ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
Даты жизни: 22 октября 1870 - 8 ноября 1953
Место рождения: город Воронеж, Россия
Русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Известные произведения: «Антоновские яблоки», «Деревня», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи», «Дело корнета Елагина», «Господин из Сан-Франциско»
Современники Ивана Бунина утверждают, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм. Удивляться нечему: Иван Алексеевич – представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Семейный герб Буниных включен в гербовник дворянских родов Российской империи. Среди предков писателя – основоположник романтизма, сочинитель баллад и поэм Василий Жуковский.
Родился Иван Алексеевич в октябре 1870 года в Воронеже, в семье бедного дворянина и мелкого чиновника Алексея Бунина, женатого на двоюродной племяннице Людмиле Чубаровой, женщине кроткой, но впечатлительной. Она родила мужу девятерых детей, из которых выжили четверо.
В Воронеж семья перебралась за 4 года до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям Юлию и Евгению. Поселились в арендованной квартире на Большой Дворянской улице. Когда Ивану исполнилось четыре года, родители вернулись в родовое имение Бутырки в Орловской губернии. На хуторе прошло детство Бунина.
Любовь к чтению мальчику привил гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Дома Иван Бунин изучал языки, делая упор на латынь. Первые прочитанные самостоятельно книги будущего литератора – «Одиссея» Гомера и сборник английских стихов.
Летом 1881 года отец привез Ивана в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс мужской гимназии. Учиться Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату Ваня признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя 5 лет Ивана Бунина отчислили из гимназии посреди учебного года. 16-летний юноша приехал в отцовское имение Озерки на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил парня. Дальнейшим образованием Ивана занялся старший брат Юлий.
В Озерках началась творческая биография Ивана Бунина. В имении он продолжил работу над начатым в Ельце романом «Увлечение», но произведение до читателя не дошло. Зато стихотворение юного литератора, написанное под впечатлением от смерти кумира – поэта Семена Надсона – опубликовали в журнале «Родина».
В отцовском имении с помощью брата Иван Бунин подготовился к выпускным экзаменам, сдал их и получил аттестат зрелости.
С осени 1889-го до лета 1892 года Иван Бунин работал в журнале «Орловский вестник», где печатались его рассказы, стихи и литературно-критические статьи. В августе 1892 года Юлий позвал брата в Полтаву, где устроил Ивана на должность библиотекаря в губернской управе.
В январе 1894 года писатель посетил Москву, где встретился с близким по духу Львом Толстым. Как и Лев Николаевич, Бунин критикует городскую цивилизацию. В рассказах «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и «Новая дорога» угадываются ностальгические ноты по уходящей эпохе, чувствуется сожаление о вырождающемся дворянстве.
В 1897 году Иван Бунин издал в Петербурге книгу «На край света». Годом ранее перевел поэму Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В переводе Бунина появились стихи Алкея, Саади, Франческо Петрарки, Адама Мицкевича и Джорджа Байрона.
В 1898 году в Москве вышел поэтический сборник Ивана Алексеевича «Под открытым небом», тепло встреченный литературными критиками и читателями. Через два года Бунин подарил любителям поэзии вторую книгу стихов – «Листопад», упрочившую авторитет автора как «поэта русского пейзажа». Петербургская Академия наук в 1903 году награждает Ивана Бунина первой Пушкинской премией, за которой следует вторая.
Но в поэтической среде Иван Бунин заработал репутацию «старомодного пейзажиста». В конце 1890-х любимцами становятся «модные» поэты Валерий Брюсов, принесший в русскую лирику «дыхание городских улиц», и Александр Блок с его мятущимися героями. Максимилиан Волошин в рецензии на сборник Бунина «Стихотворения» написал, что Иван Алексеевич очутился в стороне «от общего движения», зато с точки зрения живописи его поэтические «полотна» достигли «конечных точек совершенства». Примерами совершенства и приверженности классике критики называют стихотворения «Помню долгий зимний вечер» и «Вечер».
Иван Бунин-поэт не приемлет символизм и критично смотрит на революционные события 1905–1907 годов, называя себя «свидетелем великого и подлого». В 1910 году Иван Алексеевич издает повесть «Деревня», положившую начало «целому ряду произведений, резко рисующих русскую душу». Продолжением ряда становятся повесть «Суходол» и рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти».
