ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН

Даты жизни: 25 января 1832 – 20 марта 1898
Место рождения: Елабуга, Вятская губерния, Российская империя
Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.
Известные картины: «Рожь», «Корабельная роща», «На севере диком», «Утро в сосновом лесу»

 1Шишкин1 «Поэт природы»... Поэт, думающий ее образами, разбирающий красоту там, где простой смертный пройдет равнодушно, безучастно. Василий Немирович-Данченко

  Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Дмитрий Успенский

  Иван Иванович Шишкин - один из крупнейших русских пейзажистов. Проникнутый бесконечной любовью к Родине, мастер на протяжении всей своей жизни воспевал ее необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы. Полотна художника по праву считаются шедеврами сокровищницы мирового искусства, а его талант явил собой новую эпоху отечественного пейзажа XIX столетия.

Детство, отрочество, юность

  Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в семье небогатого, но очень разностороннего купца Ивана Васильевича Шишкина в маленьком провинциальном городке Елабуге, расположенном на высоком берегу Камы. Он рос умным, ранимым и впечатлительным мальчиком, одаренным, открытым для всего нового. Отец интересовался историей и археологией, любил вносить во все, чем занимался, нечто новое и самобытное. Культурный, любитель истории, отец Вани хорошо знал родные места. Он даже брал с собой сына, когда участвовал в археологических раскопках. Эту любознательность и трепетное отношение к родной стране отец привил своему сыну с детства. Любовь к природе и тонкое ее чувствование выразились в набросках маленького Шишкина, который очень рано стал проявлять способности к рисованию.
  О том, с каким уважением и любовью Иван Шишкин уже юношей относился к матери и отцу, говорят его письма. Вот примеры: художник начинает многие письма так: «Любезные Родители Тятинька и Маменька» (именно так, с большой буквы). И завершаются часто его письма таким образом: «Остаюсь с истинным почтением и преданностью ваш покорный сын и слуга Иван Шишкин».
  Образование Ваня с 12 лет получал в гимназии Казани. В 16 лет принял решение не продолжать учебу, так как не собирался «становиться чиновником» и не видел пользы в «гимназии с ее узкой формалистикой».

1Шишкин2

  Юноше было двадцать, когда он поступил в Московское училище живописи и ваяния, а спустя 4 года — в Петербургскую академию художеств. Уже тогда это учебное заведение казалось очень устаревшим. Отсюда и ироническое отношение к ней студентов, жаждущих чего-то нового, современного. Популярны были такие строки.

В Академии художеств
Над толпой седых убожеств
Восседает знатный барин Князь Гагарин.
Но безграмотность и тупость
Навели его на глупость
Выдать прав своих основу Федьке Львову.
Федька Львов уж он не промах:
Поднял всех своих знакомых
И парит с своим изветом
Над Советом.
В том Совете есть профессор
Византиец, с виду слесарь,
Нрав собачий, ум каплуний,
Ректор Бруни.
А другой труслив, но дерзок.
Костью, рожей, нравом мерзок,
Точно волк из русских басен...
Это Басин...

   Еще во время учебы в Академии Шишкин определил для себя важность практики. Он открыл для себя Валаам, где много и успешно работал. За два пейзажа молодой художник получает Большую золотую медаль, которая дает право на длительную командировку за границу. Иван едет в родную Елабугу, где много пишет на природе, только в ней он видит существенную пользу для пейзажиста.
  Только через год начинается его путешествие по Европе. Молодой художник посетил Германию, Швейцарию, Чехию. Он посещает богатейшие музеи, изучает технику офорта, пишет пейзажи. Его виртуозные рисунки пером вызывают всеобщее восхищение.
  «Где и куда ни пойдешь, везде показывают — пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует».
  По возвращении в Россию за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865) художник получает звание академика. При этом Шишкин становится активным участником Артели художников, а позднее — Товарищества передвижных художественных выставок.
  Многие передвижники со временем стали его друзьями. Это Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов. Стоит сказать, что даже очень близких друзей восхищало мастерство Шишкина. Вот что по этому поводу думал Илья Репин: «Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами домового и корявыми от работы пальцами начинает карежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок от такого грубого обращения автора выходит всё изящней и блистательней».
  В картинах Шишкина ощущалось не только мастерство художника, но и глубочайшее знание каждого растения — полевого цветка, неприметного куста или величественного дерева. Лес для Шишкина — страна чудес, но он знает, как вырезан каждый листок, как выглядит кора, молодая и старая, темень ельника и тяжесть снега на тонких ветвях. На обилие этих знаний обращал внимание художник Иван Крамской: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему, тут он все знает, и думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом».

