ПУТЕШЕСТВИЯ В ПОДНЕБЕСНУЮ. ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ ДРЕВНИЕ КИТАЙЦЫ

  «В Китае все люди китайцы, и даже сам император — китаец»,— так начинается одна из самых известных сказок Андерсена «Соловей». Великий сказочник ошибся дважды. Во-первых, в этой стране в конце XX века проживало пятьдесят шесть национальностей, а во времена Андерсена даже сто разных народностей. Кстати, в русский язык слово «Китай» пришло от названия небольшого народа кидань, некогда обитавшего на северо-западе этой обширной страны. Во-вторых, если исходить из антропологических данных, китайцами, вернее синантропами, можно назвать всех жителей планеты. В двадцатых годах XX столетия в небольшом поселке Чжоукоудянь, в пятидесяти километрах от Пекина, научная археологическая экспедиция разыскивала окаменелости динозавров. Стоянка Пекинского синантропа Чжоукоудянь — самая богатая материалами и представляющая наибольшую ценность в мире антропологическая реликвия раннего периода древнекаменного века. Здесь можно ознакомиться с условиями, в которых жили «пекинский синантроп» шестьсот тысяч лет назад, «синьтунский человек» сто тысяч лет назад и «человек из Верхней Пещеры» восемнадцать тысяч лет назад. Чжоукоудянь хранит в себе историю существования человека на протяжении семисот тысяч лет.
  В 1987 году стоянка пекинского синантропа Чжоукоудянь была включена ЮНЕСКО в список культурного мирового наследия.
  Местное население издавна находило их в пещерах горы Лунгушань, названой от слова «лунгу» — кости дракона. Они применяли их как лекарство от самых разных болезней. Однако ученые обнаружили здесь более ценные экспонаты — останки 45 человек, которые жили здесь 700—230 тысяч лет тому назад, значительно раньше, чем первые обитатели появились в Европе и тем более Америке. По портрету, составленному антропологами, пекинский человек, или синантроп (дословно: «троп» — человек, «сина» — средневеково-латинское — Китай) имел маленький рост — 1,52 метра, плоское темя, покатый, уходящий назад с массивными надбровными валиками лоб. Рот выступал вперед, подбородок был чуть заметным. Вертикальное положение тела при ходьбе свидетельствовало о высокой степени развития, однако мозг по объему составлял всего лишь две трети мозга современного человека. Пищей служили дикие плоды, коренья и охотничья добыча: олени, буйволы, мелкие животные. Из всех известных нам древнейших людей синантроп раньше других научился пользоваться огнем. Поэтому закономерно предположить, что прапрапрадедушки и прапрапрабабушки кого-то из читающих эти строки бегали по горам и лесам Восточной Азии.
  Так что Китай во всех смыслах слова — один из древнейших центров, которые служили колыбелью человечества.

