СИНОП. 1853 ГОД

Синоп соврВид на современный Синоп
(справа - гавань порта, где состоялось знаменитое Синопское сражение)

    Победа, одержанная вице-адмиралом Нахимовым над турецким флотом в Синопском сражении в ноябре 1853 года, стала настоящим триумфом русского Черноморского флота. Боевое применение новых бомбических пушек и участие в сражении пароходофрегатов свидетельствовали о начале нового этапа в военно-морском искусстве. Русским морякам понадобилось всего немногим более двух часов, чтобы решить исход сражения в сильной турецкой эскадрой в свою пользу.

Флоты

ХРОНИКА СИНОПСКОГО СРАЖЕНИЯ. 18 (30) ноября 1853

12.00: эскадра русского Черноморского флота приближается к Синопскому рейду
12.30: турецкие корабли и береговые батареи открывают ураганный огонь по приближающимся кораблям противника.
13.00: главной целью русских становится фрегат «Авин-Аллах» - вскоре подожжённый корабль выбрасывается на берег.
14.30: основная фаза сражения закончена – большая часть турецких кораблей выведена из строя. С поля боя удалось уйти только пароходофрегату «Таиф», который прибыл в Константинополь и сообщил об уничтожении эскадры Осман-паши.
18.30: русские корабли, разгромив турецкую эскадру и уничтожив береговые укрепления противника, начинают покидать Синопский рейд.

НОВЫЕ ТИПЫ КОРАБЛЕЙ

   В XIX веке появились корабли новой конструкции, в которых использовались самые современные на тот момент достижения техники.
   Середина XIX века - время настоящей революции в области военно-морских вооружений, а Синопское сражение - предвестник начала новой эпохи в войне на море. Оно стало последним сражением эры парусного флота, в котором основную роль играли линейные корабли (парусные), и первым с массовым применением орудий и боеприпасов нового типа (бомбические орудия и разрывные снаряды - бомбы), а также вооруженных пароходов.

Паровые машины

   Самым революционным новшеством, пришедшим в первой половине XIX века на флот, стала паровая машина. В конце XVIII века паровые машины получили широкое распространение в различных отраслях промышленности Великобритании, поэтому вполне закономерно, что вскоре возникла идея приспособить их и для того, чтобы «двигать корабли». Применение паровых машин на судах позволило бы, наконец, не зависеть от ветра.
    Первым боевым кораблем, на котором поставили паровую машину, стал пароход «Фултон», построенный американским инженером и предпринимателем Робертом Фултоном в начале XIX века. Он же в 1807 году построил и первый в мире колесный пароход - «Клермонт».
    Главным недостатком первых пароходов был тип движителя, которым являлось гребное колесо - оно было очень уязвимо для огня противника. Однако усовершенствование не заставило себя ждать, и в 1840-х годах появились пароходы (первым кораблем такого типа считается американский «Принстон»), оснащенные новым типом движителя - гребным винтом. Впрочем, несмотря на явные преимущества боевых кораблей, оснащенных паровыми машинами (скорость, независимость от ветра, высокая маневренность), моряки и промышленники все еще не были уверены в том, достаточно ли надежны пароходы, чтобы совершать длительные океанские плавания и, тем более, чтобы стать главной ударной силой военных флотов.

Русский флот

   Россия последней из морских держав стала использовать на кораблях паровые двигатели. Первый гражданский пароход, «Скорый», был построен на Ижорских заводах только в 1817 году. На Черном море пароходы появились позже: в 1820 году - «Везувий», а в 1825 году - 14-пушечный «Метеор». В 1832 году завершается постройка первого военного парохода - «Геркулеса», имевшего усовершенствованную паровую машину без балансира, а в 1836 году - и первого колесного пароходофрегата «Богатырь», водоизмещением 1340 тонн, оснащенного паровой машиной мощностью 240 л.с. и вооруженного 28 орудиями. Наконец, в 1848 году под руководством талантливого корабельного инженера И.А. Амосова был построен винтовой фрегат «Архимед». Хотя вскоре он разбился на Балтике, военно-морское командование уже решило построить еще два винтовых фрегата и переоборудовать в винтовые три линейных корабля. Активным сторонником внедрения пароходов на флот был адмирал Михаил Лазарев.

