Читаем детям о блокаде: информационный рекомендательный список //Детская библиотека им. А. Гайдара /Сост. Новоселова Т.В. – Азов, 2024

  27 января в России отмечается День воинской славы. Это день, когда в 1944 году после долгих девятисот дней была снята блокада Ленинграда.
  В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.
  Рекомендательный список посвящен книгам о блокадном Ленинграде, он предназначен для детей и молодежи. Ведь, читая художественные произведения о блокаде, читатели знакомятся не только с историей своей Родины, но и учатся сопереживать и сочувствовать, ценить жизнь.
  Кроме того, список будет полезен библиотекарям, воспитателям, классным руководителям, учителям истории.

Юрий Воронов

***
Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
ТАКАЯ правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

  Захват Ленинграда и его полное уничтожение планировались фашистами уже в первые дни войны. 8 сентября 1941 года Ленинград был полностью окружён и началась блокада. Кольцо блокады было прорвано в январе 1943 года на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера. Снабжение Ленинграда и защищавших их войск осуществлялось через Ладогу по Дороге жизни. По этому направлению из города вывозились дети, больные и раненые, а завозились на обратной дороге продукты для ленинградцев.  Через год, 27 января 1944 года, блокада была полностью снята. В этот день в честь полной ликвидации блокады и разгрома под Ленинградом фашистских войск в городе прогремел салют в 24 залпа из 324 орудий. За 900 дней блокады было разрушено и пострадало более 3 тысяч домов, около 400 школ, 200 памятников истории и архитектуры. Но, конечно, страшнее всего были людские потери. В дни блокады только от голода и холода умерло более 600 тысяч ленинградцев, более 17 тысяч их погибло при бомбёжках и артобстрелах.  К концу блокады в городе осталось 560 тысяч жителей - на начало осады здесь проживали 2,5 миллиона человек. 1 мая 1945 года Ленинграду было присвоено звание «Город-герой». Более 930 тысяч солдат награждены медалью «За оборону Ленинграда». День снятия блокады Ленинграда - День воинской славы России (ФЗ РФ  «О днях воинской славы России» от 10.02.1995 г.)
  Блокада Ленинграда – одно из самых страшных событий в истории Великой Отечественной войны. Мы должны сохранить память о тех трагических и, в то же время, героических днях. Как рассказать детям о тяжелых испытаниях, которые пришлось пережить ленинградцам, как найти правильные слова, чтобы они поняли, каким мужеством, самоотверженностью и героизмом обладали простые жители города, их ровесники? Для раскрытия и понимания этой непростой темы мы обращаемся к книгам. И не обязательно они должны быть документальными. Художественные произведения тоже способны детально описать происшедшее, ведь большинство из них написаны на основе реальных событий.

1БлокадаКниги11

Алексеев С. П. Блокада Ленинграда: рассказы /С. Алексеев – Москва: Детская литература, 2018. – 31 с.: ил. – (Детям о Великой Отечественной войне).
  Сергей Петрович Алексеев - известный детский писатель, участник Великой Отечественной войны - рассказывает о блокаде Ленинграда (1941-1944).
  Ленинград... В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.
  О великом подвиге ленинградцев, Ленинграда и написаны эти рассказы. О первой автомобильной колонне, прошедшей по «дороге жизни» по льду Ладожского озера, блокадном хлебе, дневнике ленинградской девочки Тани Савичевой, танке Т-60 – «Малютке», разгроме немецких войск под Ленинградом и прорыве блокады.
  Для детей младшего школьного возраста

Алексеев, С. П. Подвиг Ленинграда 1941-1944: рассказы /С. П. Алексеев. – Москва: Детская литература, 2005. - 83 с. (Великие битвы Великой Отечественной)
  Ленинград… В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива. Замерзло электричество. Вышел из строя водопровод. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Но не сдавался город. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах. Но ленинградцы держались. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград.
  О великом подвиге ленинградцев, Ленинграда написана эта книга.
  Для детей младшего школьного возраста

Берггольц, О. Ф. Говорит Ленинград: воспоминания //Берггольц, О. Ф. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. /О. Ф. Бергольц. - Ленинград: Художественная литература, 1967. - С. 117-380.
  Ольга Федоровна Берггольц - писатель, поэт, журналист, драматург. В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осажденном Ленинграде. С августа 1941 г. она работала на радио, почти ежедневно обращаясь к жителям блокадного города. Каждое радиообращение Берггольц заканчивала своими стихами. И ее стихи помогали ленинградцам выжить в промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Голос Ольги Берггольц не зря называли символом победы, а саму поэтессу - музой осажденного Ленинграда.
  В сборник вошли стихотворения и отрывки из радиообращений к ленинградцам.
  Для детей старшего школьного возраста.