1КитайМифы1

  Как и все народы Земли в древности, китайцы имели свое представление о зарождении жизни. Свидетельство этому — их самый популярный миф.
  «Сначала не было земли, неба и людей, существовал лишь хаос в форме огромного яйца. В этом космическом яйце зародился сам собой Панъгу. Долгое время спал Панъгу непробудным сном. А проснувшись, увидел вокруг себя тьму, и это его опечалило. Тогда разломал Панъгу скорлупу яйца и вышел наружу. Все, что было в яйце светлого и чистого (ян), поднялось наверх и стало небом, а все тяжелое и грубое (инь) опустилось вниз и стало землей. Паньгу встал между небом и землей, изо всех сил стараясь, чтобы они не соединились снова. Прошло восемнадцать тысяч лет. С каждым днем небо поднималось выше и выше, земля становилась прочнее и больше, а Паньгу рос, продолжая удерживать небо на вытянутых руках. Наконец, небо стало таким высоким, а земля такой прочной, что они уже не могли слиться воедино. Тогда Паньгу опустил руки, лег на землю — и умер. Его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом, глаза — небесными светилами, правый глаз—луной, левый — солнцем, тело Панъгу — почвой, а мускулы — ее верхним слоем. Из туловища, рук и ног образовались четыре страны света и пять главных гор. Кровь потекла пo земле реками, пот на его теле превратился в дождь, а волосы в травы и деревья. Камни и металлы — зубы и кости Паньгу, а жемчуг и драгоценные камни — его мозг».
   А как же появились люди? Об этом рассказывает другой миф. «Прародительницей племен, живших в среднем течении великой китайской реки Хуанхэ, а впоследствии создательницей всего человечества считалась богиня Нюйва. Имя Нюйва до конца не расшифровано: «нюй» означает «женщина», а «ва» истолковывалось по-разному. О происхождении Нюйвы в мифах не говорится ничего. Так или иначе, Нюйва оказалась в еще безлюдном мире. Ее окружали горы, леса, реки, животные и птицы. Однажды, сидя на берегу пруда, Нюйва взяла кусок глины и, глядясь в спокойную воду, как в зеркало, вылепила свое маленькое подобие. Так появился первый человек. Он оказался разумным, веселым и дружелюбным существом и так понравился Нюйве, что она набрала еще глины и налепила множество людей. Ей захотелось заселить людьми всю землю. Чтобы облегчить себе работу, она взяла длинную лиану, опустила ее в жидкую глину и встряхнула. Разлетевшиеся комья глины сразу же превратились в людей. Впоследствии стали говорить, что знатные люди были сделаны вручную, а простой народ — при помощи лианы.
  Наконец земля была заселена. Но люди, прожив свою жизнь, умирали, и Нюйве приходилось делать новых. Она устала, а конца работе не предвиделось. Тогда Нюйва разделила людей на мужчин и женщин, повелела им жить семьями и рожать детей. Люди жили счастливой, безмятежной жизнью, не зная ни вражды, ни зависти. Земля в изобилии давала плоды, и людям не нужно было трудиться, чтобы прокормить себя. Львы и тигры были ласковы, как кошки, а змеи — неядовиты.
  Но однажды дух воды Гун-гун и дух огня Чжу-жун поссорились между собой и начали войну. Дух огня победил, а побежденный дух воды в отчаянии так ударился головой о гору Бучжоу, подпиравшую небо, что гора раскололась. Лишившись опоры, часть неба обрушилась на землю, проломив ее в нескольких местах. Из проломов хлынули подземные воды, сметая все на своем пути.
  Пришлось богине снова взяться за работу и навести порядок. Поймала она черепаху-великана, отрубила ей ноги. Потом Нюйва подняла небо и вместо столба поставила ноги черепахи, чтобы они крепко держали небо. Но дыра в небе осталась. Тогда Нюйва собрала много камней пяти различных видов и закрыла ими дыру. В Китае существует поверье, что, приглядевшись, можно увидеть заплату на небе, отличающуюся по цвету. Камни могли рассыпаться, поэтому Нюйва разожгла огромный костер, огонь поднялся до самого неба, камни расплавились и спаялись вместе так крепко, что их нельзя было оторвать друг от друга. Костер был так велик, что от него осталась целая гора пепла. Нюйва построила из него плотины, и наводнения были после этого неопасны. Только после обвала неба некоторые реки изменили направление: все они теперь текут в одну сторону — на восток»
  Так объясняли себе китайцы эту особенность своих рек. Страшны разливы этих рек. Много бедствий приносили они, когда люди еще не умели строить дамбы и плотины. В конце концов, своим трудом люди покорили реки. Но это произошло так давно, что уже никто не помнил, кто и когда это сделал. Труд этот был так сложен и огромен, что впоследствии стали рассказывать легенду о богине Нюйве, которая устроила мир. Казалось невероятным, что люди могли выполнить такую гигантскую нечеловеческую работу. Она под силу только богам — так думали древние люди.
  Китайцы считали, что их страна находится в самом центре земли. Создавая Землю, Паньгу, по мнению древнекитайских мудрецов, придал ей форму прямоугольника, а небу — круга. Та часть земли, на которую падает проекция неба, и есть центр. Он находится под покровительством божественных сил. Именно в этом благодатном месте и расположен Китай — в центре земли и под защитой неба. Отсюда и пошло название Чжунго — Срединная или Поднебесная империя. Покровительство Неба, главного божества, возвышало древних китайцев в собственных глазах, и они наделяли свою страну идеальными качествами. Хроника I века н.э. отмечала, что «земли китайцев находятся в средоточии того, что освещают солнце и луна, и потому все живое произрастает здесь в полноте своих свойств. Люди здесь по натуре уравновешены и добры, почвы плодородны, растительность разнообразна. Посему здесь рождаются на свет великие мудрецы».
  Словом, Поднебесная считалась самой процветающей и цивилизованной страной в мире. А как же остальные? Ведь были и другие великие цивилизации: Индия, Рим, Греция, Персия... Увы, для китайцев все остальные народы оставались варварами — людьми, которые не знают «благоразумной середины» и имеют «сердце дикого зверя». Ведь они живут на окраинах, там, куда не попадает проекция небесного круга.

  В III веке до н.э. китайские княжества вели между собой длительную междоусобную борьбу. В 246 году до н.э. на престол царства Цинь, занимавшего обширную территорию, вступил 13-летний Ин Чжен.
  Ин Чжэн стал первым императором циньской династии, он приказал называть себя Шиху-анди — Первым высочайшим императором. Цинь Шихуанди был фактически главой государства и обладал неограниченной деспотичной властью.
  Он многое сделал для укрепления единого государства, ввел единые деньги и законы, повелел проложить одинаковую колею по всем дорогам империи. Но одновременно, чтобы не было инакомыслия и критики в его адрес, приказал уничтожить все книги и ученых. Так стране, изобретшей бумагу и клише для книгопечатания, принадлежит и пальма первенства в сожжении книг.
  Особенно бурное развитие в период империи получило строительное дело. Еще во время войны за объединение страны Цинь Шихуанди издал указ о сооружении вблизи Сяньяна дворцов по образцу лучших дворцов захваченных им царств. По подсчетам древнекитайского историка Сыма Цяня, в империи насчитывалось свыше семисот дворцов, триста из них находились на территории бывшего царства Цинь. Самым крупным дворцом являлся дворец Эфангун, воздвигнутый Цинь Шихуанди недалеко от столицы империи, на южном берегу реки Вэйхэ. Это целый ансамбль зданий, соединенных системой крытых галерей, навесных мостов. Весьма любопытно, что общая композиция зданий воссоздавала расположение звезд на небосводе. Первый император, как всякий восточный человек, верил в астрологию, был склонен к мистике. Однажды ему приснился сон: заяц держит в руках солнце, а другой заяц хочет его отнять. Но появляется третий, черный заяц, и забирает солнце себе. Утром под страхом смертной казни император потребовал у мудрецов и звездочетов, чтобы они объяснили ему смысл ночного видения. И один из приближенных предположил, что два враждебных Китаю царства побеждены пришельцем извне. Со словом «черный» у китайцев ассоциировались кочевые племена, поэтому возможно предположение, что вещий сон означал не только реальных кочевников, но и злых духов севера.
  Рассказывают, что вскоре душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на Луну и оттуда посмотрела на землю. Вот тогда-то и родилась у императора мысль соорудить стену, которая окружила бы всю империю, сделала бы ее «единой семьей», спрятала от жестоких варваров. Итак, чтобы обезопасить северные районы страны и вновь завоеванные территории от нападений стремительной боевой конницы кочевых народностей, Цинь Шихуанди решил приступить к строительству грандиозного сооружения — оборонительной стены вдоль северной границы империи. Ее протяженность составила восемь тысяч восемьсот один километр и восемьсот метров или свыше десяти тысяч ли, отсюда и возникло название «Ваньли чанчэн» — «Стена длиной десять тысяч ли», или, как ее называют европейцы, Великая Китайская стена.