Артиллерия

   Еще одной областью военно-морских вооружений, в которой в XIX веке произошли революционные изменения, стала корабельная артиллерия. Начали использоваться как новые боеприпасы - разрывные бомбы и порох, так и новые типы орудий, которые, благодаря достижениям в области металлургии, стали более прочными и могли выдерживать большее давление газов, образующихся при сгорании пороха, что в итоге позволило увеличить массу боеприпасов и дальность их стрельбы.
   Следующим этапом в развитии корабельной артиллерии было создание нарезных орудий. Они обладали намного большей дальностью и, что очень важно, точностью стрельбы. Последнее, в свою очередь, приводило к снижению расхода боеприпасов и времени, необходимых для поражения одной цели. Однако зарядка нарезных орудий с дульной части была слишком медленной и существенно снижала темп стрельбы, так что оружейникам пришлось в срочном порядке создать орудия, заряжавшиеся с казенной части. Существовало несколько типов затворов: винтовые, поршневые, клиновые, прижимные или крышечные, крановые или смешанного типа. Первопроходцами здесь стали итальянцы и французы, но наибольшую известность получили нарезные орудия британского фабриканта Уильяма Ланкастера и немецкого промышленника Альфреда Круппа, представившего на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году первую стальную пушку и заслужившего титул «пушечного короля». Следует, впрочем, заметить, что русские оружейники еще в XVII веке создали орудия, заряжавшиеся с казенной части: пищаль с ввинчивающимся затвором и пищаль с выдвижным клиновым затвором, причем последняя пушка была еще и нарезная.
   Последней попыткой улучшить конструкцию гладкоствольных корабельных орудий стали бомбические пушки, известные в зарубежных флотах как орудия Пексана образца 1822 года. Именно эти грозные пушки, стрелявшие специальными боеприпасами - бомбами, «ответственны» за уничтожение турецкого флота в Синопском сражении, и они же способствовали ускорению процесса создания броненосных кораблей. Впрочем, новые пушки были настолько большими, что могли без проблем устанавливаться только на нижние деки трехдечных линейных кораблей. К тому же остался и такой недостаток, как необходимость заряжания с дульной части.
   Русские военные, как и их коллеги в других странах, сразу увидели в изобретении полковника Пексана огромный потенциал. Впрочем, как всегда, поступлению бомбических пушек на вооружение русского флота противились чиновники артиллерийского департамента, не желавшие «усложнять себе жизнь». Первые орудия этого типа появились на русском флоте в 1838 году - ими были вооружены купленные в Великобритании пароходы «Колхида» и «Ясон» (чертеж пушки Пексана со станком Главный морской штаб получил еще в 1836 году), однако адмиралу Михаилу Лазареву стоило большого труда убедить вышестоящее начальство в необходимости начала отливки таких пушек в России и вооружения ими строящегося 120-пушечного линейного корабля «Двенадцать Апостолов». Впрочем, Синопское сражение самым наглядным образом продемонстрировало всю мощь бомбических орудий и ускорило поступление их на корабли русского военного флота.

