ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШЕСТАКОВ

Даты жизни: 21 марта 1932— 29 июля 2000
Место рождения: г. Ростов-на-Дону, Россия
Русский писатель. Один из основоположников советского психологического детектива.
Известные произведения: «Взрыв», «Страх высоты», «Через лабиринт», «Вертеп», «Клад».

  1Шестаков1Павел Шестаков — один из основателей российского психологического детектива. Его книги пользовались неизменным успехом, как у любителей остросюжетного жанра, так и у серьезного вдумчивого читателя. В своих книгах автор уделял много внимания размышлениям на вечные темы о нравственности и героизме, добре и зле, ответственности за судьбу своей страны, которая никогда не оставляла его равнодушным.
  Павел Шестаков родился 21 марта 1932 года и большую часть жизни прожил в г. Ростове-на-Дону.
  В 1949 году, окончив среднюю школу, поступил в Ростовский университет на историко-филологический факультет. После окончания университета работал учителем в школе города Первомайска на Украине, потом научным сотрудником в ростовском краеведческом музее, редактором в Ростиздате, затем в журнале «Дон». Много лет был собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Ростовской области.
  В 1966 году в журнале «Урал» (Свердловск) была опубликована его первая повесть «Через лабиринт» в детективном жанре. Журнал «Урал» занял особое место в писательской судьбе Шестакова. Большинство его произведений впервые были напечатаны в этом журнале.
  Повесть «Через лабиринт» привлекла внимание неординарностью сюжета и образом центрального героя — инспектора Игоря Николаевича Мазина. По его имени последующие произведения П. Шестакова составили своего рода «мазинский цикл». Это «Страх высоты», «Игра против всех», «Давняя история», «Рапорт инспектора», «Остановка», «Клад», «Вертеп» и другие.
  В 1971 году П. Шестаков был принят в Союз писателей СССР (с 1991 года — член Союза российских писателей).
  В 1976 году по повести «Страх высоты» на киностудии «Мосфильм» был снят одноимённый фильм, съемки происходили в Ростове-на-Дону.
 В 1981 году писатель был награждён серебряной медалью Союза писателей РСФСР имени разведчика Николая Кузнецова «За лучшее героико-приключенческое произведение» — роман «Взрыв». Это роман о войне, которую он сам в раннем возрасте пережил, многое видел своими глазами, потерял отца в боях за Ростов в ноябре 1941 года.
  Отец, Александр Прокофьевич Шестаков, сражался в рядах Ростовского полка народного ополчения. Этот роман — качественно новое произведение П. Шестакова. Он написан в двух временных планах: непосредственные события войны перекликаются с представлениями о войне людей другого поколения, снимающих фильм о событиях минувшей войны тридцать лет спустя.
  Павел Шестаков не только мастер остросюжетных произведений, хотя именно они принесли ему особую популярность. Из-под пера писателя вышли такие вещи, как социально-лирические повести «Дождь-городок», «Всего четверть века», фантастическая повесть «Туда и обратно», а также художественно-историческое исследование «Самозванец», литературоведческая работа, размышления о Гоголе «Между днем и ночью», эссе «Иуда из Кариота».
  «Самозванец» — оригинальное произведение, где автор излагает свой взгляд на события русской истории, русской Смуты начала XVII века и одну из центральных фигур тех событий — Лжедмитрия.
  Н. В. Гоголь был любимым писателем П. Шестакова. К Гоголю Шестаков обращался постоянно, во многих его произведениях Гоголь «появлялся» то в диалогах персонажей, то в авторских рассуждениях. Эту, по словам самого писателя, «личную привязанность» к Гоголю он объяснял тем, что ...никто, кроме Гоголя, так не приблизился к сути, пониманию того, что называют загадкой русской души или, как теперь говорят, нашим менталитетом.
  Об этом — исследование «Между днем и ночью. Размышления о Гоголе». Впервые оно было опубликовано в 2000 году в журнале «Дон». Писатель дал согласие на публикацию, но работа была напечатана уже после его смерти.
   «Смерть в ассортименте» — последнее произведение П. Шестакова, опубликованное также после смерти автора. Роман завершает «мазинский цикл» и вместе с тем является итогом всех размышлений писателя о нашей истории и нашей действительности.
  Умер писатель 29 июля 2000 г.
  После смерти писателя на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска.

