АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

  Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырем, а ее архитектурный ансамбль — объектом культурного наследия РФ. Она расположена на Монастырском острове, в Центральном районе Санкт-Петербурга. Прямое отношение к основанию обители имеет Петр I, указавший в 1710 г. место для ее строительства. По преданию, именно здесь в 1240 г. произошел разгром шведов войсками Александра Невского, что в полной мере объясняет посвящение монастыря великому князю и Живоначальной Троице.

В Санкт-Петербурге есть чудесный уголок —
Приют спокойствия и умиротворенья;
Там тишина царит, нет суеты и склок,
А слышен звон колоколов да птичье пенье.
Придя туда, как будто сразу в мир иной
Ты попадаешь, забывая про невзгоды:
Жизнь не бурлит за монастырскою стеной —
Размеренным течёт, спокойным ходом…
Блестят на солнце золотые купола
Соборов Александро-Невской лавры;
Последний свой приют здесь обрела
Когорта сыновей России славных…
Спят вечным сном Чайковский и Крылов,
Жуковский, Дельвиг, Глинка, Достоевский,
Суворов, Мусоргский, Балакирев, Брюллов
В пределах лавры Александро-Невской.
И если в Петербург приедешь погостить,
Чтоб насладиться видом «северной столицы»,
То эту лавру постарайся посетить
И прикоснись к страны истории частице!
Крюков Михаил

1АлександроНевская1 

По близости только-только зарождался затеянный Петром новый столичный город, а император всерьез подумывал о строительстве главной столичной обители. Так, в «ледяной петербургской пустыне» (выражение поэта П. Антокольского) расцвела величественная в будущем Лавра, куда первые прихожане из Петербурга отправлялись не просто на окраину города — за город. Вскоре все изменилось, и монастырские строения, вставшие в дереве, сменились на каменные...
  Из храмовых в камне первой поднялась Благовещенская церковь, ставшая местом погребения некоторых из правящих Романовых, а также непобедимого ратника Суворова. Вообще о захоронениях в стенах монастыря Петр I распоряжался лично. Под его личным неустанным присмотром велось и все монастырское строительство. В частности, на территории обители Петр учредил духовную школу, ставшую корнем Петербургской Духовной Академии, питомцами которой впоследствии будут святители Николай Японский и Тихон Московский, патриархи Сергей и Кирилл. В разные годы ректорами Академии являлись святые Феофан Затворник и Филарет Московский. Из преподавателей выделялся знаменитый историк А. Карташов. Но и среди выпускников заложенного Петром учебного заведения нельзя не вспомнить о святом праведном Иоанне Кронштадтском. К слову, Кронштадтский пастырь учил: «Совесть в людях есть глас Господа» и «Молитва — живая вода, которой душа утоляет жажду». Вот, от чистой совести и вмолитвенное укрепление, император Петр и заложил обитель в том месте, где, по легенде, громил шведов благоверный князь Александр Невский. Позднее поле сражения установят точнее, но Петр Алексеевич решит посвятить обитель Живоначальной Троице и прославленному в лике святых князю Александру Ярославичу.
  Устроитель будущей Лавры повелит перенести покоившиеся во Владимире мощи Благоверного.
  Поначалу их определят в верхнюю, Александро-Невскую, церковь Благовещенского храма, а позднее, с освящением сооружаемого зодчим И.Старовым Троицкого собора и в присутствии государыни Екатерины II, святыню переместили в соборную монастырскую церковь. Насаждавший иноческое убежище Петр этого уже не увидел, но благочестивое дело становления и развития его детища продолжила дочь императора государыня Елизавета Петровна, заказавшая горнозаводчикам Демидовым серебряную раку под мощи и учредившая традиционные крестные ходы по Невскому проспекту к монастырю. И если ее отец более укреплял свое детище материально, приписав обители множество сел, обширные земли и даже Иверский монастырь на Валдае, то набожная Елизавета Петровна весьма ценила духовную составляющую созданного. Она любила службы Александро-Невского монастыря и не раз ездила сюда для сокровенных бесед с преподобным старцем Федором Санаксарским.