Бомбические пушкиБомбическая пушка

   Анри-Жозеф Пексан – французский офицер-артиллерист, создатель корабельного орудия нового типа, стрелявшего пустотелыми разрывными снарядами – бомбами, давшими пушке принятое в России название – «бомбическая». Данный вид снаряда использовался в сухопутной артиллерии, но только приведении огня из короткоствольных мортир, имевших малую дальность стрельбы. Для обычных орудий применять бомбы было нельзя из-за «хрупкости» их конструкции – тонкие корпусы не выдерживали давления образующихся газов от большого заряда пороха.
    Пексан в 1822 году пришёл к выводу, что для повышения эффективности морской артиллерии «необходимы короткие пушки большого калибра, стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом». Для этого он разработал новый тип орудия – его казённая часть была утолщена для придания большей прочности, изменению подверглась форма каморы для размещения уменьшенного заряда пороха, было устранено дульное утолщение, а для удобства заряжания Пексан расширил канал ствола у самого дульного среза. Снаряд же Пексан снабдил дистанционной разрывной трубкой – бомба взрывалась уже внутри судна, нанося большие повреждения.
   По воспоминаниям современников, такие снаряды производили страшные разрушения даже на огромных трехдечных линейных кораблях. Высокая огневая мощщь пушек Пексана была продемонстрирована в 1824 году – несколькими выстрелами удалось уничтожить двухдечный линейный корабль.
   В 1827 году французский флот первым принял эти орудия на вооружение, в 1838 году первые пушки Пексина появились и на русском флоте. В 1841 году их стали использовать американцы в виде орудий системы Дальгрена – усовершенствованного варианта пушки Пексина.

Корабли одевают броню

  Еще одним революционным направлением в области военно-морских вооружений стало появление корабельной брони. Синопское сражение показало, что даже самые прочные деревянные борта линейных кораблей не способны выдержать огромную разрушительную мощь боеприпасов, применяемых в бомбических орудиях. На повестке дня самым серьезным образом встал вопрос о создании судов с бронезащитой. В 1859 году французы спускают на воду «Dryap» - первый в мире корабль, бронированный от верхней палубы и ниже ватерлинии. Впрочем, его боевая служба оказалась непродолжительной из-за невысокого качества корабельных конструкций.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ РОССИИ

   Датой создания Черноморского флота считается 13 мая 1783 года, а его первый штат был утверждён в 1785 году – 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судна м 13500 человек личного состава (Черноморское адмиралтейство располагалось вначале в Херсоне).
   В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, несмотря на численное превосходство противника, молодой русский флот сумел нанести врагу поражение в сражении при Фидониси (1788), в Керченском морском сражении (1790), у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791).
   В годы Первой и Второй мировой войн Черноморский флот играл важную роль в общем плане ведения боевых действий. Во время Первой мировой войны турецкий флот, получивший от Германии линкор «Гебен», приобрёл таким образом преимущество, которое было быстро сведено на нет принятием в боевой состав Черноморского слота новейших линкоров «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая». Русский флот господствовал на Чёрном море вплоть до революционных потрясений 1916-1917 годов.
    В годы Второй мировой войны морякам Черноморского флота вновь пришлось вступить в бой с германскими войсками, и они опять покрыли себя неувядаемой славой в ходе боёв за Одессу, Новороссийск и, конечно же, Севастополь, который и сегодня является военно-морской базой Черноморского флота уже новой России.

Айвазовский«Смотр Черноморского флота в 1849 году» Ивана Айвазовского (1886).

   Строй кораблей возглавляет 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать Апостолов», за ним следуют 84-пушечные «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил». За манёврами наблюдают Николай I (слева), командующий адмирал Лазарев и главные командиры Черноморского флота.

ЛИНЕЙНАЯ ТАКТИКА

   В ходе Синопского сражения русский флот наглядно продемонстрировал своё превосходство над турецким – как в вооружении, так и в подготовке экипажей кораблей.
   По состоянию на начало XIX века русский Черноморский флот насчитывал 14 линейных кораблей, 6 парусных фрегатов и один пароходофрегат, по одному бригу и шхуне, 2 малых парохода и 2 транспорта. К середине 1853 года флот включал четыре 120-пушечных и десять 84-пушечных линейных кораблей, а после окончания Крымской войны - по данным на 1857 год - состав флота сократился до 6 винтовых корветов, 4 пароходов и 9 транспортов, шхун и малых судов.
   Николай I (1796-1855) уделял много внимания подготовке высококлассных офицерских кадров для военного флота и регулярно инспектировал Морской кадетский корпус, который с 1827 по 1842 год возглавлял знаменитый мореплаватель Иван Крузенштерн (1770-1846; с 1842 года - адмирал), внесший огромный вклад в дело воспитания, образования и всестороннего развития военно-морских офицеров.
    Повышение боевого потенциала русского Черноморского флота в тот период времени неразрывно связано с именем другого известного адмирала - Михаила Лазарева (1788-1851), ставшего с 1833 года главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева. Адмирал Лазарев разработал план, согласно которому в случае начала войны с Турцией предлагалось высадить десант в районе Босфора - 6200 человек, 32 полевых орудия, - который должен был занять берега пролива и подвергнуть обстрелу Константинополь, принудив тем самым султана к капитуляции, а уже затем занять пролив Дарданеллы. Николай I вначале согласился с данным проектом, но главнокомандующий Крымской армией князь А.С. Меншиков (1787-1869) посчитал его невыполнимым, и план отклонили.