1Китайстена1

  Великая стена включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году как одна из величайших исторических достопримечательностей. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире — ежегодно здесь бывает около сорока миллионов туристов.
  Если суммировать материалы, которые использовались для ее строительства, выложить их в один ряд при высоте пять метров,— ими можно полностью опоясать Землю!
  Строительство стены началось в 215 году, когда на север прибыла трехсоттысячная армия полководца Мэн Таня. Необходимо было не просто соединить существовавшие до этого отдельные земляные валы, заполнив разрывы между ними, а создать принципиально новое сооружение — из камня и кирпича, с фортификационными укреплениями. Значительная часть стены должна была проходить в горных районах, доступ к которым сильно затруднен. Строительство начинались с возведения башен, а их было двадцать пять тысяч. Неодинаковые по размеру, строились из разного материала, но каждая представляла внушительную пирамиду шириной и высотой около двенадцати метров. Друг от друга их отделяло расстояние в «два полета стрелы» (двести метров), соединялись башни толстой отвесной стеной высотой около семи метров, а ширина такова, что свободно могла пройти шеренга из восьми человек. Также в пределах видимости костра (примерно десять км) на стене располагались сигнальные вышки, с них велось наблюдение за врагом и передавались сигналы.
  Для проезда в стене были двенадцать ворот, они со временем превратились в мощные заставы.
  Сама местность была чрезвычайно сложна для столь грандиозного сооружения: стена шла вдоль горной цепи, огибая все отроги, приходилось преодолевать как высокие подъёмы, так и значительные ущелья. Однако именно это обусловило уникальное своеобразие сооружения — стена органично вписана в ландшафт и составляет с ним единое целое.
  Вместе с воинами над сооружением стены трудились осужденные, государственные рабы и общинники, мобилизованные на государственные трудовые повинности — пятая часть населения Китая, в то время около миллиона человек. Оторванные от семей, в голоде, холоде, они работали на износ и поэтому долго не выдерживали. На смену им присылали новых, которых ждала та же участь. «Самым длинным кладбищем мира» называют Стену — ведь здесь похоронено четыреста тысяч человек.
  Объединив страну, обезопасив ее от набегов кочевников и претворив реформы, Цинь Шихуанди решил, что ему все позволено, что он не такой как все люди, и даже смерть не помешает ему править. И тогда, гласит легенда, вызвал он к себе самых старых, опытнейших врачей, постигших тайны всех недугов человеческого тела и духа и приказал им: «Сделайте так, чтобы я никогда не болел и не старился. Я хочу жить вечно». Посоветовавшись, врачи покачали учеными головами и ответили: «Нет такого средства, чтобы сделать человеческую жизнь вечной. Пусть даже этот человек — сам великий император Поднебесной. Перед всесилием смерти все равны». «Ах так?! — вскричал взбешенный Цинь Шихуан.— Да вы просто жалкие недоумки, а не мудрецы! Лекарство против смерти должно быть, если же вы его не знаете, прощайтесь с жизнью». После того как врачам отрубили головы, император призвал к себе своих верных министров и перед ними поставил ту же невыполнимую задачу.
  Неизвестно, сколько бы еще было жертв императорской жестокости, если бы вперед не выступил генерал Суй Фу, командующий войском в тридцать тысяч солдат. В свои 60 лет он выглядел отнюдь не старым, однако жизненного и воинского опыта ему было не занимать. Генерал вежливо поклонился императору и заявил, что его задача хотя и очень трудная, но выполнимая. От деда слышал он о загадочной стране на Востоке, где из морской пучины восходит солнце, растет растение, нужное для эликсира бессмертия. Правда, для поисков следует соблюсти много условий. Обрадованный Цинь Шихуан пообещал все, что необходимо для путешествия: четыреста красивых, сильных и умных девочек и мальчиков в возрасте 5—7 лет, которые продолжили бы поиски растения, если генерал умрет. И если не они, то их дети, должны были доставить императору лекарство. Чтобы защитить их, нужны храбрые и умные солдаты вместе со своими офицерами. Всего человек двести. За лекарство наверняка придется повоевать, что ж его отдаст без боя? Ну и, конечно, военное снаряжение... Затем няни, чтобы кормить и воспитывать детей: двести толковых незамужних девушек в возрасте 16—18 лет справятся с этой ответственной задачей, и по сотне крестьян и крестьянок, чтобы кормить отряд. Путь предстоит дальний и многотрудный: сорок опытных врачей будут лечить заболевших, тогда потери отряда окажутся незначительными. И, наконец, корабль, способный вместить весь отряд и выдержать все сюрпризы морского путешествия.
  Больше года строился огромный парусник, но зато получился на славу. Весь отряд генерала легко разместился в нем, нашлось место и для опытной команды. Долго носило по волнам великого океана красавец корабль. Непросто оказалось достичь таинственной земли. Почти третья часть отряда погибла от морской болезни и лишений. Но вот, наконец, впередсмотрящий увидел на горизонте земную твердь, увенчанную конусами огнедышащих гор. К ней и направила усталая команда потрепанный парусник. Немногочисленное население островов пребывало еще в каменном веке, а пришельцы имели острые железные мечи и сабли. Сопротивление было недолгим, аборигены склонились перед силой. Собрав свой отряд, старый полководец сказал: «Обратный путь нам заказан — ведь никакого лекарства от смерти нет. На этой земле создадим мы свое государство и назовем его Страной Восходящего Солнца. Пусть на его флаге будет красное солнце, а земля эта станет родиной для наших потомков. Кто захочет вернуться на родную землю, тому я велю отрубить голову». Так началась Страна Восходящего Солнца — Япония. И до сих пор внешне китайцы и японцы похожи.
  За прошедшие годы генофонд нации только укрепился. Ведь предусмотрительный генерал выбирал лучших из лучших. Не потому ли японцы превосходят многие нации в способностях и смекалке? Ведь не зря же в народе говорится: какие корни, такие и плоды...

