КРЫЛОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

Даты жизни: 6 декабря 1861 – 14 ноября 1936
Место рождения: станица Елизаветинская
Донской пейзажист, театральный художник
Известные картины: "Степь ковыльная", "Донской ралив", "Калмычка"

     Крылов портрет Иван Иванович Крылов родился 6 (19) декабря 1861 в станице Елизаветинской. В «Списке населённых мест Области Войска Донского по переписи 1873 года» сказано: «Елизаветовская станица, при реке Дон, в 70 вёрстах от города Новочеркасска, в 5 вёрстах от Азовской почтовой станции».

      Отец – Иван Андреевич Крылов – казак, ветеран русско-турецкой войны, имел награды. Мать - Агриппина Ивановна (в девичестве Кирсанова) уроженка Новочеркасска.
      Иван Андреевич служил фельдшером. Лекарским искусством он славился по всей округе. Двери дома Крыловых были открыты для всех, в любое время. Приходилось лекарю Крылову выезжать в отдалённые станицы и хутора. Часто в эти поездки он брал с собой старшего сына Ваню. Приходилось ездить и на бричках, и верхом, и плавать на каюках. Иногда ночевали в степи. Тогда на берегу Дона разводили костёр, ловили рыбу, варили уху. К огоньку подсаживались казаки: говорили о повседневных делах, вспоминали воинскую службу, пели удивительные казачьи песни. Ваня любил такие путешествия, он мог забраться на дерево и с высоты любоваться далями: излучинами и притоками Дона, островками леса, виднеющимися вдали куренями и церквями, древними курганами.

       Ваня рос любознательным, но замкнутым ребёнком. Его сверстники проводили время в шумных играх, а Ваня уходил к реке и подолгу сидел там, или переправлялся на другой берег Дона, к Азову, и бродил по старинному крепостному валу.
      Рисовать Ваня начал «с едва памятных ранних лет детства». На бумаге появлялись контуры рыбацких лодок, журавлей и других птиц, рисунки лошадей и собак. Родители неодобрительно смотрели на увлечение сына.
     Жили очень бедно, казённого жалования едва хватало на жизнь. В семье Крыловых подрастали еще два сына: Андрей и Александр.
      Начальное образование Иван Крылов получил в станичном приходском училище. Классных занятий не было, учителя занимались с каждым учеником отдельно. Учебниками служили букварь, часослов и псалтырь.
    В 1872 году, когда Ване исполнилось одиннадцать лет, отец отправляет его в Новочеркасск для продолжения обучения. Ваня поступил в Платовскую гимназию, жил в доме своего дяди по матери Кирсанова Василия Ивановича по улице Комитетской, №11.
     Город напоминал Ване древний Азов с его крутыми, сбегающими вниз улицами. За бронзовым памятником герою Отечественной войны 1812 года Матвею Платову высился атаманский дворец. Вечерами смутные очертания огромной триумфальной арки казались на фоне темного неба вратами в таинственный мир.
      Строгое двухэтажное здание Платовской гимназии стояло на Ермаковском проспекте. В неуютных классах сидеть не хотелось. Во время перемены гимназисты гурьбой вырывались во двор, играли в чехарду, потешались борьбой. Ваня уединялся и, раскрыв самодельный альбом, рисовал.
     Учиться было трудно. Из дома, кроме редких посылок и крохотных денежных сумм, ничего не было. Отец, сам бедствуя, помогал Ивану лишь до третьего класса. Дальше пришлось зарабатывать на кусок хлеба самостоятельно. После утомительных занятий, испытывая головокружение от голода, Ваня бежал в дома богатых горожан, чтобы за мизерную плату обучать рисованию и грамоте их малолетних детей.
       Он мечтал бросить гимназию, уехать из Новочеркасска в Петербург для поступления в Академию художеств. Один из местных коммерсантов посоветовал будущему художнику добиваться денег на дорогу у местных богатеев. Впоследствии в автобиографическом очерке Иван Иванович писал: «Много пришлось перешагнуть порогов, выслушать грубого недоверия и наставлений, пока, наконец, удалось разжалобить в добрую минуту новочеркасское купечество...»