В 1915-м Иван Бунин на пике популярности. Выходят его знаменитые рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание» и «Сны Чанга». В 1917 году писатель покидает революционный Петроград, избегая «жуткой близости врага». Полгода Бунин жил в Москве, оттуда в мае 1918 года уехал в Одессу, где написал дневник «Окаянные дни» – яростное обличение революции и большевистской власти.
Писателю, столь яростно критикующему новую власть, опасно оставаться в стране. В январе 1920 года Иван Алексеевич покидает Россию. Он уезжает в Константинополь, а в марте оказывается в Париже. Здесь вышел сборник рассказов под названием «Господин из Сан-Франциско», который публика встречает восторженно.
С лета 1923 года Иван Бунин жил на вилле «Бельведер» в старинном Грассе, где его навещал Сергей Рахманинов. В эти годы выходят рассказы «Начальная любовь», «Цифры», «Роза Иерихона» и «Митина любовь».
В 1930 году Иван Алексеевич написал рассказ «Тень птицы» и завершил самое значительное произведение, созданное в эмиграции, — роман «Жизнь Арсеньева». Описание переживаний героя овеяно печалью об ушедшей России, «погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок».
Впервые Ивана Бунина выдвинули на соискание Нобелевской премии в 1922 году. Об этом хлопотал лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан. Но тогда премию отдали ирландскому поэту Уильяму Йетсу.
В 1930-х к процессу подключились русские писатели-эмигранты, их хлопоты увенчались победой: в ноябре 1933 года Шведская академия вручила Ивану Бунину премию по литературе. В обращении к лауреату говорилось, что он заслужил награду за «воссоздание в прозе типичного русского характера».
715 тысяч франков премии Иван Бунин растратил быстро. Половину в первые же месяцы раздал нуждающимся и всем, кто обратился к нему за помощью. Еще до получения награды писатель признался, что получил 2000 писем с просьбой помочь деньгами.
Спустя 3 года после вручения Нобелевской премии Иван Бунин окунулся в привычную бедность. До конца жизни у него так и не появилось собственного дома. Лучше всего Бунин описал положение дел в коротком стихотворении «У птицы есть гнездо», где есть строки:
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
В конце 1930-х Иван Бунин переселился на виллу «Жаннет», где жил в годы Второй мировой войны. Писатель переживал за судьбу родины и радостно встречал новости о малейшей победе советских войск. Жил Бунин в нищете. О своем трудном положении писал:
«Был я богат — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ… Был знаменит на весь мир — теперь никому в мире не нужен… Очень хочу домой!»
Вилла обветшала: отопительная система не функционировала, возникли перебои с электро- и водоснабжением. Иван Алексеевич рассказывал в письмах друзьям о «пещерном сплошном голоде». Чтобы раздобыть хоть небольшую сумму, Бунин попросил уехавшего в Америку друга на любых условиях издать сборник «Темные аллеи». Книга на русском языке тиражом 600 экземпляров вышла в 1943-м, за нее писатель получил $300. В сборник вошел рассказ «Чистый понедельник». Последний шедевр Ивана Бунина – стихотворение «Ночь» – вышел в 1952 году.
В конце 1940-х врачи диагностировали у Бунина эмфизему легких. По настоянию медиков Иван Алексеевич отправился на курорт на юге Франции. Но состояние здоровья не улучшилось. В 1947 году 79-летний Иван Бунин в последний раз выступил перед аудиторией литераторов.
Поздней осенью 1953 года состояние здоровья Ивана Бунина ухудшилось. Он не поднимался с постели. Незадолго до кончины писатель попросил жену почитать письма Чехова.
8 ноября Ивана Алексеевича не стало. Похоронили нобелевского лауреата на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, месте, где нашли упокоение сотни российских эмигрантов.
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)
Поэт, прозаик, переводчик, Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе (высшей награды за свершения в разных областях науки и искусства) и занял выдающееся место не только в русской, но и мировой культуре. Его рассказы, стихотворения, дневники, роман «Жизнь Арсеньева» выпущены на многих языках.
Вам знакомы в первую очередь замечательные произведения Бунина о природе. Свои ранние годы он провел в фамильном имении Бутырки в Орловской губернии. По признанию писателя, он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». В стихах и рассказах о деревенской жизни и родной природе Бунин раскрывал свои воспоминания о том времени. Его пейзаж полон красок, звуков, запахов - их почти можно почувствовать. В стихотворении «Листопад» поэт представляет осень как хозяйку, пришедшую в лес-терем, ее «жизнь»: преображение природы и медленное погружение в зимний сон. Бунин показывает богатую палитру осенних красок: «лиловый, золотой, багряный» лес, «желтая резьба» берез, лазурь и синь неба (в литературе яркий признак предмета называется эпитет). Лес наполняется звуками и ароматами: «пахнет дубом и сосной», «...можно в этой тишине / Расслышать листика шуршанье». Природа становится главным героем стихотворения и оживает под пером поэта.