1КитайМавзолей1

   В 210 году до н.э. всемогущий Цинь Шихуанди все-таки ушел из жизни. Опасаясь, что всесильный элексир не поспеет вовремя, он позаботился о другом способе обрести бессмертие — приказал соорудить загробный дворец под землей.
  В строительстве мавзолея на протяжении 38 лет участвовали семьсот тысяч рабов, солдат и подневольных крестьян. Записи указывают, что периметр кургана составлял 2,5 километра, а его высота достигала 166 метров (сейчас сохранившийся земляной холм, напоминающий пирамиду, имеет 560 м длины, 528 метров ширины и 34 метров высоты). Погребение императора, по предварительным подсчетам археологов, занимает площадь более 60 квадратных километров.
  В описании указывается, что мавзолей был сложен из камня, а стыковочные швы заливались для водонепроницаемости расплавленной медью. Комплекс был спланирован в виде дворца и включал большой зал-усыпальницу императора и сто вспомогательных помещений.
  Поразителен интерьер главного зала. Пол выполнен в виде рельефного макета Китая — с горами, долинами, морями и реками, наполненными ртутью. Потолок символизирует небесный свод и украшен множеством звезд из драгоценных камней и жемчуга. Саркофаг из чистого золота сверкал. Многие помещения наполнены драгоценностями и различными предметами искусства. В одном из залов находились сто скульптурных изображений чиновников различных рангов. Вместе с императором было погребено множество слуг, рабов и императорских наложниц, а также семьдесят тысяч убитых строителей вместе с их семьями, которым была известна тайна расположения дверей гробницы. Попасть в подземное царство Цинь оказалось не так просто: подступы к нему были защищены хитроумной системой смертельных ловушек.
  Главный зал мавзолея освещался тысячами факелов на китовом жире. Благодаря этому топливу — а его там огромное количество — факелы неугасимо светили не одно столетие. Цинь Шихуанди искренне верил, что сможет править империей даже из потустороннего мира. Для этого, считал он, понадобится армия. Вот он и забрал с собой в мир иной глиняных двойников, полагая, что в них переселятся души императорских солдат. Сегодня в залах или ямах найдено восемь тысяч сто воинов. В первой галерее размером 210 на 60 метров на глубине 4,9 метра находится почти шесть тысяч пехотинцев, расположенных в одиннадцати параллельных коридорах. Впереди пеших боевые колесницы, запряженные четверками лошадей. Колесницы, в отличие от глиняных воинов и лошадей, изначально были вытесаны из дерева, поэтому от них почти ничего не осталось. Расположенные вокруг них пехотинцы вооружены шестиметровыми бамбуковыми копьями, не позволявшими врагу близко подступиться к лошадям.
  На двух колесницах когда-то стояли сигнальные колокола и барабаны, чтобы колокольным и барабанным боем отдавать команды и указывать направление атаки. В двух коридорах, северном и восточном, также солдаты — они охраняли подступы к основным частям с флангов. Как и у большинства пехотинцев, у них нет щитов. Дело в том, что армия Шихуанди состояла из крепких и бесстрашных воинов — они не боялись смерти и не носили ни щитов, ни шлемов. Головы офицеров обычно венчали шапочки, а рядовых — пучки накладных волос. Хотя глиняные воины должны были служить своему императору после его смерти. Рост рядовых пехотинцев от 1,75 до 1,85 метра. Офицеры выше — их рост соответствует чину и рангу. Некоторые воины стоят, другие на коленях, с мечом наголо, как будто отражают атаку. Одни одеты в военные мундиры, другие в туники с ремнями на поясе, в узкие штаны до колен и широкую обувь. Тела их полые, но руки и ноги все-таки цельные. Копья, мечи и луки — настоящее оружие, но зато уздечки у коней сделаны из бронзы.
  У пехотинцев волосы связаны узлом на макушке. У кавалеристов на головах шлемы, закрепленные ремешком под подбородком.
  Статуи воинов сделаны в результате слепков со специально отобранных телохранителей императора. Технология изготовления была сложной. Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и соответственно массивной. Именно на нее приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным тонким слоем глины и лепил лицо, придавая ему индивидуальное выражение. Каждый воин отличался индивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и амуниции. Скульптор точно передал прическу каждого воина, предмет особого внимания в то время. Первоначально эти фигуры были выкрашены в яркие краски. Но за две тысячи лет «военной службы» краски все-таки сошли. Обжиг фигур длился несколько дней, при постоянной температуре не ниже тысячи градусов по Цельсию. В результате глина, из которой лепили воинов, становилась крепкой, как гранит.
  Первая яма, где находится большинство фигур, открыта для туристов. В музее показывают видеозаписи раскопок, там выставлены и другие фигуры, а также две миниатюрные бронзовые колесницы с запряженными в них лошадьми и с возницами в половину натуральной величины. Последние обнаружены в 1980 году и представляют собой именно те транспортные средства, которыми пользовались император, его наложницы и штат придворных. В захоронении найдено изобилие разнообразных предметов, в том числе оружие, колесницы, шелковые и полотняные изделия. Превосходно сохранились мечи, лезвия их настолько остры, что к ним нельзя прикоснуться голыми руками. Обнаружение терракотовой армии превратило Сиань, город в тысяче километров к юго-западу от Пекина, в популярный туристический центр.
   В 2018 году в провинции Шаньдун, на востоке страны, найден подземный комплекс, вероятно бывший частью древней гробницы. В нем археологи обнаружили большое количество терракотовых фигурок, изображающих пеших и конных воинов, колесницы и сторожевые башни. Комплекс датируется примерно сотым годом до нашей эры. Для кого предназначалось войско, неясно, скорее, для принца Лю Хун — сына императора У-ди, правившего страной в 141—87 годах до н. э.

