ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ СЁМИН

Даты жизни: 12 июня 1927 — 10 мая 1978
Место рождения: г. Ростов-на-Дону, Россия
Советский писатель, редактор.
Известные произведения:  «Шторм на Цимле», «Ласточка-звёздочка», «Семеро в одном доме», «Женя и Валентина», «Нагрудный знак „ОСТ“», «Плотина».

1Семин1  Виталий Николаевич Сёмин родился 12 июня 1927 года  в семье служащих.
  В 1942 был вывезен оккупантами в Германию. После возвращения (1945) учился в железнодорожном техникуме и Ростовском педагогическом институте, который вынужден был оставить из-за своей «запятнанной» пребыванием в фашистских арбайтслагерях биографии.
  Работал на строительстве Куйбышевской ГЭС (1953-54). В 1957 году окончил заочно Таганрогский педагогический институт. Был учителем в школе, преподавателем автодорожного техникума.
  1958—1962 — литературный сотрудник газеты «Вечерний Ростов», где были опубликованы его первые рассказы и очерки.
  Они были собраны в его первой книге «Шторм на Цимле», которая вышла в Ростове в 1960 году.  В.Н. Сёмина волнует больше нравственность, духовное созревание молодых героев, которых вдохновляет романтика трудового энтузиазма и поиски своего личного предназначения в жизни.
  В 1963 году журнал Дон» опубликовал повесть «Ласточка-звездочка» - о тех испытаниях, с которыми столкнулись подростки в тяжелую годину войны. Это повесть о рождении мужества и личности. Самые мечтательные из мальчишек, такие, как Сергей Рязанов, по прозвищу Ласточка-звездочка, или его друг Эдик, человек с мягким и нежным характером, становятся мужественными бойцами, защитниками Родины.
  Работа в сельской школе дала Семину материал для повести «Сто двадцать километров до железной дороги», опубликованной журналом «Москва» в 1964 году. Для героя этой повести, сельского учителя Андрея Горбатых, в котором нетрудно узнать возмужавшего Сергея Рязанова из «Ласточки-звездочки», борьба с равнодушием, бескультурьем, умственной рутиной становится одной из главных жизненных задач.
  В 1965 году журнал «Новый мир» напечатал повесть В. Семина «Семеро в одном доме», вызвавшую много споров. Обыденная жизнь героев повести, живущих на рабочей окраине большого города, их повседневное настоящее и память о прошлом отразили полное и целостное восприятие писателем народной жизни.
  В первой книге романа «Женя и Валентина», оставшегося незавершенным, героями являются рабочие, служащие, интеллигенция Ростова-на-Дону, их жизнь в последние предвоенные годы и в первые месяцы войны. Критика отмечала как особенность творческой манеры писателя ясную и твердую объективность его взгляда, его гражданской позиции, сочетающуюся с человечностью и добротой. Через судьбы героев писатель прослеживает судьбу народа, судьбу Родины.
  Большинство его произведений имеет автобиографический характер. В 70-е годы Виталий Семин работал над антифашистским романом. Он обратился ко времени своего пребывания в арбайтслагере в Германии, к 1942-1945 годам. В 1976 году журнал «Дружба народов» опубликовал первую часть романа «Нагрудный знак «OST». В романе он анализирует причины, породившие фашизм, исследует почву, взрастившую это чудовищное явление XX века Произнося приговор фашизму, он в то же время утверждает нравственный смысл звания человека, который и в тяжелых жизненных обстоятельствах остается достойным своего высокого имени.
  Продолжение романа «Нагрудный знак «OST» вышло после смерти автора. Оно было опубликовано в журнале «Дружба народов», потом в издательствах «Молодая гвардия» и «Советский писатель» под названием «Плотина». Ряд глав в нем посвящен строительству Куйбышевской ГЭС.
  В. Семин - автор рассказов «Ася Александровна», «Наши старухи», «В гостях у теток», «Хозяин», «В сорок втором», «На реке», «Эй!», «Вниз по реке». Темы рассказов — человек и природа, стойкость человека перед сложными обстоятельствами, одиночеством, старостью.
  Умер 10 мая 1978 года. Похоронен в Ростове-на-Дону.