Блатин, А. Я. Вечный огонь Ленинграда: записки журналиста /А. Я. Блатин. - Москва: Советская Россия, 1976. - 304 с.
  Автор этой книги Анатолий Яковлевич Блатин проработал в советской печати более тридцати лет. Был главным редактором газет «Комсомольская правда» и «Труд», заместителем главного редактора «Советской России» и членом редколлегии «Правды».
  Войну он встретил в качестве редактора ленинградской молодежной газеты «Смена» и возглавлял ее до апреля 1943 года, когда был утвержден членом редакционной коллегии «Комсомольской правды».
  Книга написана рукой очевидца и участника героической обороны Ленинграда. В ней широко рассказано о массовом героизме ленинградцев, использованы волнующие документы, письма и другие материалы того времени.
  Для детей старшего школьного возраста

Блокада Ленинграда //Энциклопедия для детей Аванта+. Т. 42. Великая Отечественная война. - Москва: Аванта+, 2011. - С. 92-103.
  Книга «Великая Отечественная война» серии «Энциклопедия для детей» приурочена к 65-летию Победы нашего народа над фашизмом. Она адресована самой широкой аудитории - от школьников и педагогов до ученых, исследующих события Второй мировой войны, и просто интересующихся историей читателей.
  Впервые в России осуществлено издание, ставящее своей целью рассказать об основных этапах и операциях Великой Отечественной войны с точки зрения профессионалов разных областей: военных, демографов, специалистов по потерям и технической оснащенности сторон. Книга содержит множество вспомогательного материала: карт, схем, свыше 1000 цветных и черно-белых иллюстраций.
  Для детей старшего школьного возраста

Верейская, Е. Н. Три девочки: повесть /Е. Н. Верейская. – Москва: Астрель, 2007. – 186 с. – (Любимое чтение)
  Повесть состоит из двух частей. В первой, довоенной, читатель знакомится с Наташей, Катей и Люсей, а также со всеми жильцами большой и дружной ленинградской коммунальной квартиры. Во второй части герои книги переживают блокаду. Подруги очень быстро взрослеют, даже легкомысленная Люся становится ответственным человеком. Мужчины сражаются на фронте, матери заботятся о детях и стариках, работают в госпитале. Доктор почти всю свою еду отдает малышу Ванечке. Каждый из дружной коммунальной семьи в первую очередь заботится о других, старается помочь, чем может, поддержать и вселить надежду в Победу. Отвага, ответственность и доброта – все эти качества присущи и девочкам, и взрослым.
  Для детей младшего и среднего школьного возраста

Герман, Ю. П. Вот как это было: повесть /Ю. П. Герман. - Москва: Детская литература, 1985. - 78 с.
  Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях – таких, какими их видит маленький Мишка, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, «как это было», но и учит быть сильным.
  В светлый и спокойный мир ребенка врывается война. В школе теперь госпиталь, на крыше дома стоят зенитки, не ходят троллейбусы. Мама обезвреживает бомбы, ежедневно рискуя собой, обессилевший от голода папа тушит пожары. А исхудавшие и ослабевшие ребята – Мишка и его друг Геня с сестрой Леночкой – стараются помогать взрослым: ходят в госпиталь, чтобы давать концерты раненым бойцам.

Город-герой Ленинград //Города-герои Великой Отечественной войны: атлас. - Москва: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1980. - С. 18 - 23.
  Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны» картографическими средствами отображает боевые действия советских войск, беспримерное мужество и трудовые подвиги населения, вставшего в один ряд с доблестными воинами, роль государства в деле разгрома фашистской Германии.
  Центральное место занимают карты, непосредственно раскрывающие тему борьбы за каждый город в оборонительный и наступательный периоды.
  Для старшего школьного возраста

