МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Даты жизни: 27 января 1826 — 10 мая 1889
Место рождения: село Спас-Угол, Тверская губерния, Российская империя
Русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.
Известные произведения: «История одного города», «Господа Головлёвы», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Дикий помещик»

«Я ЛЮБЛЮ РОССИЮ ДО БОЛИ СЕРДЕЧНОЙ» 

«У кого, мой друг, дело есть, да кто собой управлять умеет –
тот никогда скуки не знает».
М.Е. Салтыков- Щедрин

  27 января 2021 года исполняется 195 лет со дня рождения русского писателя-сатирика, публициста, редактора, государственного деятеля Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
  Его произведения входят в обязательную школьную программу. Острый ум, смелость и тяга к высмеиванию пороков – так можно охарактеризовать его творчество в целом. Этот удивительный писатель, не боясь гнева ни властей, ни реакции критиков, ни запретов цензоров, писал удивительно меткие и язвительные произведения, в которых раскрывал и вытаскивал на свет все нелицеприятные стороны современного ему общества, которые обычно не демонстрировались.

  1Салтыков1Гений русской литературы родом из старинной дворянской семьи. Отец Евграф Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны. Дочь купца Забелина вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас - Угол Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по старому стилю родился шестой ребенок – Михаил. В семье Салтыковых росли еще два сына и три дочери.
  Будучи натурой сильной, властвовала в усадьбе мать писателя. Отец, отставной коллежский советник, имел репутацию непрактичного человека. Все свои заботы мать направила на укрепление хозяйства поместья. Ради этого не только дворовые люди, но и порой собственные дети кормились впроголодь. Какие-либо удовольствия и развлечения в семье не были приняты. Мать строго наказывала детей за любую провинность. Салтыков писал в поздние годы: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут... секут как следует, розгою... Было мне тогда, должно быть, года два, не больше».
  В доме царила непрерывная вражда: между родителями, между детьми, которых мать, не скрывая, делила на «любимчиков и постылых», между господами и прислугой. Среди этого домашнего ада рос умный и впечатлительный мальчик.
  Фамилия Салтыков-Щедрин была псевдонимом писателя. Он печатал свои произведения под именем «надворного советника Николая Щедрина».
  По одной из версий, взять такой псевдоним предложила жена Салтыкова-Щедрина, поскольку в своих произведениях он был очень щедр «на всякого рода сарказмы». По другой – он позаимствовал фамилию у кого-то из знакомых.
  С трех лет мальчик наблюдал, как занимаются его старшие братья и сестры. Поэтому уже в раннем детстве он хорошо разговаривал по-французски и по-немецки. С шести лет будущего писателя учил грамоте крепостной художник Павел Соколов, а латынь ему преподавал священник из соседнего села Заозерье. К поступлению в учебное заведение Мишу готовила и сестра Надежда, выпускница института благородных девиц.
  В августе 1836 года будущий писатель успешно сдал экзамены и поступил сразу в третий класс Московского дворянского института. В этом закрытом учебном заведении для детей российских дворян воспитывались поэт Василий Жуковский, драматург Александр Грибоедов, писатель Михаил Лермонтов. Учился Салтыков-Щедрин на отлично. Каждые полтора года институт переводил двух лучших воспитанников в Царскосельский лицей. В 1838 году туда отправили и Салтыкова-Щедрина.
  В 1830-х годах Николай I реформировал Царскосельский лицей – теперь он напоминал военное учебное заведение. Здесь ввели строгий солдатский режим, отдельные комнаты перестроили в казармы. В те годы в лицее учились в основном дети военных. С общими комнатами и режимом Салтыков-Щедрин был знаком еще с Дворянского института, но соблюдал военную дисциплину с трудом, да и среди аристократов чувствовал себя одиноко.