Чувство близости к природе, которое часто испытываешь ребенком, Бунин вспоминает в стихотворении «Детство». Он описывает зной летнего дня, терпко пахнущий смолой сосновый бор, в котором любил гулять когда-то. Прикосновение к теплой морщинистой коре возвращает поэту дорогие воспоминания о прошлом, а прекрасная, как и много лет назад, природа дарит покой, умиротворение, новые силы. Жизнь поэта и бесконечный цикл жизни природы сливаются в этом стихотворении.
Воспоминания Бунина о детских годах появляются в стихах «Матери», «Детство», «Дедушка в молодости». Память для поэта - это не четкая картина, а соединение ощущений, деталей: «Я помню спальню и лампадку, / Игрушки, теплую кроватку / И милый, кроткий голос твой». Образ матери в этом стихотворении - возвышенный, чистый, соединяется в душе автора с образом ангела-хранителя. Ангел - небесный покровитель ребенка, а мать - защитница и утешитель на земле. В стихотворении с ней связаны и другие религиозные символы: лампадка, крестное знамение. Мама дарит малышу «веру в счастье» и свое благословение.
Для Бунина близость к природе означает близость к вечности, гармонии, красоте. Эти мысли писатель развивает не только в лирике, но и в прозе. Многие образы (степь, леса, деревня) переходят из его ранних произведений в зрелые и становятся частью уникального художественного мира Бунина.
Рисунок выполнен по фотографии И. А. Бунина 1929 г.
Русские писатели и поэты ХХ века: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.
РОССИЯ ЖИЛА В НЕМ, 0Н БЫЛ - РОССИЯ
22 октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения писателя, поэта и переводчика Ивана Алексеевича Бунина.
Первого русского нобелевского лауреата по литературе И.А. Бунина называют ювелиром слова, прозаиком-живописцем, гением российской литературы и ярчайшим представителем Серебряного века. Литературные критики сходятся во мнении, что в бунинских произведениях есть родство с картинами Виктора Васнецова, а по мироощущению рассказы и повести Ивана Алексеевича схожи с полотнами Михаила Врубеля. Он с полным основанием живет в сознании миллионов как великий писатель и поэт: волшебник слова, классик. Национальное достояние. Национальная гордость.
«Россию, наше русское естество, мы унесли с собой и,
где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать ее»
И. Бунин
Иван Бунин писал, что не принадлежит ни к одной литературной школе. Он не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом». Несмотря на это, произведения Бунина получили всемирное признание и стали классикой. «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер» Бунин - первым из русских литераторов -получил Нобелевскую премию.
Современники Ивана Алексеевича утверждали, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм. Удивляться нечему: Бунин - представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Их семейный герб включен в гербовник дворянских родов Российской империи. Среди предков писателя - основоположник романтизма, сочинитель баллад и поэм Василий Жуковский.
Иван Алексеевич родился 22 октября 1870 года в Воронеже в семье бедного дворянина и мелкого чиновника Алексея Николаевича Бунина. Отец писателя родом из Орловской губернии, служил в канцелярии Орловского дворянского собрания, был участником Крымской войны 1855-1856 годов. Вернувшись, женился на Людмиле Александровне Чубаровой, дочери штабс-капитана. В 1857 году у молодоженов родился первенец Юлий, через год на свет появился второй сын Евгений. Четверо следующих детей умерли в раннем возрасте. Когда старшие мальчики поступили в гимназию, семья переехала в Воронеж. Здесь и родился Иван. Летние месяцы родители с детьми проводили в своей усадьбе в Бутырках, а после окончания сыновьями гимназии, вернулась в родные места - «большую и довольно зажиточную деревню с тремя помещичьими усадьбами, потонувшими в садах, с несколькими прудами и просторными выгонами».
Здесь, «в глубочайшей полевой тишине», Ваня познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Со времени переезда начался творческий путь Бунина. Любовь к чтению мальчику привил гувернер, студент Московского университета Николай Ромашков. Дома Иван изучал языки, делая упор на латынь. Первые прочитанные самостоятельно книги будущего литератора - «Одиссея» Гомера и сборник английских стихов.
