ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН

Даты жизни: 21 апреля 1735 – 30 июля 1818

         Русский механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом».

         «Главный механик Отечества» - такое необычное придворное звание Екатерина Великая придумала для гениального механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина.

     кулибин 1     Иван Петрович Кулибин родился 17 апреля 1735 года в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца. Иван Петрович не окончил школы, обучался грамоте у дьячка. Отец надеялся сделать из сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой. Овладеть слесарным и токарным мастерством, а затем и искусством изготовлять «хитрые» часовые механизмы ему помогли книги по физике и механике, такие как «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин» академика Крафта и «Избраннейшее начало в математических искусствах» Вольфа.
         Среди множества экспонатов Санкт-Петербургского Эрмитажа один совсем невелик размерами-с гусиное яйцо, да и внешне на него похож, - но представляет собой истинное чудо из чудес. Это удивительные часы, которые не только показывали время, но и каждый час давали... театральное представление на библейский сюжет.
         В часах растворялись маленькие дверцы, и зрители видели внутри крошечные фигурки двух римских воинов с копьями, охранявших пещеру, где лежало тело Христа, снятого с креста. Потом появлялась фигурка ангела, вход в пещеру открывался, и воины падали ниц. Через полминуты на крошечной сцене появлялись крошечные жёны-мироносицы, звучала музыка, и после этого дверцы закрывались до следующего часа.
          В полдень часы играли гимн, сочиненный Иваном Кулибиным в честь императрицы.
      Смастерил эти часы великий русский механик Иван Петрович Кулибин, работавший над ними целых три года. Слухи об этой диковине ходили по всему Нижнему Новгороду, родному городу мастера, а он спешил закончить работу к приезду императрицы Екатерины II, которая в 1767 году совершала путешествие по Волге. Но так и не успел - слишком уж кропотливой была работа. Шутка ли: механизм насчитывал около пяти сотен тончайших деталей!
      Пришлось Кулибину, когда государыня прибыла в Нижний Новгород, показывать ей другие свои творения: микроскоп и телескоп, ничуть не уступающие заграничным, а также «электрическую машину». Теперь такие «машины» знакомы каждому школьнику: на уроках физики они демонстрируют, как получаются электрические разряды с помощью трения, а тогда, в 1767 году, творение механика Кулибина поразило императрицу. Рассказали ей и о диковинных часах, над которыми работает мастер, и Екатерина распорядилась, как только они будут готовы, немедля привезти их в Санкт-Петербург. И через два года Иван Петрович показывал императрице свою искуснейшую работу в Зимнем дворце, а после этого остался в столице Российской империи на тридцать с лишним лет: Екатерина II распорядилась часы передать в Кунсткамеру, первый русский музей, а самого Кулибина назначила в Академию наук главным механиком. Академические мастерские, у начала которых стоял Андрей Константинович Нартов, выдающийся мастер токарного дела и любимец Петра I, предназначались для производства инструментов, приборов, различных приспособлений, которые требовались для работы учёным, состоявшим в петербургской Академии наук. Не раз за помощью обращался в мастерские и сам Михаил Васильевич Ломоносов. Но великого русского учёного Кулибин уже не застал. К тому времени, когда он стал заведовать мастерскими, в них было несколько отделений - инструментальное, столярное, токарное, барометрическое, оптическое. Здесь были собраны лучшие на то время станки и работали искуснейшие мастера. Под руководством Кулибина они изготовляли геодезические, гидродинамические и акустические приборы, телескопы, подзорные трубы, барометры, термометры, точнейшие весы и многое другое.кулибин 2