1Шишкин3

  На второй выставке передвижников была представлена картина «Сосновый бор» (1872). Ее искусствоведы называют началом художественной зрелости Шишкина. Тут очевидно своеобразие манеры пейзажиста. Зрители ощущают глубокий лесной покой, исполненный могучего величия. Ничто не способно его нарушить: ни медведи, ни жители улья, ни летящая птица.
  Кажется, что любую старую сосну отличает «лица необщее выражение» — достаточно вглядеться в их стволы. Сосновый бор, каким увидел его художник, и достоверен в каждой своей детали, и демонстрирует лес как единый гармоничный мир, полный неиссякаемых жизненных сил. Иван Крамской, похвалив работу, все же отметил, что работа «скорее рисунок, чем живопись». Однако превосходный рисунок.

Зрелость мастера  

  Вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны.
Василий Верещагин

  Став виртуозным рисовальщиком в достаточно молодом возрасте, Иван Шишкин постоянно оттачивал мастерство. Потому неудивительно, что Иван Иванович получил звание профессора за картину «В лесной глуши» (1873). Потом были «Еловый лес» и «Чернолесье» (1876) и др. Сказалась любовь художника именно к хвойному лесу. Он на его картинах получался темным, как в природе, но не подавляющим человека, скорее торжественным и живым настолько, что некоторым зрителям казалось, что они слышат запах хвои.
  Через два года зрители увидели картину «Рожь» (1878). Работа свидетельствовала — Шишкин постоянно ищет новые грани в своем творчестве и находит их.
  О картине «Среди долины ровныя...» (1883) говорили, что она вернула к жизни песню, которая именовалась народной, но создана на стихи поэта А. Мерзлякова.