Лазарев 1МИХАИЛ ЛАЗАРЕВ (1788 - 1851) – флотоводец и мореплаватель, адмирал. В 1803 году в числе 30 лучших выпускников Морского кадетского корпуса направлен на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании. В 1808-1813 годах служил на Балтийском флоте, принимал участие в Русско-шведской войне 1808-1809 годов и отечественной войне 1812 года (служил на бриге «Феникс», принимал участие в высадке десанта в Данцмге).
     В 1813-1816 годах лейтенант Лазарев во время кругосветного плавания командовал шлюпом «Суворов» и в сентябре 1814 года открыл коралловые острова, которым дал имя Суворова.
  В экспедиции 1819-1821 годов, командуя шлюпом «Мирный», вместе с капитаном 2 ранга Фадеем Беллинсгаузеном, командиром шлюпа «Восток», открыл Антарктилу (за это произведён в капитаны 2 ранга, минуя капитан-лейтенанта).
    В 1822 году на фрегате «Крейсер» Лазарев совершил третье кругосветное плавание (по его окончании стал капитаном 1 ранга). В 1827 году командовал линейным кораблём «Азов», участвовавшем в Наваринском сражении (за отличие  Лазарев произведён в контр-адмиралы, а «Азов» стал первым кораблём, награждённым Георгиевским флагом). В феврале-июне 1833 года возглавлял экспедицию русского флота в Босфор, помогавщую турецкому султану в борьбе против Мехмет-паши. С 1833 года – вице-адмирал, главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, военный губернатор Севастополя и Николаева.

НахимовПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал (1855). Родился в семье офицера в селе Городок Смоленской губернии (ныне село Нахимовское). Выпускник Морского кадетского корпуса 1818 года, проходил службу на Балтийском флоте, а в 1822-1825 годах в качестве вахтенного офицера принял участие в кругосветном плавании на фрегате «Крейсер». В качестве командира батареи линейного корабля «Азов» принимал участие в Наваринском сражении (1827). В русско-турецкую войну 1828-1829 годов Нахимов командовал корветом «Наварин», с 1829 года – фрегатом «Паллада», а с 1834 года – линейным кораблём «Силистрия» на Черноморском флоте. С 1845 года – контр-адмирал и командир батареи кораблей, с 1852 года – вице-адмирал и командир дивизии кораблей, затем командующий эскадры кораблей Черноморского флота, с которой принял участие в Синопском сражении. Занимая официально должность командующего эскадрой, а с 1855 года – командира Севастопольского порта и военного губернатора, Павел Нахимов фактически с самого начла возглавлял оборону Севастополя, осуществляя руководство всеми действиями. Во время одного из объездов укреплений 28 июня (10 июля) 1855 года на Малаховом кургане был смертельно ранен в голову. Похоронен в Севастополе во Владимирском соборе.

