НИНА СЕРГЕЕВНА ДАШЕВСКАЯ

Даты жизни: 23 мая 1979
Место рождения: город Тверь, Россия
Российская писательница, автор книг для детей и подростков. 
Известные произведения: «Я не тормоз», «Семь невысоких гномов», «Вилли», «Тео – театральный капитан», «Около музыки».

  Дашевская Родилась в Твери. Родители из Одессы, бабушка из Грузии. Окончила музыкальную школу в Твери, затем — Московскую консерваторию. Работала в Государственном камерном оркестре России; потом — в Детском музыкальном театре им. Н.И.Сац, тоже в оркестре.
  Дебютировала как детский писатель в 2009 году, когда ее сказку напечатал журнал «Кукумбер». Первая книга — «Семь невысоких гномов» — была издана в 2011 году. 
   В 2014 году сразу две книги Нины Дашевской были отмечены литературными наградами: сборник подростковых рассказов «Около музыки» победил в номинации «Воспитание чувств» на конкурсе «Новая детская литература» и занял первое место на конкурсе «Книгуру», а повесть «Вилли» завоевала Крапивинскую премию. 
    Живет в Москве.

книги Дашевская


"Всегда можно найти повод для радости. Почти всегда. И часто важна не цель, а сам путь. Дорога. Очень хочется не пропустить ни одной прекрасной штуки, которые показывает нам жизнь".
Нина Дашевская

  Дашевская Нина Сергеевна - прозаик. Родилась в г. Тверь, закончила Московскую Консерваторию, работает в оркестре Детского Музыкального Театра им. Н. И. Сац. Публикуется с 2009 года (журналы "Кукумбер", "Чиж и Еж", альманах "Как хорошо"). Автор книг для детей и подростков: "Около музыки" (2015), "Скрипка неизвестного мастера" (2015), "Вилли" (2015), "Я не тормоз" (2016). Лауреат конкурсов "Книгуру", "Новая детская книга", международной литературной премии им. В. П. Крапивина.

  По словам Нины Сергеевны Дашевской, у неё «классическое советское происхождение»: родители из Одессы, бабушка из Грузии. Она родилась в Твери 23 мая 1978 года. В этом городе прошла её невзрослая жизнь. Училась в общеобразовательной и музыкальной школах. Окончила музыкальное училище по классу скрипки. Музыке учили всех детей в семье, но только она стала профессиональным музыкантом. «К четвёртому классу я поняла, что всё, связанное с музыкой, у меня получается, и получается неплохо. У меня было очень спокойное музыкальное детство».
  Музыкальное обучение Нина Дашевская завершила в Московской консерватории. Играла на скрипке в Государственном камерном оркестре России. Сейчас работает в Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац.
  Помимо музыки у Нины Дашевской со школьных лет сохранился интерес к математике. Математика была любимым предметом. «Думаю, если бы не музыка, я могла бы преподавать математику в 2 школе, а лучше – вести какой-нибудь кружок для особо интересующихся».
  И есть у писательницы ещё одна большая любовь – любовь к велосипедам. Она отразилась в повестях «Вилли» и «Я не тормоз».
  Писать детские книги Дашевская начала в 30 лет. «У меня уже росли сын и дочка, я была в глубоком декрете – не выходила на работу около трёх лет, и творческая энергия требовала выхода. Я решила взять два совершенно несочетаемых предмета: скрипку и паровоз – и придумала про них историю. Получилась сказка про паровоз, который хотел играть на скрипке. Её напечатал в 2009-м прекрасный детский журнал "Кукумбер"».
  В 2011 году вышла первая книжка «Семь невысоких гномов» – про таблицу умножения. Художник Ольга Швейцер нарисовала к стихам мини-истории, иллюстрирующие, дополняющие и поддерживающие интерес к изучению (или освежению в памяти) такой страшной вещи, как таблица умножения.
  С тех пор изданы ещё семь книг для детей и подростков. Они соединяют в себе черты приключенческой, исторической, школьной повести.