В восемь лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы. Юный писатель подражал в своей манере то Александру Пушкину, то Михаилу Лермонтову.
До одиннадцати лет Ваня воспитывался дома. В традициях семьи было постоянное чтение, мать знала наизусть множество стихов и сказок, отец великолепно пел под гитару старинные романсы.
Летом 1881 года отец привез Ваню в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс гимназии. Учиться Ване Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату он признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя пять лет шестнадцатилетний подросток приехал в отцовское имение на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил Ивана Бунина. Дальнейшим образованием его занялся старший брат Юлий.
Иван Алексеевич вспоминал о брате: «Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук; кроме того, мы без конца вели с ним разговоры о литературе».
О своем литературном призвании Бунин позже напишет: «То, что я стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что-нибудь «на роду написано». В 1887 году в печати появились его первые стихотворения «Над могилой С.Я. Надсона», написанное под впечатлением от смерти кумира, и «Деревенский нищий», а со следующего года он начал печататься регулярно. В восемнадцать лет Иван уехал в Орел, в центральную Россию, «где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым».
Здесь юный писатель поступил на службу в редакцию губернской газеты «Орловский вестник», где работал корректором, писал театральные рецензии и статьи. В Орле вышел первый поэтический сборник Бунина «Стихотворения», в котором молодой поэт размышлял на философские темы и описывал русскую природу.
Здесь он встретился со своею первой любовью Варварой Пащенко. Познакомился с ней в редакции газеты. «Высокая, с очень красивыми чертами, в пенсне», она поначалу показалась заносчивой и чрезмерно эмансипированной, но вскоре Бунин уже писал брату письма, в которых расписывал ум и таланты своей возлюбленной. Однако официально выйти замуж за Бунина Варваре Пащенко не позволил отец, да и сама она не думала о браке с начинающим писателем. Вместе они переехали в Полтаву, где брат Юлий заведовал статистическим бюро губернского земства. Иван поступил на службу библиотекарем земской управы, а затем - статистиком в губернскую управу. В разное время работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортером.
В апреле 1894 года в печати появилось первое прозаическое произведение Бунина - рассказ «Деревенский эскиз» (название выбрано в издательстве).
Имя Бунина все чаще стало появляться в журналах и привлекать внимание критиков. А вот в любви писателю не повезло. В 1894 году Варвара оставила Ивана и вышла замуж за богатого помещика Арсения Бибикова, друга писателя. Он очень переживал - старшие братья даже опасались за его жизнь. Муки первой любви позже отразились в последней части романа «Жизнь Арсеньева» - «Лика».
В январе 1895 года, после измены любимой женщины, Бунин оставил службу и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву.
В Москве он встретился с близким по духу Львом Толстым. Как и Лев Николаевич, Бунин критиковал городскую цивилизацию. В рассказах «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и «Новая дорога» угадываются ностальгические ноты по уходящей эпохе, чувствуется сожаление о вырождающемся дворянстве.
В Первопрестольной молодой писатель познакомился со многими известными поэтами и писателями - Антоном Чеховым, Валерием Брюсовым. После знакомства с Николаем Телешовым, Бунин стал участником литературного кружка «Среда». Весной 1899 года в Ялте он познакомился с Максимом Горьким, позднее пригласившим его к сотрудничеству в издательстве «Знание».
В личной жизни произошли перемены. Первой официальной женой писателя стала Анна Цакни, дочь революционера-народника, богатого одесского грека. Бунин сделал ей предложение уже через несколько дней после знакомства. В 1899 году они обвенчались. Цакни к тому моменту было 19, а Бунину - 27 лет. Однако вскоре после свадьбы их семейная жизнь разладилась. Анна винила мужа в черствости, он ее - в легкомыслии.
В 1900 году Иван Бунин ушел от жены, которая на тот момент была беременна. Через несколько лет ребенок писателя тяжело заболел и умер. Больше детей у Ивана Бунина не было.
Иван Алексеевич много путешествовал и учил в зарубежных поездках иностранные языки. Так писатель стал переводить стихи. Среди авторов были древнегреческий поэт Алкей, Саади, Франческо Петрарка, Адам Мицкевич, Джордж Байрон, Генри Лонгфелло. Параллельно он продолжал писать сам.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа «Антоновские яблоки». Через год в издательстве символистов «Скорпион» вышел сборник стихотворений «Листопад». За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Лонгфелло «Песнь о Гайавате» Российской академией Haw Ивану Бунину была присуждена Пушкинская премия. Однако в поэтической среде многие считали его «старомодным пейзажистом».
