1РусскаяИзба1

  Русская изба является частью русской культуры. Архитектура русской избы свидетельствует о верности многовековым традициям в построении жилищ, а стойкость и уникальность конструкции — это её характерная черта. Планировка и внутреннее убранство избы создавались на протяжении многих лет. В наше время традиционных русских домов осталось не так много, но всё же в некоторых регионах они до сих пор сохранились.
  Многие века деревянная изба служила домом для русского народа. Только представьте: на улице мороз кусает за щеки, а дома в избе, да на теплой печке сидит детвора, слушая сказки деда о заморских чудищах. Каждый дом был непохожим на другие. Где деревянный конь красуется на крыше, где голова птицы. А вот изба с резными деревянными ставенками. Были маленькие избушки, и целые избы-дворцы, где под крышей находилось все, что нужно: огромная русская печь на полкомнаты, горница, светлица, сени, подклеть с животными и клеть с одеждой и съестными припасами.
  Дом — не только стены и крыша. Это настоящее родовое гнездо. В русской избе появлялись на свет дети, учились рукоделию девочки, а мальчишки — всяким мужским ремёслам. Туда приезжали сваты, а потом приводили юную невесту. Там учились мудрости у родителей, бабушек и дедушек. Дома крестьяне строили на совесть — крепкие, достаточно просторные, чтобы стояли много десятилетий и всем членам большой семьи места хватало.
  А еще по преданиям в избе жил домовой - он же доброжил, хатник, запечник — дух, который следит за порядком в доме. Славяне считали, что он выглядит как старичок низкого роста с длинной окладистой бородой и шапкой седых кудрей. Руки у него большие, с широкими ладонями, поросшими мягкими волосками.
  Главная задача этого мифологического существа — заботиться о том, чтобы семья жила в достатке и благополучии. Домовой может поселиться в подполе, на чердаке, но больше всего ему нравится прятаться за печкой.
  Этот рачительный хозяин помогает в поиске пропажи, для этого следует сказать: «Домовой, домовой, поиграй, да и отдай!» Предупреждает о несчастье, прогоняет злых и завистливых людей, которые хотят навредить семье. Чтобы порадовать доброжила, хозяйки оставляли в укромном месте посыпанную солью горбушку, сладости, молоко или кашу.
  Происхождение слова «изба» точно неизвестно, но учёные полагают, что оно образовалось от древнеславянского «истьба» — отапливаемый жилой сруб.

1РусскаяИзба2

  Самый древний вариант крестьянского жилища - курная изба. Но ни к курам, ни к избушке на курьих ножках эта изба отношения не имеет. Называли избу так, потому что внутри находился очаг без дымохода. Когда его топили, дым окуривал помещение, выходил через дверь и небольшое отверстие на крыше – дымницу. Также подобные избы назывались рудными или чёрными. Находиться в них было непросто. Из-за густого смрадного дыма у домочадцев часто болела голова, и начинался сильный кашель.

1РусскаяИзба3

  Предки наши свои дома строили из брёвен, которые укладывали горизонтальными рядами — венцами. Чем больше венцов, тем выше жилище. Брёвна были длинными — больше трёх с половиной метров. Если при усыхании дерева со временем вывались щели, то их конопатили паклей, мхом или шерстью: В отличие от европейских деревянных домов, в которых бревна располагались вертикально, русская изба хорошо держала утеплитель, и долго не рассыхалась.
  Вокруг отапливаемой части избы делалась земляная насыпь – завалинка. Она помогала удерживать тепло. Со стороны, где не было окон, завалинка поднималась под самую крышу. Вообще вся изба немного вкапывалась в землю. Внутрь дома нужно было спускаться по ступенькам. Стоит отметить, что в разные времена и в разных регионах России изба выглядела по-разному.