  «Как ловко сидели на них «собственные» мундиры и курточки! Как полны были их несессеры всякого рода туалетными принадлежностями! Как щедро платили они дядькам! с какою непринужденностью бросали деньги на пирожки и другие сласти! с какой грацией шаркали ножкой перед воспитателями и учителями!.. У меня не было ни собственного мундира, ни собственной шинели с бобровым воротником. В казенной куртке, в холодной казенной шинельке, влачил я жалкое существование, умываясь казенным мылом и причесываясь казенною гребенкою. Вид у меня был унылый, тусклый, не выражавший беспечного доверия к начальству, не обещавший в будущем ничего рыцарского...» (Михаил Салтыков-Щедрин, книга очерков «В больнице для умалишенных», 1872 год).
  Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди выпускников – Александр Пушкин, князь Михаил Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин. Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере подростка, у которого так и не появилось близких друзей. Неспроста Михаила однокашники прозвали «Сумрачным лицеистом».
  Михаил в подражание предшественникам начал писать стихи вольнодумного содержания. Все свободное время он проводил в уединении. Сочинял стихи, переводил зарубежных поэтов, читал книжки, журналы и мечтал стать «наследником» Пушкина. Сокурсники смеялись над начинающим поэтом и дразнили его «умником». Новое лицейское начальство тоже не приветствовало занятия литературой, поэтому Салтыков-Щедрин прятал свои сочинения в сапоги, но их все равно находили.
  Он вспоминал: «Я начал писать стихи, за которые был часто наказываем».
  Михаил окончил лицей в 1844 году. В его аттестате были отмечены успехи в учебе, особенно «в законе божием, статистике и русской словесности». Однако из-за поведения он получил чин ниже, чем остальные, и стал не титулярным советником, а коллежским секретарем, то есть мог занимать низшие руководящие должности, но не получил пока личное дворянство. Осенью того же года юноша поступил на службу в Канцелярию военного министерства.
  В 1847 году молодой автор написал свою первую повесть «Противоречия», а в следующем году – «Запутанное дело». Повести его откликались на злободневные общественно-политические вопросы; их герои искали выход из противоречий между идеалами и окружающей жизнью. За напечатание повести «Запутанное дело», обнаружившей, как писал военный министр князь Чернышев, «вредный образ мыслей» и «гибельное направление идей», писатель был арестован и сослан по распоряжению царя в Вятку.
  «Вятский плен», как Салтыков назвал свое семилетнее пребывание там на службе, стал для него трудным испытанием и одновременно великой школой. После петербургской жизни среди друзей и единомышленников неуютно было молодому человеку в чуждом ему мире провинциального чиновничества, дворянства и купечества. Салтыков чуть было не остался насовсем прозябать в провинции, пусть и дослужившись до советника губернского правления: в 1855-м на императорский трон был коронован Александр II, и о рядовом ссыльном попросту забыли.
  «Связи с прежней жизнью разом порвались; редко кто обо мне вспомнил, да я и сам не чувствовал потребности возвращаться к прошедшему. Новая жизнь со всех сторон обступила меня. Целых восемь лет я вел скитальческую жизнь в глухом краю. И возлежал на лоне у начальника края, и был отметаем от оного; был и украшением общества, и заразою его; и удачи, и невзгоды – все испытал, что можно испытать на страже обязательной службы, среди не особенно брезгливых по служебной части коллег. Конца этому положению я не предвидел. Сначала делал некоторые попытки, чтобы высвободиться, но чем дальше шел вглубь, тем более и более обживался». (Михаил Салтыков-Щедрин, цикл очерков «Мелочи жизни», 1887 год).
  В Вятском губернском правлении Салтыков-Щедрин служил младшим чиновником. Но уже через два месяца губернатор назначил его своим старшим чиновником для особых поручений. Писатель расследовал мелкие дела, например, «о злоупотреблениях в Вятской городской полиции по заготовлению арестантской одежды». Он много работал, стал постоянным посетителем дома губернатора и светских салонов. В 1849 году составил отчет по управлению Вятской губернией за прошлый год – его представили министру внутренних дел. А в 1850 году Салтыков-Щедрин подготовил «Вятскую выставку сельских произведений». Министерство государственных имуществ назвало ее «одною из наиболее изобильных, благоустроенных и поучительных во всей империи».
