Кисилёва, П.А. Что такое балет? /П.А. Кисилёва.- М.: АСТ, 2017.- 46 с.: ил. – (Почемучкины книжки)
Книга расскажет юным читателям об удивительном мире балета: где возникло это искусство, кто придумал балетную терминологию, во что одевались первые балерины, как проходит экзерсис у станка, зачем нужны пуанты и многое другое. Также читатели познакомятся с биографиями самых известных артистов, сюжетами знаменитых балетов и забавными историями из балетной жизни.
Фрагменты из книги:
Вот в зрительном зале гаснет свет. Раздаются первые звуки оркестра. Поднимается занавес, и на сцене начинается волшебство. В лучах софитов порхает изящная фигурка в воздушном наряде — атласные туфельки едва касаются пола, и она, как будто вот-вот взлетит. Недаром балерины кажутся нам такими же неземными созданиями, как сказочные принцессы и феи! Балет и правда немножко похож на сказку, а всё потому, что в нём есть своя магия — магия танца.
Это удивительное искусство существует уже сотни лет и продолжает восхищать зрителей до сих пор. Оказывается, чтобы творить чудеса, не нужны ни волшебные палочки, ни самые современные компьютерные технологии — достаточно красоты движения, очарования музыки и силы воображения!
И всё-таки любопытно: а как же на самом деле устроен прекрасный и таинственный мир балета? Попробуем заглянуть за кулисы вместе!
А как всё начиналось?
Балет не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть. Поначалу не было ни балерин в коротких юбках-пачках, ни пуантов, ни замысловатых декораций, ни даже сцены. Первые балеты исполнялись во время пиров при дворах королей и аристократов, и танцевать тогда имели право только мужчины — даже женские роли доставались им. Настоящей сцены с декорациями и занавесом не было, всё действо происходило прямо в зале, а иногда к представлению подключались и зрители. Специальные сценические костюмы тоже появились не сразу — танцоры просто одевались по тогдашней придворной моде.
Хотя сейчас балет кажется нам истинно французским искусством, на самом деле зародился он в Италии в XV веке. Именно там появились первые хореографы — люди, которые придумывали и ставили танцевальные представления. Да и само слово «балет» произошло от итальянского ballare — «танцевать».
Во Францию моду на балет привезла итальянская аристократка Екатерина Медичи, которая вышла замуж за будущего короля Франции Генриха II. А развитие балета как отдельного вида искусства началось в XVII веке уже при короле Людовике XIV, который не только заставил французских дворян полюбить его, но и основал самую первую в мире балетную школу. Представь себе, монарх даже сам участвовал в спектаклях! Кстати, именно благодаря балету Людовик получил своё прозвище «Король-Солнце»: в одной из постановок он исполнил роль Солнца.
Система основных правил классического танца была придумана тоже во Франции. Её начал разрабатывать во второй половине XVII века хореограф Пьер Бошан. Именно он изобрёл знаменитые пять позиций, которые и по сей день считаются балетной азбукой. Он же первым стал выпускать на сцену женщин.
Бошан хотел сделать танцевальные движения более живыми и любил в поисках вдохновения наблюдать за птицами — быть может, именно благодаря этому в балете танцоры словно порхают по сцене, а не двигаются медленно и степенно, как в старинных придворных танцах.
Наконец, французы подарили миру и универсальный балетный словарь: все движения в классическом танце называются французскими словами, так что артисты балета и хореографы могут понять друг друга, даже если говорят на разных языках.
БАЛЕТНЫЙ ГАРДЕРОБ
Слыша слово «балет», ты наверняка сразу представляешь себе балерину в короткой пышной юбке и туфельках-пуантах или танцовщика в облегающих лосинах. И правда, сегодня в большинстве классических постановок артисты одеты именно так. Но когда балет только появился, такие наряды показались бы зрителям страшно неприличными.
Как мы уже говорили, поначалу танцевальные костюмы мало чем отличались от обычной одежды дворян — а это значит, танцевать приходилось в широких многослойных юбках с каркасом, тяжёлых головных уборах, объёмных париках и неудобных жёстких туфлях. Рассматривать богато украшенные платья было, может, и интересно, а вот танец получался довольно скучный — в таком виде танцорам уж точно было не до изящных прыжков и пируэтов.
Когда в начале XVIII века одна балерина вышла на сцену в слегка укороченной юбке, позволявшей видеть движения её ног, публика была шокирована. Однако со временем балетная одежда становилась всё более открытой и свободной. Балерины стали носить сначала длинные пышные юбки из полупрозрачного тюля, а потом и короткие жёсткие пачки. Классическая пачка состоит из 10-12 слоев тюля и изготавливается за два-три дня.