      В 1878 году, имея всего 50 рублей, семнадцатилетний юноша отправился в далёкий путь за своей мечтой – учиться живописи. Первые три месяца Крылов учился в школе рисования Общества поощрения художников. В январе 1879 года мечта Ивана Крылова сбылась: он стал студентом Академии художеств. Академическим товарищами Крылова были крупнейшие впоследствии русские художники: Николай Дубовской, Николай Кузнецов (автор картины «Ключница»), Кириак Костанди (будущий учитель основоположника батальной живописи Михаила Грекова). Занимались по классам портретной, батальной и пейзажной живописи. Пейзажный класс вёл профессор Архип Иванович Куинджи, автор знаменитых полотен «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». Любовь к природе у Куинджи была особенной. Он ходил по земле, боясь примять траву, наступить на букашку, не разрешал срубить засыхающее дерево из уважения к его старости. Свою великую любовь к русской земле Архип Иванович прививал и ученикам.
       Первые годы учения Крылов жил в сказочной нужде. На академические занятия ходил в рваных опорках. Через два года учёбы в Академии по ходатайству директора новочеркасских гимназий С.С. Робуша, канцелярия областного управления Войска Донского стала ежемесячно выплачивать бедствовавшему студенту небольшую стипендию. Это обязывало Крылова по окончании Академии художеств занять должность чертежника при канцелярии областного правления. В лучшем случае — работать учителем рисования в гимназии. Иван Крылов, решивший посвятить жизнь живописи, вскоре отказался от стипендии.
       В летние месяцы Крылов вместе с Дубовским приезжал на Дон. В один из приездов на родину, в Елизаветинскую, Крылов написал масляными красками этюд «Пейзаж с дуплом». Он датирован 1886 годом.

      Крылов глубоко изучал лучшие произведения русской и мировой живописи. Много писал самостоятельных этюдов, выполнял масляные копии с признанных шедевров. Подолгу просиживал в библиотеках над книгами по истории искусства, философии, читал сочинения русских и зарубежных писателей-классиков.
     Уже в ранних работах Крылова намечались характерные черты его живописи: мягкость линий, простота сюжета, лиричность.
       В последний год учения товарищ по академии привез Крылова на дачу известного петербургского инженера Ивана Ивановича Бургарта и познакомил с его дочерью Елизаветой Ивановной. Через несколько дней Крылов приехал снова. Хотелось видеть Елизавету Ивановну постоянно. Вскоре Иван Крылов сделал девушке предложение. Родители были против брака, считая, что их дочь достойна более солидной партии. Однако молодые люди сами решили свою судьбу: они тайно обвенчались в одной из церквей Петербурга... Узнав о состоявшемся браке, родители отказались от дочери, и никогда больше с ней не встречались…
       Девять академических лет остались позади. С дипломом классного художника и тремя серебряными медалями Иван Иванович Крылов шагнул в большой мир искусства.

       В 1888 году Иван Иванович и Елизавета Ивановна поселились на станции Сиверская, в 67 километрах от Петербурга. Без поддержки родителей молодым жилось трудно. Чтобы заработать, приходилось выполнять скучную оформительскую работу. Платили гроши. Помогая мужу, Елизавета Ивановна шила одежду богатым барынькам.
     Иван Иванович работал не покладая рук. Именно в это время он окончательно выбрал для себя направление в живописи. Он стал пейзажистом. Живописные окрестности Сиверской вдохновили молодого художника на создание лирических полотен с изображением северного пейзажа, воспетого Пушкиным, Тютчевым, Фетом... Крылов полюбил неброскую, задушевную красоту Севера. Рисовал крестьянские избы с кружевной резьбой на окнах, крылечках, фронтонах. Набрасывал в альбомах северные погосты, деревянные церквушки, изучал русский народный орнамент. В Сиверской были написаны «Осень в деревне», «Зимний мотив», «Последний снег», «Летняя ночь», цикл картин «Мотивы деревни под Петербургом».

      В 1893 году Крыловы переезжают в Москву, где поселились на Тверской улице. Пейзажист увлекся Москвой, ее богатой историей, сказочной архитектурой, окрестностями. В этот период рождаются полотна: «Уголок Москвы», «Березовая рощица», «Москва—Бутырки», «В Сокольниках», поэтический холст «Воробьевы горы», цикл лирических этюдов.
      Художник много путешествовал: посетил все южные города от Рыбинска до Царицына, исходил весь северный Кавказ и Черноморское побережье от Анапы до Сухуми.
      В 1893 году Крылов становится действительным членом московского Общества любителей художеств, почетными членами которого были Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. И. Суриков. Общество ежегодно устраивало художественные выставки, издавало иллюстрированные каталоги, помогало бедствующим художникам России.
      Иван Иванович Крылов был лично знаком с царской семьёй. Им были написаны портреты императора Николая II и императрицы Марии Фёдоровны.