1РусскаяИзба4

  Вместо слова «крыша» в те времена употребляли слово «кровля». Делалась она двускатной, симметричной, и была похожа на треугольник. Для покрытия использовали два слоя обтесанных бревен. Чтобы крыша не протекала, меж бревен укладывали кору березы (бересту) и ставили водотечники – бревна, выдолбленные изнутри. По ним стекала дождевая и талая вода. На самой верхушке кровли красовался охлупень – толстое бревно с выдолбленным треугольником. Охлупень служил зажимом для бревенчатой кровли. Со стороны фасада его часто обрабатывали в виде коня, иногда птицы или оленьей головы.
  Кровлю очень надежно скрепляли, чтобы она не разрушилась от сильного ветра или под тяжестью снега. По бокам бревна придерживались толстыми гнетами, а на обоих фронтах резными огнивами. Чтобы торцы не сгнивали, их прикрывали богато украшенными резьбой причелинами.
  В конце XVIII в. в деревенских избах стал появляться потолок. Он составлялся из тонких брёвнышек или полубрёвен. Сверху щели замазывались глиной, закрывались сухими листьями или хвоей. В помещении стало уютнее и теплее, но участились пожары — на чердаках хранили запасы с легко возгораемыми льном, пенькой, пряжей, соломой, сеном. Поэтому нужно было всегда следить за свечами и угольками, которые могли вылететь из печи. С распространением потолков избы начали топить «по-белому», то есть с использованием специальных дымовых труб, выходящих на крышу.
  В первых самых примитивных избах полы представляли собой стоптанную смесь глины и земли. Позднее стали делать настил из деревянных досок. Доски мостили по брусьям или балкам (для второго этажа). Полы нежилых помещений часто состояли из кругляков – тонких длинных бревен, которые просто притесывали друг к другу.
  В первых русских избах окна были невысокими, на высоту одного бревна. Назывались они волоковыми (от слова волочить). На ночь окна изнутри закрывали деревянными задвижками. Для этого задвижку волочили вбок либо сверху вниз. Оконные стёкла до эпохи Петра Первого были редкостью. Вместо них вставляли растянутый бычий пузырь или слюду. Конечно, эти материалы не такие прозрачные, но всё же гостя, подходящего к дому, можно было разглядеть. Позднее волоковые окна сменили косящими. Они интересны тем, что проем для них вырубался косо: снаружи он делался шире и сужался ко внутренней поверхности стены. Окна были достаточно большими и снаружи украшались красивыми резными наличниками.
  Еще у традиционной русской избы обязательно было крыльцо. В старину его называли крылец или крыльца. Владимир Даль указал, что образован термин от слова «крыло». Крылец находился у входной двери, и имел крышу. Подниматься на него нужно было по ступенькам. Иногда крылец тянулся с самой улицы и вдоль дворовой стены дома. Издали деревянная пристройка действительно напоминала крыло птицы. В богатых семьях крылец делали с резными колонами и площадками для отдыха.
  Со временем русские избы стали делать с подклетью, или как ее еще называли, подызбицей. Это был целый небольшой этаж, отведенный под хранение запасов и содержание мелкого скота. Подклеть часто была полуподвальной, а вход в жилую избу располагался на уровне 1 м от земли. Таким образом, входную дверь никогда не заметало снегом.

1РусскаяИзба5

  Обычная крестьянская изба чаще всего была прямоугольной и делилась на три комнаты:
  Клеть. Холодная часть дома. Клеть не отапливалась. В ней стояли сундуки с платьями, находилось все имущество семьи, так как сюда не попадал дым от печки. Зимой она использовалась как кладовая, чулан, а летом в клети спали.
  Сени. Находились между клетью и теплой избой сразу за входной дверью. Это была темная комната без освещения. В ней снимали верхнюю одежду, держали ведра, корыта и другую часто используемую утварь.
  Изба. Жилое помещение, занимавшее большую часть дома. В избе устанавливалась печка. Рядом с ней располагались нары, заменявшие кровати. Нарами называли деревянные настилы для спанья. Здесь же стояли обеденный стол и лавки для сидения вдоль стен.

  В древности русская изба не имела внутренних перегородок и была по форме квадратом или прямоугольником. Средние размеры избы были от 4 Х 4 метра до 5, 5 х 6, 5 метров. У середняков и зажиточных крестьян избы были большие – 8 х 9 метров, 9 х 10 метров.