Мужчины же перешли на трико, не сковывающие движения. Ну а туфли на каблуках сменились мягкими тапочками-балетками, в которых, конечно, выделывать сложные па намного удобней.
Сегодня у балерин есть и другая обувь, которая стала одним из главных символов балета. Она называется «пуанты». Это атласные туфельки на завязках-лентах и с жёстким носком, благодаря которому можно танцевать на самых кончиках пальцев.
Первой такие туфли опробовала итальянская балерина Мария Тальони в балете «Сильфида», который был поставлен в XIX веке. Легко порхая на пуантах, она сумела сделать образ невесомой лесной феи Сильфиды по-настоящему волшебным. Идея Тальони так всем понравилась, что вскоре пуанты превратились в обязательный атрибут классического балета. Научиться танцевать на пуантах очень сложно, но необыкновенный эффект воздушности движений просто завораживает!
Среди вещей балерины можно обнаружить весьма неожиданные предметы — иголку с ниткой, молоток и даже смятые целлофановые пакеты. Всё это необходимо для того, чтобы сделать пуанты более удобными.
К каждой новой паре балерина сама пришивает ленты, отмерив нужную именно ей длину: тогда они лучше прилегают к ноге и не сбиваются во время танца. Молоточек нужен, чтобы немного размять укреплённый клеем жёсткий носок (на балетном жаргоне его называют «стакан»). А пакетиками балерины обматывают пальцы, чтобы вставать на пуанты было не так больно. Правда, сейчас многие предпочитают использовать для этого специальные вкладыши из поролона или силикона.
При активном использовании пуантов носок быстро размягчается, а плотная кожаная подошва разнашивается и перестаёт поддерживать стопу, так что за один спектакль балерина может сменить несколько пар!
За год балерина меняет более 300 пуантов!
БАЛЕТНАЯ АЗБУКА
Говорят, танец — это язык, понятный всем без перевода. И правда, когда смотришь балет, оказывается, что увлекательную историю можно рассказать вовсе без слов. И всё-таки у танца, как и у любого языка, есть своя азбука, только вместо букв в ней — основные позиции и движения.
Обучение классической хореографии всегда начинается с основных позиций рук и ног. Попробуй освоить их и ты!
ПОЗИЦИИ НОГ
Первая позиция — поставь пятки вместе, а носки разведи в стороны, стараясь, чтобы стопы образовали прямую линию.
Вторая позиция — начиная из первой позиции, отведи одну ногу в сторону, стараясь сохранять прямую линию. Расстояние между пятками должно равняться длине твоей стопы.
Третья позиция — поставь одну ногу перед другой так, чтобы пятка впереди стоящей стопы соприкасалась с серединой сзади стоящей.
Четвёртая позиция — из третьей позиции отведи ногу вперёд на расстояние длины твоей стопы.
Пятая позиция — поставь одну ногу перед другой, прижимая пятку впереди стоящей ноги к носку сзади стоящей. Старайся, чтобы стопы были плотно прижаты друг к другу по всей длине. И самое сложное — коленки при этом сгибать нельзя!
ПОЗИЦИИ РУК
Подготовительная позиция — опусти руки вниз и держи перед собой на уровне бёдер, слегка согнув в локтях. Локти разведены в стороны, ладони вверх, кончики пальцев почти соприкасаются.
Первая позиция — из подготовительной позиции плавно подними руки до уровня рёбер, сохраняя сгиб в локтях, как будто обнимаешь большой воздушный шар. Ладони повёрнуты к себе, кончики пальцев почти соприкасаются.
Вторая позиция — из первой позиции разведи руки в стороны, сохраняя сгиб в локтях. Локти повёрнуты назад, ладони — вперёд.
Третья позиция — подними руки вверх над головой, сблизив кисти и сохраняя сгиб в локтях. Ладони повёрнуты вниз, локти в стороны, кончики пальцев почти соприкасаются.
Когда слушаешь объяснения преподавателя по классическому танцу, может показаться, что у балерин не две ноги, как у всех, а по крайней мере с десяток! Помимо правой и левой, тут встречается нога «задняя», «передняя», «опорная», «рабочая», «внутренняя», «внешняя», «свободная», и даже «другая левая» или «ещё одна правая»!
Стоит запомнить и названия нескольких основных элементов классического танца.
Арабеск — поза, в которой выпрямленная нога вытянута назад и поднята на любую высоту, либо упирается вытянутым носком в пол.
Аттитюд — поза, в которой согнутая в колене нога поднята назад.