1КитайЧжан1

   Китай называют страной умельцев и изобретателей. Изобретений так много, что все и не перечислишь! Жителям Поднебесной нравилось постоянно придумывать что-нибудь новое — такое, чего нет у других. Они изобрели порох и сейсмограф — прибор для предсказания землетрясений. В 132 году н.э. Чжан Хэн, главный придворный астроном, построил первую в мире модель небесной сферы, она приводилась в движение водой.

  В IV веке до н.э. здесь появились довольно точные календари и большие каталоги звезд: древние астрономы «нашли» 1464 звезды и 283 созвездия. Гномон, который в Древней Греции применял Анаксимандр, живший в 615—545 годах до н.э., в Китае был известен столетием раньше. С помощью гномона было установлено, что длина тени в полдень зимнего солнцестояния не равна длине тени, измеренной годом раньше в такой же полдень. Длительные наблюдения позволили выяснить, что эти две тени совпадают только через 1461 день. За этот интервал времени происходит четыре смены природных сезонов. Следовательно, продолжительность одного года составляет 1461: 4 = 365,25 суток.
  Вероятно, китайским астрономам эта величина была известна значительно раньше, чем грекам, поскольку первые календари основывались именно на ней. Согласно книге «Ханьшу» — хронике династии Хань, написанной примерно в III веке, в Китае календарь был введен в глубокой древности, в период правления династии Инь в XIV—XII веках до н.э.
  Наряду с официальным календарем в III веке до н.э. начал использоваться сельскохозяйственный календарь, название которого говорит о его назначении.