1Шишкин4

  Художник, прославленный изображением царственных лесов, показывает бесконечные равнинные просторы и одинокий могучий дуб. Дерево смотрится царственным, гигантским, словно ликующим от собственной силы. Разработкой светотени художник добивается жизненной выразительности и поэтичности. Пространство с чередованием светлых и темных планов делает пейзаж более динамичным и напряженным. Отзывы были самыми восторженными. Критик В. Сизов высказал свое мнение о народности Шишкина: «Художник своей картиной поясняет те красоты нашей природы, которые в народе или в отдельном лице оставили глубокие впечатления. Таким образом, русский художник-пейзажист является истолкователем эстетических чувств нашего народа...»
  А вот высказывание Петра Полевого: «Этот передний план и убегающая даль написаны настолько хорошо, что картина должна быть несомненно отнесена к лучшим произведениям художника, которого даже немцы-критики удостаивают прозвищем несравненного, бесподобного русского пейзажиста».
  Прекрасны работы «Сосны, освещенные солнцем» (1886) и «Дубы» (1887). Это пейзажи, в которых с невообразимым мастерством передается игра солнечного света и полумрака.
  Столь же прославлена картина «Утро в сосновом лесу» (1889). Только-только выглянуло солнце, растаял туман, лес встрепенулся это сна. Уже есть чувство полноты жизни, радость пробуждения, но присутствует еще зыбкая туманная дымка. Как здорово, что человек способен все это увидеть и почувствовать! Как замечательно, что есть художник, который может это изобразить!
  «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой родины Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные тихой поэзии леса». Виктор Васнецов
  Что же позволяет лучшим из лучших художников достигать невероятных высот, делая их работы элементами сокровищницы мировой культуры.
  Мастерство художника - умение воплотить художественный замысел, используя все средства. Это виртуозное мастерство рисовальщика, владение разнообразными техниками. Один из примеров — ни у кого больше нет столько оттенков черного цвета, как у Шишкина.
  Художник слышал «музыку карандаша» и был непревзойденным графиком. Он работал также в смешанной графике (карандаш, уголь, мел, соус и белила). Шишкина признавали блистательным мастером офорта. Вот один из примеров — отзыв Андрея Сомова об альбоме офортов Шишкина: «Что ни лист — великолепная картина, целиком схваченная из природы, но поэтизированная чувством художника и притом исполненная с таким совершенством, которому мог бы позавидовать любой из знаменитейших европейских мастеров».
  Зная, что ему надо особое внимание уделять композиции и колориту, художник активно работал в этом направлении. Вот отзыв Владимира Чуйко: «И в колорите он может сделаться истинным виртуозом, если захочет. Трудно представить себе...  всю прелестную фантасмагорию красок и цветов, поражающих зрителя, в особенности в его больших этюдах Беловежской пущи».
  Сегодня мы любуемся и гармоничным колоритом, и строгой композицией. Над чем бы художник ни работал — всегда это был мастер!
  Художнику важно не только уметь передать увиденное — но и увидеть достойное передачи. Увидеть по-другому, взглядом художника, тонкие нюансы и широкую панораму. Только так могут появиться «Травки» и «Лес на берегу реки», например.

1Шишкин5

  Шишкина отличала невероятная работоспособность — количество, размеры и высочайшее качество созданных им эскизов изумляет.
  Чтобы быть хорошим пейзажистом, надо иметь и знание предмета. Так, невозможно писать природу вообще, говорил своим ученикам Шишкин. Никакую травку Иван не изображал, если не был уверен в форме ее листьев или в оттенках ее цветков. Для него как реалиста достоверность имела принципиальное значение.
  Для художника важно испытывать к объекту изображения сильные чувства. Шишкин любил лес невероятно. Он видел в нем и величественный храм, и пространство невероятной энергетики, и символ горячо любимой родины.
  Профессиональное общение имеет для художников (и не только) огромное значение. Для творческого роста Шишкина очень важны были отношения с Иваном Крамским. И хотя последний признавал Шишкина своим учителем, но и тот прислушивался к мнению младшего товарища.
  Шишкин никогда не скрывал, что многого добился еще и потому, что не стал разбрасываться, а сконцентрировался на том, что выбрал — реалистическом лесном пейзаже.
  Кто знает эту характерную седую голову, уже много лет склоненную над изображением леса, кто изучил эти изображения в бесконечном количестве картин и этюдов, для того образ этого патриарха лесного пейзажа имеет необыкновенно яркую характерность и цельность. Василий Михеев
  Сохранились многочисленные отзывы об Иване Шишкине. Его внешность оставляла очень приятное впечатление. Художник был статен, улыбчив, приятен в общении.
  О его физической силе ходили легенды. В Германии был случай, когда Шишкин в суде голыми руками согнул железный прут толщиной в три пальца.
  В приятной ему компании Иван был весел, много шутил, заразительно смеялся, но не был навязчивым; как говорится, «одеяло на себя не перетягивал».
  Шишкин отзывчив к чужому горю. О нем говорят как о хорошем друге. Стоит отметить, что не каждый человек, имеющий очевидные заслуги, слыша критику в свой адрес, сможет сделать правильные выводы. В каких только недостатках Шишкина не обвиняли: он больше рисовальщик, чем живописец, у него мало разнообразия в настроениях, он пишет только полдень, его воздух — это воздух мастерской и пр. А он в ответ продолжал удивлять — неожиданным колоритом, разнообразием настроений, зимним пейзажем, «портретом» травы, особой техникой.
  В характере Шишкина была особенность — он никогда не был до конца уверен в высоком качестве своих работ. Ему свойственно сомнение в своих силах и чужда удовлетворенность сделанным. О характере Ивана много говорят его ответы на популярную тогда анкету, предложенную одной из газет.

