НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ

Даты жизни: 4 февраля 1831 – 21 февраля 1895
Место рождения: село Горохово Орловского уезда
Русский писатель, публицист, мемуарист
Известные произведения: "Левша", "Очарованный странник", "Леди Макбет Мценского уезда", "Тупейный художник"

  ЛесковНиколай Лесков – русский писатель, которого называют самым национальным писателем в России, считая, что «он глубже и шире всех остальных писателей знал русский народ». В духовном формировании Николая Лесков важную роль сыграла также украинская культура, ставшая близкой ему за восемь лет его киевской жизни в юности, а также английская культура, которую Лесков освоил за время тесного многолетнего общения с родственником его жены А.Скоттом.
    Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда.
    Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела.
   Мать, Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева), была дочерью обедневшего московского дворянина.
      Раннее детство Николая Семеновича прошло в Орле. Но в 1839 году отец покинул службу после ссоры с начальством, поэтому семья (супруги, трое сыновей и две дочери) переехала в село Панино неподалеку от города Кромы. Здесь и состоялось знакомство будущего писателя с жизнью и языком народа.
    В 1841 году Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учился плохо: за пять лет учебы осилил всего два класса. Б. Бухштаб предполагает, что причиной этого было «с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».
    В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.
    В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.
    В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое (по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.
  До 1860 года Лесков с семьей проживал в Пензенской губернии, селе Райском. Когда компания «Шкотт и Вилькенс», в которой работал Лесков, прекратила свое существование, Николай вернулся летом 1860 года в Киев, чтобы заняться литературной и журналистской деятельностью.
    Полгода спустя Лесков перебрался в Петербург и началась его интенсивная работа в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты: жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Об общественной позиции писателя в те годы свидетельствует его полемика с "Современником", наиболее авторитетным журналом левой ориентации. Хотя сам Лесков, видимо, прошел через увлечение социализмом и в его окружение входили литераторы-радикалы, в начале 1860-х гг. он выступал уже как последовательный противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Оглушительный резонанс приобрела его статья по поводу петербургских пожаров 1862, сопровождавшихся слухами о поджигателях-революционерах. Писатель потребовал от правительства немедленного опровержения или доказательства этих слухов. Радикалы сочли его выступление за донос и открыли кампанию травли писателя, что навсегда оставило болезненный след в его памяти.
    С января 1864 начал печататься роман Лескова "Некуда", окончательно подорвавший репутацию писателя в левых кругах. Современники восприняли роман как клевету на "молодое поколение", хотя, помимо "шальных шавок" нигилизма, писатель нарисовал и искренно преданных социализму молодых людей, поставив их в ряду лучших героев романа (в основном сторонников постепенного реформирования страны). Главная мысль Лескова бесперспективность революции в России и опасность неоправданных социальных жертв провоцировала неприятие романа в 1860-е гг. Лесков был объявлен "шпионом", написавшим "Некуда" по заказу III Отделения. Столь бурная реакция объяснялась и откровенной памфлетностью романа: Лесков нарисовал узнаваемые карикатуры на известных литераторов и революционеров. Антинигилистические мотивы, звучавшие и в других его произведениях 1860-х гг., а также роман "На ножах" (1870), где показан внутренний крах революционной мечты и нарисованы "мошенники от нигилизма", усугубили неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет рассказы "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866), хроники "Старые годы в селе Плодомасове" (1869) и "Захудалый род" (1874) прошли почти незамеченными.
  Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника "Соборяне" (1872), продемонстрировавшая даже предубежденным читателям масштаб его художественного дарования. За внешне непритязательным рассказом о "житье-бытье обитателей старгородской поповки" проступает обобщенный образ национального бытия и самостоятельная концепция русской жизни. Борьба главного героя хроники священника Туберозова с "вредителями русского развития" (как нигилистами, так и равнодушными администраторами) внутренняя пружина и смысловой центр повествования. Духовенство, вопреки инерции общественного мнения, трактуется в хронике и как сословие, хранящее традиционные ценности, и как социальная среда, откуда можно ожидать спасения для раздираемой противоречиями пореформенной России.
   Снискавшие широкий читательский успех рассказ "Запечатленный Ангел" (1872) и повесть "Очарованный странник" (1873) примыкают к "Соборянам" масштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере: автор "прячется" за рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем сказовая форма стала самой продуктивной у Лескова, давшей характерные образцы его стиля ("Левша", 1881; "Тупейный художник", 1883 и др.).
    Начиная с 1860-х гг. и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества. Он входил в мир старообрядцев и сектантов, личностно принимая пафос поиска истинной веры. К 1880-м гг. в его взглядах обозначился интерес к протестантизму и разрыв с православием ("у нас византиизм, а не христианство"), что привело в итоге к проповеди внеконфессионального христианства и сближению с толстовством.
     Эволюция писателя от рассказа "На краю света" (1875) художественной апологии национального православия, к очеркам "Мелочи архиерейской жизни" (1878), "Синодальные персоны" (1882), повести "Полунощники" (1891), где писатель выступал язвительным критиком официальной церковности, закономерно привела в 1880-е гг. к его "возвращению" в либеральную прессу и к постепенной реабилитации Лескова в общественном сознании.
    Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из "Пролога" (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию "легенд" из жизни первохристиан ("Повесть о богоугодном дровоколе", 1886; "Скоморох Памфалон", 1887; "Зенон-златокузнец", 1890), превратив их в художественную проповедь "хорошо прочитанного Евангелия". Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием "церковной набожности, узкой национальности и государственности", упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.
    До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровое новации новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, "рассказы кстати" предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык XVIII в. (цикл рассказов "Заметки неизвестного",1884), владевшим эзоповской манерой ("Заячий ремиз", 1894), любившим красочный стиль (легенда "Прекрасная Аза", 1887), умевшим писать и изысканно просто (рассказ "Под Рождество обидели", 1890). По достоинству Лескова-художника оценили только в XX веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда"), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.
   Умер Николай Лесков 5.03.1895г. от приступа астмы, которая мучала писатели последние 5 лет его жизни. Похоронен Лесков в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище.