1Семин2

  Виталий Николаевич Сёмин (1927-1978) четырнадцатилетним подростком был угнан в Германию во время фашистской оккупации Ростова-на-Дону в 1942 году, стал узником нацистского  арбайтслагеря.  Пережитое за годы рабства наложило отпечаток на творчество   писателя.   Большинство   его  произведений автобиографичны по содержанию и отличаются особой эмоциональной наполненностью.
  Моё знакомство с творчеством Виталия Сёмина состоялось ещё в детстве, когда мама принесла домой роман «Нагрудный знак «OST». Пережившая оккупацию, на себе испытав все ужасы военного детства, мама всегда трепетно относилась к тем, кому довелось жить в эти страшные годы. Я прочитала роман, наверное, в силу своего возраста, не до конца осознавая написанное.
  Значительно позже, когда родители рассказали мне о судьбе моей бабушки, угнанной в немецкий плен в 1942 году молоденькой девушкой, о её, далеко не радужном возвращении из Германии, о не сложившейся женской судьбе, я перечитала произведение и осмыслила его совсем по-другому.
  Не смотря на большое число написанных Виталием Николаевичем рассказов, романов, повестей, роман «Нагрудный знак «OST» и повесть «Ласточка-Звёздочка» стоят особняком и заслуживают отдельного внимания.
  Повесть «Ласточка-Звёздочка» (1963) повествует нам о счастливом отрочестве ростовского подростка, ввергнутого в войну и в беды оккупации. Кто из ростовчан, читая повесть, не примеривался, не представлял  в мыслях, как едет на велике с Сергеем по улице Энгельса до Братского, кто не бегал вместе с ним по городу, и не стоял с пацанами в ростовских  подворотнях. Конечно! Эта дворовая жизнь, игры в «войнушку», драки «двор на двор»... Как это знакомо. Очень явственно представляешь себе всё описанное автором в повести. Особенно, если точно знаешь, что жил Сергей в соседнем дворе. И если представить, что мои бабушка Рая будучи  ещё девчонкой была знакома с автором повести или хотя бы иногда виделась на улице. И вывезены были вместе. И вернулись вместе... Одиннадцать эшелонов... 53 тысячи подростков... Столько же убитых горем матерей...
  Страшно, страшно даже подумать, как эти дети пережили арбайтслагеря, как не сломились, откуда брали силы вытерпеть, дожить, верить, что есть до чего доживать.
  Ощущение жизненной удачи в предвоенном детстве, раннее повзросление в катастрофических обстоятельствах войны, одинаково жестоких для людей зрелых и для детей, стойкость и верность себе в каторжных условиях фашистской неволи — тема романа «Нагрудный знак «OST» (1976). Роман написан, в отличие от «Ласточки-Звёздочки», от первого лица, от имени Сергея.
  Роман начинается с бытового описания бараков, в которых живут «рабочие». С низких потолков, с двухъярусных, а где и трёхъярусных нар, с бумажных матрацев, набитых соломенной трухой. С «серости», присутствующей везде и во всём. Всё серое — люди, одеяла, подушки, даже воздух — серый!
  Далее следует описание цехов. Его сопровождает запахи — тяжёлые, ненавистные запахи инструментов, тачек, металла. Сёмин подробнейше описывает всё, что его тогда окружало. Всё, что смог запомнить и что не смог забыть. Все эти документальные свидетельства, усиленные высоко художественным воспроизведением, позволяют читателю ощутить и пережить беспощадное, неотступное давление этих казематов на юную человеческую душу. Ощутить ту нечеловеческую физическую нагрузку, которая была нормой в стенах арбайтслагерей.
  И потому роман по всей силе искренности, честности, по зрелости мысли похож на свидетельские показания повышенной нравственной ответственности, словно от их достоверности зависит исторический приговор фашизму. И это достаточно актуально, как ни странно, в наши дни.