  Вскоре писателя назначили советником Губернского управления. Он возглавил хозяйственное отделение, усмирял крестьянские бунты и ездил со следственными делами по Вятской, Пермской, Казанской и Нижегородской губерниям.
  Так Салтыков-Щедрин наблюдал за крестьянской и чиновничьей жизнью, которую впоследствии описал во многих своих произведениях.
  Салтыков-Щедрин несколько раз писал императору и просил освободить его из ссылки за хорошую службу. За писателя хлопотали родители и друзья, однако ответ был один – «рано». На помощь пришел Пётр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй муж Натальи Пушкиной.
  Ему представили Салтыкова-Щедрина как талантливого человека и бывшего лицеиста, который, подобно Пушкину, испытал на себе немилость императора. Вскоре Ланской написал брату – министру внутренних дел – официальное письмо, в котором просил «исходатайствовать» Салтыкову-Щедрину «всемилостивейшее прощение». 12 ноября министр внутренних дел доложил о писателе Александру II, и тот приказал «дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает».
  Михаила вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве. Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи XIX века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость», «крапивное семя» и многие другие.
  По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.
  В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности.
  Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты. В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели. Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно!
  Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.
  В их числе – «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» – книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».
  В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» – повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.
  С 1875 года писатель тяжело болел. В последний год жизни он писал: «Не проходило почти ни одного дня, в который я мог бы сказать, что чувствую себя изрядно. Постоянные болезненные припадки и мучительная восприимчивость, с которою я всегда относился к современности, положили начало тому злому недугу, с которым я сойду в могилу». А закрытие «Отечественных записок» и болезнь сына окончательно сломили его. И тем не менее писатель трудился до последнего: за несколько дней до смерти он начал писать произведение «Забытые слова».
  Огромное художественное дарование Салтыкова-Щедрина, его непревзойденное сатирическое мастерство по достоинству оценены крупнейшими русскими писателями. Салтыков, по определению И.С. Тургенева, отмежевал себе в нашей словесности целую область, в которой был «неоспоримым мастером и первым человеком». Л.Н. Толстой находил у Щедрина «все, что нужно», чтобы завоевать признание народа: «сжатый, сильный, настоящий язык», характерность, веселый смех, «знание истинных интересов жизни народа».
  М. Горький говорил о Щедрине: «Это огромный писатель, гораздо более поучительный и ценный, чем о нем говорят. Широта его творческого размаха удивительна». Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина оказывала огромное благотворное воздействие на общественную жизнь России. И в свое и в последующее время щедринская сатира служила грозным идейным оружием в руках правдолюбцев. Откройте любое его произведение – кажется, что он пишет о сегодняшнем дне.
  Просто даешься диву: он сумел заглянуть в будущее или за эти 150 лет ничего не изменилось? Воистину бюрократия, мздоимство, коррупция, кумовство, грубейшие нарушения законов, где обычный человек для власть придержащих ничтожен, и голоса народа «верхи» не слышат - это «крапивное семя» губит нашу прекрасную страну Россию.
  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе отдельную нишу – только он может так необыкновенно метко критиковать и высмеивать окружающую нас действительность. Хотя нам не привыкать. Мы видим это каждый божий день и сегодня до боли сердечной.
  Михаил Салтыков-Щедрин умер 10 мая 1889 года в Петербурге. По завещанию его похоронили рядом с Иваном Тургеневым на Волковском кладбище.

