БРОНЕПОЕЗД №10 «ЗА РОДИНУ»

Вновь и вновь память нас возвращает
В молодую военную даль,
И сегодня нам жить помогает
Бронепоезда крепкая сталь.

    В 1975 году в Азове на стене железнодорожного вокзала была закреплена табличка со словами: «Здесь на железнодорожной станции базировался и отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками в 1942 году бронепоезд №10 «За Родину!».

  Бронепоезд Как известно из исторических источников и воспоминаний железнодорожников, в 1941-1942 годах бои за Ростов и станцию Батайск, которая являлась воротами Кавказа, шли жесточайшие. Сюда немецкое командование стянуло отборные военно-воздушные и сухопутные силы. Бои шли круглые сутки на подступах к Таганрогу и Ростову-на-Дону. Небольшой древний город Азов на Нижнем Дону стал прифронтовым.
   С сентября 1941-го устье Дона обороняли катера Цезаря Куникова. А в январе 1942-го в Азов прибыл бронепоезд «За Родину» №10, им командовал старший лейтенант Михаил Чечельницкий.

   Бронепоезд был построен в Новроссийске на средства новороссийских рабочих. Работу выполняли железнодорожники вагоно-ремонтного завода под руководством начальника паровозного депо станции Новороссийск Ненашева.
   Бронепоезд был для того времени очень современен, хорошо укреплён и защищён. Бронеплощадки имели толщину брони до 58-миллиметров, 100-миллиметровую воздушную прослойку и 50-миллиметровую прокладку из досок. На стеллажах удобно размещён боезапас – по 350 снарядов на пушку. На каждой бронеплощадке имелись по две пушки полубашенного типа 76,2 мм с дальностью стрельбы 1406 километра. У пушек были хорошие приспособления, а угол возвышения составлял 85 градусов, что позволяло вести стрельбу и по воздушным, и наземным целям противника.
   Кроме того, на каждой бронеплощадке установили для наблюдения перископых. С их помощью командир бронепоезда мог видеть цель и управлять артогнём, не выходя из укрытия. Также на каждой площадке имелось по четыре пулемёта «Максим» - по два на каждую сторону.Чечельницкий
   Паровоз типа «ОВ» бронировали двумя 20-миллиметровыми листами с прокладкой между броней досок в 50 миллиметров. Там установили и командирскую рубку, дальнометр и учетверённый пулемёт. Заправляли паровоз жидким топливом. На концевых площадках установили по одному ДШК и по два «Максима». Всего бронепоезд вооружили четырьмя полубашенными пушками, одним учетверённым пулемётом «Максим», двенадцатью пулемётами, двумя ДШК, двумя перископами, дальнометром. Кроме того, у команды имелось личное оружие. Была радиостанция, а связь осуществлялась по типу корабельной. Плюс переговорные трубы. В базу бронепоезда входили паровоз типа «СУ», штабной вагон для жилья комсостава,, три мягких вагона для личного состава, вагон-склад, вагон для боеприпасов, вагон-мастерские, вагон-баня, вагон-столовая (он же клуб, где имелась киноустановка).

   В конце ноября 1941 года командиром бронепоезда был назначен Михаил Чечельницкий, комиссаром Борис Хавинсон. Вскоре был сформирован и весь личный состав бронепоезда. Всего личный и командный состав насчитывал 160 человек.

   14 января 1942 года по поводу окончания строительства бронепоезда состоялся митинг. Экипажу вручили боевое знамя, и бронепоезд по приказу командования Азовской военной флотилии направился на станцию Приморско-Ахтарская.
   После осмотра бронепоезда командующим Черноморским флотом контр-адмиралом Горшковым и по его приказу 19 января бронепоезд №10 отправили в Азов в распоряжение Отдельного донского отряда, которым командовал капитан первого ранга Фроликов. В Азов поезд прибыл 27 января 1942 года. Его команде была поставлена задача – усилить противовоздушную оборону Азова и уничтожать вражеские десанты, которые фашисты высаживали на берега реки Дон и Таганрогского залива.

    28 февраля бронепоезд №10 «За Родину» принял свой первый бой. Тридцать «юнкерсов» летели бомбить Ростов. Бронепоезд стоял на открытой позиции и начал по ним огонь. Строй самолётов рассыпался, но два «юнкерса», отделившись, пошли в атаку на бронепоезд. Бомбы летели густо, но большого ущерба они не причинили – бронепоезд всё время маневрировал. Легко был ранен осколком лишь командир отделения Мелихов. Один «юнкерс» сбили. В бою отличились командоры орудий Исаюк, Пипченко, а также Закутский, Матиенко, Краснокутский, Горбатков и Самойленко.
    С тех пор дуэли с фашистскими стервятниками случались довольно часто. Иногда по две в сутки.