«Будучи истинным и крупным поэтом, он стоит в стороне от общего движения в области русского стиха. Но, с другой стороны, у него есть область, в которой он достиг конечных точек совершенства. Это область чистой живописи, доведенной до тех крайних пределов, которые доступны стихии слова», - писал о нем Максимилиан Волошин.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
«Вечер» И. Бунин
В 1905 году разразилась первая русская революция, страну охватили разрушительные крестьянские бунты. Литератор не поддерживал происходящего. После событий того времени Бунин написал «целый ряд произведений, резко рисующих русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы».
Среди них - повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти».
Несмотря на революционные бури, жизнь продолжалась. Бунин познакомился с Верой Муромцевой, происходившей из дворянской профессорской московской семьи. Она стала его женой. Супруги отправились по странам Востока - Сирии, Египту, Палестине. Посетили Европу, Цейлон. Были в Турции и Румынии, на Капри в Италии.
В 1909 году Академия наук присудила Ивану Бунину Пушкинскую премию за третий том Собрания сочинений и перевод драмы-мистерии «Каин» Джорджа Байрона. Вскоре после этого литератор получил звание почетного академика по разряду изящной словесности, а в 1912 году стал почетным членом Общества любителей русской словесности.
Октябрьскую революцию и Гражданскую войну Бунин воспринял как катастрофу в жизни страны и соотечественников. Из Петрограда, где он жил на момент революции, он переехал сначала в Москву, затем - в Одессу. Параллельно он вел дневник, в котором много писал о губительной силе русской революции и власти большевиков. Позже за границей книга с этими воспоминаниями вышла под названием «Окаянные дни».
«Испив чашу несказанных душевных страданий», в начале 1920 года Бунин вместе с женой покинул Россию. Отплыл на греческом пароходе из Одессы в Константинополь, оттуда - через Софию и Белград - в Париж. В то время во французской столице жили русские журналисты-эмигранты и писатели-изгнанники, поэтому ее часто называли «уездом русской литературы».
Все, что осталось в СССР, представлялось писателю чуждым и враждебным. За границей он начал вести общественно-политическую деятельность и вскоре превратился в одну из главных фигур эмигрантской оппозиции. В том же двадцатом году Бунин стал членом парижского Союза русских писателей и журналистов, писал в политико-литературную газету «Возрождение» и призывал бороться с большевизмом. На родине за антисоветскую позицию литератора прозвали белогвардейцем.
За рубежом Бунин начал издавать собрания своих дореволюционных произведений. Эти книги европейские критики приняли радушно.
«Бунин настоящий русский талант, кровоточащий, неровный и вместе с тем мужественный и большой. Его книга содержит несколько рассказов, которые по силе достойны Достоевского», - писал французский ежемесячный журнал искусства и литературы La Nervie в декабре 1921 года.
В годы эмиграции Бунин много работал, его книги выходили почти каждый год. Он написал рассказы «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Божье древо». В своих произведениях он стремился соединить поэтический и прозаический язык, поэтому важное место в них заняли образные детали второго плана. В «Солнечном ударе», к примеру, автор живописно описал раскаленный добела волжский пейзаж.
В 1933 году Иван Алексеевич завершил самое значительное произведение своего зарубежного творчества - роман - Жизнь Арсеньева». Именно за него в этом же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали.
Полученные от Шведской академии средства не сделали Бунина богатым. Значительную часть премии он отдал нуждающимся.
«Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120 000 франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно.
Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За самый короткий срок пришло до 2000 таких писем», - вспоминал Иван Алексеевич.
Тем временем Бунин продолжал работать. 74-летний писатель отмечал в дневнике: «Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!» В 1944 году он закончил сборник «Темные аллеи», куда вошли 38 рассказов. Среди них - «Чистый понедельник», «Баллада», «Муза», «Визитные карточки». Позже, через девять лет, он дополнил собрание еще двумя рассказами «Весной, в Иудее» и «Ночлег». Сам автор считал лучшим своим произведением именно рассказ «Темные аллеи».