Корабли и моряки

    После смерти адмирала Михаила Лазарева царь назначает на его место вице-адмирала Морица Борисовича Берха (также Берг), до того бывшего генерал-лейтенантом Морского ведомства и, к сожалению, не имевшего, в отличие от других адмиралов, опыта флотоводца, хотя и внесшего большой вклад в развитие Черноморского флота.
    Русские корабли превосходили турецкие во всех отношениях - и с точки зрения вооружения, и, что особенно важно, выучки их экипажей. Нельзя недооценивать и высокий боевой дух русских моряков, формировавшийся в течение нескольких столетий практически непрерывных войн и морских сражений, в подавляющем большинстве которых они одерживали убедительную победу. Особо следует отметить факт внедрения на крупных кораблях новых бомбических пушек, или, как их часто называют, пушек Пексана, отличавшихся большей дальностью и мощностью огня и способных вести стрельбу бомбами, наносившими - в отличие от обычных ядер - сильнейший урон корабельным конструкциям и личному составу. Смертельная мощь бомбических пушек была наглядно продемонстрирована в ходе Синопского сражения.
   В начале этой битвы русская эскадра насчитывала шесть линейных кораблей и два фрегата, которые располагали в общей сложности 710 орудиями. На соединение с эскадрой вице-адмирала П.С. Нахимова шли три вооруженных парохода  под  командованием вице-адмирала В.А. Корнилова, но они к началу сражения не успели и вступили в бой только с турецким пароходо-фрегатом «Таиф».
    Турецкий же флот не мог похвастаться высокой выучкой своих офицеров и, тем более, матросов, хотя принимавшие участие в Синопском сражении корабли имели современную артиллерию, преимущественно английского производства. Но в целом, несмотря на проявленную в сражении храбрость, моряки османского флота были обречены на поражение.

РАЗГРОМ

   Русская эскадра выстроилась в боевой порядок и начала атаку на турецкие корабли, сея ужас и панику среди врагов.
   4 (16) октября султан объявил России войну, и в течение октября 1853 года между противниками происходили стычки и бои как на суше, так и на море. Например, утром 11 (23) октября турецкие батареи открыли огонь по русским пароходам «Прут» и «Ординарец», проходящим по Дунаю мимо крепости Исак-чи. Ответным огнем русские артиллеристы уничтожили несколько орудий. В ночь на 1б октября турки напали на пост Святого Николая на черноморском побережье, в ночном бою весь гарнизон геройски погиб. Подошедший на помощь 20 октября пароход «Колхида» попал под обстрел турецких орудий, а затем, неудачно маневрируя, сел носовой частью на мель прямо перед постом. Срубив носовую мачту и выбросив за борт часть цепей и угля, корабль через три часа сошел с мели, обстрелял пост из орудий и потопил судно с готовящимся взять его на абордаж отрядом турецких солдат. Во время боя погибли командир «Колхиды» капитан-лейтенант КА Кузьминский, 2 матроса и 11 солдат.

Первые бои

    В начале ноября интенсивность боевых действий флота возросла: русские пароходофрегаты «Бессарабия» 4 ноября и «Владимир» под командой капитан-лейтенанта Г.И. Бутакова 5 ноября захватили и привели в Севастополь турецкий коммерческий пароход «Меджари-Теджарет» (был переименован в «Турок») и турецкий военный пароход «Перваз-Бахри», соответственно. «Владимир» тогда шел под флагом вице-адмирала ВА Корнилова, находившегося на его борту (в ходе боя был убит адъютант адмирала), а захваченный пароход в русском флоте получил имя «Корнилов». Это был первый в мировой истории бой паровых кораблей. А в ночь на 9 ноября прославился парусный фрегат «Флора», которым командовал капитан-лейтенант А.Н. Скоробогатов: в районе мыса Пицунда он встретился с тремя турецкими пароходофрегатами («Таиф», «Фези-Бахри» и «Саик-Ишаде») и с 2 часов ночи до 9 утра практически непрерывно вел с ними бой, в ходе которого командир «Флоры», умело маневрируя, сумел нанести серьезные повреждения флагманскому кораблю противника. Турецкие пароходофрегаты поспешно покинули поле боя, а фрегат «Флора» возвратился в свою базу.
    На сухопутном фронте тем временем турецкие войска перешли Дунай и атаковали русские позиции - против 82-тысячной армии генерала МД Горчакова выступила 150-тысячная армия Омер-паши. Однако атаки турецких войск были отбиты, причем удалось уничтожить османскую флотилию на Дунае. На Закавказском фронте на начальном этапе войска Абди-паши имели существенное численное преимущество, но и здесь после усиления русской группировки за счет переброски из Крыма пехотной дивизии и формирования ополчения удалось нанести противнику серьезное поражение.
    В конце октября англо-французская эскадра вошла в Дарданеллы, а в ноябре султан направил в восточную часть Черного моря эскадру с многочисленным десантом под командой вице-адмирала Осман-паши. Последний, спасаясь от шторма, решил укрыться в гавани Синопа, где его и обнаружили русские моряки под командой вице-адмирала П.С. Нахимова.