Главная черта Вашего характера? — Прямота, простота.
Достоинство, предпочитаемое  Вами у мужчины? — Мужество, ум.
Достоинство, предпочитаемое Вами у женщины? — Честность.
Ваше главное достоинство? — Откровенность.
Ваш главный недостаток? — Подозрительность. Мнительность.
Ваш идеал счастья? — Душевный мир.
Что было бы для Вас величайшим несчастьем? — Одиночество.
Кем бы Вы хотели быть? — Действительно великим художником.
Страна, в которой Вы всегда хотели бы жить? — Отечество.
Ваши любимые авторы-прозаики? — Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетрист.
Ваши любимые поэты? — Пушкин, Кольцов, Некрасов.
Ваши любимые композиторы и художники? — Шуман и Серов.
Пища и напитки, которые Вы предпочитаете? — Рыба и хороший квас.
Ваши любимые имена? — Имена моих детей.
Как Вы хотели бы умереть? — Безболезненно и спокойно. Моментально.
Ваше состояние духа в настоящее время? — Тревожное.
Недостатки, к которым Вы относитесь наиболее снисходительно? — Те, которые не мешают жить другим.
Что Вас теперь больше всего интересует? — Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда. Положение дел в Европе.
Ваш девиз? — Быть русским. Да здравствует Россия.

  Работа есть условие таланта; охота и возможность преодолевать трудности есть характер таланта. Иван Шишкин

  Личная жизнь Ивана Шишкина складывалась драматично. В молодости художник пережил тяжелую ситуацию — вернувшись из-за границы, он столкнулся с тем, что любимая девушка даже не подошла к нему. Эта история породила в молодом человеке недоверие к женщинам.
  Однако время лечит. Скорее, не время, а пришедшая любовь. В 1868 году Иван Шишкин женился на Евгении Васильевой, сестре своего младшего товарища, талантливого художника Федора Васильева. Сохранились воспоминания людей, хорошо знавших семью Шишкиных.
  «По своему характеру Иван Иванович рожден был семьянином; вдали от своих он никогда не был спокоен, почти не мог работать, ему постоянно казалось, что дома непременно кто-нибудь болен, что-нибудь случилось. Во внешнем устройстве домашней жизни он не имел соперников, создавая почти из ничего удобную и красивую обстановку...
  Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и года ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволить себе ничего лишнего».
  Художник не зря опасался. В 1871 году родился сын Владимир, в 1873 году - Константин. Интересный факт — имя сыну было дано в честь друга Шишкина, художника Константина Савицкого. Оба ребенка умерли. Осталась лишь дочь Лидия, которую отец позже выдаст замуж. Шишкину и Евгении довелось испытывать самое страшное — пережить смерть детей. Евгения тоже не была здоровой женщиной — страдала от чахотки (туберкулеза). В апреле 1874 года жена Шишкина умирает, оставив дочь и сына, который тоже вскоре скончался.
  Смерть жены стала началом черной полосы в жизни художника — он стал пить. Спасла жажда творчества, трудолюбие, честно заработанный художником авторитет в профессиональной среде.
  Второй женой художника стала Ольга Лагода, молодая художница, его талантливая ученица. Зимой 1877 года они познакомились, и вскоре учитель отмечал ее замечательную «музыку карандаша», а соученики признавали очевидные успехи Ольги. Летом 1880 года Иван Иванович стал женихом Лагоды. После бракосочетания дом Шишкина словно ожил — в свободное время тут разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в потешных костюмах. Иван Иванович был весел, остроумен, артистично представлял то заезжего фокусника, то тенора без голоса.
  В 1881 году у Шишкиных родилась дочь Ксения. Все шло неплохо, молодая мать стала вставать — а спустя месяц произошло нечто ужасное. Дочери было чуть больше месяца, когда ее мама умерла. Трудно даже вообразить, что пережил муж. Это был гром среди ясного неба, Шишкин был в отчаянии. Помощь пришла от сестры Ольги Виктории, которая сделала все, чтобы заменить малютке-племяннице потерянную мать.
  Именно заботы Виктории о художнике и его детях не дали ему сгинуть от горя и пьянства. Их дом снова стал радостным. Сюда часто приезжали друзья, отвлекали Шишкина от тягостных переживаний. Деньги за картины не уплывали неизвестно куда, приносили не только довольство, но даже роскошь.
  Исследователи жизни Шишкина говорят также о последней любви художника. Подробностей этой истории узнать уже невозможно, как и причин, по которым не был заключен брак. Семейное предание гласит, что был и ребенок.

