КОЛИЗЕЙ

       Из новых чудес света римский Колизей, бесспорно, самое знаменитое. До загадочных индейских городов Мачу-Пикчу в Перу и Чичен-Ица в Мексике добраться не так-то просто, как и до высеченного в камне города Петра в Иордании. Великая Китайская стена, мавзолей Тадж-Махал в Индии, статуя Христа в бразильском Рио-де-Жанейро известны больше, но их тоже не отнести к самым доступным объектам. А Колизей лежит в центре Рима, и его ежедневно осматривают тысячи туристов из десятков стран. Не говоря уж о том, что фотографии этого чуда света можно найти во многих журналах, книгах и даже в учебниках истории.
    Колизей 1 И всё-таки большинство людей знает о Колизее, по сути дела, лишь то, что некогда на его арене сражались рабы-гладиаторы, а за их поединками с упоением наблюдали десятки тысяч жестокосердных древних римлян, сидящих на трибунах.
    Так и было в действительности, однако камни Колизея, дошедшие до наших дней, помнят и многое другое, что достойно внимания.
     Начать хотя бы с того, что для своего времени Колизей был чудом строительного искусства. Создатели его нашли остроумное решение: Колизей строили на том месте, где до этого было искусственное озеро, устроенное рядом с дворцом императора Нерона. Это позволяло заливать арену Колизея водой и разыгрывать на потеху зрителям не только сухопутные, но и «морские сражения» гладиаторов. А над верхним ярусом амфитеатра поднимались специальные мачты: на них крепился огромный тент, которым можно было закрыть трибуны от дождя. Даже в наше время обеспечить подобную защиту зрителям может далеко не каждый стадион...
      Строительство этого чуда света началось в 70-х годах I века нашей эры, при императоре Тите Флавии Веспасиане. Ему пришлось возрождать империю после смутных времён. Сначала недобрую славу по себе оставил император Нерон. Римляне подозревали даже, что именно этот сумасброд однажды... поджёг Рим только для того, чтобы полюбоваться пожаром. Через несколько лет недовольство его правлением достигло такой силы, что Нерону пришлось бежать из Рима и покончить жизнь самоубийством. После него в течение полутора лет сменились три императора, каждый из которых силой смещал предыдущего. И, наконец, в 69 году власть пришла к Веспасиану, который правил десять лет. За это время он примирил недовольных, привёл в порядок расстроенные финансы и начал в Риме большое строительство.
    Быстро продвигалось и возведение Колизея. Это был самый большой амфитеатр античных времён. Высота его стен достигала 50 метров, длина здания составляла почти 190 метров, ширина почти 160 метров. Места для зрителей располагались на трёх ярусах. Самым почётным был нижний ярус — подиум, где размещались знатные римляне, и здесь же находилась ложа императора. На местах второго яруса сидели представители среднего сословия, верхний ярус предназначался для простого народа. Всего же амфитеатр мог вместить до 70 тысяч зрителей. А под ареной находилось множество подземных помещений: складов, раздевалок, комнат гладиаторов и служителей, клеток для зверей, которым тоже приходилось сражаться друг с другом на потеху зрителям.
   Сам Веспасиан не дожил до открытия Колизея. Это случилось в 80 году при сыне Веспасиана, полное имя которого тоже было Тит Флавий Веспасиан, но в историю он вошёл под именем императора Тита. Древние историки рассказывают, что торжества по поводу открытия Колизея продолжались 100 дней. Непрерывно шли бои гладиаторов на суше и на воде. Римляне увидели тогда также несколько тысяч диких зверей, привезённых из Северной Африки.
    Кстати, первоначально это чудо света называлось в честь императоров Веспасиана и Тита амфитеатром Флавиев. Колизеем — от слова «колосс» — его прозвали из-за колоссальных размеров только в VIII столетии. К этому времени Римская империя уже три века как пала под ударами варварских племён, и Колизей стал приходить в запустение, но всё ещё поражал своими гигантскими размерами.
    Однако самый большой урон нанесли громадному амфитеатру не набеги варваров, не время, а... жители самого Рима. В Средние века они принялись усердно разбирать Колизей на камни, используя их для строительства новых зданий. Тем не менее, амфитеатр был столь велик, что, даже разобранный примерно на две трети, он оставался самым грандиозным сооружением Рима. Только в XVIII веке римляне наконец поняли, что его обязательно нужно сохранить как бесценный памятник античности. Ну а в наши дни римский Колизей не только сохраняют, но и реставрируют. За последние 10 лет он очень «помолодел».
    Строительство самого большого античного амфитеатра началось по распоряжению императора Веспасиана в 72 году н. э. Название Колизей, в переводе на русский означающее «колоссальный», постройка получила, вовсе не из-за своих размеров, а из-за гигантской статуи Нерона, установленной при входе; памятник из золоченой бронзы изображал тирана в виде бога солнца.Колизей 2
     Колизей был не единственным в империи большим амфитеатром – крупные арены находились в Тисдре (ныне Эль-Джем, Тунис) и Арелате (современный Арль, Франция); в амфитеатре Арля по сей день проводятся бои быков. Римский Колизей, вмещавший 80 тысяч зрителей, имел высоту 48,5 м; его стены в плане образовывали эллипс с длиной дуги 524 м. Попасть внутрь Колизея можно было через одну из 80 арок.
     Места в Колизее распределялись в сооветствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества – государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины.
     Императорская ложа Колизея – подиум с просторной террасой – находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер. Широкие коридоры, ведущие к трибунам, позволяли огромным толпам зрителей спокойно войти внутрь и в течение 20 минут расположиться на своих местах.
     Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца.
     Внутри здание Колизея было выложено мрамором, а по фасаду – травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы.
   Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка.
   Сценарий представлений в Колизее веками оставался неизменен: сначала выступали дрессированные звери, потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных.
     Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч – гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона персонаж греческой мифологии – перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде.
      Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.
     Некоторые историки полагают, что Колизей был также местом, где проводились также имитации морских сражений, для чего арену заливали водой. Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э., а поединки с дикими зверями – спустя еще сто с лишним лет.
   В середине XIV века землетрясение разрушило западную стену Колизея. После этого амфитеатр на несколько столетий стал «месторождением» камня для возведения многих римских построек, в том числе ряда мостов, Венецианского дворца, собора Св. Петра. Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест и освятивший его как место мученической смерти многих христиан.
      В Колизее во II-III веках погибли тысячи по следователей Иисуса: христиан выводили на арену (как правило, без оружия) и натравливали на них хищных зверей. Лишь изданный в 313 году Миланский эдикт императора Константина Великого отменил преследования христиан, а вместе с ним – и эти варварские публичные казни.
      Однако и много позже, когда Колизей давно уже не был ни ареной кровавых боев, ни местом жестоких казней, грандиозное здание по-прежнему восхищало как жителей города, так и чужестранцев. В одном из средневековых паломнических гимнов поется: «Сколько будет стоять Колизей, столько простоит и Рим. Если Колизей падет – Рим падет вместе с ним. Если погибнет Рим, исчезнет и весь мир».