Планы сторон

    Осман-паша, понимая, что обнаружен противником, и вскоре возможен бой, благоразумно решил принять его в гавани под защитой береговых батарей (всего в Синопе их было шесть). Тем более что в недавнем прошлом имелся очень красноречивый пример, демонстрирующий огромный потенциал береговых артбатарей: в апреле 1849 года в ходе боя между береговой батареей из четырех 18-фунтовых орудий, установленной на входе в Экернфердскую гавань, и датскими 84-пушечным линейным кораблем «Христиан VIII» 44-пушечным фрегатом «Гефион», первый корабль получил несколько попаданий каленых ядер и взорвался, а второй был вынужден спустить флаг. Конечно, часть пушек турецких береговых батарей были устаревшими, но все они могли стрелять калеными ядрами, вызывающими пожары и взрывы на деревянных кораблях. Так что турецкий адмирал надеялся, что объединенной мощи его корабельных орудий и береговых батарей окажется достаточно, чтобы отбить атаку русской эскадры и, может быть, даже нанести ей серьезный урон. Свои корабли Осман-паша расположил в линию полумесяца, что обеспечивало перекрестный огонь по кораблям противника, входящим на Синопский рейд. Пароходы же и транспортные суда он расположил во второй линии.
   Надеялся Осман-паша и на помощь англо-французской эскадры, стоявшей в Дарданеллах (в бухте Бешик-Кертез). Однако ее командование имело строгие инструкции - пока не вмешиваться в конфликт, препятствуя лишь действиям русских по захвату зоны пролива и высадке десанта под Константинополем.
   Вице-адмирал Павел Нахимов со своей стороны, обнаружив противника в гавани Синопа, решил блокировать его и ждать подкрепления для решительной атаки. 16 (28) ноября к отряду П.С. Нахимова присоединяются   корабли   контр-адмирала Ф.М. Новосильского - 120-пушечные линейные корабли «Париж», «Великий князь Константин» и «Три Святителя». Кроме того эскадру усиливали также фрегаты «Кагул» и «Кулевчи». Линейные корабли русской эскадры были вооружены мощными 68-фунтовыми бомбическими орудиями, которые Нахимов планировал «испытать в бою».
    Утром 17 ноября на флагмане вице-адмирала Нахимова, линейном корабле «Императрица Мария», был созван совет. На нем командиры кораблей получили приказ на сражение: предусматривалось атаковать противника двумя колоннами, правую - ближе к неприятелю - вел сам вице-адмирал Нахимов (состав - «Императрица Мария», «Великий князь Константин», «Чесма» и фрегат «Кагул»), а левую колонну возглавил контр-адмирал Новосильский («Париж», «Три Святителя», «Ростислав» и фрегат «Кулевчи»). Причем фрегатам предписывалось оставаться мористее, наблюдать за действиями вражеских пароходов и предотвращать попытки кораблей и судов противника покинуть гавань. На помощь Нахимову из Севастополя вышли три пароходофрегата, но они оказались у Синопа только к концу сражения и вступили в непродолжительную перестрелку с вырвавшимся в суматохе из гавани турецким пароходофрегатом «Таиф».

