МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПАПЫ КАРЛО

   1ШарманкаС загадочным словом «шарманка» я, как и многие другие, познакомился в далёком детстве, впервые встретив его в книге о приключениях деревянного мальчишки Буратино. В самом начале книги сообщается, что папа Карло когда-то был шарманщиком и что его шарманка уже давно сломалась. Ничего больше к этому автор «Золотого ключика» Алексей Толстой не добавляет, но со временем я, конечно, узнал, что звучным словом «шарманка» называли удивительный механический музыкальный инструмент. Всё, что требовалось от шарманщика, так это крутить ручку, что и порождало музыкальные звуки. Очень долго мне казалось, что шарманщики и шарманки ушли в безвозвратное прошлое, но не так давно на одной из улиц немецкого города Кёльна я увидел удивительную картину. На тележке с колесиками стоял большой деревянный ящик, украшенный росписью, и человек в цилиндре, стоящий за ним, крутил ручку. Из ящика неслась напевная мелодия, которую слушала внушительная толпа. Когда музыка смолкла, слушатели зааплодировали, и шарманщик в цилиндре начал другую мелодию.
  Словом, я понял, что история шарманки даже в нашем XXI веке далеко ещё не окончена. И что с ней интересно познакомиться поближе.
   Шарманка — это музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. А по большому счёту, вовсе даже не инструмент, а устройство для воспроизведения записанных на нём музыкальных произведений. Пожалуй, давний предок наших плееров и музыкальных центров. Очень может быть, что именно этим и объяснялась огромная популярность шарманки в минувшие времена. Когда человек играет, например, на скрипке, всем понятно, как и почему возникает мелодия. А если она звучит из большого деревянного ящика лишь оттого, что шарманщик крутит ручку, это казалось каким-то чудом. Посмотреть и послушать чудо собирались толпы людей. Причём чудо можно было переносить с места на место и показывать даже в самых глухих местах. Вот так и появилась профессия бродячего шарманщика, переходящего из селения в селение и живущего тем, что жертвовали ему благодарные слушатели.
  Шарманки и шарманщики известны в Западной Европе с XVII века. Однако имя изобретателя и обстоятельства изобретения шарманки остаются загадкой — на приоритет претендуют сразу несколько стран.
   В Голландии, например, убеждены, что первую шарманку изготовили именно в этой стране, причём ещё в XVI веке, но неоспоримых доказательств этому нет. Самые ранние из дошедших до наших дней шарманок датируются началом XVII века и были изготовлены во Франции. Однако это были ещё не шарманки, а довольно простые устройства, предназначенные для... обучения певчих птиц. В дальнейшем они совершенствовались, превратившись наконец в ящики внушительных размеров, способные воспроизводить различные мелодии.
   В музеях, посвященных техническому прогрессу, сохранилось немало старинных шарманок. Конструкции у них разные — одни довольно простые, другие сложные. Некоторые устроены по принципу ксилофона — музыкального инструмента, состоящего из пластин, каждая из которых настроена на определённую ноту. Исполнитель ударяет по ним металлическими молоточками.
   В шарманке подобные металлические пластины задевают штырьки на вращающемся валике, который крутит шарманщик. Нота следует за нотой, мелодию сопровождают аккорды, когда несколько пластинок одновременно задевают несколько штырьков. Словом, чтобы «записать» на валике определённую мелодию, нужно было соответствующим образом расположить на  нём штырьки. Кропотливая работа, но зато потом мелодию можно было проигрывать много раз. А если в запасе у шарманщика были несколько валиков с разными записанными мелодиями, он мог дать слушателям целый концерт.1Шарманка1
  Впрочем, звучание у простых шарманок было, что называется, неглубоким. Поэтому шарманщики старались обзавестись более сложными и дорогими инструментами. Такую шарманку можно сравнить уже не с ксилофоном, а с многоголосым органом. Здесь ручка, которую вращал шарманщик, выполняла уже две функции.
   Во-первых, её вращение с помощью специального устройства закачивало воздух в мехи, расположенные внизу шарманки. А во-вторых, вращение валика включало более сложный механизм, чем в «ксилофонных» шарманках. Вместо штырьков на валике были расположенные в определённой последовательности углубления. Вращаясь, валик приводил в движение рычаги, концы которых цеплялись за эти углубления. От этого рычаги двигались вверх-вниз в заданном валиком порядке и приводили в движение трости, открывающие и закрывающие воздушные клапаны. Тем самым регулировалась подача воздуха из мехов в трубки, которые представляли собой миниатюрный орган. Точно так же, как в большом органе, воздух, движущийся по трубкам, порождал звучную, «глубокую» мелодию.
   Понятно, что на валики шарманки «записывались» самые популярные для того или иного времени мелодии. В XVIII веке, например, во Франции огромным успехом пользовалась песенка «Шарман Катрин» — «Прелестная Катарина». Согласно распространённой версии, именно эта песенка дала название и музыкальному ящику — в конце концов, его стали называть шарманкой.
    Весили иные шарманки немало — до тридцати килограммов. Возить такой инструмент приходилось на тележке. Более лёгкие шарманки носили на наплечных ремнях. Понятно, что работа шарманщика была нелёгкой, ему требовалась немалая физическая сила и выносливость. А также изобретательность: чтобы привлечь ещё больше внимания к своему выступлению, нередко он брал «напарника» — например, обезьянку, которая тоже участвовала в музыкальном представлении: она развлекала слушателей тем, что строила им забавные гримасы и даже танцевала под музыку.
   Иной раз напарником был попугай, который сидел на коробке, где лежали свёрнутые листочки с различными предсказаниями. Желающий бросал на тарелку, стоявшую тут же, мелкую монетку, а дрессированный попугай за это вынимал клювом какую-то из бумажек. На ней было написано, что ждёт человека в будущем.
   Нередко шарманщика сопровождали маленький мальчик или маленькая девочка. Тонкими голосами они пели «жалостливые песни», размягчая сердца слушателей, чтобы те платили щедрее. Очень часто шарманщики объединялись также с кукольниками. Добравшись до очередного села, шарманщик останавливался на базарной площади и начинал играть, тем самым зазывая людей, а кукольники в это время устанавливали рядом ширму, готовясь к представлению.
   В Россию шарманка пришла из Западной Европы в начале XIX века. Сначала шарманщиками были французы или итальянцы, выступавшие на российских ярмарках, например, Нижегородской, где невиданные ещё музыкальные ящики пользовались огромной популярностью. Но постепенно появились и русские шарманщики, а также мастера, изготовлявшие шарманки и «записывающие» на валики самые популярные мелодии. Вскоре, точно так же, как в Западной Европе, русские шарманщики стали ходить по городам и сёлам, собирая толпы слушателей. Это было уже настоящее явление в российской жизни, недаром оно привлекало внимание художников. Сразу несколько картин, посвященных шарманщикам, написал, например, Владимир Егорович Маковский.
   Но шло время, был изобретён граммофон, музыку теперь можно было слушать дома. И профессия шарманщика стала постепенно забываться. Однако теперь о ней вспомнили снова. Но теперешние шарманщики, играющие на улицах современных городов, конечно, уже совсем другие. И люди собираются вокруг них, скорее, не для того, чтобы послушать музыку, а чтобы увидеть ожившую картинку из далёкого прошлого. Шарманщик теперь, скорее, не музыкант, а актёр. А в некоторых городах время от времени проводятся фестивали шарманщиков, в которых принимают участие десятки таких актёров. И тысячи зрителей.

А почему?.- 2013.- № 6.- С.24-26.