  Сени - это нежилое тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью. В сенях устраивали чуланы для хранения всякого добра, снимали верхнюю одежду и обувь, держали утварь: корыта, большие вёдра. Слово «сени» произошло от старинного «сень» — защита, покров, убежище.
  Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны делали высокий порог. Но не только для этого — издревле существовала традиция, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствуя хозяев и дедушку домового. Высокий порог как раз и вынуждал всех входящих поклониться, чтобы не удариться о косяк.
  С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу.
  Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы. И первым, что он видел – кормилица-печка. Располагалась она сразу слева или справа от двери. Русская печь — основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым.
  Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё в русской избе начинается именно с печи. Помните былину про Илью Муромца? Былина нам говорит, что Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года», то есть не мог ходить. Не на полатях и не на лавках, а на печи!
  «Печь нам как мать родная», — говорили раньше люди. С печью были связаны многие народные лечебные практики. И приметы. Например, нельзя в печь плеваться. И нельзя было ругаться, когда горел в печи огонь.
  Печь топилась каждый день зимой и летом. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил большой двухвёдерный чугун. Русская печь — сердце повседневной жизни семьи. В ней готовили еду, сверху спали в тепле старики и маленькие дети.
  Самым теплым местом для сна в доме были полати. Это дощатый настил, располагавшийся сверху печки практически под потолком. Он мог занимать половину площади избы. На полати взбирались по ступенькам, которые были прилажены к стенке печки.
  В печи после тяжёлого дня мог всласть попариться с берёзовым веничком хозяин дома, которого ещё называли «большаком».
  Большаком становились по праву старшинства. Повсеместно на Руси было принято, чтобы глава семейства управлял хозяйством, отвечал за благосостояние дома. Он решал вопросы купли и продажи, ухода на заработки, распределения работ. Большак мог и наказать — за лень, праздность, хозяйственные упущения или проступки. С вечера хозяин дома давал распоряжения на следующий день, советы, если это было нужно.
  Все женщины в семье слушались большуху — жену старшего мужчины в доме. Обычно это была мать, свекровь или незамужняя сестра большака. Она вела домашнее хозяйство, следила за расходами, давала указания, касающиеся приготовления еды, шитья одежды и т. п. На большаке и большухе лежали молитвенные обязанности.
  Во время жатвы и сенокоса все объединялись. После жатвы мужчины обычно возили хлеб с полей, а женщины занимались уборкой овощей. Девушки убирали лён. Старшие дети оставались дома и следили за непоседливыми малышами.
  Пожилых членов семьи от тяжёлой работы освобождали. Они обычно обучали младшее поколение и нянчили внучат. Люльку для младенцев называли зыбкой. Она была сплетена из сосновых веточек — дранок — и подвешивалась к потолку на черёмуховых дужках. Обычно имела подножку для качания. Зыбку украшали нарисованными птичками, цветами и изображениями солнышка. Чаще всего колыбельку делал хозяин дома. Её покрывали ситцевым или холщёвым пологом. На Руси приговаривали: «Сынок-сосунок — не век сосун, через год — стригун, через два — бегун, через три — игрун, а затем и в хомут!» То есть у ребёнка очень быстро проходило беспечное детство, и он становился помощником в семье.
  Лето у русских крестьян было занято тяжёлыми трудовыми буднями, но поздней осенью, когда убран весь урожай, и зимой можно было немного передохнуть. Нередко к незамужним девушкам приходили на посиделки подружки со всей деревни. Они пели, шутили, рассказывали разные истории, делились новостями, но при этом руки их были заняты шитьём или вышиванием.
  Иногда на посиделки приглашали и неженатых парней. Они придумывали игры и забавы. Всё делалось не просто так — ведь на подобных встречах можно было рассказать о своих чувствах, а то и о свадьбе сговориться с милой сердцу красавицей. Замужние женщины обычно в таких посиделках не участвовали. Им хватало дел по дому.

