ЛЮБОВЬ ФЁДОРОВНА ВОРОНКОВА

Даты жизни: 30 (17) сентября 1906 – 20 января 1976
Место рождения: г. Москва
Советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.
Известные произведения: Девочка из города, Сын Зевса, Герой Саламина, След огненной жизни

  1Воронкова1Любовь Воронкова – писательница советского времени, на добрых произведениях которой воспитано не одно поколение детей. Помимо рассказов и повестей для юной аудитории, талантливый литератор увлекательно писала захватывающие исторические романы, переносившие читателей в давно ушедшие времена.
  Любовь Фёдоровна создала целую библиотеку книг для детей разных возрастов. В раннем возрасте читатели встречаются с героями весёлой, поучительной книжки «Маша-растеряша». Хрестоматийными произведениями нашей детской литературы стали «Солнечной денёк», «Золотые ключики», «Девочка из города». С этими книгами читатели знакомятся в начальных классах школы. А став подростком, а то и взрослым человеком, перед читателем откроется тревожный, отдалённый от нас тысячелетиями мир исторических произведений Любови Фёдоровны Воронковой.
  Родилась Любовь Фёдоровна Воронкова 30 (17) сентября 1906 года в Москве, на Старой  Божедомке, куда однажды пришёл на заработки и поселился с семьёй её отец, безземельный крестьянин из деревушки на Орловщине.
  О своём детстве Любовь Фёдоровна рассказывает в автобиографической повести «Детство на окраине». Девочка росла очень талантливой, с детских лет увлекалась рисованием. Рисовала всюду, даже на земле. Мечтала быть художницей. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для неё коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище. Но началась Первая мировая война, жить стало трудно и голодно, и любимые занятия пришлось прекратить. Семья перебралась на родину отца под Орёл. Поселились в подмосковном посёлке Коськове, где насчитывалось семь дворов. Самой маленькой была их избушка. А в семье — семь человек.
  Семья из 7 человек ютилась в маленькой избушке и кормилась тяжелым крестьянским трудом, к которому пришлось приучиться и хрупкой 12-летней Любе.
  Не по рассказам узнала она с двенадцатилетнего возраста, что такое крестьянский труд. «С весны начиналась маета, — рассказывала она, уже став писательницей. — Огород пахать, полоть. Не успеешь одно с плеч свалить, другое подпирает. Поспели травы — начинался покос. От граблей мозоли набиваются. Рожь созрела. Длинный день на жнивье, выходили с серпами, жнёшь, снопы вяжешь, потом молотьба. Клали сноп на бревно и палкой околачивали. Но самое трудное — дёргать лён, потом мять да трепать. Зимой — корову подоить, овец накормить, воды из колодца натаскать…» Однако девочке работа не была в тягость, так как являлась единственным средством к пропитанию. Жизнь на сельских просторах открыла девушке всю красоту русской природы, привила любовь к земле и людям, на ней трудившимся.
  И была в этой трудной жизни радость — чтение книг. В доме любили книги, читали вслух. Незабываемый Гоголь, пьесы Островского, Пушкин, Шекспир, Вальтер Скотт — всё это навсегда осталось в памяти. Сколько она себя помнила, ей всегда хотелось писать и рисовать, «до страсти» — её любимое слово. Слагать стихи она, по собственному признанию, начала с тех пор, «как научилась писать». С тех пор всё постепенно становилось поэзией, приобретало ей одной видимые краски. Всё сильнее одолевала мысль о большом, просторном мире — мире творчества.
  В 1926 году Любовь Воронкова переезжает в Москву в надежде найти какую-нибудь работу и продолжить учение. Путь Воронковой в литературу не был лёгким и простым. «Это была трудная, каменистая тропинка в моей жизни, — вспоминала о тех годах Любовь Фёдоровна в автобиографии, — но я верила, что выберусь на широкую дорогу». Широкой дорогой была для неё литература. Она упорно шла к своей заветной цели.
  Первая публикация – стихи о домработнице Варваре, состоялась в газете «Комсомольская правда». В 1940 году свет увидела первая книга Воронковой – «Шурка», состоящая из 11 рассказов. Однако пришла война – время совершенно других героев.
  Любовь Воронкова стала писать о том страшном времени, кардинально изменившем жизнь целой страны, вернее целого мира. Одна за другой из-под писательского пера стали выпускаться книги о военном времени: «Девочка из города», «Село Городище», «Лихие дни», «Лесная избушка».
  Особенно в сердца читателей запала повесть «Девочка из города», написанная в 1943 году, ведь рассказывала она о том, с чем в военное и послевоенное время столкнулся каждый человек: о милосердии, взаимопомощи, доброте, честности, человечности. Ее героиня – городская девочка Валюша, оставшаяся без родителей и попавшая с сельскую семью с тремя детьми. Это жизненная история простых людей, сумевших выжить в той страшной войне и не растерявших самых важных человеческих качеств: отзывчивости и веры в себя и людей.