Источник: Воловик, А. «Я люблю Россию до боли сердечной» /А. Воловик // Честь Отечества.- 2021- № 1-2.- С. 32-35.


ВЕЧНОСТЬ САТИРЫ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

1Салтыков2

  Есть некая тайна в том, что самые весёлые книги, произведения, вызывающие у читателей смех, создаются людьми, чью жизнь уж никак нельзя назвать весёлой. Примеров таких можно привести великое множество: от английского классика Джерома до русского писателя Зощенко. Оба они за жизнь сменили множество занятий, что не добавляло стабильности их существованию. Михаил Зощенко, например, кем только не был: от контролёра поездов и бухгалтера до агента уголовного розыска и сапожника. И Джером, и Зощенко принимали непосредственное участие в военных действиях. При такой сложной жизни даже представить трудно, как появлялись книги, чтение которых даже спустя многие десятилетия вызывают хохот читателей.
  Вышесказанное имеет самое непосредственное отношение к произведениям М.Салтыкова-Щедрина.  Созданные чуть ли не два века назад книги классика русской литературы Михаила Салтыкова-Щедрина звучат сегодня поразительно актуально.

День промелькнул за окнами читальни,
Как будто люди жили без меня.
С вокзала я гудок услышал дальний.
Прошёл трамвай, сверкая и звеня.
Вы, делавшие мир светлей и лучше!
Вы, жизнь свою отдавшие борьбе!
Спасите нас! Спасите наши души,
Не дайте утонуть в самих себе.
Не дайте превратиться в жалких тварей,
Каких рождала нищая страна:
В Молчалина, учителя в футляре
Иль пескаря из сказки Щедрина.