  Да и ее предшественница, царица Анна Иоанновна, монастырю тоже благоволила, продолжив активное строительство и благоукрашение — именно при ней основным подрядчиком здесь был замечательный русский самородок Михаил Земцов, прибывший при Петре в столицу и не ускользнувший от зоркого глаза государя-строителя.
  Царь Петр нуждался в честных и исполнительных помощниках, чему Земцов как раз соответствовал. Зодчий постиг «италийский», что дало ему возможность служить при начальном строителе будущей Лавры и Петербурга в целом Трезини. Земцов, по заданию Петра, добрался до Швеции и вывез оттуда ремесленных людей для создания в новой столице дворцов петровской знати. Земцов же преподавал в столичной Архитектурной школе, устраивал коронационные торжества Елизаветы Петровны в Москве, воздвигал петербургский Преображенский собор и был причастен к созиданию Александро-Невского монастыря. В общем, на нем лежала такая нагрузка, что позже его работу разделили аж 14 архитекторов. А работы, между тем, вершились и далее — их подхватили зодчий Росси, ваятель Шубин. Кстати, последние, наряду с собратьями по творческому цеху (Кваренги, Воронихин, Старов) нашли свой покой в земле сотворенной ими Лавре. Нашел здесь упокоение и скульптор Мартос, автор легендарного московского памятника Минину и Пожарскому, изобразивший там себя в облике крестьянина, благословлявшего на борьбу с Наполеоном собственных детей.
  А ведь у самого Мартоса в ополчении оголтелым французам героями пали два сына. И еще: как известно, руководство в Отечественной войне с захватчиками взял на себя государь Александр I — вот ион по своему благоволил Лавре: к примеру, пожертвовал мощевик с частицами многих святых. Он лишь продолжил опеку монастырского гнезда своими предшественниками и предварил то же окормление Лавры своими наследниками...
  Да-да, отец Александра I, император Павел, издал указ о воздвижении монастыря в степень Лавры, а Александр II, в очередной из визитов посетивший Романовскую усыпальницу, привёл всё в должное состояние. Между прочим, воспитателем цесаревича Александра являлся Василий Жуковский. В числе иных элементов образования наследника престола, поэт внедрил в педагогическую практику посещение замечательных мест Российской империи.
  Воспитанник и воспитатель навестили Крым, Одессу, Ипатьевский Костромской монастырь, Ижевский и Воткинский заводы, Тулу, Казань, Вятку, Златоуст, Оренбург, Симонов монастырь в Москве, Савинно-Сторожевский — в Звенигороде, Троице-Сергиеву и Александро-Невскую Лавры. Бывая в Первопрестольной, Жуковский не раз останавливался на даче своего друга историка Карамзина в Кунцеве. Что ж, и Карамзина и Жуковского приютила земля столичной Лавры — равно как драматурга Фонвизина, художников Боровиковского, Шишкина, Иванова, Федотова, Крамского, Куинджи, Кустодиева, композитора Даргомыжского, поэта Баратынского, искусствоведа Стасова, актеров Комиссаржевскую и Черкасова, режиссера Товстоногова, баснописца Крылова, литератора Гнедича.
  «Ну, и еще об упокоенном лаврской почвой Жуковском: «Французская опера после итальянской — крик», — так изложил поэт личное пристрастие к музыке. Тем не менее, было время, когда отечественная публика не воспринимала русскую оперу. Все изменилось с восшествием в силу Глинки, Чайковского и деятелей, так называемой «Могучей кучки»: Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Балакирева. Все перечисленные также обрели земное пристанище на территории Лавры.