Город-герой Ленинград (о героической обороне Ленинграда и памятниках) //Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 / Сост. В. А. Голикова. - Москва: Политиздат, 1980. - С. 108-120.
  «Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны» — это иллюстрированное издание о беспримерном подвиге советского народа и его доблестных Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне.
  В книге представлены наиболее значительные памятники и мемориальные ансамбли, находящиеся на территории СССР и за его пределами. Материал сгруппирован по тематическим разделам. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Дубровин, В. Б. Мальчишки в сорок первом: повесть / В. Б. Дубровин. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 224 с. - (Вот как это было).
  Герои книги проходят через большие испытания, которые заставили рано повзрослеть, но не пасть духом.
  Многое пришлось пережить Володе: голод, холод, бомбардировки, смерть отца. Мальчик сам чуть не замерз на улице. Но он все время думает, как бы помочь фронту. С отрядом ребят берет шефство над семьями фронтовиков, получает по карточкам для них хлеб. Вместе с другом они мечтают поймать диверсанта и даже несколько раз пытаются записаться на фронт добровольцами.
  Все ужасы войны есть в книге… Но есть и надежда, вера, взаимопомощь, доброта, ответственность, дружба…Главное – то, как люди остаются людьми в цепких лапах голода.
  Повесть автобиографична: в начале блокады автору было 13 лет.
  Для детей младшего школьного возраста

Жуковская, А. Е. Школа меняет адрес: рассказы / А. Е. Жуковская. - Москва: Детская литература 1984. - 62 с.
  Автор повести Евгения Жуковская – участница обороны Ленинграда. Первый рассказ написан ею в осаждённом городе. Всё, что в нём происходит, случилось на самом деле. Ленинградское радио передавало его через несколько дней после описанного в нём события. С замиранием сердца читаем мы, как откапывали маленького Шурку из-под завала, как тяжело было ослабевшим детям добрести до школы…
  Для детей младшего школьного возраста

Кикнадзе, А. В. Пирамида Солнца: Роман / А. В. Кикнадзе. – Москва: Детская литература, 1977. – 190 с.
  Роман о мальчике, которому спорт помог пережить ленинградскую блокаду. В дальнейшем герой становится олимпийским чемпионом.
  Для детей среднего школьного возраста

Конецкий, В. В. Дверь: рассказ //Конецкий В. В. Повести и рассказы / В. В. Конецкий. – Ленинград: Детская литература, 1978. – С. 60-88. (414 с.)
  Виктор Викторович Конецкий родился в Ленинграде 6 июня 1929 года. Его детские и юношеские годы связаны с Адмиралтейским каналом, расположенном в исторической части города – «Новой Голландии». В родном городе он пережил и самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов.
  «В блокадном бомбоубежище, в замерзшем городе я читал журналы с красными обложками “Мир приключений”. И рассказы из этих журналов я помню лучше, чем блокаду. Быть может, потому, что ее я вспоминать не люблю…»
  Но про блокаду — один из лучших его рассказов «Дверь». Кстати, про открывающиеся двери…
  Для детей старшего школьного возраста

Лободин, М. П. За оборону Ленинграда: рассказы /М. П. Лободин. - Москва: Малыш, 1976. - 34 с. - (Дедушкины медали).
  Это книга из серии «Дедушкины медали», которая состоит из 15 книг и каждая посвящена отдельной медали Великой Отечественной войны. Эта серия поистине уникальна. И не только потому, что в ней собраны замечательные рассказы о войне авторов, прошедших через её горнило, а эта серия, к огромному сожалению, сегодня не переиздаётся. Главная ценность этих книг в том, что они хранят в себе и несут читателю настоящий, не придуманный патриотизм, рассказывает о сильных духом людях, настоящих героях, любящих свою Родину.
  Для детей младшего школьного возраста

Матвеев, Г. И. Зелёные цепочки: повесть / Г. И. Матвеев. – Москва: Детская литература, 2021.168 с.
  Книга рассказывает о приключениях подростков – участников героической обороны Ленинграда. 1941-й год. Фашистские захватчики пытаются захватить город. Во время артиллерийских налетов в небо взмывают зеленые ракеты, которыми вражеские пособники указывают цели для бомбежек – важные объекты. Найти и обезвредить их сотрудникам Комитета госбезопасности помогают обычные ленинградские мальчишки…
  Для детей среднего школьного возраста

Миксон, И. Л. Жила-была: историческое повествование (о Тане Савичевой) /И. И. Миксон. - Ленинград: Детская литература, 1991. - 223 с.
  Эта книга – кропотливо собранная петербургским писателем Ильей Миксоном документальная сага о жизни Тани Савичевой и ее семьи, с фотографиями, иллюстрациями и страницами дневника маленькой ленинградки.
  «Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце, – пишет в предисловии автор. – Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. …Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева…»
   Для детей среднего школьного возраста