1КитайЛетоисчисл1

  Интересно, что сплошной нумерации годов в Древнем Китае не существовало. С приходом к власти нового императора, со сменой девиза правления, каждый раз начиналось новое летоисчисление. Китайские летописцы, например, писали так: «в семнадцатом году правления под девизом «Процветающее и лучезарное» ... Эта дата соответствует 1679 году. После свержения монархии в 1911 году Китай принял григорианский календарь. Однако даже тут за начало отсчета взяли не 1 год н.э., а 1911 -й. «Десятый год Китайской Республики» означал 1921 год.
  Еще одна интересная особенность китайского летоисчисления — использование циклической системы с периодом шестьдесят лет (опять же вместо сплошной нумерации годов). В этой системе существуют малые двенадцатилетние циклы «земной ветви». Каждый год обозначается своим знаком цикла и носит имя определенного животного.
  Легенда гласит, что как-то под Новый год Будда решил созвать всех животных и птиц, населяющих планету. Тем, кто придет к нему первым поздравить с началом нового года и выразить свое уважение, он пообещал подарить по целому году, которые будут впредь называться их именами. Мышь оказалась впереди всех. За ней в следующем порядке перед богом предстали бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака и свинья. Получив во владение, как и было обещано, собственный год, каждое животное как бы передает ему типичные черты своего характера, а человек, напротив, обладает свойствами, присущими такому животному, в год которого он родился.
  Например, человек, родившийся в год мыши, будет трудолюбивым, запасливым и хитрым как мышь. Животные, входящие в этот круг, считались священными и занимали почетное место в новогодних празднествах. Так, в своеобразной прелюдии к новому году — обряде «очищения дома» — одним из основных атрибутов было маскарадное шествие. Люди, изображавшие двенадцать легендарных животных, возглавляли праздничную процессию, следовавшую по улицам.
  Существует еще и разделение на пять «небесных ветвей», каждая из которых соответствует одной из пяти «стихий»: дереву, огню, земле, металлу и воде. А каждая стихия пребывает в двух состояниях — «мужском» (нечетные годы) и «женском» (четные годы). Все вместе, т.е. пять циклов по двенадцать лет, составляют один. Двенадцать лет в описанной циклической системе связаны с двенадцатью созвездиями, через которые проходит Солнце в течение года. Выше мы упоминали о пяти «небесных ветвях». Они соответствуют пяти сторонам света: для китайцев это были север, юг, запад, восток и... центр. Неслучайно свою страну они называют срединной. Когда заходит речь о возрасте человека, вежливые китайцы указывают лишь животное, в год которого он родился. А к какой стихии небесной ветви относится год, догадывайся сам...
  2019 год имеет мужское начало, это год свиньи, хозяйка 2020 — мышь, правитель 2021 — бык, 2022 — тигр, 2023 — заяц, 2024 — дракон, 2025 — змея, 2026 — конь, 2027 — коза, 2028 — обезьяна, 2029 — петух, 2030 — собака.

1КитайЧай1

  Выпивая ежедневно пару-другую чашек чая, мы не каждый раз вспоминаем, где родина этого замечательного напитка, вернее пищи. Да, да, на заре своей истории, около пяти тысяч лет назад, жители Поднебесной именно ели,- а точнее, жевали чай. Позже листья стали прокаливать на огне в глиняной посуде, однажды ветер занес их в котел с кипятком, потом его заваривали уже специально. Чаем лечились, утоляли жажду, снимали похмелье. В трактате VIII века написано: «Первая чашка — словно нутро орошает! Вторая — чувство одиночества снимает, третья — заставляет мозг вспомнить все пять тысяч томов древних трактатов, после четвертой испарина лоб покрывает обильно, с нею уходят все мрачные думы. Пятая чашка каждую косточку, каждый сустав пронимает. После шестой слышатся мне голоса бессмертных. Чашку седьмую, однако, я отставляю. Чувствую, словно хлад неземной под руками струится».
  Слова «чай» и «бодрость» по-китайски обозначаются одним и тем же иероглифом. Напиток регулярно стали употреблять в буддийских монастырях. Чай помимо утоления жажды укреплял волю и зрение, применялся как мазь против ревматизма, даосцы включали его в эликсир бессмертия. «Листья пропаривали, толкли в ступке, и, сделав плитку, кипятили ее с рисом, имбирем и солью, апельсиновыми корками, специями, молоком, а иногда и с луком»,— написано в «Книге чая». Тибетцы и монголы и в наши дни готовят из чая подобный экзотический сироп; и то, что мы кладем в чай лимонные дольки,— также отголосок той древней традиции, ведь с чаепитием наши предки познакомились у китайских купцов в караван-сараях. Русское название «чай», которое пришло к нам как монгольское «цай», переняли также болгары, сербы, чехи; португальцы говорят «чаа», индийцы и пакистанцы — «чхай» или «джай», народы Средней Азии — «чай» или «чой».
 Есть еще одна версия названия напитка. Китайские послы впервые преподнесли траву царю Алексею Михайловичу Тишайшему. Тот в то время был болен. Прослышав о целебных свойствах подарка, он приказал приготовить его, но заставил первым попробовать настой своего врача.
  Его сын Петр I познакомился и полюбил чай во время пребывания в Англии. Там же он закупил его в большом количестве и отправил в Архангельск, решив привить вкус к нему всему населению. Сгружая с британского корабля коробки, русские поинтересовались у матросов: «Что это?» «Чайна ти» (tee — чай, china — Китай),— услышали в ответ.
  «Ты — это понятно, на — даешь мне, чай — название этого предмета»,— поняли грузчики, и так напиток получил название «чай».Чай долго был дорогим удовольствием даже в Китае.