  Обрел его здесь и не нуждающийся в представлении Ломоносов, который мудро назидал современников и потомков: «Нездраво рассуждает математик, ежели хочет Божескую волю вымерить циркулем. Таков же и богословия учитель, если думает, что по Псалтыри научиться можно астрономии или химии». К слову говоря, цитатами Ломоносова была украшена серебряная рака с мощами Александра Невского. Как ни горько, с закрытием Лавры — а это случилось вслед за Октябрьской революцией — мощи оказались в музейных фондах, и лишь в 1989 г. их возвратили Троицкому собору, тогда приходскому. А монастырская жизнь в Лавру вернулась в 1994–1996 гг. Наверное, радостному тому событию способствовало и молитвенное заступничество великого сонма святых, так или иначе связанного с Александро-Невской Лаврой: Иннокентия и Софрония Иркутских, Владимира Киевского, святителя Херсонского и Одесского Прокопия, святителя Игнатия (Брянчанинова), Серафима (Чичагова), священномученика Глазовского и Воткинского Виктора, преподобномученика Льва (Егорова), священномученика Георгия Шлиссельбургского. Одним из тех молитвенных подвижников, непосредственно связанных с Лаврой, являлся и священномученик Петроградский и Гдовский Вениамин Преподобный Иоанн Лествичник, произведения коего, бесспорно, постигал и живший в Лавре Владыка Вениамин, поучал: «Если во время молитвы встает нетерпящее промедления дело благотворительности, следует предпочесть второе, ибо молитва есть добродетель частная, а любовь к ближнему объемлет все добродетели». И священномученик Вениамин предпочел отдать церковные ценности в помощь голодающим: «Пусть церковь будет нищая, но чистая».
  Однако, богоборцы сфабриковали дело о неподчинении властям, привлекли к нему еще несколько человек, в том числе архимандрита Сергия (Шеина) и юриста Юрия (Новицкого). Никто из них, невзирая на отчаянную защиту адвоката, не избежал гибели. Они и прославлены в лике новомучеников. Вскоре, возможно, к святым исповедникам причислят и митрополита Вениамина (Федченкова), принявшего на последнем курсе Петербургской Духовной Академии монашество и начавшего свой неповторимый духовный путь. На долю Владыки выпало и руководство Тверской семинарии, и участие в избрании Патриарха Тихона, святителя Московского, и белогвардейское движение. Эвакуируясь с войсками Врангеля в Крым, Вениамин стал духовником армии и флота, благословил Врангеля на сопротивление и с ним же покинул Россию. В Европе он окормлял закарпатских русин, собрал русскую братию в одном из сербских монастырей, основал в Париже Трехсвятительское подворье — первый зарубежный приход, подчинявшийся Московскому Патриархату.

  В годы Великой Отечественной митрополит Североамериканский Вениамин открыто поддерживал сражавшуюся с гитлеровцами Красную Армию. Владыка нашел в себе мужество вернуться на родину, где он участвовал в избрании патриарха Алексия I, а также возглавлял Рижскую, Донскую и Саратовскую епархии. Митрополит ушел на покой, поселившись в Печерском монастыре. Тяжко болевший в детстве и выздоровевший после поездки к Митрофану Воронежскому, он стал автором «Записок архиерея». Будучи студентом Академии в Александро-Невской Лавре, он посетил Валаам и там один из старцев прозорливо нарек его «епископом». Будущий Владыка был и на Литургии Иоанна Кронштадтского, и в Оптиной пустыне, оставив воспоминания о старцах Нектарии и Анатолии. Посетил и Зосимову пустынь, встречаясь там с преподобными Алексием и Германом.
  В Зосимовой Вениамину довелось видеть и великую княгиню преподобномученицу Елизавету Федоровну. Конечно, и она, поминаемая митрополитом, великая княгиня Елизавета, в бытность своего проживания в Петербурге, посещала описываемую нами Лавру. Посещала ее и родная сестра Елизаветы Федоровны императрица Александра, супруга последнего русского монарха...