Война примирила писателя с ненавистным ему большевистским режимом. Все ушло на второй план, на первый же вышла родина. Бунин купил карту мира и отмечал на ней ход военных действий, о котором читал в газетах. Он праздновал разгром гитлеровской армии под Сталинградом как личную победу, а в дни Тегеранского совещания, сам себе удивляясь, писал в дневнике: «Нет, вы подумайте, до чего дошло - Сталин летит в Персию, а я дрожу, чтобы с ним не дай Бог чего в дороге не случилось». В конце войны писатель часто думал о возвращении на родину.
В мае 1945 года Бунины прибыли в Париж, где встретили день победы над фашистской Германией. Здесь же в 1946 году они узнали о своем восстановлении в гражданстве СССР и даже хотели вернуться. В письме прозаику Марку Алданову Бунин писал: «Но и тут ждет нас тоже нищенское, мучительное, тревожное существование. Так что, как никак, остается одно: домой. Этого, как слышно, очень хотят и сулят золотые горы во всех смыслах. Но как на это решиться? Подожду, подумаю...»
Бунин на родину не вернулся. Он умер в Париже 8 ноября 1953 года. Похоронили писателя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако.
Давно Слежу за ним...
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
«Начните читать Бунина - будь то «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», и вами тотчас завладеет, зачарует вас неповторимая бунинская Россия со всеми ее прелестными приметами: старинными церквями, монастырями, колокольным звоном, деревенскими погостами, разорившимися «дворянскими гнездами», с ее богатым красочным языком, присказка-ми, прибаутками, которых не найдете ни у Чехова, ни у Тургенева. Но это не все: никто так убедительно, так психологически точно и в то же время немногословно не описал главное чувство человека - любовь. Бунин был наделен совершенно особым свойством: зоркостью наблюдения. С поразительной точностью он мог нарисовать психологический портрет любого виденного человека, дать блестящее описание явлений природы, смены настроений и перемен в жизни людей, растений и животных. Можно сказать, что он писал на основе зоркого зрения, чуткого слуха и острого обоняния. И ничто не ускользало от него. Его память странника (он любил путешествовать!) вбирала в себя все: людей, разговоры, речь, окраску, шум, запахи». - писала в своей статье «Приглашение к Бунину» литературовед Зинаида Партис.
Мы согласны с каждым ее словом. Возьмите томик Бунинских стихов или рассказов, прочтите их, и ваша душа взлетит над просторами нашей необъятной России, которую так горячо любил писатель. И мы верим, что его волшебное русское слово поможет вам по-новому увидеть и полюбить свою родину.
Воловик, А. Россия жила в нем, он был – Россия /А. Воловик // Честь Отечества.- 2020.- № 9-10.- С. 36-39.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ
«Надменный олимпиец», так называли Ивана Алексеевича Бунина. А ещё «холодный академик», «ледяной писатель». Он был самолюбив, горд, недоверчив, старался ни с кем не сходиться близко. При этом он был поразительно талантлив, трудолюбив и с большим вниманием относился к слову, доводя тексты до филигранного совершенства. Мастер не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом», тем не менее его произведения стали классикой. А «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер Бунин – первым из русских литераторов – получил Нобелевскую премию.
Когда Ване было три года, семья переехала в фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Там мальчик познакомился с народным фольклором. Днём он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался послушать народные сказки и предания.
В семь лет будущий классик сочинил своё первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы.
В шестнадцать лет Бунин решил послать своё стихотворение, посвящённое поэту С.Я. Надсону, который рано умер от чахотки, в столичный журнал «Родина». К его удивлению, оно было принято. Литератор признавался, что на всю жизнь запомнил то восторженное ощущение, с которым шёл с почты, получив номер журнала, поминутно перечитывая своё первое опубликованное произведение.
Писатель был достаточно суеверным: боялся дурного глаза; содрогался, если дорогу перед ним перебегала чёрная кошка. Он признавался, что никогда не сел бы за стол, если оказался за ним тринадцатым.
Реформу русской орфографии 1918 года, при которой из алфавита исчезли четыре буквы: и десятеричное, ять, фита и ижица, - Иван Алексеевич встретил весьма негативно. Он утверждал, например, что «лес» без «яти» теряет весь свой смолистый аромат».
В 1923 году писатель вместе со своим другом путешествовал на автомобиле по Франции. Когда они решили остановиться и передохнуть, Ивана Алексеевича чуть не укусила змея. С тех пор он испытывал ужас перед пресмыкающимися.
Прожив 33 года на родине Вольтера и Дюма, Бунин так и не овладел в полной мере французским. Кстати, писал он исключительно на русском.
|