  Четыре тысячи лет тому назад императрица Си Линг-чи пила в саду чай, и в чашку случайно упал кокон шелкопряда. Просто вылить драгоценный напиток было жалко.
  Пытаясь его вытащить она потянула длинными ухоженными ноготками за торчавшую шелковинку и... получила первую нить.
  Тогда и пришла мысль изготовить ткань из нитей кокона. Поэтому в Китае шелк до сего времени называют «си» по имени императрицы. В благодарность за это потомки возвели Си Линг-чи в сан божества Небесной империи, память о ней ежегодно отмечается церемониями.
  В течение многих веков шелководство сопровождалось рядом строгих церемониалов. В одной из старинных китайских книг по шелководству сообщается: «В апреле полевым сторожам запрещалось рубить тутовые деревья. Горлица, воркуя, машет крыльями, и птичка тай-чинь вьет свое гнездо на тутовом дереве.
  В течение многих веков китайцы ревниво оберегали секрет производства таинственной ткани. В стране долгое время существовал закон, по которому разглашение секрета шелководства каралось смертной казнью. В другие районы Азии шелк проник только в третьем веке до нашей эры. Примерно в то же время шелковая ткань оказалась и у древних римлян. Знаменитый торговый путь, соединивший Китай с Ближним Востоком и Римом, назвали Шелковым. С тех пор патриции тратили на шелк большие деньги. В шестнадцатом году до н.э. увлечение дорогим шелком доходило до того, что сенат издал закон, запрещающий носить эту дорогую ткань, чтобы не «бесчестить себя, одеваясь в шелк». В то время особенно ценился шелк, окрашенный в пурпурный цвет. В четвертом веке нашей эры шелководство проникает в страны Средней Азии, и Китай теряет на него монополию. Предание гласит, что китайская принцесса, вышедшая замуж за бухарского князя, в знак любви тайно принесла в дар своему нареченному яички тутового шелкопряда, спрятав их в своей прическе и подвергая свою жизнь опасности.
  Шелк был не только драгоценной тканью для одежды, но и материалом для письма.

1КитайПисьмо1

  Когда речь идет о чем-то заумном, говорим: «ну, это китайская грамота». Китайская грамота, то есть письменность, действительно невероятно сложна. Разве может обычный человек заучить 80 тысяч иероглифов! Правда, считается, что для чтения газет достаточно знать полторы тысячи, но ведь люди читают не только газеты, а, кроме того, иероглифы — не буквы. Они обозначают не звук и даже не слог, а целое слово или понятие. Поэтому даже высокообразованные китайцы при чтении классической художественной литературы пользуются толковыми словарями.
  Иероглифы — один из самых древних видов письменности. Вспомним Египет. Правда, на языке древних египтян никто больше не говорит и не пишет. Ученые и те с трудом расшифровывают странные, похожие на рисунки значки. А китайцы и сейчас, в эпоху компьютеров, продолжают пользоваться иероглифами, и все попытки упростить «китайскую грамоту» потерпели неудачу.
  Сначала китайцы процарапывали знаки на костях жертвенных животных, позже на узких длинных дощечках из бамбука. На них писали сверху вниз и справа налево. Ширина дощечки была всего 10 см, но на ней помещалось примерно 60 строк. Бамбуковые «листы» соединяли шнурками, свертывали — и получались книжки-связки, громоздкие и неудобные. Ученые возили их на телегах.
  Потом на выручку пришел шелк, легкий и гладкий. Вместо чернил использовали тушь. Прессованные бруски туши разводили водой в каменных тушечницах. Кисти и тушечницы нередко были настоящими произведениями искусства. Их, даже если они были совсем простенькие, вместе с писчим материалом и тушью называли «четыре драгоценности». Кусок ткани шириной 30 см (длина могла быть разной — в зависимости от объема текста) прикрепляли к деревянной палке и наматывали на нее. Полученный свиток укладывали в футляр и перевязывали красивой ленточкой.
  На шелке писали правительственные документы, создавали картины, но это было дорогое удовольствие. В целях экономии использовали каждый обрезок, каждую ниточку. И вскоре обратили внимание на то, что если смочить обрезки, его тончайшие волоконца всплывают на поверхность и сбиваются так, что получается тонкая прозрачная пленка.

1КитайЛунь1

  В древнем китайском храме Гуэ-Фэнг в течение многих веков стоит изображение Цай-Луня, человека с умным и открытым лицом. Паломники, приходившие в храм из разных уголков страны, ежегодно возжигали курения и воздавали ему почести. Чем же заслужил он такое уважение соотечественников? Китайские летописцы утверждают, что именно он в 105 году н.э. изобрел бумагу.
  Решение было в том, чтобы собрать эти пленки и высушить на солнце. Вначале слой получался слишком тонкий. Тогда попробовали использовать бамбук, в изобилии растущий во многих районах страны. Его стебли очищали от листьев, замачивали в воде. Затем разрезали на мелкие куски, которые толкли в каменной ступе. Когда кашица была готова, ее опускали в большой бассейн и промывали холодной водой. Спустя некоторое время добавляли горячей воды, клея и тщательно размешивали содержимое. Как только полученная масса белела, начинали главное — изготовление бумажного листа. Мастер, держа обеими руками форму — деревянную раму, на которой была натянута сетка из шелковых нитей, погружал ее в метальный бассейн. Зачерпнув массу, форму быстро вынимали и встряхивали. Вода, таким образом, фильтровалась через отверстия сетки, оставляя на ней тонкий бумажный лист. Влажную бумагу клали на гладкую доску, накладывали тяжелую доску и прессовали. Затем листы подхватывали медной иглой и помещали сушить в нагретую каменную печь.
  Еще лучше получалась бумага из коры шелковицы. Она была настолько прочна, что сохранялась в течение многих столетий, не теряя первоначального вида. Научившись делать бумагу, китайцы не остановились на достигнутом. Постепенно они стали вырабатывать много разных ее видов. В торжественных случаях листы «серебряной» и «золотой» бумаги навешивали на триумфальные арки, прозрачной широко пользовались вместо стекла, вставляя листы в оконные рамы. Широко распространились бумажные носовые платки, зонтики, салфетки. Богатые китайцы оклеивали комнаты в своих домах бумажными обоями. Вырабатывался и особый вид душистой бумаги, которую сжигали в храмах перед изображением богов, на могилах в честь умерших родственников.
  Впервые в Китае начали выпускать бумажные деньги. Уже в VIII веке появились ассигнации, напечатанные с помощью гравировальных досок на очень хорошей, плотной бумаге. Особые чиновники, назначенные богдыханом, ставили свои имена на каждом и прикладывали к ним личные печати. За подделку денег преступнику отрубали голову. Секрет выделки бумаги хранили строго. За его разглашение виновному грозила смертная казнь.