  Вспомним сказки Михаила Евграфовича. В них действуют персонажи, которые и сегодня живы и легко узнаваемы.
  В сказке «Вяленая вобла» главная героиня лишилась «лишних мыслей», «лишних чувств», «лишней совести» и чувствует при этом себя весьма комфортно. А вот как замечательно писателю удалось проанализировать природу успешности хищников. Иногда людей такого склада сегодня именуют «успешными менеджерами». Но у русского классика свой взгляд на успех хищников, и он представляется убедительным и интересным даже сегодня.
   «Очень часто хищники возбуждают удивление той удачливостью, которая постоянно сопровождает выполнение их планов и намерений и которая даёт повод предполагать в них сильное развитие умственных способностей; но ближайшее знакомство с каждым отдельным субъектом этой породы разъясняет, что здесь удача лишь в самой слабой степени зависит от соображений и расчётов ума. Хитрость, мелкая изворотливость и очень крупное нахальство, одним словом, самые низшие свойства духовной природы человека - вот орудия, с помощью которых действуют так называемые орлы и которые, к сожалению, обеспечивают им удачу. Отсутствие совести, этого бесценного человеческого свойства, без которого немыслимо не только устройство правомерных отношений в обществе, но и прочное обеспечение его будущего, тоже не мало придаёт блеска их действиям, успех которых только и объясняется их совершенною несвойственностью разумной природе человека».
  Сложно вообразить даже, как вообще чувство юмора, дар иронии, умение видеть смешное могло развиться у человека при таком начале жизненного пути! Сегодня многие люди склонны любые сложности собственной жизни объяснять не самыми комфортными условиями детства. Миша при желании мог бы оправдать что угодно. Чего можно ждать от того, чьи первые воспоминания - безжалостная порка? Но не получилось из Михаила ни жестокого властолюбца, ни подобострастного лакея.
  Как-то зашёл разговор о том, с какого возраста человек начинает помнить себя. Сохранились слова уже взрослого Салтыкова-Щедрина:  «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут, кто именно, не помню, но секут как следует, розгою, а немка - гувернантка моих старших братьев и сестёр — заступается за меня, закрывает ладонью от ударов и говорит, что я слишком ещё мал для этого. Было мне тогда, должно быть, года два, не больше».
  Михаил был сыном дворянина из старинного рода Салтыковых и дочери богатого московского купца. В их браке было рождено шестеро детей. Шестым родился Миша, ставший впоследствии выдающимся русским писателем. Мать в этой большой семье отличалась особой расчётливостью, деспотизмом по отношению не только к крепостным, но и к собственной семье. Ольга Забелина вряд ли была такой в пятнадцать лет, когда выходила замуж за сорокалетнего аристократа. Однако на фоне успешного ведения ею хозяйства было страшное разрушение семьи, где не было ни счастья, ни теплоты, ни любви (даже к детям). Зато была бесконечная грызня с мужем, страсть к обогащению, жестокость к крепостным, безграничная скупость. Имея более трёх сотен коров, мать считала не нужным давать детям молоко. Ребята с восьми утра и до двух часов дня выпивали по чашке чая, чуть приправленного синеватым молоком. К чаю полагался ломоть домашнего белого хлеба. При том семейство Салтыковых было одно из самых богатых в уезде.
  Михаил начал учёбу в Москве, а затем, после Дворянского института, где был одним из двух лучших выпускников, продолжил в Царскосельском лицее. Салтыкову было восемнадцать лет, когда после завершения учёбы он стал мелким чиновником военного министерства и переехал в Санкт-Петербург.