  Да, Лавре, так или иначе, отдавали должное все правившие Русским престолом монархи. Так что к 1908 г., судя по справочнику «Православные русские обители», Лавра заняла исключительное положение: «Мало найдется в России обителей, которые могли бы идти в сравнение с Невской Лаврой по ее внешнему и внутреннему благоустройству, по обилию величественных храмов, по роскоши построек. Обнесенная высокими крепкими стенами, Лавра со своими храмами, различными монастырскими учреждениями и многочисленной братией, представляет из себя как бы отдельный городок, тихий и мирный, куда не долетает уличный шум и грохот суетливой столицы». Лавру выделяли до дюжины действующих храмов, в одном из коих Свято-Духовском, был отпет Федор Михайлович Достоевский. Между прочим, с Духовскими храмами у писателя существовала любопытная связь: в Москве, на Лазаревском кладбище, возле Духовской церкви была погребена матушка Достоевского, а в сельце Моногарново Зарайского уезда, у Духовской же церкви упокоился отец. Ну а самого Достоевского в Духовском храме Невской Лавры отпевал Выборгский епископ, а попрощаться с новопреставленным пришли десятки тысяч поклонников. Место на кладбище лаврское священноначалие предоставило безвозмездно. Лавра вообще играла заметную роль в жизни четы Достоевских, и неспроста супруга писателя величала монастырь «самым дорогим местом в мире».
  Лаврский насельник крестил в детстве жену писателя, а ее родители венчались в надвратной лаврской церкви. Лаврские службы любил сам Федор Михайлович, утверждавший в пророческом романе «Бесы»: «Не православный не может быть русским» и «Атеизм все же здоровее римского католичества». Увы, это в том случае, когда атеизм не является воинствующим, разрушительным. А подобный ворвался в лаврские врата вслед за революционным вихрем.
  Между прочим, Духовскую церковь Лавры закрыли самой последней. Ее затвору предшествовало закрытие Троицкого собора — открыли его лишь в 1957 г. Как приходской.
  Иноческая жизнь здесь утвердилась спустя четыре десятилетия.
  Сегодня в возрождаемой Лавре действуют и Воскресная школа, и библиотека, и различные образовательные курсы, и множество мастерских. Действуют и семинария, и Духовная Академия. Замечу: еще Петр I отбирал сюда, в созидаемый им монастырь, всех лучших иноков. Не потому ли и не было здесь проблем, о которых устами Достоевского в романе «Братья Карамазовы» предупреждал старец Зосима: «Народ Божий любите — не отдавайте отбивать пришельцам, ибо, если заснете в лени и брезгливой гордости вашей, а, пуще, в корыстолюбии, то придут со всех сторон и отобьют у вас стадо ваше».
  Не потому ли навещал Лавру Пушкин и здесь обрела покой его супруга? Между тем, и сама Лавра не единожды становилась своеобразным литературным героем, найдя, в частности место между строк таких монументальных произведений, как «Христос и Антихрист» Мережковского или «Мыслитель» Алданова.
  Вот и князь Александр, в честь коего именуется величественный монастырь на Невском берегу, не раз становился персонажем литературных и живописных произведений, даже киногероем. Впрочем, имя чтимого князя, покровителя Русского Севера, отнюдь не забыто и в реальной жизни Северной столицы. Так, рядом с Лаврой, через Неву, перекинут самый протяженный мост Петербурга, носящий имя князя. У входа в Лавру раскинулась площадь Александра Невского, а если от нее пересечь Невский, нельзя не заметить входа на станцию «Площадь Невского». Жизнь продолжается. Мы помним о ратных подвигах благоверного князя, а носящая его имя Лавра питает животворящими водами духовности весь град Петров, все Отечество. И это правда — ведь и Господь не в силе, но в правде. Это мудро заметил святой благоверный князь Александр...

Минкин, А. Александро-Невская Лавра /А.Минкин.- Божий мир.- 2021.- №3.- С. 20-25.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. – URL: https://lavra.spb.ru/