  Повесть пронзительная: такая звонкая, чистая, как весенняя капель. И вся она пропитана весной: тает снег, текут ручьи, возвращаются с юга грачи, расцветает верба. Повсюду просыпается новая жизнь, и потихоньку складывается новая жизнь и у Валентинки...
  До сих пор пользуется признанием у читателей ещё одна книга о войне Любови Фёдоровны Воронковой — «Село Городище». Замысел ее создания возник, когда Любови Воронковой в редакции «Пионерской правды» предложили написать очерк о том, как в городах и селениях, освобожденных от фашистских захватчиков, налаживается жизнь.
  Сразу же отправившись в тяжелую поездку, Любовь Воронкова увидела ужасные картины: села, сожженные дотла, с торчащими остовами от печей, обугленные деревья и пеньки от них, заминированные поля, взорванные машины и люди, возвратившиеся домой, измученные, раздетые, полуголодные. Сильные духом и не сломленные войной, они полны желания поскорее наладить жизнь на разоренной земле. Полученных впечатлений на один очерк было слишком много, поэтому Любовь решила поделиться ими в отдельной книге – «Село Городище». В ней она показала мужество и трудовой героизм советского человека, его мечты о счастливом и мирном будущем без войны.
  В мире без войны Воронкова Любовь Федоровна стала писать книги совсем иного содержания. Еще до войны были задуманы писательницей приключения двух девочек — подружек Тани и Аленки. После войны замысел осуществился в целом цикле книг: «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки». Всех своих героев Любовь Воронкова наделила искренностью, чистым сердцем, разумом, добротой, а также способностью к состраданию. Со страниц книг автор не устает говорить о крепкой дружбе, честности во всем, любви к Родине.
  В повести «Гуси-лебеди» мы знакомимся с Аниской, которая всю жизнь прожила в деревне. Она трепетно воспринимает природу, ей все интересно: смотреть, как суетятся хлопотливые муравьи, как летят далеко-далеко дикие гуси. Дома на всех окнах стоят у нее цветы: в горшках, в консервных банках, в кринках с отбитыми горлышками. Ей всегда хочется заступиться за них, беззащитных, как маленькие дети. Подруги не могут понять странной девочки с косыми глазами. Они поддразнивают ее, а старшая сестра пользуется любовью Аниски к цветам и заставляет делать работу, которую мать поручает ей самой. Читая эту повесть, невозможно не посочувствовать Аниске. Такая она чистая, чувствительная, отзывчивая. 
  Эта повесть немножко грустная, но ведь и жизнь наша наполнена не одними только радостями. Случается иногда и погрустить, когда тебя не понимают близкие, особенно когда не понимает тот, с кем хочется дружить.  Аниска – сложный, поэтический характер, и, создавая его, писательница будто приоткрывала своему читателю тайну о человеке, о том, что он не всегда такой, каким кажется, и надо уметь видеть в нем лучшее, скрытое от поверхностного взгляда. И о том, как богат внутренний мир человека и как он прекрасен! Но увидеть это и понять может только чуткое сердце.
  По произведениям Любови Федоровны легко угадывается, как жили ее современники, о чем думали, что их волновало. Некоторые книги адресованы старшему поколению и построены на документальной основе: «Где твой дом?», «Беспокойный человек», «Алтайская повесть», в которой автор рассказала о жителях Горного Алтая, края неимоверной красоты, и развитии в этом северном регионе садоводства.
  В предисловии к «Алтайской повести» Любовь Фёдоровна раскрывает историю создания этой книги. «Я старалась написать о Горном Алтае, о его красивой, но суровой природе, о его мужественных людях и весёлых трудолюбивых ребятах, как всё увидела это ещё давно. Прообразом для моих героев я взяла школьников одной хорошей школы, где учились и русские и алтайские дети. Книга — об их делах, об их удачах и невзгодах, об их сердечной дружбе, о трудолюбивом мальчике Косте и своенравной Чечек, что по-русски значит „Цветок“. Прошло много лет. Мои школьники уже выросли и, конечно, заняты большими, настоящими делами. А школа по-прежнему стоит на берегу кипучей, белопенной Катуни, и школьный сад, в котором ребята научились-таки выращивать яблоки, ещё богаче зеленеет под укрытием большой горы… И уже другие ребята учатся в этой школе и работают в этом саду. А у них свои удачи и радости, свои горести, свои маленькие события, из которых складывается жизнь…» 