1Шестаков2

  Книги П. Шестакова пользовались неизменным успехом, как у любителей остросюжетного жанра, так и у серьезного вдумчивого читателя. В своих книгах автор уделял много внимания размышлениям на вечные темы о нравственности и героизме, добре и зле, ответственности за судьбу своей страны, которая никогда не оставляла его равнодушным. Писатель говорил:
  «...меня всегда будет привлекать та критическая минута в жизни человека, когда его воля и жизненные обстоятельства навсегда определяют его судьбу».

ВЗРЫВ (1979)
  Роман посвящен советским подпольщикам, сражавшимся против фашистских захватчиков в годы минувшей войны. Однако композиция романа, постоянно переносящая читателя в наши дни, помогает ему ощутить ту неразрывную связь, которая существует между погибшими и ныне живущими. 

ДОЖДЬ-ГОРОДОК (1981)
  Ранняя повесть «Дождь-городок», навеянная учительскими годами в Первомайске. Это произведение о молодом учителе, приехавшем по назначению в маленький городок. Жизнь ставит перед ним вопросы о выборе своей жизненной позиции, своего «прямого пути»

ОМУТ (1986)
  Действие романа происходит в начале 1920-х годов в одном из крупных южнорусских городов. Основу сюжета составляет борьба с контрреволюционным подпольем, которое в последней, отчаянной попытке нанести удар молодой советской власти идет на прямую смычку с бандитизмом. 

ТУДА И ОБРАТНО (1990)
  Фантастическая повесть.
  Реалии «того света», куда временно попадает герой,  выписаны автором вполне по-земному, с бытописательской точностью, а бюрократическая система потусторонней жизни давала простор для так называемых аллюзий, в те годы несовместимых с идеологическими постулатами.

САМОЗВАНЕЦ (1990)
  Книга посвящена одному из драматичнейших событий в истории Руси начала XVII века и главной фигуре этих событий — беглому монаху Чудова монастыря Григорию Отрепьеву, который, объявив себя сыном Ивана Грозного Дмитрием, предъявил права на русский трон.
  Эта книга не историческая повесть и не научное исследование. Историк по образованию, П. Шестаков полностью владеет фактическим материалом; писатель по призванию — он смело подключает фантазию, подает факты в необычном ракурсе, размышляет над ними раскованно и нешаблонно и приглашает читателя поразмышлять вместе с ним.

ИУДА ИЗ КАРИОТА (2001)
  Эссе.

МЕЖДУ ДНЁМ И НОЧЬЮ. Размышления о Гоголе (2010)
  Эта книга - литературно-историческое и философское исследование жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя.
  Автор размышляет о его мучительных поисках правды, поисках того, что называют «загадкой русской души», к чему «Гоголь приблизился, как никто другой».
  Книга иллюстрирована фотографиями памятных мест, связанных с пребыванием Гоголя в Москве. Впервые показаны исторические интерьеры и экспозиция «Дома Н.В. Гоголя», где к празднованию 200-летия со дня рождения великого русского писателя открылся мемориальный музей.

ВСЕГО ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА (2012)
  В книге писатель обратился к теме нравственных порывов и переживаний личности в эпоху, носившую черты «развитого социализма», а потом названную «застоем». Прослеживая судьбы людей, встречающих Новый год общей компанией с промежутками в пять-шесть лет, автор фиксирует внимание читателя на обретениях и утратах внешне веселого, но внутренне противоречивого и драматичного дружеского круга.

 1Шестаков3

ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ (1967)  
  Разные дела приходится распутывать следователю Игорю Мазину. Происходит непонятное убийство нелюдимого и мало кому известного старика. Есть версии, много версий, но правда проявляется неожиданно, ещё раз подтверждая, что войны далеко не всегда заканчиваются с последним выстрелом из орудий…

СТРАХ ВЫСОТЫ (1969) 
  Убийство? Самоубийство? Несчастный случай?..
  И как ни трудно узнать правду - ведь о мертвых говорят только хорошее, - Игорь Мазин, сотрудник уголовного розыска, узнает ее, хотя на это уйдет не один день...