   Бронепоезд и бойцы13 июля. Бой оказался очень тяжёлым. В 14 часов бронепоезд стоял между станцией Азов и портом. В ближайшей от порта лесопосадке расположилась кавалерийская часть. Туда приехали командиры из штаба армии. И в это время двадцать «хейнкелей» стали бомбить бронепоезд. Но первые  бомбы упали в расположение кавалеристов. Погибло много лошадей, были убиты и ранены казаки, разбита одна автомашина. Враг тоже понёс тяжёлые потери: два самолёта, задымившись и снижаясь, ушли за Дон. На бронепоезде потерь не случилось. Повреждённой оказалась лишь железнодорожная насыпь, из-за чего одна бронеплощадка села. Путейцы быстро выполнили восстановительные работы.

   20 июля. Восемь утра. Девять хищных «хейнкелей» снова прилетели бомбить бронепоезд. Но прицельного огня у них не вышло. Команда бронепоезда яростно давала отпор. Была разбита лишь она автодрезина.

   21 июля. Снова бой. Фашисты потеряли два самолёта. Их сбили бойцы под руководством Блажевича.

  23 июля. 16 часов 30 минут. На бронепоезд устремилось пятнадцать «юнкеросов». В бою ранения получили командир отделения Ионкин и краснофлотец Шатрафка, но они сражались до конца схватки. Через три часа, когда бронепоезд стоял на станции Азов, на расправу с ним прилетели уже тридцать «юнкерсов»  и «мессеров». Бомбы сыпались дождём. Они разрушили станционные здания, железнодорожные пути и наполовину базу бронепоезда. Погибли рабочие станции. Но и в этом жестоком бою враги не смогли парализовать бронепоезд. Рабочие восстановили один путь, и он смог маневрировать. Потерь в личном составе не было. А три вражеских самолёта упали в Таганрогский залив. В схватке отличились бойцы первой и второй бронеплощадок, которым командовали лейтенанты Исаюк и Блажевич.
  К концу июля 1942 года положение в Азове стало угрожающим: фашисты прорывались к городу. Обороняли его немногочисленные воинские части. Бронепоезд №10 «За Родину!» потерял маневренность – железнодорожные пути в сторону Батайска были разрушены. Но краснофлотцы из экипажа бронепоезда продолжали громить фашистов из орудий. Четко действовали зенитчики: они отважно уничтожали стервятников.

   26 ИЮЛЯ. Более трудного дня прежде не случалось. Экипажу бронепоезда командование флотилии приказало держаться до последнего бойца: враг наступал на Азов со страшной силой. Потом связь была потеряна. Командир принял решение через Батайск увести бронепоезд на сальскую железнодорожную ветку.

   10 часов утра. Бронепоезд двинулся в сторону Батайска. Возле села Койсуг остановился. Вперёд выслали разведку. В четырёх километрах от села засевшие в лесопосадке гитлеровцы расстреляли ручную дрезину «Пионер». Но, перебравшись на обратную сторону насыпи, бойцы вернулись. Теперь вперёд послали автодрезину во главе с лейтенантом Блажевичем. Через три километра она загорелась от прямого попадания в неё снаряда. Весь состав дрезины погиб.Группа личного состава
   Экипаж бронепоезда понял: путь на Батайск отрезан, его заперли в тупике. Командир 30-й стрелковой дивизии приказал открыть огонь по противнику, спрятавшемуся в посадке возле села Койсуг. В этом бою были выпущены около пятисот снарядов и уничтожено до 800 фашистов, разбито три батареи возле переправы, взорвано много вражеских боеприпасов. Это был не бой, а артиллерийская бойня. Затем враг стал обстреливать из миномётов. В ход пошли фашистские танки. Сверху бомбили штурмовики. Бронепоезд получил множество пробоин и отошёл на станцию Азов.
   После наступившего затишья обнаружилось, что части нашей пехоты и кавалерии, оказавшиеся возле Койсуга в окружении, после боя бронепоезда разорвали вражеское кольцо.

   12 часов дня. Возле рыбзавода прямо из Дона с помощью насосов закачали воду (водокачка была разрушена). Нефть добавили вручную. В это время налетели «юнкерсы» и снова стали бомбить. Возможности маневрировать у бронепоезда не было, пришлось отстреливаться с места. В этом бою был разбит второй паровоз, ранения получили три бойца. Но и фрицы остались не безнаказанными. Они потеряли два самолёта.
  Экипаж получил приказ о том, чтобы команда бронепоезда расстреляла боеприпасы по противнику, сняла пулемёты и ночью бронепоезд взорвала, затем погрузилась с личным составом и оружием на катера и отошла к Ейску.
   Командир бронепоезда №10 М. Чечельницкий принял решение подняться к станции Азов. В полукилометре он неё остановились. И снова пятьдесят вражеских самолётов начали бомбить станцию, базу бронепоезда, стоявшую за станцией, и сам бронепоезд. База была уничтожена. Погибли воентехник второго ранга Балин и краснофлотец Сибилев. Все станционные пути, здания разворотило. Но героический бронепоезд не погиб. Двигаясь вниз к реке, он маневрировал среди дыма, огня и взрывов бомб. Оставался лишь один километр до порта.