  Красный угол. По традиции в каждой избе обязательно обустраивали красный, то есть красивый угол. Это было самое почетное, праздничное место в доме. Его обустраивали напротив печи по диагонали, завешивали иконами, ставили на полки свечи, сосуд со свяченой водой, веточки вербы, пасхальные яйца. В красном углу находились иконы, лики предков, рушники и божественные книги.
  Стены в красном углу имели окна, выходившие на юг и восток. Поэтому он был светлым и очень уютным. Здесь же размещали стол, за которым трапезничали. Красный угол также назывался важницей. За столом под важницей сидел хозяин дома или почетный, уважаемый гость.
  Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!
  Очень важно: Стол – это длань Божья. «Стол – это то же, что в алтаре престол, а поэтому сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губерния) Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол – Божья ладонь!». Всегда на столе должен был быть хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол!». Хлеб – символ достатка, изобилия, материального благополучия. Поэтому он всегда и должен был быть на столе – Божьей ладони.
  Дела в русской избе начинались очень рано. Первой вставала старшая хозяйка - мама. Разводила в печи огонь, ставила внутрь чугунки и горшки с картошкой, кашей, наваристыми щами. В глиняной плошке или чугунной сковородке пекла вкусные блины. Матушка учила готовить девочек, ведь они — будущие хозяйки.
  В течение дня мама сажала в печь хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Каравай с хрустящей аппетитной корочкой на столе в каждой семье был всегда. «Хлеб на стол, так стол — престол, а хлеба ни куска, так и стол — доска».
  С помощью специального приспособления – ухвата – хозяйка могла вытащить из печи горячий чугунок. Сковороды ставились в печь сковородником. Деревянная лопата (или садник) служила для посадки на огонь форм с хлебным тестом и противней с пирогами. Для наведения порядка в печи и выметания золы использовалось помело — метла на длинной палке.
  Летом удаляли грязь с вещей на реке. А в холодное время года рядом с печью ставили большой ушат. Чтобы вода в нём нагрелась, на дно бросали горячие камни, вынутые из печи. Потом в тёплую воду добавляли золу, полученную от сгорания ольхи или осины. Это был щёлок. Им стирали бельё, простыни, занавески.
  Рядом с печью традиционно строился голбец — конструкция, помогающая взбираться наверх, на полати. Голбец мог быть оформлен в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Там хранились в зимнее время запасы овощей.
  Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь в помещении лишь крайне необходимые вещи. Верхняя одежда часто висела на стенах и шестах, хранилась в холодных горницах, сенниках и сундуках.
  Скрыня, или сундук для одежды, являлась важным элементом внутреннего убранства. Добротная, деревянная, украшенная резьбой, она переходила по наследству от матери к дочери. Девушки складывали в неё приданое и запирали на замок.
  В доме в тесноте, да не в обиде жили, как правило, 8-10 человек. Спали на лавках и полатях. Лавки были разные. Например, долгая отличалась от остальных длиной. Она считалась женским местом. На ней занимались рукоделием, а ещё там рассаживались девушки, которые приходили на шумные и весёлые посиделки.
  На короткой лавке во время трапезы сидели мужчины. Кутная — устанавливалась около печи. На ней находились вёдра с водой, горшки и крынки.
  Коник — мужская лавка квадратной формы с вырезанной лошадиной головой сбоку. Она находилась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты. «Нищая» лавка стояла у двери. Здесь мог расположиться гость, вошедший в дом, пока хозяев не было дома.
  Достаточно стеснённые условия жизни диктовали необходимость постоянно поддерживать чистоту в доме. Хорошая хозяйка «не токмо стол и лавки очищала, но и пол выскребала досуха и, выкинув сор, курила в избе, зажёгши веточку можжевельника, или клала с орех величиной смолы на жар». Летом пол усыпали не только соломой, но и берёзовыми листьями, свежей травой, полевыми цветами, а зимой — сухим песком и нарубленным ельником.

1РусскаяИзба6

  Хозяйственный двор — неотъемлемая часть крепкого хозяйства. Обилие построек — один из основных признаков богатства. Среди таких строений — амбар (или кладовая), сарай (или стойло), поветь, баня, овин, хлев, птичник, домашний колодец. Самые бедные могли позволить себе лишь клеть.
  Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Кстати, в овине обитает овинник (овинный домовой). Овинник имеет вид громадного чёрного кота, со сверкающими, желтыми глазами. Вообще может принять и другой облик, например, облик барана. Он в овине за порядком следит, смотрит, чтобы зерно не испортилось, и никакой вор на него не покусился.

Интересные факты

  В избах жили не просто семьями, а целыми родами, состоящими из нескольких поколений: прадедов, дедов, молодых и детишек. Говорили: «Вместе легче дом держать».

  До правления Петра I оконные стекла на Руси были большой редкостью. Роль стекла в крестьянских избах играл вымытый бычий пузырь. Знатные семьи могли себе позволить более дорогой материал – слюду.

  Строительство избы – ответственное задание. Построить ее надежной и крепкой мог не каждый мужчина. Существует такая пословица: «Каков строитель, такова и обитель».

  Место для русской избы выбиралось очень тщательно: хорошо освещенное, сухое, обычно на возвышении. Народ верил в приметы, поэтому никогда не строил дом там, где раньше находилась дорога или стояла баня. Считалось, что банный дух – существо недоброе, и может принести много бед.

  Строить избу начинали обычно в конце марта, а заканчивали через 3 месяца. Старались угадать так, чтобы строительство припало на Троицу – праздник, отмечаемый на 40-й день после Пасхи. Говорили: «Без Троицы изба не строится».

  Снаружи и внутри русская изба богато украшалась резными элементами. Считалось, что особые узоры (ромбы, круги, завитки) защитят дом от нечистой силы и бед. Иногда оберегами служили вырезанные в досках русалки, гривастые львы-собаки, диковинные птицы. Особенно тщательно резьбой покрывали окна – «глаза» избы, и переднюю часть дома, которая выходила на улицу.