ИГРА ПРОТИВ ВСЕХ (1970) 
  Розыскные действия по делу, вначале казавшемуся простым и очевидным, приводят в тупик.
  Игорю Мазину предложено подключиться и распутать загадочное «дело о сейфе», доказать невиновность подозреваемой Елены Хохловой и найти истинного преступника.

ТРИ ДНЯ В ДАГЕЗАНЕ (1971) 
  Своего бывшего сослуживца по уголовному розыску Игорь Мазин встретил случайно. И Борис Сосновский, уговорил его отдохнуть на природе, в забытом людьми и начальством поселке Дагезане, в горах. И как всегда в детективе, в первый же вечер, происходит убийство. Убит, известный художник Калугин…  Мазин начинает расследование, хотя и приехал просто отдохнуть.

ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ (1972)
  Работник уголовного розыска Игорь Мазин занимается расследованием гибели молодой женщины Татьяны Гусевой. Однако поиск его выходит за рамки выяснения непосредственных обстоятельств преступления.
  Автор поднимает вопрос о нравственной ответственности человека за свои поступки.

РАПОРТ ИНСПЕКТОРА (1975)
  Эта история началась с того, что два неизвестных остановили в коридоре института кассиршу с сопровождающим инженером-общественником и наставив на них пистолеты забрав сумку с деньгами скрылись. Ограбление произошло быстро и легко. И теперь на следователя Игоря Николаевича Мазина возложена задача, найти преступников и вернуть похищенные деньги. Но тут происходит странная гибель молодого парня, у которого в кармане находят ключи от машины, на которой скрылись преступники.

ОСТАНОВКА. ОН БЫЛ ПРАВ (1987)
  В книге две повести: «Остановка» и «Он был прав».
  Остросюжетность и динамичность произведений подчеркивают основную антиалкогольную линию. В повестях показано, как пьянство приводит человека к моральному разложению, а зачастую к преступлению.

КЛАД (1994)
  Работник частного детективного агентства «Ариадна» Игорь Мазин расследует нелепую смерть забредшего в чужой двор к колодцу бомжа, но голова его занята совсем другими мыслями…

ВЕРТЕП (1995)
  Работник частного детективного агентства "Ариадна" Игорь Мазин в ходе розыска пропавшей женщины сталкивается с преступниками, пытающимися провернуть крупную сделку с недвижимостью. Защищая интересы клиента, Мазин вынужден вступить с ними в борьбу, даже не подозревая к чему это приведет.

СМЕРТЬ В АССОРТИМЕНТЕ (2004)
  Роман «Смерть в ассортименте», ставший - увы! - последним произведением прославленного автора.
  Роман замыкает серию детективов об Игоре Мазине, в каком-то смысле его можно считать итоговым, подводящим черту под размышлениями автора о нашей действительности, об извечной проблеме добра и зла.

  Жизнь и творчество Павла Александровича всегда привлекали внимание литературоведов. О нём одобрительно писали в «Правде», «Литературной газете», журналах «Литературное обозрение», «Молодая гвардия», «Смена», «Дон», «Подъем» и других периодических изданиях в Москве и в Ростове. Критика отмечала: «…авторский интерес к жизни выражается в психологизме и постановке непростых нравственных проблем».

О жизни и творчестве П. Шестакова:

  • Адамов, А. Мой любимый жанр — детектив: записки писателя / А. Адамов.- Москва: Сов. писатель, 1980. С. 180–221.
  • Ваксберг, А. Страх глубины : [о фильме «Страх высоты»] // Искусство кино. 1977. № 3. С. 44–46.
  • Вулис, А. Поэтика детектива // Новый мир. — 1978. — № 1. — С. 245-247, 257-258.
  • Джичоева, Е. Не только детектив: [к 50-летию П. Шестакова] // Дон. 1982. № 3. С. 141–148.
  • Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край. XIX-XXI вв..- Ростов-на-Дону, 2006.- 512 с.: ил..
  • Егоров, Н. Взрывная волна // Дон. 1980. № 6. С. 165–168.
  • Чапчахов, Ф. Время и слово / Ф. Чапчахов. Москва: Современник, 1979. С. 206–208.