   21 час. Загорелся рыбзавод. Бронепоезд остановился за ним, экипаж начал вести прицельный огонь через Дон по противнику.

   23 часа. Все пулемёты сняли и отправили на пристань.

  24 часа. Заминированный бронепоезд открыл ураганный огонь из орудий и бортовых пулеметов, через четверть часа все было кончено. Гитлеровцев полностью уничтожили. Но вскоре один за другим прогремели взрывы – бронепоезд №10 «За Родину!» перестал существовать…

  Час ночи. Катера не пришли. Командир приказал бросить в Дон пулемёты, оставив лишь два и начать выход из окружения. К рассвету отошли на двадцать километров в сторону Ейска. Свою задачу команда бронепоезда №10 «За Родину» с честью выполнила.

    Всего на бронепоезд №10 «За Родину» было совершено тридцать три налёта вражеских стервятников, сброшено более двух тысяч бомб. Кроме того, массированно его обстреливали миномёты.
    По подсчётам  команды, было сбито восемь вражеских самолётов, четыре подбито, но по данным МПВО Азова и соседних частей, самолётов был сбито больше.

   Отважно сражались командиры первой и второй бронеплощадок Исаюк и Блажевич, старшина Загон, командиры орудий Пипченко, Краснокутский, Матиенко, краснофлотцы орудийного расчёта командоры Горбатков, Закутский, Люлява, Самойленко, Грищенко. В боях отличился комсомолец Ратушный. Он не боялся свиста пуль и осколков, отлично видел цель и оперативно давал о ней данные.
   Активными в боях были краснофлотцы Попов, Черненко, Цатуров и другие.
   Разведчики под командованием Ионкина действовали грамотно и дерзко. Для них не было никаких преград. Нередко они добывали данные, не только полезные для команды бронепоезда, но и для флотского и армейского командования. По их информации была сорвана вражеская операция по высадке десанта на Азов.
   Отлично справлялся со своими обязанностями в боях электрик-радист комсомолец Фёдор Авраменко. Если требовалось, он был и командором, и пулемётчиком, и разведчиком.
   Старшина Загон был рослым, неустрашимым. Он успевал быстро организовывать подачу боеприпасов, ремонтировать пути.
  Группа управления артогнем Душой всего личного состава считался главстаршина второй площадки Арон Белый.
   Бригада путейцев во главе с Михайловским не щадила своей жизни, восстанавливая под обстрелами и бомбёжками повреждённые пути. Так же действовали и машинисты паровозов Кононов и Петров. Они были неустрашимыми в бою.
   Секретарь комсомольской организации, заместитель политрука Щетинин во время боя успевал побывать повсюду, воодушевляя бойцов, помогая им, если случалась необходимость. Это он после разрушения бронепоезда извлёк из-под обломков знамя, а затем сдал его на хранение в секретную часть 40-го Отдельного подвижного артдивизиона.
   Беспредельно преданным Родине был первый комиссар бронепоезда Борис Хавинсон. Бойцы не чаяли в нём души. Он сумел в короткий срок сдружить команду бронепоезда, организовать его на выполнение поставленной задачи. После его перевода инструктором в политотдел комиссаром назначили П.М. Устинова, который тоже пользовался большим авторитетом.
   После ухода Азовской флотилии Хавинсон стал начальником политотдела МПВО Новороссийской военно-морской базы. При отходе из Новороссийска в последнем бою он погиб смертью героя.

   После гибели бронепоезда №10 командир Михаил Чечельницкий прибыл в Ейск, где получил новое назначение - стал в Приморско-Ахтырской комендантом по эвакуации и на катере ушёл из неё самым последним под огнём фашистских танков, которые вплотную подошли к пристани. Но пристань, облитая бензином, уже полыхала огнём. В Анапе Чечельницкий командовал обороной штаба флотилии, а затем его направили в Новороссийск. Там его назначили командиром бронепоезда «Смерть немецким оккупантам!»
   Пройдя через суровые фронтовые испытания, М.Р. Чечельницкий всё-таки дожил до Победы, в звании капитана с боевыми наградами на груди вернулся в Одессу, откуда начинался его фронтовой путь, где он родился и где жила его семья.
   В мирное время ему удалось отыскать бывшего командира отделения разведки бронепоезда №10 «За Родину» Ионкина. В 1942 года после взрыва бронепоезда и отхода в Ейск, он служил в морской пехоте. За отвагу и храбрость его наградили несколькими правительственными наградами.
   Радостной была и встреча с бывшим главстаршиной бронеплощадки бронепоезда Белым.

   Вот такой тяжёлый и героический боевой путь прошёл экипаж бронепоезда №10 «За Родину» под командованием Михаила Чечельницкого, оборонявшего Одессу, Азов, Ростов и Батайск в самое критическое время – первые годы военного лихолетья.