  «Я очень люблю свою работу в театре и очень люблю писать,. – говорит Дашевская. – Но в оркестре у меня есть ноты, дирижёр и определённая задача. А как писатель я абсолютно свободна и делаю всё, что хочу».

Книги Нины Дашевской отмечены литературными наградами

2010 год

  • • Национальная литературная премия «Золотое перо Руси» – лауреат премии, обладатель фарфоровой статуэтки за сказку «Пикколо»

2013 год

  • • Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» – второе место за повесть «Скрипка неизвестного мастера»
  • • Международная детская литературная премия имени писателя Владислава Петровича Крапивина – финалист и обладатель специального приза от объединения библиотек Екатеринбурга за повесть «Скрипка неизвестного мастера»

2014 год

  • • Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» – первое место за сборник рассказов «Около музыки»
  • • Литературный конкурс «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН» – первое место в номинации «Воспитание чувств» за сборник рассказов «Около музыки»
  • • Международная детская литературная премия имени писателя Владислава Петровича Крапивина – второе место за повесть «Вилли»

2015 год

  • • Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» – первое место за повесть «Я не тормоз»

2017 год

  • • Международный конкурс книг «Белые вороны» – в список включена повесть «Я не тормоз»
  • • Номинирована на Международную литературную премию памяти Астрид Линдгрен 2018 года

ФРАГМЕНТЫ ИЗ ИНТЕРВЬЮ С НИНОЙ ДАШЕВСКОЙ

– Кем Вы хотели стать в детстве?
  – Никем. Я вообще никогда всерьёз не думала о взрослой жизни, о будущем. На вопрос «Кем хочешь стать?» в детстве стандартно отвечала: «Учителем начальных классов», просто это была понятная мне профессия. Хотя кого-то учить мне в детстве не нравилось.
  Потом я стала думать о работе в оркестре; тогда мне казалось, оркестранты – это уникальные люди вроде космонавтов, ведь в моём городе оркестра не было.
  И теперь я действительно работаю в оркестре и, возможно, скоро начну работать в школе.
  Но всё же это скорее совпадение, чем осуществление мечты, просто так вышло.

– Ваша любимая книга...

в 7 лет?
  – Не помню. Читала всё подряд, был важен сам процесс. Это было, что называется, заглатывание книг. От книги нельзя оторваться – но при этом всё довольно быстро стирается из памяти.
  Меня ограничивали в чтении – с одной стороны, падало зрение. С другой – наверное, знакомая всем музыкантам история: «Опять читаешь! Иди занимайся!» Так что в чтении был, кроме всего прочего, некоторый романтизм полузапрещённого дела.
   Первая книга, которая, пожалуй, стала любимой, – «Журавлёнок и молнии» Крапивина.

в 15 лет?
  – Книги старшей сестры и брата всегда вызывают самый большой интерес. Думаю, именно математические интересы брата и литературные сестры во многом определили то, что люблю я. Именно у сестры я увидела Набокова, и в седьмом классе я впервые «заболела» писателем – мне хотелось читать у него всё. Это первое, наверное, понимание, что с помощью языка можно не просто рассказывать истории.

сейчас?
  – Наверное… Нет, не знаю, невозможно назвать любимую книгу. Может быть, Стругацкие – «Хромая судьба». И «Улитка на склоне». Вообще Стругацкие удивительны тем, что впечатление, полученное от их книг лет в 15-20, сейчас ровно такое же. Я так же перестаю видеть слова, цепляться за них. Ещё «Обитаемый остров», как мне кажется, удивительно актуальная книга сейчас.
   Ещё очень много кого хочется назвать, чьи книги в моей жизни не просто так. В случайном порядке: Томас Манн, Экзюпери, Генрих Бёлль, Чехов
   Недавняя и сильная история – Бродский. А, вот. «Набережная неисцелимых» Бродского. Вот эта – самая любимая прямо сейчас.