  А потом будет ссылка, где Михаил проведёт семь с половиной лет. Находясь в Вятке под полицейским надзором, Салтыков сначала работал писцом в канцелярии вице-губернатора. Через некоторое время он стал старшим чиновником особых поручений при губернаторе. Удивительный карьерный взлёт ссыльного литератора объяснялся тем, что ему можно было поручать дела любой сложности: знающий, деловитый, ответственный, неподкупный, он пользовался большим авторитетом. В Вятке Михаил бедствовал, но оставался верен себе. Вот фрагмент его письма брату:  «Я полагаю, что они (родители) думают, что я как советник должен иметь посторонние доходы; если это так, то они ошибаются, потому что никогда рука моя не осквернится взяточничеством... Поэтому я весь погряз в долгах и не знаю, право, куда всё поведёт».
  После возвращения Михаила из Вятки в Петербург уже спустя пару лет он стал существовать в двух ипостасях: он был высокопоставленным чиновником — вице-губернатором М. Салтыковым и одновременно уже известным писателем-сатириком Н. Щедриным. Михаил Евграфович вскоре отправился служить сначала в Рязань, потом — в Тверь и Тулу. Время показало: даже высокие должности и реальная большая власть не способны были испортить этого человека. Зато эта деятельность дала писателю уникальные возможности наблюдать и изучать окружающую действительность во всём её многообразии: от высшей российской власти до самых низших социальных слоев. Панорама периферийной российской жизни, которую наблюдал Салтыков, дала ему богатый материал для творчества. Более того, Михаил Евграфович пришёл к выводу, что со многими язвами российской действительности можно и даже нужно бороться с помощью писательского слова. Он понимал, что литература оказывает сильное воздействие на значительную часть общества, на его элиту, прежде всего.
  «Никогда не бывает зло так сильно, как в то время, когда оно не чувствуется, когда оно, так сказать, разлито в воздухе. «Что это за зло? — говорят тогда добросовестные исследователи... - это не зло, а просто порядок вещей!» — И на этом успокаиваются».
  Чтобы зло не осталось не только незамеченным, но и безнаказанным, творил Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Поразительно актуальны сегодня многие его произведения, в том числе «История одного города».
  Уже современники увидели в Салтыкове-Щедрине творца высочайшего уровня. Критик Скабичевский так обращался к читателям:  «Знаете ли вы, приходило ли вам в голову подумать, что такое господин Щедрин? Ведь это один из тех народных и, вместе с тем, общечеловеческих сатириков вроде Рабле, Мольера, Свифта, Грибоедова и Гоголя, смех которых раздаётся громовыми раскатам под сводами веков».
  Написанные Салтыковым-Щедриным «История одного города», «Господа Головлёвы», «Пошехонская старина», сказки — всё творчество Михаила Салтыкова-Щедрина сегодня удивляет не только своим глубоким знанием жизни современного писателю российского общества, но и тем постижением человеческой природы, которое способно изумить читателя XXI столетия.
  Михаил Салтыков-Щедрин был убеждён, что литература — не средство развлечь читающую публику. Книги, с его точки зрения, способны оказать влияние как на конкретного человека, так и на общество.
  Портрет работы В.В. Матэ, современники, близко знавшие Михаила Евграфовича, считали этот портрет поразительно точным. Именно таким, озабоченным бедами окружающей действительности, внимательным и вдумчивым, был писатель. Он высоко ценил своих читателей-современников:  «Уверенность, что есть существо, которое откликается на вашу мысль и волнуется вашими волнениями, которое в вашей работе видит не балагурство, а убеждённость...»
  «С какою изумительною быстротой поселяется в сердце вялость и равнодушие ко всему, потухает огонь любви к добру и ненависти ко лжи и злу! И то, что когда-то казалось и безобразным и гнусным, глядит теперь так гладко и пристойно, как будто всё это в порядке вещей...»
  Блестяще остроумный Салтыков-Щедрин остался на все времена мастером особого смеха — такого, который делает читателя умнее. В этом — залог вечности его сатиры.