 1Шишкин6

   Шишкин является непревзойденным мастером русской пейзажной живописи, художником русского леса. Его знания леса были феноменальны. Так никто не понимал строения деревьев, он знал каждый сучок, каждую ветку. Во всем чувствовалась сама природа. Шишкин — художник от Бога данный... Илья Репин

  В 1898 году зрителей снова удивила картина Ивана Шишкина — «Корабельная роща». Есть что-то символическое в том, что зрелый мастер снова вернулся к пейзажам своего детства. Они когда-то, в начале жизни, его потрясли — теперь, будучи изумительным мастером, он показывал все их очарование зрителям. На картине изображена корабельная роща вблизи Елабуги.
  Никто не догадывался, что это величественное полотно последнее. В 1898 году Иван Шишкин умер. И, как часто случается, только после смерти стало очевидно, кого потеряла русская культура.
  Незадолго до смерти художник познакомился с молодым коллегой Гуркиным. Шишкин стал опекать «дитя Алтая», заниматься с ним. Иван Иванович хотел показать юноше профессиональные секреты. Он сам был преподавателем и очень внимательно подходил к развитию студентов. В данном случае мастер опасался, что Академия может уничтожить индивидуальность молодого коллеги. Поговорив с Гуркиным, Шишкин сел рисовать углем. С рисунком в левой руке он передвинулся со стулом направо. Гуркин услышал, как старый художник зевнул и выглянул из-за своего мольберта. Юноша подхватил падавшего Шишкина, который был уже мертв.
  Вот фрагмент статьи неизвестного автора, которая написана после смерти Ивана Шишкина: «Товарищество передвижников понесло в Шишкине незаменимую утрату. Разбилось большое и чистое художественное зеркало, ярко и правдиво отражавшее много лет очаровательную природу наших русских лесов, передававшее живьем, до мельчайших подробностей все неисчислимые красоты лесного царства. У этого царства тайн от И. И. Шишкина не было...»
  «Раба Божьего Иоанна» отпевали в церкви Академии художеств. Похоронили Ивана Ивановича на Смоленском кладбище. Илья Репин говорил, каким человеком и товарищем был Шишкин. Запомнились присутствующим проникновенные слова одного из учеников Академии по фамилии Иванов: «Его картины будут вызывать чувство восхищения и удивления и во многих разбудят хорошее чувстве патриотизма, и не к одному человеку придет ясное осознание целесообразности русской общественной жизни в общей жизни человечества. Благодарная Россия никогда не забудет тебя».

  Будущий историк с уважением остановится на художественной деятельности Шишкина и в его истории имя Шишкина займет почетную страницу. Иероним Ясинский

Шмелева, О. Царь леса Иван Шишкин /О. Шмелева, Л. Садовская //Библиотека предлагает. – 2017. – №1. – С.50-65.