Мужеству и стойкости Ленинграда //Имя твоё бессмертно: краткий иллюстрированный справочник /Под ред. Ю. В. Плотникова, А. Г. Халтурина. - Москва: Политиздат, 1975. - С. 22-33.
  «Имя твоё бессмертно» — это краткий иллюстрированный справочник. В справочнике нет возможности дать описание всех монументов и памятников, созданных на территории нашей Родины и за её пределами.
  Он состоит из двух разделов:
  «Рубежи героической битвы». Посвящён памятникам, отображающим основные периоды Великой Отечественной войны.
  «Никто не забыт». Посвящён героям и подвигам, жертвам фашизма, землякам, не вернувшимся с войны.
  Для детей старшего школьного возраста

1БлокадаКниги21

Оборона Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда (январь 1943 г.) //Великая Отечественная...: краткая иллюстрированная история войны для юношества /Сост. Н. Еронин, В. Таборко. - Москва: Молодая гвардия, 1975. - С. 163-174, 285- 291.
  Для детей старшего школьного возраста

Павлов, М. Я. Далёкие берега: повесть / М. Я. Павлов. – Нальчик: Эльбрус, 1977. -  160с. 
  В ней рассказывается о Невском пятачке (Невской Дубровке), который сыграл важную роль в обороне Ленинграда. На этом перепаханном снарядами и минами клочке земли в течение долгих месяцев шли бои. Там в разные периоды сражалось более десяти соединений, не считая полков и батальонов.
  История войн не знает примера, когда в течение столь длительного времени на сравнительно узком участке фронта шло формирование широкой водной преграды. Пехотинцы и моряки, артиллеристы и минометчики постигали на пятачке грозную науку победы. Воины Ленинградского фронта сделали этот маленький плацдарм на левом берегу Невы неприступным для врага.
  Для детей старшего школьного возраста

Сотников, Н. А. Были пламенных лет: документальные новеллы / Н. А. Сотников. - М.: ДОСААФ, 1978. - 79 с.
  Новеллы о подвигах жителей блокадного Ленинграда, спасавших от фашистских варваров исторические памятники города, о воинах-ополченцах, защищавших город на Неве.
  Для детей старшего школьного возраста

Строки памяти: стихотворения / Ю. Воронов, Г. Горбовский, Л. Агеев и др. - Ленинград: Детская литература, 1989. - 191 с.
  Для детей среднего и старшего школьного возраста

Сухачёв, М. П. Дети блокады: повесть / М. П. Сухачёв. - Москва: Детская литература, 2019. - 268 с. - (Школьная библиотека).
  Двенадцатилетним мальчиком автор прожил много месяцев в блокадном Ленинграде. Герои повести «Дети блокады» – Витя Строгов и его друзья тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиковдиверсантов, помогали людям выжить. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность – вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдерживали нечеловеческие испытания.
  Для детей среднего школьного возраста

Сухачёв, М. П. Там за чертой блокады: повесть / М. П. Сухачёв. - Москва: Детская литература, 2016. - 300 с. - (Школьная библиотека).
  Ленинградские подростки Виктор Стогов и его друзья знакомы читателю по книге «Дети блокады». В новой повести, которая читается как самостоятельное произведение, рассказывается об их дальнейшей судьбе. Оставшись без родителей, они обрели вторую семью в детдоме и были эвакуированы под Томск, в сибирскую деревню. Эта книга также и о тех, кто приютил «детей блокады», помог им обжиться на новом месте, о колхозниках-сибиряках, людях широкой души и щедрого сердца.
  Для детей среднего школьного возраста

Тихонов, Н. С. Ленинградские рассказы /Н. С. Тихонов. – Ленинград: Детская литература, 1984. – 191 с.
  В сборнике известного русского поэта, публициста, общественного деятеля, Героя Социалистического Труда Н. С. Тихонова рассказывается о жизни в осажденном Ленинграде, о людях мужественных и стойких, с честью выдержавших суровые испытания.
  Для детей среднего и  старшего школьного возраста

Торопцев, А. П. Ленинград. Мандариновый рейс. По Дороге жизни: рассказы / А. П. Торопцев // Мурзилка. - 2015. - № 4. - С. 8-11.
  Для детей младшего школьного возраста

Ходза, Н. А. Дорога жизни: рассказы / Н. А. Ходза. - Ленинград: Детская литература, 1984. - 72 с.
  Автор рассказывает о блокадном Ленинграде, о том, как прокладывали легендарную «дорогу жизни», возили по ней хлеб и пытались спасти жителей, как на заводах работали школьники, а уроки проводили в бомбоубежищах. Ценность книги – в картах, фотографиях и иллюстрациях. Они позволяют самостоятельно разобраться, как выстраивалась линия фронта около Ленинграда, мысленно перевезти муку по «дороге жизни»; увидеть маленький маневровый паровозик «Кукушка», транспортировавший провизию внутри блокированного города. Навсегда застыли на фото ополченцы, уходящие на фронт, ученики, решающие задачи в бомбоубежище, грузовики с продовольствием на Ладоге.
  Для детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста

Чаковский, А. Блокада: роман. В 5 кн. / А. Чаковский. - Москва: Советский писатель, 1978.
  Легендарный роман-откровение Александра Борисовича Чаковского. Выдающийся советский писатель и журналист, военный корреспондент достоверно и с хронологической точностью рассказывает о событиях, предшествовавших войне, обороне Ленинграда, о страшных буднях осажденного города, работе Дороги жизни и прорыве блокады зимой 1943 года.
  Пронзительный и мужественный рассказ переносит читателя в то тяжелейшее время, когда голод и смерть соседствовали с беспримерным мужеством, разрывающий душу ужас - со стойкой уверенностью в победе. Как на пороге мучительной гибели не поддаться страху, не опуститься до подлости, а остаться Человеком с большой буквы, олицетворяющим защитников города?
  Сюжет романа лег в основу одноименной киноэпопеи, посвященной стойкости и героизму ленинградцев, выстоявших и не сломившихся в смертельном противостоянии с врагом.
  Для детей старшего школьного возраста

Чуковский, Н. К. Балтийское небо: роман / Н. К. Чуковский. – Москва: Детская литература, 1980. – 479 с. – (Библиотека школьника).
  «Балтийское небо» — роман Николая Чуковского о героизме лётчиков Балтфлота, защитников осаждённого Ленинграда. Опубликован в 1955 году. Является одним из наиболее значительных произведений автора. Рекомендован для среднего и старшего школьного возраста.
  В романе рассказывается о героической судьбе эскадрильи капитана Рассохина, трагической судьбе большинства её личного состава. Один за другим гибнут лётчики в героической схватке с врагом. Носителем и продолжателем боевых традиций части остаётся один только Лунин, на долю которого выпадает задача обучить и воспитать новое поколение лётчиков.
  В 1960 году роман был экранизирован.
  Для детей среднего и  старшего школьного возраста

Якобсон, В. Ф. В кольце блокады: воспоминания участника обороны Ленинграда /В. Ф. Якобсон. - Азов: АзовПечать, 2008. - 160 с.
  Валентина Фёдоровна Якобсон - ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда. Награждена орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «Ветеран труда» и другими. Она является инициатором и редактором трилогии «Незабываемые годы. 1941 —1945», получившей признание не только в городе Азове, но и за его пределами. Благодаря усилиям В. Ф. Якобсон книги воспоминаний наших земляков о войне (а многие из них освобождали свой родной город и прошли от Азова до Берлина, и многих из них уже с нами нет) останутся навсегда в истории и памяти города...
  Навсегда остались в памяти Валентины Фёдоровны черные дни блокады. Оторванный от «большой земли» Ленинград оказался без поставок сырья, топлива, хлеба, продуктов...
   Вспоминаются страшные картины боев, гибель мирных жителей города. В то время Якобсон, молодой лейтенант, проходила военную службу в штабе военного гарнизона «Токсово». «Все мы тогда испытывали страшный голод, - вспоминала Валентина Федоровна. - На день выдавали 75 граммов старых сухарей и 125 граммов темно-зеленого водянистого хлеба, которого хватало на один укус. Дважды была на пороге смерти, от истощения развивалась дистрофия, которая дала серьезные осложнения, ухудшилось зрение...»
  Эти воспоминания легли в основу книги «В кольце блокады».
  Для детей старшего школьного возраста

Яковлев, Ю. Я. Девочки с Васильевского острова: рассказ // Яковлев, Ю. Я. Рассказы и повести / Ю. Я. Яковлев. - Москва: Детская литература, 2019. - С. 241-247. -(Школьная библиотека). 
  Валя Зайцева, сверстница 13-ти летней Тани Савичевой, которая вела дневник в блокадном Ленинграде о том, как умирали ее родные, считает Таню своей подругой – ведь они, пусть и в разное время, жили на Васильевском острове. Строится памятник Тане Савичевой, Валя хочет принимать участие в этом. Ее просят сделать записи из Таниного дневника на жидком бетоне, пока он не застыл. Наша современница по страницам дневника, проходит дорогу Тани Савичевой, снова и снова…
  Для детей среднего школьного возраста