– Ваши рассказы основаны на ваших собственных воспоминаниях, памяти детства?
  – У меня нет ни одного полностью автобиографического рассказа. И нет героев, списанных с кого-то. Отдалённые прототипы бывают, но редко. Конечно, многое берётся из каких-то реальных событий и разговоров, но трансформируется таким загадочным даже для меня образом, что часто я сама не понимаю, откуда взялся тот или иной персонаж или событие. Например, первый мой рассказ «Трус» появился в «Кукумбере» – о том, как мальчик боялся ходить по шатающемуся бревну. Это совершенно автобиографический рассказ, о том… как я училась водить машину. То есть главное чувство («Все могут, а я нет! Понимаю, что бояться нечего, но страшно!») реальное, настоящее. Но всё остальное как-то само… наросло, что ли.

– А с чего начинается новый рассказ? Как он рождается?
   – Просто что-то возникает в голове, и чувствуешь, что это мешает, заполняет жизнь больше, чем мне бы хотелось.

– Одна из важных тем Вашей прозы – жизнь среди других людей, умение слышать друг друга – это можно сравнить с игрой в оркестре. Какими качествами должен обладать оркестровый музыкант и современный человек?
   – Вы назвали главное умение – слышать других. Долго мне казалось, что это самое важное – не мешать, не спорить… Но потом стало ясно, что, если все будут прятаться за спинами более опытных товарищей и бояться испортить – оркестра не будет. Важно иногда взять ответственность на себя.
  И вот этот баланс – выйти на первый план, а потом вовремя уйти на второй; быть вместе со всеми и при этом оставаться самим собой – это, конечно, очень важно. В хороших оркестрах многие музыканты часто играют отдельные концерты без оркестра; думаю, именно это и важно: уметь играть и в оркестре, и соло.

– Читаете ли Вы современную литературу и какие книги можете посоветовать нашим юным читателям (не обязательно современные)?
   – Да, конечно. Как раз больше всего я сейчас читаю современные подростковые книги.
  Из самых любимых – «Зима, когда я вырос» Петера ван Гестела. Книга про послевоенное время и про дружбу, которую трудно объяснить. От этой книги как раз осталось удивительное ощущение, которое не сводится к пересказыванию сюжета. «Пока нормально» Гэри Шмидта – история о том, как человека преображает искусство, очень «моя» тема. Книга рассказана от лица очень неблагополучного подростка. При этом она удивительно достоверна.
  Я очень люблю и скандинавских авторов – «Вафельное сердце» и «Тоню Глиммердал» Марии Парр и «Остров в море» Анники Тор.
  Среди наших современных авторов назову Марию Ботеву, Дарью Вильке, Тамару Михееву, Юлию Кузнецову, Наталью Евдокимову. А самыми любимыми писателями моими остаются братья Стругацкие. Я редко перечитываю книги, а вот Стругацких – случается.
  Своеобразной кодой в книге являются сонеты Антонио Вивальди «Времена года» в переводе Михаила Яснова». (9)

Зима

От холода спасаться, и к тому же
От ветра укрываться дни за днями;
Укутавшись, дрожать, стучать зубами,
Притоптывать ногами неуклюже;
Пока морозом схватывает лужи,
Ступать по тропкам робкими шагами,
А дома, у огня, глядеть на пламя
И греться, убежав от лютой стужи.
У очага мы сразу веселеем
И вот уже с морозом сводим счёты:
Мечты, мечты! Как хорошо в тепле им!
А вихрь опять вовсю стучит в ворота,
Сирокко дует следом за Бореем –
И это всё зима, её заботы!

Источник:

Нина Дашевская : дайджест для руководителей детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. М. Ю. Ларионова ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2018. – 20 с. – (Современные детские писатели).


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 11

12

13

14