биографический словарь. Ч.2 – Москва: Либерия, 1999. С.398-402.