Основные достижения Лескова как литератора

   - Многие великие русские писатели, классики отечественной литературы восхищались произведениями Лескова и его литературным талантом. Лев Николаевич Толстой считал Лескова «самым русским из наших писателей», Чехов же считал его одним из своих главных учителей.
  - Многими исследователями подмечается уникальное знание Лесковым разговорного русского языка, а также мастерское использование этого знания. Горький заявлял, что как художник слова Лесков стоит в одном ряду с такими великими творцами русской литературы, как Толстой, Тургенев, Гоголь и Гончаров, причем широтой охвата жизненных явлений, глубиной знания бытовых загадок, а также тонким знанием русского языка он даже превышает этих гениальных писателей.
  - Литературная критика нередко упрекала Лескова в нарочитой выразительности речи и в чрезмерности накладываемых красок, однако сам писатель не собирался упрощать свой литературный язык в угоду критикам. Речевые характеристики персонажей и индивидуализацию языка героев Лесков считал важнейшим элементом литературы.

Интересные факты из жизни Лескова

   - Николай Лесков, как и Лев Толстой, был вегетарианцем, причем, вегетарианство влияние оказало не только на его жизнь, но также на творчество. Пресса порой высмеивала вегетарианство Лескова, на что тот не обращал внимания, считая употребление животных в пищу совершенно недопустимым.
   - Лесков публиковал заметки в газетах, рассказывающие о вегетарианстве, также он разместил в газете «Новое время» призыв к созданию вегетарианской поваренной книги. К вопросам защиты животных и этики пищи Лесков обращается во многих произведениях. Им были созданы первые в отечественной литературе персонажи-вегетарианцы.