Источник: Хацкевич, Н. Вечность сатиры Салтыкова-Щедрина/ Н. Хацкевич //Библиотека предлагает. Сердца, отданные искусству.- 2011.- №6. – С. 80-89.


ТВЕРЬ

Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина
Адрес: г. Тверь, ул. Рыбацкая, 11/ 37.

1СалтыковТверь1

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
М.Е. Салтыков-Щедрин

  В  1880 году в России произошло много важных событий: в Зимнем дворце прогремел взрыв - это было очередное, пятое по счёту, покушение на императора Александра II, в Москве открыли памятник А.С. Пушкину, в Петербурге прошли первые испытания электрического трамвая...
  В том же году в губернском городе Твери в местном историко-археологическом музее установили бюст известного писателя, бывшего вице-губернатора и уроженца тверского края Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Бюст был гипсовым слепком с бронзовой скульптуры работы художника П.П. Забелло. И это был дар музею от одного из почитателей творчества писателя-сатирика, земского врача М.И. Петрункевича. Но прошло совсем немного времени, и музейное начальство, узнав, что в Петербурге журнал «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был редактором, власти закрыли, приказало убрать и спрятать бюст писателя. Михаил Евграфович позже с иронией напишет: «В родном городе некто пожертвовал в местный музей мой бюст. Стоял-стоял этот бюст год или два благополучно - и вдруг его куда-то вынесли. Оказалось, что я - вредный». А позже не стали печатать уже подготовленный краеведческий сборник «Жизнь замечательных уроженцев и деятелей Тверской губернии». Причина одна - в сборнике предполагалась статья о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Но время всё расставляет на свои места. И сегодня бюст писателя занял своё достойное место в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери.
  Да, творчество писателя кое-кому может показаться «вредным» или устаревшим. Но персонажи его произведений - разве они остались в далёком прошлом? Хотя мы все прекрасно помним и повторяем фразу о том, что человечество смеясь расстаётся со своим прошлым... Разящий смех - оружие писателя. «Это оружие очень сильное, - писал Салтыков-Щедрин, - ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». Иван Сергеевич Тургенев так отзывался о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Его смех горек и резок...»
  Мы назовём лишь некоторые произведения писателя: «Запутанное дело», «Губернские очерки» - именно тогда впервые появился псевдоним - «надворный советник Н. Щедрин», «Современная идиллия», «Господа Головлёвы» и «Сказки», «Дневник провинциала в Петербурге» и «Благонамеренные речи», «История одного города» и «Пошехонская старина», «За рубежом» и «Помпадуры и помпадурши»...
  Михаил Евграфович Салтыков (Щедрин - это творческий псевдоним) родился 15 (27) января 1826 года в родовом имении Спас-Угол, что находилось тогда в Калязинском уезде Тверской губернии (сегодня - Талдомский р-н Московской области).
  Детские впечатления, жизнь в имении отца - всё это позже найдёт своё отражение в творчестве писателя, в его последнем произведении «Пошехонская старина». По словам самого Михаила Евграфовича, это была «пора самого разгара крепостного права» в одном из глухих уголков «Пошехонья».
  Как было принято в дворянских семьях, Михаил Салтыков получил прекрасное домашнее образование под руководством учителей-иностранцев и уже в шестилетнем возрасте без труда разговаривал по-французски и по-немецки. Давали свои уроки и крепостной человек его родителей, живописец Павел, и сельский священник. Михаил Евграфович позже напишет: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем...»
  Когда мальчику исполнилось 10 лет, он был принят в Московский дворянский институт. В дорогу маменька Ольга Михайловна благословила иконой с образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Потом семейная икона перешла к младшему брату Илье. Сегодня мы можем увидеть её в тверском музее писателя.
  С 1838 года Михаил Салтыков учится в Царскосельском (Александровском) лицее в Петербурге. Уже тогда будущий писатель пробует свои силы в поэзии и даже получил от одноклассников почётное звание - «наш новый Пушкин».
  По окончании лицея - а в нём готовили будущих государственных чиновников - Михаил Евграфович служит на различных должностях. И тогда же начинается его литературная работа, ставшая делом всей жизни. Впрочем, дадим слово самому писателю. В своём автобиографическом письме (1887 г.) Салтыков-Щедрин пишет: «...в 1838 году был переведён в Царскосельский Лицей. Там я начал писать стихи, за которые был часто наказываем... После выхода из Лицея... служил и писал, писал и служил вплоть до 1848 года, когда был сослан на службу в Вятку за повесть «Запутанное дело». Прожил там почти 8 лет и служил, но не писал. В 1856 году возобновил литературную деятельность «Губернскими очерками» и вплоть до 1886 года писал и служил, служил и писал... В настоящее время, одержимый жестоким недугом, ожидаю смерти...»
  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин с июня 1860 года по февраль 1862 года занимал высокий пост вице-губернатора в Твери. Это было сложное время проведения крестьянской реформы в России. Михаил Евграфович боролся с произволом и самодурством помещиков-крепостников, с чиновниками - взяточниками   и   казнокрадами,   «пробавлявшимися   безгрешными доходами за счёт казенного пирога». О российских чиновниках Салтыков-Щедрин как-то сказал: «Господи! Какие дураки! Впрочем, слава создавшему их такими. Будь они немного поумнее, всю губернию слопали бы». Вице-губернатор открыто заявлял: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа... Очень, слишком даже будет!» Конечно, нашлись недоброжелатели, сыпались доносы... Салтыков-Щедрин получил в тверском крае прозвище «вице-Робеспьер». Годы службы в Твери сыграли важную роль в творчестве писателя, дали много «материала» для создания его бессмертных произведений.
  В Твери Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вместе с женой Е.А. Салтыковой проживали в каменном двухэтажном особня¬ке, недалеко от набережной Волги. В этом здании в 1976 году, к 150-летнему юбилею писателя, был открыт музей М.Е. Салтыко¬ва-Щедрина. И сегодня музей - это один из центров культурной творческой жизни Твери.
  В основе экспозиции – художественные панно, своеобразные «окошки» в мир жизни России девятнадцатого столетия. И на этом необычном фоне мы знакомимся с экспонатами  музея,  рассказывающими  о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина. Есть в музее, хотя сохранилось их немного, подлинные вещи писателя и его семьи. Например, книга «О продолжении человеческой жизни, или Домашний лечебник», издания 1825 года, купленная когда-то отцом писателя. Или чайная чашка с блюдцем - подарок друзей писателя к его 50-летию. Есть и письменный стол, за которым работал Михаил Евграфович в своей квартире в Петербурге на Литейном проспекте. Наверное, всех посетителей музея заинтересует кабинет писателя, воссозданный в круглой комнате - «фонарике». В музее можно увидеть и «кабинет чиновника».
  Книги, журналы, рукописи, фотографии и картины - всё это создаёт особый настрой, особую атмосферу, в которую погружаются посетители музея. В музее проходят творческие вечера, встречи, научные конференции и выставки.
  В своём последнем, предсмертном произведении «Пошехонская старина» М.Е. Салтыков-Щедрин обращался к молодому поколению с такими словами: «Не погрязайте в подробностях настоящего... но воспитывайте в себе идеалы будущего: ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего».

  Из зала в зал переходя….//Детская энциклопедия. - 2015.- № 8. С. 37-41.