БоголюбовБоголюбов А.П. "Синопский бой"

И грянул бой

   Примерно в 9:30 утра на флагманском корабле Нахимова подняли сигнал «Приготовиться к бою», команды приняли пищу, артиллеристы зарядили каждое орудие тремя ядрами, все заняли свои места по боевому расписанию, и вскоре эскадра пошла на приступ.
   Около полудня обе колонны подошли к Синопскому рейду и в полном молчании продолжали движение. В 12:28 с турецкого флагмана «Авни-Аллах» раздались первые выстрелы, после чего ураганный огонь по кораблям Нахимова и Новосильского открыли турецкие суда и расчеты береговых батарей №5 и №б. Остальные батареи молчали - №1 и №2 не доставали до русских кораблей, а №3 и №4 открыли огонь с опозданием. Несмотря на это русские корабли выходили на назначенные позиции и становились на шпринги.
   Нахимов решил в первую очередь вывести из строя флагман противника, лишив его управления. Вскоре «Авни-Аллах» загорелся. Обрубив канаты, команда выбросила фрегат на берег. За ним настала очередь второго крупного турецкого корабля - фрегата «Фазли-Аллах», который вскоре также загорелся от меткого огня «Императрицы Марии» и вышел из боя. В то же время «Париж», дав залп по батарее №5, ударил по корвету «Гюли-Сефид» и фрегату «Дамиад» после чего перенес огонь на фрегат «Низамие». Линейный же корабль «Чесма» уничтожил фрегат «Навек-Бахри» и две береговые батареи. Вскоре от меткого огня русских артиллеристов на воздух взлетели турецкие «Каиди-Зефер» и «Низамие». Все остальные корабли получили серьезные повреждения и вышли из боя. Пожар с береговых батарей перекинулся на турецкую часть города, которая сильно выгорела. Русские же не потеряли ни одного корабля, хотя некоторые из них получили достаточно сильные повреждения,
    За победу при Синопе вице-адмирал П.С. Нахимов был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени. В указе о награждении Николай I собственноручно написал: «Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русского флота новою победою, которая навсегда останется памятною в морской истории. Статут военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия указывает награду за ваш подвиг. Исполняя с истинною радостию постановление статута, жалуем Вас кавалером Святого Георгия второй степени большого креста...».
    Однако очередная победа русского оружия была использована противниками усиления позиций России на Черном и Средиземном морях в качестве повода для вступления в войну на стороне турецкого султана - объединенный англо-французский флот вошел в Черное море.
   Однако на начальном этапе союзники терпели неудачи и даже теряли корабли. Так, например, пытаясь нарушить каботажное судоходство в районе Одессы 30 апреля 1854 года британский пароходофрегат «Тигр» сел в тумане на скалистую банку недалеко от Одесского маяка, в 300 м от берега. Пока английская команда пыталась снять свой корабль с мели, напротив него на берегу появились две русские 12-фунтовые пушки - артиллеристы под командованием поручика Ф.И. Абакумова открыли меткий огонь по противнику и вскоре командир «Тигра» решил сдаться. Попытка британских пароходов «Везувий» и «Нигер» отбить своих закончилась провалом - из Одессы подоспели 12 русских орудий, открывших огонь по вражеским кораблям. В итоге «Тигр» загорелся и позже взорвался, а «Везувий» и «Нигер» ретировались. Впрочем, это была небольшая победа - в стратегическом плане Крымская война закончилась для России поражением.
    1 сентября 1854 года 89 боевых кораблей и 300 транспортов объединенного англо-франко-турецкого флота подошли к Евпатории и за шесть суток высадили десант численностью 62 тысячи человек при 134 орудиях. Заняв Евпаторию, войска двинулись к Севастополю. 5 октября начался первый штурм города. Во время первой же бомбардировки на Малаховом кургане был смертельно ранен руководитель обороны города вице-адмирал В.А. Корнилов. Его место занял вице-адмирал П.С. Нахимов, который 28 июня 1855 года тоже был смертельно ранен на этой же стратегической высоте. 7 марта 1855 года на Малаховом кургане был убит и контр-адмирал В.И. Истомин.
    30 августа 1855 года защитники города перешли на Северную сторону, но истощенные тяжелой осадой союзники активных действий здесь больше не предпринимали. 17 февраля 1856 года было заключено перемирие, всего под Севастополем русские армия и флот потеряли 102 тысячи человек убитыми и ранеными, противник - около 71 тысячи.

КрасовскийКрасовский Н. "Возвращение в Севастополь
эскадры Черноморского флота после Синопского боя"