      В 1897 году Крыловы вернулись в Новочеркасск и быстро завоевали известность в среде передовой интеллигенции. Приходили к ним артисты, музыканты, врачи, студенты. В городе тогда жил писатель Александр Серафимович Серафимович. Он был близким другом Крылова и часто бывал в его доме.
       В другом письме писатель сообщал о намерении встретиться в Вешенской с М. А. Шолоховым, приглашал «махнуть туда вместе». В то время Крылов болел, и ему не удалось свидеться с прославленным земляком.
      В 1899 году в Новочеркасск впервые приехал писатель А. И. Куприн. Он выступал в составе Сумской театральной труппы под сценической фамилией Васильев. Крылов писал декорации для сцены. Между писателем и художником завязалась дружба.
       Давним другом художника был профессор Киевской и Московской консерваторий Михаил Гаврилович Эрденко. Имя этого скрипача-виртуоза было известно не только в России, но и в Европе. Приезжая на гастроли в Новочеркасск, Эрденко всегда бывал у Крыловых.
       В доме Крылова звучала и скрипка Константина Михайловича Думчева, новочеркассца с мировым именем, бравшего четырнадцатилетним мальчиком уроки у Петра Ильича Чайковского.
       Другой наш знаменитый земляк — писатель Константин Андреевич Тренев подолгу стоял перед полотнами художника-земляка в его просторной, светлой мастерской.Крылов Автопортрет

       В июне 1902 года Крылов открыл в Пятигорске выставку. В это же время он по заказу правительства занимался обустройством казённых учреждений, а также выполнял декорации к спектаклям в Пятигорске и Железноводске. Сделан им был и эскиз «Орёл, терзающий Змею», по которому в 1902 году скульптор Л.К. Шодкий выполнил скульптурную композицию. Вскоре эта скульптура стала символом городов Кавказских Минеральных Вод.
     В 1908-1909 гг. работы Ивана Крылова «Ледокол в деревне» и «Зима» были удостоены Академией художеств премии имени Архипа Куинджи, что дало возможность Крылову в конце 1909 года предпринять путешествие за границу. Он посетил Берлин, Париж, Венецию.
       Крылов любил писать картины в строгих, серо-перламутровых тонах, создавая образы, впечатления, настроения для глубочайших переживаний. Но, будучи тонким колористом, Крылов был и выдающимся импровизатором природы. Он мгновенно загорался почти любым мотивом, лишь только оставался наедине с природой. Творчество Крылова в том и состояло, что при помощи, казалось бы, скромных художественных средств он способен был придать красоту всему, что останавливало его  взор и что затем он вдохновенно переносил на холст, картон, бумагу...
       Порой  художник вводил в картину или в этюд много теней и мало света, что не только не работало отрицательно на колорит, а, напротив, усиливало содержание произведения. Примером тому — «Донские кони», плотная в цветовом звучании небольшая картина. Чувствуешь упругость и силу этих животных, значивших для казаков то же, что и вода, воздух, хлеб...
   Горячая любовь к родной земле, открытая душа, спокойная и бескомпромиссная, глубокая и здоровая восприимчивость, верный глаз, чувство меры, влечение к ясным устойчивым сюжетам — как редко встречается это даже среди талантливых художников! И все это в высшей мере было присуще Ивану Ивановичу Крылову — Человеку и художнику.
      Иван Иванович был сильной, целеустремлённой личностью. Начав свой жизненный путь в страшной нужде, преодолевая все трудности, он упорно шёл к намеченной цели. К началу революции имя художника было известно не только в России, но и за границей. Он имел положение в обществе, был достаточно обеспечен.
    В 1913 году в Санкт-Петербурге, в связи с 25-летием его творческой деятельности, была сделана персональная выставка, которая прошла с большим успехом. Посетив выставку, совет в составе Репина, Маковского и Судковского, предложили ему звание Академика, которым он не воспользовался.
     Иван Иванович очень хотел, чтобы искусство любили и понимали. В 1902 году он открыл в Новочеркасске рисовальные классы под патронажем Академии художеств. И после установления Советской власти, несмотря на трудности со здоровьем, он находил в себе силы служить людям. В Новочеркасске он является членом Совета Музея донского казачества, много мил отдавал преподавательской работе.
      Постепенно годы брали своё. Свою последнюю выставку в сентябре 1936 года в Ростове он открывал уже совершенно больным человеком.Мемор доска
      14 ноября 1936 года Иван Иванович Крылов скончался. Похоронили художника на Новочеркасском кладбище. На траурном митинге у могилы И. И. Крылова (она взята на учет и под государственную охрану Министерством культуры РСФСР) о своей большой любви к живописцу-труженику говорили ученые, артисты, рабочие, студенты. Они низко склоняли головы перед тем, кто всю свою жизнь посвятил воспеванию земли донской. Раздольной песней вылилось творчество Ивана Ивановича Крылова. Художественная значимость его произведений растет с каждым годом. Все больше и больше мы открываем для себя красоту в его картинах, этюдах и рисунках. Он остался жить в своих полотнах, которые, как и завещал мастер, не перестают радовать нас своей задушевной, неброской красотой и продолжают помогать в воспитании новых поколений художников.