  Под натиском жестокости и злобы, вырванный из-под тёплого, домашнего крова («Здесь не было жизни, жизнь была дома!»), Сергей ищет в жестокосердном мире взрослых старшего, мудрого, сильного, справедливого, чтобы прибиться к нему, прислониться, спастись. Разочарований не избежать, но в любой толпе этих «серых» людей глаза героя находят тех самых настоящих старших, чью стойкость, достоинство, человечность ему не забыть никогда. Повсюду — в тюремной камере, в тифозном бараке, на лагерных нарах — были люди, на которых «всё держалось». Были они вида совершенно не героического, поступки совершали с точки зрения самосохранения бессмысленные. Но эти поступки выстраивали из них героический ряд людей, не желающих привыкать к гнусности.
  Опыт современного человека, воплощённый в романе Сёмина, говорит, что у «нормального человека привычка к гнусностям, слава Богу, просто не образовывается».
  «Нельзя изменить память, не рассекая сосуды, — писал В. Сёмин, оканчивая роман. — Но чем дальше прошлое, тем короче в нём время, тем легче воспринимаются в этом коротком времени самые страшные несчастья. Старчески уступчивой делается память, сталкиваясь с новыми интересами. А живое, сегодняшнее нетерпение готово многим пренебречь. Однако, тем правдивее воспоминания, тем больше в них дела».
  Память о пережитом соединена с силой художественного воображения и мыслью обо всём произошедшим с героем с высоты прожитых десятилетий. И в этом прослеживается попытка автора понять всё с ним случившееся и попытаться объяснить это читателю. Оба произведения связывает единство материала и единство героя.
  Подросток Сергей в «Ласточке-Звёздочке» пытается всё понимать, «понимать так, чтобы не осталось ещё чего-то потрясающе необъяснимого». Но оно осталось... Осталось в страшном «равнодушии серых лиц», убитых на городской набережной, в судьбе Эдика Камерштейна и его родных, и в странном нежелании человека понять, что перед ним — зверь и ждать пощады от него — бессмысленно.
  Да, это надо было осмыслить. Кому-то для этого, как Виталию Сёмину понадобилось три десятка лет, кто-то так и не смог с этим смириться. Может быть, именно к ним более всего обращался автор в своих произведениях. Ведь моих бабушек до самой смерти соседки называли «немецкими овчарками». А я никак не могла взять в толк — почему? Значительно позже я сама это поняла. Как мне было обидно за них. Столько выстрадав в юности, не познав радости материнства, не обзаведшись семьями, они умерли в одиночестве, устав доказывать, что не виноваты в том, как сложилась их судьба, что не суждено было им умереть на чужбине, как многим тысячам их соотечественниц. И тем самым искупить свою вину, смыть позор фашистского плена. Им суждено было вернуться...
  «...Спрессуй до зерна и включи в описанье...» Именно так поступил В. Сёмин в своих произведениях об ужасах фашизма. «Всех чистых и всех безнадёжно нечистых» он включил в своё описание. Он не пощадил ни себя, ни своего героя Сергея. Автор упорно вглядывается в то, что породило врагов и палачей. Но самое главное, что Сёмин включил в описание непокорённых, несломленных узников.
  Виталий Сёмин, как и герой его произведений, был свидетелем этого ужасного превращения красивого, всеми любимого города, в город-призрак.
 Талантливые произведения Виталия Николаевича Сёмина восстанавливают облик ушедшего исторического времени и человека того времени. Они противостоят нетерпению, поспешности и забывчивости. В них живёт честная память поколения, узнавшего «ступени ужасного». И преодолевшего их с верой в ясный ум, доброту и силу мужественности и справедливости.
  До обидного рано ушёл из жизни Виталий Сёмин. И в этом раннем уходе тоже печать суровой каторжной юности, трудной послевоенной молодости. Но то, что успел нам рассказать писатель — бесценно. Именно подобные произведения-исповеди призваны уберечь сегодняшний мир людей от огромной ошибки погружения в бездну насилия, злобы и ненависти.

Попова, А.А. Всё, что память бережёт. Очерки о донских писателях / А.А. Попова.- Ростов-на-Дону: Альтаир, 2021.- С.93-96.