  Основы китайской медицины тоже сложились еще в глубокой древности, но не исчезли под натиском современной науки, а продолжают использоваться и поныне, причем вполне успешно даже за пределами Китая. Древнекитайские врачи операций делать не любили, анатомией особенно не интересовались, зато увлекались философией. Здоровье человека, считали они, зависит прежде всего от таинственной жизненной энергии, которая циркулирует в теле по особым энергетическим каналам. Раз она есть в космосе — значит, должна быть и у людей: ведь все мы — часть  Плавильный ток энергии связан с соотношением сил Инь и Ян. Поэтому рекомендации давались на удивление простые: весной и летом надо заботиться о силе Ян, а зимой и осенью наращивать Инь. Тогда, подчиняясь природному циклу, человек будет здоров. А тот, кто «идет наперекор законам движения» сезонов и сил Инь и Ян, предупреждали древние доктора, «обрекает себя на муки и смерть», его энергия истощится. Лечили больного не «по отдельности» — печень, сердце, желудок или легкие, а в целом. Ведь всякая болезнь — результат нарушения гармонии сил организма. Причины могут быть разные: воздействие сырости, холода, жары, неправильного питания, проявления бурных эмоций. Китайские врачи осматривали мужчин-пациентов, а болезни женщин определяли по специальным статуэткам, где женщины, показывали больные места. Но окончательный диагноз ставился по пульсу на запястье, где сходятся все энергетические каналы.
  Определив болезнь, врач пускал в ход иглы — в древности их изготавливали из кости и камня. Китайские медики определили на теле человека 360 точек, в которых скапливается энергия. В зависимости от диагноза эту энергию либо подавляли, либо стимулировали.
  Кроме иглотерапии существовали другие способы восстановления Ци. Во-первых, дыханием. Китайские дыхательные упражнения — настоящее искусство. Дышать надо медленно, плавно и глубоко, чтобы воздух проникал до самого низа живота, потом задержать дыхание — чем дольше, тем лучше. Тогда энергия Ци, пронизывающая воздух, растечется по всему организму, А выдыхать следует медленно и плавно, чтобы не шевельнулось поднесенное к губам перышко. Во-вторых, гимнастикой: она помогает энергии Ци свободно циркулировать по телу. Люди подражали повадкам птиц и животных: ходили по-медвежьи или вышагивали по-птичьи.
  Именно от такой гимнастики ведут начало знаменитые боевые искусства. Они появились гораздо позже, чем гимнастика, но не вытеснили ее. Наоборот, гимнастика всегда была первым, подготовительным этапом к полному владению своим телом и духом.

1КитайФарфор

  Фарфор. Этот вид керамики появился более трех тысячелетий назад. После появления весь фарфор, который использовался в мире, был только китайского производства. С фарси слово «фарфор» переводится как «императорский». Изделия из него были доступны только правителям стран и представителям знати. Чтобы рецепт производства фарфора не оказался в чужих руках, город Цзиндэчжэнь, где главным образом и располагалось производство, на ночь закрывался, а по улицам ходил специальный вооруженный патруль. Войти в город в эти часы могли лишь те, кто называл заранее оговоренный пароль. А сами мастера Поднебесной держали рецепт его изготовления под строжайшим секретом, за разглашение которого провинившийся неминуемо был бы приговорен к смертной казни.
  Еще одно изобретение китайских ремесленников — изготовление лака из сока лакового дерева. Эта сложная технология была известна в эпоху Шан-Инь и в течение веков совершенствовалась, достигая уровня искусства. В древности лак ценили, прежде всего, за то, что он предохранял дерево от порчи. Им покрывали колонны зданий, посуду, музыкальные инструменты, даже доспехи. А потом стали делать великолепную лакированную мебель, чаши, инкрустированные золотом, жемчугом и перламутром.
  Путем селекции из рыб семейства карповых в этой необыкновенной стране вывели золотых рыбок. И китайцы всерьез утверждают, что родиной тюльпанов должна считаться их страна, а не Голландия. Кстати, и родиной футбола тоже. Словом, наверно легче назвать то, к чему китайцы не имели отношения, чем перечислить то, что они подарили мировой цивилизации. Но мы на них не в претензии и говорим: спасибо тебе, великий народ, за ум и изобретательность.

Кенько, Т. Путешествия в поднебесную. Что подарили миру древние китайцы. / Т. Кенько //Библиотека предлагает.  Как рождаются новые идеи.- 2019.- № 4.