    Лучшие работы Крылова, бесспорно, те, где главное место им отведено реальной действительности, воспеванию донской земли. Художник живо чувствовал малейшие изменения природы, хорошо запоминал их, рассказывая потом об этом в своих картинах. Крылов очень самобытен, до конца творческого пути сохранял в себе все свои природные качества.
     Лодка на сушеВместе с тем в работах живописца всегда живут виртуозность передачи увиденного, грация линий, красота цвета. Сколько, скажем, всего этого в его «Мокрых лодках»?! Поблескивают в неуловимо-свежем воздухе тонкие снасти, черные мачты причудливо рисуют на небе графические узоры, массивный корпус переднего баркаса написан словно на картинах лучших маринистов... А вот «Лодки на Дону». Картина очень верно отображает природу, но не копирует ее. Воздух, в котором тонет колорит картины, словно напоен полдневным зноем, чудный золотистый блеск обволакивает поверхность холста, таинственный свет лучится отовсюду, струясь, радует, теплит душу. Удивительна эта картина, будто созданная одновременно природой и фантазией художника.
     Картина «Пора домой» очень популярна в народе. Крылов был очевидцем сцены, изображённой на картине. Подложив под прикрытую полинялым картузом голову свернутый зипунишко, уснул на пригорке в конце трудового дня старый пастух. В сторонке сиротливо застыло в ожидании стадо. Потеряв терпение (к тому же, вероятно, вспомнив о своих обязанностях), к посапывавшему пастуху решительно приблизился вожак-козел. Склонив изогнутые рога, он как бы говорил: «Пора домой!». Грустная, полная мягкого юмора сцена запала в душу художника. Там же, в степи, он написал первоначальный эскиз. Возвратившись домой, в Новочеркасск, надолго засел в мастерской. Белые страницы альбомов зачернели набросками, композициями. В поисках верного колористического решения Иван Иванович перебрал горы этюдов. Картина «Пора домой» выставлялась в Париже, Берлине, отмечалась премиями. В музее возле нее всегда много зрителей.
        В акварели «Степной натюрморт» Иван Иванович изобразил дары донской природы: желтокорую дыню, расколотый надвое красный арбуз, сочные, спелые помидоры. На фоне выгоревшей темно-желтой ботвы они колоритно рдели. Глядя на акварель, будто ощущаешь во рту их знакомый вкус.
       Хороша зимняя степь в картинах и этюдах Крылова! «Зима»... На холсте между рыжими стогами, прикрытыми белыми шапками, смешно и неловко перескакивают с места на место угольно-черные вороны. На светло-голубом снегу графично обозначены черноталовые плетни. Бледной синькой окутаны деревья. Снежное покрывало сияет миллионами золотых лучинок. Солнце спокойно висит над одетыми в белую шубу полями...
     В пейзаже «Зимний день» запечатлен маленький донской хуторок. Ряд невзрачных, покосившихся хаток. Темные деревья. Ослепительно белеет только что выпавший снег. Хуторок словно уснул, и лишь природа дышит бодростью и свежестью.

Донской разлив

Донской разлив 1

 Среди миниатюрных этюдов художника есть отмеченные высоким живописным мастерством мотивы разлива Дона.  ...В зыбком холодном небе взвихрились облака. Их отражения пронзают беспокойную гладь серебристо-голубой реки. Выглядывает из воды камыш. Весенний ветер колышет прибрежные кустики, качает запоздалые листочки на лохматой неказистой вербе. Плотной стеной замер вдали лес. Уткнувшись носом в ил, задремала под вербой рыбацкая лодка...

  Сила донских пейзажей Крылова — в их поэтичности, в высокой гражданственности, сыновней любви к земле родной.