МЕЖДУ ДНЁМ И НОЧЬЮ

 «...никто, кроме Гоголя, так не приблизился к сути,
пониманию того, что называют загадкой русской души или,
как теперь говорят, нашим менталитетом.»
П. Шестаков

  Павел  Шестаков   (1932-2000), член СП СССР с 1971 года, родился и большую часть жизни прожил  в г.  Ростове-на-Дону.   Окончил  историко-филологический факультет   Ростовского   Государственного  Университета. Работал школьным учителем в Первомайске (Украина), затем вернулся в Ростов, был сотрудником Ростовского областного музея краеведения, литературным редактором в Ростовском книжном издательстве и журнале «Дон». Двенадцать лет с 1970 по 1982 год был собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Ростовской области. Павел Шестаков — один из основателей российского психологического детектива.
  Произведениям писателя всегда был присущ глубокий психологизм, о чём бы он ни писал и в каком бы жанре ни работал. Это касается и детективных повестей, и романов, и литературных исследований.
  Остросюжетная повесть «Через лабиринт», отвергнутая главным редактором «Дона», появилась в журнале «Урал» в 1967 году. Этот журнал занял особое место в писательской судьбе Шестакова. Большинство его произведений впервые были напечатаны именно в этом журнале.

Повесть «Через лабиринт» привлекла внимание неординарностью сюжета и образом центрального героя — инспектора Игоря Николаевича Мазина. Затем появилась повесть «Страх высоты», которая была экранизирована на «Мосфильме». Писатель Шестаков состоялся. Со своим оригинальным «детективным» почерком, умным, проницательным, несколько ироничным героем. Критика заговорила о «мазинском цикле» в современной детективной литературе. При этом подчёркивалась неординарность, самобытность образа, созданного Шестаковым, в повестях «Через лабиринт», «Страх высоты», «Игра против всех», «Давняя история», «Рапорт инспектора», «Остановка», «Клад», «Вертеп» и другие.
  Владимир Тыртышный, ростовский критик, писал по этому поводу: «Мазин выступает не только как следователь, но и как исследователь жизни. Этот отход от так называемого «чистого» детектива нарастает от одной книги Шестакова к другой. Повести мазинского цикла исследуют психологическую природу душевной ущербности, бездуховности. Скрупулезно, во всех подробностях рассматривает автор механизм духовного падения, которое одних делает приспособленцами, других циниками, третьих философствующими мизантропами, четвертых равнодушными обывателями, с молчаливого согласия которых совершаются и предательства, и убийства и т. д.».
  Однако детективными повестями интересы Павла Шестакова не ограничивались. В конце 70-х годов Шестаков сосредоточился на жанре романа.
  Первый роман «Взрыв» захватывал не только сюжетом, но и художественным анализом не совпадающих взглядов на одни и те же эпизоды Великой Отечественной войны. Произведение написано в двух временных планах: непосредственные события войны перекликаются с представлениями о том времени людей другого поколения, снимающих фильм об битве с фашизмом тридцать лет спустя. Герой романа Лаврентьев помнит всё, что происходило в то время: борьба в подполье, обстоятельства взрыва театра с фашистами, гибель чекиста Шумова...
  А вот режиссёру, снимающему фильм об этих событиях, всё видится иначе. Перипетии романа убедительно высвечивают глубокий драматизм каждого эпизода, помогают воссоздать картину борьбы в тылу врага без прикрас и сглаженных углов.
  В 1981 году за роман «Взрыв» писатель был награждён серебряной медалью Союза писателей РСФСР имени разведчика Николая Кузнецова «За лучшее героико-приключенческое произведение».
  В своих книгах Шестаков уделял много внимания размышлениям на вечные темы о нравственности и героизме, добре и зле, об отношениях между людьми, которые никогда не оставляли его равнодушным. Писатель говорил: «...меня всегда будет привлекать та критическая минута в жизни человека, когда его воля и жизненные обстоятельства навсегда определяют его судьбу».
  Роман «Омут» порадовал читателей острым сюжетом, исторической достоверностью, глубокой психологической разработкой образов и коллизий. Он возвращает нас к событиям 20-х годов, к молодости героя «Взрыва» — Шумова.