Батман — отведение ноги вперёд, в сторону или назад с отрывом стопы от пола или без. Есть много видов батманов — например, гран батман (прямая нога резким броском поднимается до уровня талии и выше), батман тандю (прямая нога выдвигается вперёд, в сторону или назад скользящим движением по полу), батман девлоппе (согнутая нога плавно скользит по другой, а потом вытягивается вперёд, в сторону или назад).
Жете — прыжок с одной ноги на другую. Разновидностей таких прыжков тоже очень много.
Пируэт — полный поворот всем телом на одной ноге.
Плие — приседание на одной или двух ногах. Деми плие — неглубокое приседание, гран плие — глубокое.
Релеве — подъём на цыпочки.
Фуэте — стремительное вращение на одной ноге, при котором другая нога из согнутого положения резко выбрасывается в сторону.
Считается, что настоящая балерина должна уметь делать не меньше тридцати двух фуэте подряд!
БАЛЕТ — ДЕЛО НЕПРОСТОЕ!
Когда смотришь, с какой лёгкостью летают по сцене артисты балета, кажется, что для них в этом нет ничего сложного. На самом деле эта внешняя лёгкость даётся ценой ежедневной кропотливой работы. Даже окончив хореографическое училище, танцовщики продолжают постоянные занятия в балетном классе, оттачивая каждое движение. Как же проходят эти уроки?
Перед занятием обязательно нужно сделать разминку, чтобы разогреть мышцы, иначе большая нагрузка может привести к травме. Также для разогрева балерины часто надевают поверх изящной репетиционной одежды шерстяные носки, гетры, тёплые спортивные штаны или комбинезоны. Так что в классе они выглядят совсем не такими нарядными, как на сцене!
Первая часть балетного класса - упражнения (или, говоря балетным языком, экзерсис) у станка. Станок — это деревянная перекладина вдоль стены класса, за которую танцовщики держатся, выполняя разные движения. Станок помогает держать равновесие и позволяет сосредоточиться на других сложных моментах: сильнее тянуть носок, выше поднимать ноги, глубже прогибать спину.
Потом танцовщики переходят в середину зала. Наступает очередь адажио — комбинации движений в медленном темпе, которые развивают устойчивость корпуса, плавность, выразительность. Затем отрабатываются такие элементы, как вращения и прыжки. Женский класс заканчивается упражнениями на пуантах (мужчины по традиции на пуантах не танцуют). После занятия, когда мышцы хорошо разогреты, самое время сделать растяжку.
Вес взрослой балерины — не больше 50 килограмм.
В балете очень важна гибкость, а её невозможно добиться без постоянных упражнений, поэтому балерины стараются использовать каждую свободную минуту для улучшения растяжки. Некоторые умудряются читать или даже есть, сидя в шпагате!
Ещё одно важное качество балетного танцовщика — так называемая «выворотность», то есть способность разворачивать бёдра, колени и стопы наружу. Это позволяет сделать движения ног более свободными и лёгкими. Кстати, по этому свойству легко опознать балерин вне сцены — за годы тренировок они так привыкают разворачивать ступни в стороны, что приобретают характерную походку, которая придаёт им забавное сходство с утками или пингвинами.
Ты удивишься, но одна из самых сложных вещей в балете — это просто стоять на месте!
Ведь балерина должна уметь сохранять равновесие не только на одной ноге, но и на кончиках пальцев одной ноги. Только представь, как хорошо нужно владеть своим телом, чтобы держать весь свой вес на такой маленькой точке опоры!
Другое удивительное умение балерин — вращаться вокруг своей оси много-много раз подряд. Тебе наверняка знакомо ощущение, которое возникает, когда долго кружишься на одном месте или как следует раскрутишься на дворовой карусели. После этого голова так кружится, что сперва трудно даже ходить, что уж говорить о танце! Как же балеринам удаётся этого избежать? Оказывается, секрет в том, чтобы во время вращения как можно дольше удерживать взгляд в одной точке, поворачивая голову не вместе со всем телом, а только в самый последний момент.
БАЛЕТ В ЛИЦАХ
Мы уже говорили о том, какую роль сыграли в истории балета Италия и Франция, но настоящего расцвета балетное искусство достигло в России. Русская школа классического танца по сей день считается одной из лучших - и не зря, ведь она подарила миру целую плеяду звёзд балета. Вот несколько имён, которые просто нельзя не упомянуть:
АВДОТЬЯ ИСТОМИНА
Эта одарённая балерина и роковая красавица в своё время блистала на сцене и разбила множество сердец, ну а сейчас её помнят в основном благодаря знаменитым строчкам Пушкина из «Евгения Онегина»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
Говорят, Пушкин и сам одно время был влюблён в прелестную танцовщицу!
МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ
Талантливая девочка из балетной семьи, Матильда с юных лет твёрдо решила стать первой балериной на российской сцене, потеснив царивших там приглашённых итальянских звёзд. Для этого ей пришлось освоить сложнейшую технику ног, которой славились итальянки. Именно Кшесинская первой из русских балерин стала делать тридцать два фуэте. Необыкновенная артистка не только покорила зрителей, но и вскружила головы сразу нескольким членам царской семьи, в том числе будущему императору Николаю II.
Ещё Кшесинская была известна своей любовью к роскошным костюмам: даже партию нищенки она танцевала в брильянтах! Она считала, что зрителям будет приятнее смотреть на любимую балерину в красивом наряде, чем в лохмотьях.
АННА ПАВЛОВА
Попав в восемь лет на балет «Спящая красавица», маленькая Аня была так очарована этим волшебным миром, что захотела непременно стать балериной. Сила мечты помогла ей преодолеть все преграды: ни бедность, ни слабое здоровье не помешали ей добиться успеха. По всему свету публика восторженно замирала, стоило ей появиться на сцене. Прославленные хореографы ставили спектакли специально для неё.
Одна из таких постановок, «Умирающий лебедь», стала коронным номером Павловой и одним из символов русского балета. Этот удивительно красивый и грустный образ занял особое место и в сердце самой балерины: по легенде, её последние слова были: «Приготовьте мой костюм Лебедя!».
АГРИППИНА ВАГАНОВА
Несмотря на упорную работу, карьера балерины у Вагановой складывалась не очень успешно. Зато с годами она открыла в себе другой редкий дар, став гениальным балетным педагогом. Невероятно тонко понимая, как устроено человеческое тело, Ваганова умела буквально вылепить из своих учениц выдающихся балерин. В отличие от большинства преподавателей, она предпочитала объяснять, а не показывать движения — но если вдруг одна из девочек ошибалась, могла так обидно передразнить её, что нередко дело кончалось слезами. Ваганова воспитала двадцать девять выпусков, создала признанную во всём мире систему обучения классическому танцу и написала балетный учебник, переведённый на многие языки. Её имя носит Академия русского балета в Санкт-Петербурге.
ГАЛИНА УЛАНОВА
Одна из учениц Вагановой, Уланова сумела достичь небывалых высот мастерства и мировой славы, хотя поначалу совсем не хотела быть балериной. Но родители Улановой, артисты балета, просто не разрешили ей заняться чем-то другим.
Стеснительной, молчаливой, погружённой в себя девушке сценическая карьера вроде бы совсем не подходила, но она, подобно скромной Золушке, сумела затмить всех вокруг особой, тихой и вдумчивой красотой своего танца. Уланова всегда очень серьёзно подходила к подготовке каждой новой роли, полностью погружаясь в образ.
Как-то раз, гуляя в парке и размышляя о партии Жизели, она вдруг услышала, что прохожие аплодируют ей: оказывается, она начала танцевать, сама этого не заметив!
МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ
В детстве Майя хотела стать актрисой — ей всегда было интересно примерять на себя разные роли, и получалось это у нее на редкость хорошо. В балете актёрский талант Плисецкой очень пригодился, позволив ей создать множество запоминающихся образов. Особенно хороша она была в партии роковой испанской цыганки Кармен (кстати, этот балет был создан специально для Плисецкой на основе знаменитой оперы).
Со временем балерине стало скучно исполнять одни и те же привычные партии, и она сама попробовала ставить балеты для себя, осуществив несколько блестящих проектов. Именно так появился балет по роману Льва Толстого «Анна Каренина», музыку к которому написал муж артистки Родион Щедрин. Балетная карьера Плисецкой была удивительно долгой —она продолжала регулярно выходить на сцену до 65 лет. По подсчётам самой балерины, одно только «Лебединое озеро» она станцевала ровно 800 раз.
МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ
Этот знаменитый танцовщик учился и начал успешную карьеру в Советском Союзе, но потом в поиске новых творческих возможностей перебрался в Америку. Безупречная техника и выразительность его танца, благодаря впечатляющим прыжкам больше напоминающего свободный полёт, покорила зрителей по обе стороны океана.
В совершенстве освоив мастерство классического балета, в какой-то момент Барышников полностью переключился на современный танец и продолжает заниматься им до сих пор, несмотря на солидный возраст. Артист также снялся в нескольких голливудских фильмах и даже был номинирован на премию «Оскар».
Ну что ж, вот и подошла к концу наша небольшая экскурсия по балетному закулисью. Теперь, когда ты столько всего знаешь, самое время отправиться в театр и продолжить знакомство с удивительным миром балета уже из зрительного зала. Не сомневаемся, тебя ждёт море ярких впечатлений!