ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

Даты жизни: 30 августа 1860 – 4 августа 1990
Место рождения: станция Кибарты (Ковенская губерния, Литва)
Русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик ИАХ.
Известные картины: «Золотая осень», «Март», «Вечерний звон», «Берёзовая роща»

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Евгений Баратынский

  1Левитан1Исаак Ильич Левитан — выдающийся русский художник,  признанный мастер пейзажа.  Он происходил из бедной еврейской семьи, рано остался сиротой. Талантливый юноша учился у замечательного русского художника Алексея Саврасова. Юноше не было даже двадцати лет, когда его картину приобрёл в свою коллекцию знаменитый Третьяков.
  Художник много путешествовал по России. Он ездил и за границу (Франция, Германия, Италия) — там он лечился. Но именно родные места нашли своё отражение в творчестве Левитана. Он уникально чувствовал русскую природу и её особую трогательную душевность.
  Исаак Левитан прожил всего сорок лет. С его смерти в 1900 году прошло более ста лет. Картины художника и сегодня признаются шедеврами русского искусства.

  Исаак Левитан родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, отказавшись от пути религиозного подвижничества, стал учителем иностранных языков. Он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.
  Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье был еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.
  После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас нам остается только благодарить родителей Левитана, которые своим трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни.
  Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний.
  Даже на фоне достаточно большого количества бедных в этом учебном заведении, о застенчивых и скрытных братьях ходили малоприятные слухи. Бедность их была ужасающей; нищая, голодная, бесприютная жизнь походила на кошмар. Исааку было всего пятнадцать, когда он остался без матери. Потом Исаак и отец заболел брюшным тифом. Отец умер на больничной койке, а юный художник выжил. И, как часто случается, нашлись люди, оказавшие юноше помощь.

1Левитан2

  Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу". Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище.
  В училище большим влиянием пользовался Василий Перов (автор знаменитых картин «Тройка», «Охотники на привале»). Не без содействия Перова Исаака освободили от платы за обучение. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.
  Талантливого юношу переманил в свою мастерскую Алексей Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской.

1Левитан3

  Воспитывая своих учеников, Саврасов призывал: "Пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!" Левитан пишет картину "Осенний день. Сокольники" для ученической выставки. Посмотрите на экран: именно эту работу купил Павел Третьяков. Она и сегодня украшает Третьяковскую галерею.
  Русский писатель Константин Паустовский так рассказал историю создания этой картины. Как-то в сумерки Левитан встретил около дома молодую женщину. Её руки белели из-под чёрных кружев, которыми были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шёл мелкий дождь. Пахли цветы в палисадниках. У железной дороги зажглись фонари. Незнакомка медленно шла к станции. Левитан не видел её лица — оно было прикрыто зонтиком. Женщина тоже не видела лица художника. Увидев его ноги, незнакомка приподняла зонтик, чтобы не задеть Левитана, и художник увидел бледное лицо, показавшееся ему прекрасным.
  Эта нечаянная встреча имела своим последствием создание этой картины. Настроение серой и одновременно золотой осени создавало особую атмосферу печали, от которой щемило сердце зрителей.
  Такая же глубина, пространство, повествовательность (его работы часто вызывают ассоциации с литературными произведениями) характерна и для картины "Осень. Охотник". В ней чувствуется особая энергетика и словно слышится призывный звук охотничьего рога. Настроение картины очень тонко передаёт пьеса Петра Чайковского «Сентябрь». Понимание особого очарования русской природы и у композитора Чайковского, и у художника Левитана было сходным. Вот что писал Пётр Ильич из солнечного Сан-Ремо: "Отчего прогулка летом в России, в деревне по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом всё, что составляет убогий русский родимый пейзаж..." Под этими словами мог бы подписаться и Исаак Левитан.
  Тем не менее весной 1884 года двадцати-трёхлетнего студента, успешно сдавшего все экзамены, отчислили за пропуски занятий. Юноше был предложен единственный вариант будущего - быть учителем рисования. Талантливый художник был в отчаянии: он не имел ни постоянной работы, ни жилья. Левитан остро ощущал своё одиночество, что неудивительно: по сути, его единственным близким человеком был такой же отчисленный студент и такой же неуравновешенный человек Николай Чехов, брат писателя Антона Чехова. Левитан считал себя неудачником. Но удивительно другое: страдающий от депрессии художник, тем не менее, не переставал работать. У него периодически обострялись болезни, а мрачное настроение могло спровоцировать суицид. Справиться Антона с болезнями помогал брат Николая Чехова. Русский писатель Антон Чехов, врач по образованию, помогал другу брата. А от дум о самоубийстве Левитана спасала влюблённость в Марию Чехову, сестру Николая и Антона. Любовь Исаака не была взаимной, но целительной являлась сама возможность видеть любимую девушку, общаться с ней.