  Павел Шестаков овладел статусом романиста. Но с жанром повести не расстался. Ранняя повесть «Дождь-городок», навеянная учительскими годами в Первомайске, увидела свет в Ростиздате к 50-летию автора. Тогда же он опубликовал в «Урале» повесть «Всего четверть века», в которой с тонким лиризмом, юмором и печалью рассказал о судьбах своих сверстников на разных этапах жизни с 1956 по 1981 год.
  В 1979 году Шестаков написал повесть «Туда и обратно», но издана она была только в 1989-ом. По этой психологической повести Николаем Михайловичем Скрёбовым был написан сценарий радиоспектакля. Произведение о любви, о том, что нельзя никак просто мириться с действительностью, нужно бороться, и, пускай, человек не всегда побеждает в этой борьбе, ему даётся шанс всё исправить. А уж кто и как использует этот шанс — на совести самого человека.
  Особое место в творчестве Павла Шестакова принадлежит книге размышлений о смутном времени «Самозванец. Факты и размышления» и повести-эссе «Между днём и ночью. Размышления о Гоголе».
  Тема «Самозванца» была необычна для автора остросюжетных произведений. Однако, историк по образованию, талантливый прозаик рано или поздно должен был прийти к теме познания и осмысления истории своей Родины. Автором был взят один из самых страшных периодов русской истории — начало 17 века, Лжедмитрий на троне, борьба за власть и русский престол. И, естественно, Шестакову, как мастеру детективного жанра, замечательно удаётся анализ, «дедуктивный метод» в подходе к изложению материала. Он не просто художественно пересказывает события, он размышляет над ними, причём размышляет нестандартно, приглашая читателя поспорить и поразмышлять вместе.
  «...Придумывать нет смысла, потому что всё, о чём пойдёт речь дальше, фантазию превосходит. В своё время Ф.М. Достоевский справедливо заметил, что писатель не может воображением превзойти действительность. В данном случае это особенно верно. Будем же следовать за самой жизнью, уважительно останавливаться там, где она не позаботилась поведать своей тайны...»
  Был ли Григорий Отрепьев и Лжедмитрий I одним и тем же человеком? Почему так случилось, что царский трон был отдан невесть кому? Об этом и многом другом рассуждает в книге автор.
  Н.В. Гоголь был любимым писателем П. Шестакова. К его творчеству Павел Александрович обращался постоянно, во многих своих произведениях, он «появлялся» то в диалогах персонажей, то в авторских рассуждениях. Эту, по словам самого писателя, «личную привязанность» он объяснял тем, что «...никто, кроме Гоголя, так не приблизили н к сути, пониманию того, что называют загадкой русской души или, как теперь говорят, нашим менталитетом».
  «Между днём и ночью. Размышления о Гоголе» впервые были опубликованы в 2000 году в журнале «Дон». В 2009 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения великого русского писателя, работа Шестакова была включена в издательскую программу Правительства Москвы и опубликована издательством «Контакт-культура».
  Книга размышлений о Гоголе читается на одном дыхании. Это — яркий, многогранный портрет писателя на фоне эпохи. Странной, страшной, с трудом поддающейся пониманию, а уж тем более — объяснению. Но Шестаков делает это виртуозно. И уже Гоголь — это не школьная «Шинель» или «Нос», а нечто большее — трагичнее, гениальнее, безысходнее... И Белинский — уже не тот Белинский, который всё правильно говорил и писал о своих современниках, а злой, желчный человек, способный своим мнением умертвить любой, даже самый большой талант. Павел Шестаков, проделав огромную работу, показал читателю Гоголевских персонажей такими, какими их видел или хотел видеть автор. И как это у него получилось, с точки зрения самого  Гоголя, его друзей и оппонентов.
  Книги П. Шестакова переведены на многие языки, изданы в нескольких европейских странах.
  После смерти писателя на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска.
  П. А. Шестакова не стало 29 июля 2000 года.

Попова, А.А. Всё, что память бережёт. Очерки о донских писателях / А.А. Попова.- Ростов-на-Дону: Альтаир, 2021.- С.172-175.