Калмыцкая степь      

        Совсем недалеко от донской раскинулась калмыцкая степь. Красоту калмыцкой природы воспел в картинах и этюдах Иван Крылов. С этюдником его видели в самых отдаленных кочевьях. С интересом прислушивался он к народным сказаниям, песням, изучал быт и древнюю культуру калмыков.
     Желтеет чудесная трава-емурка, маленькими лиловыми пятнами вспыхивает железняк. Куда ни кинешь взор — неисчислимые оттенки белого, розового, алого, пунцового, пурпурного. Словно камни-самоцветы, горят тюльпаны. Серебрятся ковыль и полынь. Слышится звонкая трель жаворонков. Журавли чинно прохаживаются вдоль болотца, поросшего камышом и осокой. В небе плывут причудливые облака, парят орлы, выискивая на земле добычу. От кибиток вьется синеватый дым...

Калмычка

      А вот изображение молодой женщины, на грудь спускаются две косы. Девушки – калмычки носили распущенные волосы, их можно было заплетать в несколько косичек, или заплетали в одну косу, которая перекидывалась на спину. Если девушка выходила замуж, ее прическа сразу менялась. Волосы делились на две косы, которые спускалась на грудь. Обычно на них одевались шеварлиги – чехлы. На голове у женщины шапка с околышем не одинаковой ширины, справа закрыта половина лба, слева узкий околыш. На нем нашиты различные металлические украшения. Название шапки – халвынг–махла. Ее верхушка покрыта пунцовой шелковой (нитчатой) бахромой – сугулмыр–зала, которая нависает на края шапки. Такую шапку могла носить девушка. Разрешалось носить ее и молодым женщинам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили шапки другой формы. Такая шапка стоила очень дорого, и доступна была только женщинам из богатой семьи.
        ...Загорелое юное лицо. В темных раскосых глазах прячется беспредельная грусть. Не радуют девушку ни богатый наряд, ни будущее. Бесправна ее доля. Выдадут замуж за нелюбимого — и мутной рекой потекут годы, полные рабского труда и унижения. У этой работы имеется несколько названий, данных автором – «Девушка–калмычка», «Калмычка» и «Калмычка–барышня».

Кавказ

        Есть в музее истории донского казачества холст: «Аул Джираха». В этом горном селении художник жил несколько месяцев. Подтверждением служат и многочисленные зарисовки, сделанные здесь пейзажистом. «Аул Джираха» радует величием, светом, живописностью. ...Словно голубые лебеди, плывут облака. Застыли гряды гор. По изумрудным склонам бежит вверх дорога. Вот он, монументальный облик аула, свившего себе гнездо в заоблачной выси. Строгие крепостные башни четкими прямоугольниками легли на курящиеся вершины гор. Разбросаны жилища с плоскими крышами. По дороге идут люди в пестрых нарядах. Стройная горянка в красном платье несет кувшин на голове. В глубине аула кривая улочка карабкается к подножию крепости, а вверху, между облаками, подобно гигантской декорации, ослепительно сверкают алмазные грани гор...

Степь ковыльная, 1899

    Самый знаменитый холст Ивана Крылова «Степь ковыльная». Необозримый простор. Уходящая за горизонт, взгорбленная курганами донская степь. Седой пушистый ковыль, как и тысячу лет назад, набегает волнами под горьким полынным ветром. Кажется, слух различает среди разноголосого степного гомона тонкую мелодию стройных стебельков, а вся травяная братия дружно вторит им.
      Понуря головы, две лошади пасутся поодаль. На их гривы ветер нанес сухих колючек и серого песку. Лошади оседланы и готовы вмиг умчать своих хозяев, присевших отдохнуть на мягкую ковыль-траву...
          На память невольно приходят стихи А. Кольцова:

Степь ковыльная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылем-травой
Расстилается!..

       И строки из романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон»: «...Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизоопаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа...»
      Таков сюжет картины Ивана Ивановича Крылова «Степь ковыльная». На всемирной выставке в Париже в 1913 году «Степь ковыльная» получила золотую медаль. Награждалась премиями в Берлине, Брюсселе, не говоря уже об отечественных выставках.
      «Степь ковыльная» олицетворяет красоту и неповторимость донской земли. Еще при жизни художника картина стала подлинно народной. Ее варианты Крылов исполнил для нескольких музеев. Это картина жизни большого края с заложенной в ней думой о прошлом и размышлением о настоящем.

 Разлив Дона

 Стога

Картины Крылова