  А потом Левитан отправился в Крым. Одна из картин того времени «Сакля в Алупке». Она отличается от прежних работ художника. Впервые картина имеет такую палитру. Тут ярко-синее небо вместо холодного серого, нет полупрозрачных мрачных облаков. Пусть скала серовато-белая, а сакля (татарский дом) полуразрушена и выглядит достаточно странно! Картина пропитана солнечным светом и оставляет ощущение зноя, горячего песка. Даже без присутствия на ней световых бликов создаётся особое настроение.
  После возвращения из Крыма произошло важное событие в личной жизни Левитана. Софья Кувшинникова очень интересовалась живописью и брала у Исаака уроки. Потом их дружеские отношения переросли в нечто большее. Софья была замужем. У влюблённых имелась значительная разница в возрасте: Кувшинникова была старше, но являлась женщиной, ценившей личную свободу, личностью эксцентричной и эпатажной. Но самым главным было всё-таки другое: Софья искренне полюбила Исаака, человека грустного и неуравновешенного. Она окружила художника заботой, вниманием, поддержкой. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Левитана, если бы не эта женщина. Значительное количество его картин отныне связано с Софьей.

1Левитан4

  Вместе с ней Исаак путешествовал по Волге. В результате появились картины «После дождя. Плёс», «Вечер. Золотой Плёс», «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Над вечным покоем». На них мы видим «дома божьи» - как величественные православные соборы, так и трогательные деревенские церквушки. И это далеко не полный перечень картин Левитана, где изображены храмы.
  Исаак увидел и глубоко почувствовал эту часть русской жизни не без помощи Кувшинниковой. Именно с Софьей он, воспитанный в традициях иудаизма, как-то на Троицу посетил православный храм. Служба произвела на художника такое сильное впечатление, что он заплакал. Для Исаака молитва показалась не православной, а «какой-то мировой». Может потому изображения Левитаном церквей тёплые, поэтичные, умиротворяющие, минорно торжественные.
  Возникновение картины Левитана «Вечерний звон» имело свою историю. Однажды на этюде Левитан делал зарисовки православного монастыря. Художнику нужно было застать момент, когда в продолговатых оконцах церкви отразится последний луч заката. Он ждал мгновенья, когда на крестах появится багряный пожар, тучи окрасятся в оранжевый цвет, а река присмиреет и водная гладь станет серой.
  В тот момент, как этот долгожданный миг настал, вдруг загудел церковный колокол. В лихорадочной спешке Исаак Ильич стал накладывать мазки. Заканчивая работу, художник внезапно услышал песню. Это была песня «Вечерний звон», её слова написаны русским поэтом Козловым.
   Солнце садилось, угасал последний луч, лилась плавная спокойная мелодия, звучали задумчивые слова:

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.

  Эти обстоятельства поспособствовали тому, чтобы художник создал изумительный по красоте пейзаж.
  Но с течением времени особое болезненное состояние художника усиливалось — депрессия периодически возвращалась. Но Левитан продолжал работать. Когда они с Софьей жили вместе во Владимирской губернии, то часто совершали дальние прогулки по окрестностям. Гуляя по лесу, они вдруг вышли на старую Владимирскую дорогу. Это печально известное место, безусловно, имеет особую энергетику: по Владимирскому тракту долгие годы осуждённых гнали на каторгу в Сибирь. На картине «Владимирка» мы видим необъятный простор и тревожное небо. Вдаль устремлена пустынная грунтовая дорога, в центре которой - колея, разбитая экипажами, а по бокам - глубокие неровные тропы, словно напоминание о тысячах прошедших здесь каторжников. Их передвижение на огромные расстояния было мучительным: в любую погоду люди шли пешком закованными в тяжёлые кандалы.
  
Когда-то русский поэт Николай Рубцов написал стихотворение «Старая дорога».

Здесь каждый славен — мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака...