        Ко всему Иван Петрович сам прикладывал руки, шлифовал, например, по своей собственной методике оптические стёкла. Однако его интересы выходили далеко за рамки привычных для мастерских занятий, и он создавал технические шедевры, изумляющие современников. Для второй половины XVIII века они казались дерзостями необыкновенными - ведь ничего подобного тому, что творил Кулибин, ещё не существовало.
         Взять хотя бы историю с однопролётным мостом через Неву. После долгих расчётов Кулибин разработал проект моста, похожего на дугу, для которого не нужны были дополнительные опоры. Мастер считал, что необходимую прочность такому сооружению обеспечит сама его необыкновенная форма. Строить такой мост никто не рискнул - идея так и осталась на бумаге. Однако эта история имела неожиданное продолжение.
        В 1772 году Кулибин прочитал в одной из газет, что Королевская академия наук в Лондоне назначила крупное вознаграждение за модель моста, похожего на дугу, который соединял бы берега реки без дополнительных свай, что позволяло бы проходить под ним крупным судам. Только тогда Кулибину были выданы деньги для постройки такой модели, и он принялся за работу, занявшую несколько лет. Материалом мастер выбрал еловую древесину, из которой были изготовлены несколько тысяч брусьев, они скреплялись между собой десятками тысяч железных скоб и винтов.
       Наконец, модель в одну десятую натуральной величины была построена, и во дворе Академии наук состоялись испытания. На мост положили груз - мешки с песком, камни, слитки чугуна, - в десять раз превышающий собственный вес конструкции. В довершение всего на модель забрались и рабочие, строившие её под руководством Кулибина. И мост выдержал огромную тяжесть!
          Кулибин 3  Об этих успешных испытаниях стало известно в Европе, Академия наук наградила Кулибина золотой медалью, а Екатерина II- крупной денежной суммой. После этого мастер надеялся, что ему поручат построить и настоящий мост через Неву, но вновь идея так и осталась неосуществлённой. Петербургские сановники побоялись, что дуга моста окажется выше Зимнего дворца. А модель так и осталась во дворе Академии наук и стояла там многие годы, пока не начала разрушаться от времени - ведь никто её не ремонтировал и не подновлял.
           Понимая исключительное значение быстрой связи для такой страны, как Россия, с обширнейшими ее просторами, И.П. Кулибин начал в 1794 году разработку проекта семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Но только через сорок лет после изобретения Кулибина в России были устроены первые линии оптического телеграфа. К тому времени проект Кулибина был забыт, а установившему менее совершенный телеграф Шато правительство заплатило сто двадцать тысяч рублей за привезенный из Франции «секрет».
       Удивляли современников и другие творения Кулибина, а интересы его были очень широки. Однажды, например, мастер придумал, как осветить тёмный коридор в Царскосельском дворце с помощью системы зеркал и лишь нескольких свечей: зеркала, установленные под определёнными углами, передавали свет от одного к другому. Эта идея натолкнула мастера на другую- он смастерил фонарь с зеркальными отражателями, которые многократно усиливали свет единственной свечи. В наши дни подобные отражатели есть в любом карманном фонаре или прожекторе, но ведь первым его придумал Кулибин!
          Певец русской славы Г.Р. Державин, называвший Кулибина Архимедом наших дней, написал о замечательном фонаре:

Ты видишь, на столбах ночною как порою
Я светлой полосою
В каретах, в улицах и в шлюпках на реке
Блистаю вдалеке,
Я весь дворец собою освещаю,
Как полная луна.

         Оригинальной оказалась и его идея судна, которое двигалось против течения, используя... силу этого же течения. До установки паровых машин на корабли было ещё далеко, в России единственным «двигателем», способным тянуть суда вверх по рекам, служили артели бурлаков. Кулибин же предложил простую конструкцию: по бокам судна устанавливались два колеса с лопатками и общей осью. На оси был закреплён канат с якорем. Этот якорь на лодке заводили вперёд судна на всю длину каната, бросали на дно, а сила течения вращала колёса с лопатками и, наматывая канат на ось, подтягивала судно вперёд, к якорю. Затем якорь снова на лодке заводили ещё дальше, и процесс повторялся. Испытания показали, что судно с таким «двигателем» могло нести на себе немалый груз, а по скорости движения опережало артель бурлаков.
         Создал мастер и несколько конструкций «самобеглых колясок», обходившихся без конной тяги. Подходящего двигателя, способного полностью заменить лошадь, опять-таки ещё не было, и Кулибин придумал систему педалей, рычагов и шестерней, соединённую с колёсами. Человек на запятках такой «коляски» наступал попеременно то на одну, то на другую педаль, и конструкция двигалась с приличной скоростью.
       Когда приближалось десятилетие государственной службы Ивана Петровича Кулибина, императрица долго думала, чем наградить своего любимца. 5 мая 1778 года главному меканику сувелено было прибыть в Царское Село. Там в присутствии всего двора Екатерина собственноручно возложила на нижегородца золотую медаль на Андреевской ленте. На медали был барельеф, изображавший двух богинь, науки и художества, которые держали лавровый венок, и красивая надпись «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину».
       Эта медаль, всего третья в России, не только позволяла бывать при дворе наряду с высшими чинами, но и обязывала присутствовать на всех торжествах. При этом случалось всякое. Так, в 1780 году в Петергофе был устроен великолепный праздник с маскарадом. Но Иван Петрович явился без маски, правда, одетый в богатый русский кафтан, какой носили в старину бояре. Это позабавило придворных, осыпавших его насмешками.
         Но вдруг все услышали громкое: «Где тут мой Кулибин?» Знатная публика почтительно расступилась перед Екатериной, также одетой в старинное русское платье, которую сопровождал император Священной Римской империи Иосиф II в костюме капуцина. Венценосная пара подошла к Кулибину. После того, как тот низко поклонился им, император взял нижегородца за руку и громко сказал по-французски, чтобы все слышали: «Я очень счастлив, что вижу вас, господин Кулибин. Давно слышал о вас и ваших изобретениях и очень удивлялся им, когда сам увидел их в Кунсткамере. Я убедился, что в наше время вы первый механик в мире».
          В другой раз на приём у Потёмкина был приглашён Александр Васильевич Суворов. Услышав, какие колкости отпускают в адрес Кулибина на французском языке придворные, прославленный полководец сделал несколько шагов в его сторону и отвесил поклон:
             - Вашей милости!
            Сначала никто не мог понять, кому кланяется фельдмаршал. А тот сделал ещё несколько шагов и опять поклонился:
             - Вашей чести!
            А подойдя вплотную, поклонился в пояс:
           - Вашей мудрости моё почтение!

           В 1801 году, уже при императоре Александре I, Кулибин был уволен от обязанностей механика при Академии наук с ежегодною пенсией в 3000 рублей и возвратился в Нижний Новгород. Здесь он создал множество новых механизмов, в том числе станок для расточки цилиндров паровой машины и устройство для добычи соли.
         В конце жизни выдающийся изобретатель испытывал нужду. 12 июля 1818 года Кулибин умер. Для того чтобы его похоронить, пришлось продать стенные часы, да еще и занять денег.
         Всего же великий механик и изобретатель оставил десятки готовых конструкций и проектов. Среди них проект лифта, предназначенного для Зимнего дворца. Приводился он в движение опять-таки «ручной тягой», но это была достаточно лёгкая работа: система шестерней давала выигрыш в силе. Кроме того, Иван Петрович Кулибин придумал оптический телеграф, разработал ещё несколько проектов различных мостов, исправил и усовершенствовал астрономические часы с боем, установленные на Зимнем дворце...
        К великому сожалению, до наших дней из всего, что было им создано, почти ничего не дошло. То, что казалось современникам Кулибина чудом, они не очень-то стремились сберечь для потомков как память. Деревянные суда с колёсами, в конце концов, были разобраны на дрова. Часы на Зимнем дворце погибли во время страшного пожара 1837 года. Тогда же были навсегда утрачены и многие чертежи, собственноручно выполненные Кулибиным. В различных архивах осталась лишь небольшая часть записей изобретателя, его расчётов, эскизов, рисунков.
         По счастью, сохранились часы-театр, которые Иван Петрович преподнёс Екатерине II, а ещё в том же Эрмитаже можно увидеть часы с павлином, о которых известно, что Кулибин их ремонтировал.
           Немногое вроде бы, но осталось главное - память о том, каким великим механиком был Иван Петрович Кулибин. Не зря же и в нашем XXI веке человека с золотыми руками и неожиданными изобретательскими идеями уважительно именуют Кулибиным.

 Литература

Демкин, С. «Главный механик Отечества»: об И.П. Кулибине /С. Демкин //А почему? – 2007. -0 № 7. – С. 24-26.

Люди русской науки. Т. II. – М.-Л., 1948. – С. 880-888.

Малов, В. Чудеса механика Кулибина /В. Малов //А почему. – 2010. - № 4. – С. 24-26.

Русский механик и инженер Иван Кулибин //Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника /Глав.ред. М.Д. Аксенова. – М.:Аванта +, 2001. – С. 94.

Памятники Ивану Кулибину. - Режим просмотра: http://www.kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/234-kulibin-pamyatniki