  Долгое время избы на Руси в большинстве своем были курные или черные. Они не имели каменного дымохода. Дым во время топки очага окуривал помещение. Выводился он через сени, окно или специальное отверстие в крыше сеней, которое называлось дымница. Над дымницей возводилась деревянная надстройка – «дымник». Из-за этого были нередки пожары.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РУССКОЙ ИЗБЕ И ВЕДЕНИИ ХОЗЯЙСТВА

Дома и стены помогают.

Всякий дом хозяином держится. Дом красится хозяином.

Каково на дому – такого и самому.

Наживи хлевину, а там и скотину!

Не по дому господин, а дом по господину.

Не дом хозяина красит, а хозяин – дом.

Дома – не в гостях: посидев, не уйдешь.

Добрая жена дом сбережет, а худая – рукавом растрясет.

Хозяйка в дому – что оладушек в меду.

Горе тому, кто непорядком живет в дому.

Коли изба крива – хозяйка плоха.

Каков строитель – такова и обитель.

У нашей хозяюшки все в работе – и собаки посуду моют.

Дом вести – не лапти плести.

В доме хозяин больше архиерея

Животинку дома заводить – не разиня рот ходить.

Дом невелик, да лежать не велит.

Что в поле ни родится, всё в доме пригодится.

Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.

Не местом ведется достаток, а хозяином.

Домом не управил – так и городом не управить.

Деревня богата, так и город богат.

Добра голова сто рук кормит.

РУССКАЯ ИЗБА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  Юхванкина изба была тщательно покрыта соломой с барского гумна и срублена из свежего светло-серого осинового леса (тоже из барского заказа), с двумя выкрашенными красными ставнями у окон и крылечком с навесом и с затейливыми, вырезанными из тесин перильцами.
  Толстой Л. Н., Утро помещика, 1856

  Изба скотницы Домны жарко-нажарко натоплена; вся семья дома; даже теленок, которого откармливают для барского стола, привязан заботливою Домною к печке и опустился на мокрую свою солому.
  Григорович Д. В., Деревня, 1846

  Двора у Спирькиной избы не было, а отдельно стоял завалившийся сеновал. Даже сеней и крыльца не полагалось, а просто с улицы бревно с зарубинами было приставлено ко входной двери — и вся недолга. Изба было высокая, как все старинные постройки, с подклетью, где у Спирьки металась на цепи голодная собака. Мы по бревну кое-как поднялись в избу, которая даже не имела трубы, а дым из печи шел прямо в широкую дыру в потолке. Стены и потолок были покрыты настоящим ковром из сажи.
  Мамин-Сибиряк Д. Н., Золотая ночь, 1884

  Попадавшиеся на пути избы производили хорошее впечатление своими толстыми бревнами, крепкими воротами, крытыми наглухо, по-раскольничьи, дворами и белыми кирпичными трубами; известное довольство сказывалось во всем, начиная с тесовых крепких крыш и кончая стекольчатыми окошками и расписными ставнями.
  Мамин-Сибиряк Д. Н., Бойцы, 1883

  Вот уж запахло деревней — дымом, дегтем, баранками, послышались звуки говора, шагов и колес; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле, и с обеих сторон мелькают избы, с соломенными кровлями, резными тесовыми крылечками и маленькими окнами с красными и зелеными ставнями, в которые кое-где просовывается лицо любопытной бабы.
  Толстой Л. Н., Отрочество, 1854


1РусскаяИзба7

1РусскаяИзба8

1РусскаяИзба9

Вопросы

Доброжил, хатник, запечник — о ком идёт речь? Ответ. О домовом.

Как назывались маленькие окошки, которые закрывались на задвижку? Ответ. Волоковые окна.

Как называлось толстое выдолбленное бревно, заканчивающееся на фасаде корнем, обработанным в виде коня, оленьей головы или птицы? Ответ. Охлупень.

Назовите тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью дома. Ответ. Сени.

Верно ли, что русская печь была такой большой, что внутри мог париться взрослый мужчина Ответ. Да.

Кто такая большуха? Ответ. Жена старшего мужчины в семье большака.

Как в старину называлась люлька для младенцев? Ответ. Зыбка.

Верно ли, что славяне стирали бельё теплой водой, в которую добавляли золу? Ответ. Да.

Что такое красный угол? Ответ. Священное место в избе, где находили рушники, иконы, лики предков и божественные книг.

Что такое скрыня? Ответ. Сундук для одежды.

Источник

Читаем, учимся, играем. – 2021. - №4. – С. 91-96.

Картины русских художников. – URL: https://yandex.ru/turbo/liveinternet.ru/s/users/4325490/post482389049/

Традиции и история русской избы: URL: https://razvivashka.online/poznavatelnoe/traditsii-i-istoriya-russkoy-izby-dlya-detey