  Полотно оставляет чувство безысходности, и такая работа не могла способствовать воспитанию уважения к властям. Скорее, картина «Владимирка» содействовала обострению гражданских чувств зрителей. Да и самому художнику было за что не любить чиновников власти. Он периодически оказывался в центре антисемитских гонений (в том числе, насильственной высылки из Москвы).
  Почти десять лет все неприятности жизни художника делила с ним Софья Кувшинникова. Их совместную жизнь не одобряли многие - в том числе Антон Чехов. Он даже сделал Софью Петровну главной героиней своего рассказа «Попрыгунья», да и самого Левитана сделал прототипом одного из действующих лиц. После публикации произведения Исаак под влиянием возлюбленной даже поссорился с другом.
  Тем не менее продолжительное время Исаак и Софья жили, как теперь говорят, в гражданском браке. А потом внезапно и неожиданно даже для себя самого Левитан влюбился в Анну Турчанинову. Даже попытка самоубийства Софьи не смогла изменить ситуацию: они расстались.
  А бурный роман Исаака и Анны отразился на настроении полотен Левитана.  В этот период написаны картины «Март», «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода», «Свежий ветер. Волга». Все эти картины связаны друг с другом общими чувствами. Восторг и жизнелюбие, светлое мажорное настроение, жажда жизни - это не связано исключительно с изображаемой порой года. Хрестоматийная «Золотая осень» — тоже работа этого периода. И нет тут привычной для осенних пейзажей интонации. Посмотрите: возбуждение, напряжённое ожидание счастья, яркая декоративность - тут нет неизбывной печали, характерной для других осенних пейзажей Левитана.
  А жить художнику оставалось совсем недолго. Он остро чувствовал приближение смерти. В жизни Исаака Ильича уже не было ни бедности, ни бытовой неустроенности. Он был признанным мастером, академиком, авторитетным учителем молодых художников. Левитан казался человеком деловым, целеустремлённым, но словно уже отделил себя от жизни. Усугубили состояние художника смерти близких людей: Павла Третьякова, который своими покупками облегчал финансовое положение Левитана, и Алексея Саврасова, любимого учителя. На панихиду по последнему Исаак приехал из последних сил, чтобы отдать дань памяти.
  В конце мая 1990 года болезнь приковала Левитана к постели, и к нему приехала Анна Турчанинова, чтобы ухаживать и поставить любимого на ноги. Однако спустя два месяца он умер, нескольких дней не дожив до своего сорокалетия. А в это время в Париже с успехом выставлялись его работы.
  Произведения Левитана в жанре пейзажа настроения в русском искусстве и спустя столетие остаются столь же сильными по воздействию на зрителей. Он блистательно воплотил в своём творчестве завет Саврасова: «Пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!»
  На многих полотнах Ильи Левитана присутствует дуб, и всегда это дерево исполнено особой значительностью и выразительностью. А ещё довольно часто Левитан рисовал берёзу, особо почитаемое в русской культуре дерево. Как трогательны берёзки на полотне Левитана «Октябрь». А его полотно «Берёзовая роща» называют образцом русского импрессионизма.
   Само слово «импрессионизм» образовано от французского слова «впечатление». Так называлась картина Э. Мане. Импрессионизмом назвали направление в искусстве, возникшее в последней трети XIX - начале XX века. Представители этого течения в своём творчестве стремились отразить субъективные переживания, настроения и впечатления автора от того, что он изображает. Для импрессионистов было важно передать свои мимолётные впечатления от постоянно меняющегося мира.

1Левитан5

  В картине «Берёзовая роща» художник достоверно воспроизвёл сиюминутное состояние русской природы и своё впечатление от него. Левитан поразительно передал игру света и тени, изобразив залитую солнцем густую зелёную рощу. Деревья, пронизанные светом и теплом, как уверяют искусствоведы, были написаны под воздействием любимого Левитаном художника Камиля Коро, считавшего «пейзаж состоянием души» автора. «Берёзовая роща» демонстрирует радостный взгляд автора на изумительный праздник летнего солнца среди берёз.
  В произведениях Левитана прослеживается любовь к изображению стихии воды. Картины «Заросший пруд», «На озере (Тверская губерния)», «На севере», «Осень», «Канал в Венеции», «Вид на Нижний Новгород» изображают водные просторы. Но как они различны. Мы видим пруд с затянутой ряской тёмной поверхностью со множеством оттенков зелёного цвета. Он совсем не похож на безмятежную голубую гладь озера в Тверской губернии. Тут, словно в зеркале, под предзакатным солнцем отражается лёгкое облако; чувствуется настроение, светлое и оптимистичное. А вот картина «На севере» кажется пронизанной грустью, суровой представляется тут даже водная гладь, не говоря уже о величественных и мрачных елях. Может, такая холодность вызвана ещё и тем, что этот пейзаж был создан в Финляндии.
  Для художника Левитана характерно пристальное внимание к каждой травинке. На картинах «Лесные фиалки и незабудки», «Одуванчики» даже самые простые цветы исполнены прелести и особого очарования.
  Среди самых последних картин Левитана есть одна с неожиданным названием: «Последние лучи солнца. Осиновый лес». Ещё голубое небо проглядывает сквозь листву, трава внизу влажная и зелёная, солнечные лучи причудливо осветили деревья. Чувствуется лёгкий ветерок, приятная вечерняя усталость, радость бытия. Но при этом, если внимательно посмотреть, увидишь в отсветах заката горящие ожоги на коре деревьев.
  Есть в этой картине что-то от судьбы Исаака Левитана. Ещё совсем молодой (сорока лет ему так и не будет), талантливый, многое успевший совершить художник словно чувствовал приближение смерти. Но продолжал работать и работал до последнего своего часа. Левитану удалось не только оставить после себя прекрасные картины, но и самому стать явлением культуры. О художнике писал Константин Паустовский. "Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года"

А эти строки создал Борис Пастернак:
О, октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

Источники:
Мыщикова, Н. Тот, кто писал, изучал и чувствовал /Н. Мыщикова //Библиотека предлагает. – 2011. - №6. – С.50-60.
И. Левитан. Жизнь и творчество. – URL: http://isaak-levitan.ru/