Лесков Николай Семенович. – Режим доступа: http://www.leskov.org.ru/

Лесков Николай Семенович. – Режим доступа: http://www.leskow.net.ru/lib/sa/author/100002

Лесков Николай Семенович (краткая биография). – Режим доступа: http://www.kostyor.ru/biography/?n=115


ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

  Российский писатель Николай Лесков до сих пор остается в тени своих более знаменитых современников. Да, некоторые его произведения известны практически всем, но на самом деле он написал куда больше интереснейших повестей и рассказов, чем это известно широкой общественности. Впрочем, к большинству писателей слава приходит уже после смерти – это факт, и Лесков не стал исключением из правила. Безусловно, в будущем все его творчество будет оценено по достоинству и широкое распространение получат его книги о русской земле, истории, артистизме русского человека.

  Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семён Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.
  До восьми лет Коленька жил у родственников в Горохове, в богатом доме одного из своих дядей с материнской стороны, где и получил первоначальное образование. Позже родители забрали мальчика к себе. В возрасте 10 лет он поступил в гимназию, но смерть отца и страшные орловские пожары 1840-х годов, во время которых погибло все небольшое имущество Лесковых, не дали ему возможности окончить курс. Лесков оставил учебу в гимназии и поступил на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда.
  В 1849 году он перевелся в Киев помощником столоначальника рекрутского присутствия. В Киеве будущий писатель увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.
  Николай Семёнович уволился со службы в 1857 году – он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс», фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны. Служба эта обогатила Лескова запасом наблюдений.
  Поместив в 1860 году несколько статей в «Современной медицине», «Экономическом указателе» и «Санкт-Петербургских ведомостях», Лесков в 1861 году переехал в Петербург и посвятил себя литературной деятельности.
  В начале своей карьеры писатель работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. В мае 1862 года Николай Семёнович под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.
  Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, а затем уехал в Париж. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них – «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие.
  В 1863–1864 Лесков напечатал свои первые повести («Житие одной бабы», «Овцебык») и «антинигилистический» роман «Некуда», где выступил с резкой критикой идей современной революционной молодежи «переделать весь свет» без какого-либо определенного представления о том, к чему это может привести. Роман этот принес Лескову дурную известность – его провозгласили злейшим из реакционеров, который не просто нападал на новые идеи, а написал гнусный донос. Несмотря на критику, Лесков не оставил эту тему и развил ее в романе «На ножах» (1870–1871), где прежние «нигилисты» показаны уже обычными мошенниками. «После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, – он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников», – писал о нем Максим Горький.
  Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Тогда начал складываться особый стиль писателя – разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. В 1874м году Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета министерства народного просвещения, а в 1877 году – членом учебного отдела Министерства государственных имуществ. К этому периоду относится сближение Лескова с правыми общественными кругами: славянофилами и правительственной партией Каткова, в журнале которого «Русский вестник» он печатался в 1870-х годах. Очерки из быта высшего духовенства «Мелочи архиерейской жизни» (1878–1883) вызвали неудовольствие против Лескова в высших сферах, что послужило причиной увольнения писателя «без прошения» изученного комитета Министерства народного просвещения. После этого он полностью посвятил себя писательству. Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации – и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».
  Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» – к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому: «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет». Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю». В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике».
  Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами. Одна из самых характерных особенностей подхода Лескова к русской жизни заключалась в том, что он взглянул на нее не только глазами поэта и мыслителя, но и глазами практика, делового человека, близко знакомого с повседневной жизнью всех сословий России. Идя вслед за Писемским, он уделяет большое внимание тому, как люди живут: чем они зарабатывают на жизнь, какое место занимают в обществе, как вступают в брак и растят детей, как складываются их отношения с семьей, с соседями, с сослуживцами. Лесков показал неразрывную связь мелочей повседневной жизни с ее общим устройством. Для него нет ничего незначительного, все в русской действительности тесно взаимосвязано и отражает общее положение вещей. Поэтому он с острой заинтересованностью в необходимых переменах пишет о неблагоустройстве русских провинциальных городов, об отсталых способах ведения сельского хозяйства, об отсутствии элементарных гигиенических условий в деревнях, о недостаточном количестве школ и врачей, о произволе полиции, светских и духовных чиновников, об их взаимной вражде, усугубляющей и без того тяжелое положение обывателей, и о господствующей в их среде системе «самовознаграждения», тяжелым бременем лежащей на хозяйстве страны. Участие в решении практических проблем русской жизни Лесков считал не менее важной задачей искусства, чем выработку духовных ценностей, «воспитание души». В соответствии с этим и любимый герой Лескова не идеолог, как герой Достоевского, а практик, не знающий разлада между мыслью и делом. У Лескова отсутствует характерная для многих русских писателей рассматриваемого периода антитеза мыслящего и действующего героя, которую Тургенев проанализировал в статье «Гамлет и Дон-Кихот». Обычно перед героями Лескова не стоит проблема трудности перехода от мысли к действию. Герой гамлетовского типа – не его герой, тогда как Дон-Кихоты встречаются у него очень часто. Если герои Достоевского остро переживают свой отрыв от «живой жизни», то герои Лескова – всегда в самой гуще жизни, в самых живых связях с окружающими их людьми. Лесков судит русскую жизнь в первую очередь как просветитель – с точки зрения разумности, логичности ее устройства, поэтому в поле его зрения так часто попадают всяческие отклонения от нормы: многочисленные казусы, анекдоты, странности и несообразности русской жизни, ее сюрпризы и внезапности. В России «что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный», говорит Лесков устами одного из своих героев.
  И в этом он опять-таки оказывается необыкновенно близок Щедрину, который воспринимает русскую жизнь как «мир фантастический, богатый всякого рода сюрпризами». Значительная их часть настолько невероятна, что, будучи изображена в литературе, может вызвать недоверие. Однако Щедрин убежден, что «небывальщина гораздо чаще встречается в действительности, нежели в литературе».
  Как созвучна эта мысль тому, что говорит Лесков в рассказе «Павлин»: «Знаете, когда читаешь в повести или романе какое-нибудь чрезвычайное событие, всегда невольно думаешь: «Эх, любезный автор, не слишком ли вы широко открыли клапан для вашей фантазии?» А в жизни, особенно у нас на Руси, происходят иногда вещи гораздо мудренее всякого вымысла».
  В литературе второй половины XIX века Лесков – один из наиболее критически настроенных по отношению к русской действительности писателей. Этого не поняла современная Лескову критика, презрительно именовавшая его «анекдотистом». Поверхностному взгляду казалось, что писатель занят собиранием забавных и смешных случаев из русской жизни, что он не ставит себе других задач, как только рассмешить и позабавить читателя.
  Но за всеми этими случаями и курьезными происшествиями вставала картина России, «измученной рабством, опоздавшей жить… страны, где люди всех классов и сословий умеют быть одинаково несчастными». Рассказанные Лесковым случаи обладали способностью отражать в себе глубокие закономерности русской жизни. Если представитель высшей власти – губернатор всерьез убежден, что в России нет ни одного человека, который мог бы прожить на жалованье, и что взятка – это молчаливо узаконенная практика («Однодум»), то разве можно назвать этот анекдотический факт мелочью, способной лишь рассмешить или позабавить? Если решение суда может вступить в силу только благодаря скандалу, устроенному специально нанятым человеком («Старый гений»), то какова цена законности? Если продвижение по службе зависит не от личных способностей и заслуг, а от удачно выбранной любовницы или жены («Совместители»), то какова польза государству от таких чиновников?