  Незадолго до смерти Любовь Воронкова стала писать исторические романы, посвященные царю Киру, Александру Македонскому, легендарному Фемистоклу. Перед написанием автор долго настраивалась, тщательно изучала исторические материалы о времени, которое она собиралась отобразить в своих произведениях. Даже поехала в Среднюю Азию, где пыталась зарядиться знаниями, вдохновением. Результатом поездки стала книга о жизни узбекской детворы «Сад под облаками».
  В 1969 году выпущена книга, в которую включены две повести: «След огненной жизни» и «Мессенские войны». В первой повести центром внимания оказывается личность царя Кира с его необычной судьбой. Вторая повесть о судьбе народа из маленькой страны Мессении, который мужественно сражался за свободу и независимость… 
  В истории Любовь Фёдоровну привлекали сильные и необычные характеры, которые влияли на ход исторических событий. Потому она и обратилась к образу Александра Македонского. Так появились две ее книги: «Сын Зевса» – о детстве и юности македонского царя и «В глуби веков» – о его завоевательных походах и создании государства, включившего в себя земли Европы и Азии. 
  Прежде чем приступить к созданию романа об Александре Македонском, она прочитала множество книг о нем и той эпохе, в которую он жил, изучила посвященные ему серьезные научные труды. А еще она побывала в Самарканде, или Мараканде, как называли во времена Александра Македонского этот город, через который в 329 году до нашей эры проходил со своими войсками знаменитый полководец и сильно его разрушил. «Когда заглядываешь в глубокую историю, — делилась она своими мыслями с читателем, — видишь события огромные, потрясающие: расцвет городов и стран, их падение. И много войн. Нет в истории человечества времени, когда б не бушевала война. То идут захватывать чужие земли, города, то воюют, защищая свою родину».
  Последняя книга, вышедшая при жизни Любови Федоровны Воронковой, – «Герой Саламина». На Элладу двинул несметные полчища персидский царь Ксеркс. Ему, несомненно, удалось бы завоевать и Афины и Спарту, – ведь почти все эллинские города-государства покорились ему, – если бы не Фемистокл. Фемистокл сумел поднять соотечественников на борьбу против врага, вселить в их сердца веру в победу – и победа пришла. С большим мастерством описывает Любовь Федоровна Воронкова события тех лет и действующих в повести героев, с их неожиданными поворотами судьбы. «Герой Саламина» - последнее произведение, опубликованное при жизни Воронковой. С годами все с большей глубиной, какими-то новыми гранями раскрывался талант писательницы в труднейшем жанре – жанре исторического романа. События глубокой старины показаны в исторических произведениях Любови Федоровны Воронковой. Но они волнуют нас. И будут волновать всегда. Потому что это прошлое человечества. А постижение Прошлого помогает понимать Настоящее. Во имя Будущего.
  А еще Любовь Воронкова была просто хорошим человеком, к которому всегда тянулись люди. К ней приходили с горем, и Любовь Федоровна могла сказать нужные искренние слова утешения. В ее взгляде читалось сострадание, и пришедший человек словно сбрасывал со своих плеч мучивший его тяжелый груз. К ней приходили за советом, особенно начинающие авторы. Если их произведения были несколько неудачными, Любовь Федоровна, мягко указывая на недочеты, говорила, что следует еще немного постараться. А талантливых молодых писателей очень хвалила и радовалась их успехам.
  Но не только в горе и беде она была другом. К ней нужно было незамедлительно являться со своей радостью и обстоятельно, подробно рассказывать обо всём. И чужая радость становилась её собственной. Оттого, наверное, и была она такой жизнелюбивой. Оттого и тянулись к ней люди, особенно молодые.
  Не стало советской писательницы, прекрасной женщины, светлого человека 20 января 1976 года.
  Но она оставила драгоценное наследство: своё слово. В её книгах всё живет, дышит. Вы услышите голоса птиц, зверей, лесные шорохи, журчание ручья. И люди там живут, как в настоящей жизни: работают, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там всё - правда. Книги Любови Фёдоровны не стареют и не забываются. И учат любви к своей родине. Верности ей до конца. Они прочно вошли в золотой фонд советской детской литературы. Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: об уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. Воронкова простым, понятным языком пишет о вечных ценностях, о детских переживаниях и мыслях, о родине. Учит любить свою землю, своих родных и чужих, ставших родными. Обязательно читайте их вашим детям. Книги Воронковой несут добро и любовь.

1Воронкова2

1Воронкова3

Использованные источники:

Мир детства Любови Воронковой. – Ресурс: http://vokrugknig.blogspot.com/2016/09/blog-post_30.html

Любовь Воронкова: биография. – Ресурс: https://fb.ru/article/254473/lyubov-voronkova-biografiya