  Беду русских крестьян и мастеровых Лесков видел в том, что им «полезного ученья нет», что они не знают, а часто и не хотят знать орудий, могущих облегчить их труд. Попытки отдельных энтузиастов среди помещиков ввести усовершенствованные орудия труда, построить для крестьян школу, баню, хорошие каменные дома наталкиваются на дружное сопротивление крестьян. Показывая косность народного быта и психологии, писатель прямо указывал на тех, кому выгодно держать народ в темноте. Дворяне, владельцы соседних деревень, радовались такому отношению крестьян к нововведениям, потому что, если бы крестьяне «приняли благодеяния своего помещика иначе, то это могло послужить вредным примером для других, которые продолжали жить как обры и дулебы, «образом звериным». Такого соблазнительного примера, разумеется, надо было остерегаться».
  Внимание писателя привлекали не одни только темные стороны русской действительности. Это был человек, страстно влюбленный в жизнь и воспринимавший ее в ярких, красочных тонах, в живой, острой характерности ее проявлений. Очарованность жизнью, несмотря на осознание ее несовершенств, всегда была присуща Лескову.  Его влечет к себе ее необыкновенная противоречивость и запутанность, борьба противоположных начал, ее трагедии и фарсы, предания и факты текущей современности.
  Пожалуй, ни одному из писателей, современников Лескова, не был до такой степени свойствен эстетический подход к жизни, увлеченность «интересностью» жизненного материала. Лесков очарован огромными просторами русской земли, драматизмом многовековой русской истории, поэтическим миром духовной жизни народа, широтой души, артистизмом и удалью русского человека. Наконец, искусством в самых разнообразных его проявлениях – от древней иконописи до современного театра. Характерно в этом смысле признание Лескова в письме к П. Щебальскому от 7 октября 1871 года: «Мне все кажется, что все, что я пишу, вовсе не то, что я хочу и могу написать – могу, ибо ощущаю, что «Жизнь хороша потому, что искусство прекрасно!»
  Не случайно одно из центральных произведений писателя носит название «Очарованный странник», а любимое выражение его героя Ивана Северьяныча Флягина, «настоящего артиста», остро воспринимающего эстетическую сторону жизни, – «краса природы совершенство».
  Но самое чудесное в художественном мире Лескова – это счастливые концы рассказанных им страшных историй, отражающие присущую сказочному мировосприятию веру в торжество добра. Самые яркие примеры здесь – хроника «Старые годы в селе Плодомасове» и рассказ «Зверь». В фольклоре и шире – в народном видении мира писатель нашел неиссякаемый источник поэзии. По словам Горького, «он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа». Лесков, как никто, сумел увидеть и изобразить такую важную черту народного характера, как поэтизация жизни самим народом. Пусть в ней много от предрассудков и суеверий («Пугало», «Юдоль», «Железная воля»), но она помогает народу переносить его тяжелую долю и не отчаиваться («Запечатленный ангел», «Очарованный странник»), она поддерживает надежду на лучшую жизнь и веру в успех народных заступников.
  Лесков был выдающимся мастером малых жанровых форм, разнообразие которых в его творчестве поистине неисчерпаемо. Он работал не только в традиционных жанровых формах повести, новеллы, святочного рассказа, художественного очерка, сказки, но и создал свои, оригинальные жанры – «рассказ о праведниках», «рассказ кстати», патериковую новеллу. Опыт работы Лескова в этом направлении имел огромное значение для Чехова, сосредоточившегося в прозе на малых жанрах. Писатель сложный и противоречивый и, к сожалению, далеко еще не оцененный в полную меру своих заслуг перед родной литературой, Лесков ждет новых исследований, которые смогут раскрыть перед читателями всю глубину и прелесть созданного им художественного мира. Прав был К. Федин, когда писал: «Мне кажется, после славы Чехова, облетевшей все страны мира, следующий русский классик XIX века, которого ожидает едва ли не повсеместное посмертное признание, будет Лесков…»

Воловик, А. Очарованный странник /А. Воловик // Честь Отечества.-2021.- №1-2.- С. 42-45.