ГАРРИЕТ ЭЛИЗАБЕТ БИЧЕР-СТОУ

Даты жизни: 14 июня 1811 - 1 июля 1896
Место рождения: город Личфилд, штат Коннектикут, США
Американская писательница, поборница освобождения негров от рабства
Известное произведение: "Хижина дяди Тома"

    Бичер Стоу Гарриет Элизабет Бичер-Стоу родилась в Личфилде, штат Коннектикут, 14 июня 1811-го, и была седьмой из тринадцати детей. Ее отец, Лиман Бичер, был известным богословом и проповедником, а мать, Роксана Фут, набожной женщиной, скончавшейся, когда Гарриет было всего пять лет. Ее сестра Кэтрин Бичер стала известным педагогом и автором, а семеро братьев, включая Генри Уорда Бичера, Чарльза Бичера и Эдварда Бичера, священниками.
    Родители Гарриет были людьми глубоко религиозными, они воспитывали детей в суровых традициях, распространенных тогда на северо-востоке США. По мнению супругов, ребенок «должен был усвоить спокойные манеры, двигаться без шума, говорить без крика» и особенно усердно изучать катехизис.
    Но все эти строгости мало тяготили Гарриет. Ей не составляло особого труда слушаться старших и выучивать целые страницы катехизиса.
    В двенадцать лет Гарриет смогла уже написать серьезное сочинение «Может ли бессмертие души быть доказано на основании естественных данных?» Гарриет поступила в семинарию для девочек, которую открыла ее сестра Кэтрин, где получила традиционно «мужское» классическое образование, в том числе изучала языки и математику.
   Жизнь девушки изменилась, когда отец, Лаймен Бичер, получив предложение возглавить семинарию, переехал вместе с семьей в город Цинциннати, штат Огайо. Гарриет исполнился к тому времени 21 год. В городе Цинциннати она стала членом литературного салона и общественного клуба «Semi-ColonClub», среди членов которого были сестры Бичер, писательница Кэролайн Ли Хенц, политик и юрист Салмон П. Чейз, медик Эмили Блэкуэлли др. Именно в клубе Гарриет познакомилась с вдовцом Келвином Элиссом-Стоу, профессором семинарии. Они поженились 6 января 1836-го.
    Гарриет целиком посвятила себя семье – нянчила детей, шила, готовила, приводила в порядок дом. У супругов было семеро детей, в том числе дочери-близнецы.
   Чтобы помочь непрактичному мужу – Гарриет писала рассказы для местных газет. Свободного времени у нее не было, впрочем, как и отдельной комнаты, где можно было спокойно обдумать будущее сочинение. Спасала миссис Стоу удивительная способность писать быстро, без помарок, примостившись на краешке кухонного стола.
  Муж яро критиковал рабовладельческий строй, и семейство Стоу поддерживало тайную систему, известную под названием Подпольная железная дорога, предоставляя временное жилье для беглых рабов в своем доме.
   Так незаметно, в бесконечном водовороте дел, промелькнуло для Гарриет лет пятнадцать. Но вот однажды произошло событие, которое, казалось бы, никак не могло затронуть домашнюю хозяйку. В 1850-м Конгресс принял Закон о беглых рабах, запрещающий помогать беглецам. По этому закону плантаторы получили право преследовать своих беглых рабов не только в рабовладельческих южных штатах, но и на севере страны, где рабство было запрещено.
   В это время Гарриет переехала со своей семьей в дом на кампусеБоуден-колледжа, где стал преподавать ее муж. Закон о беглых рабах возмутил Гарриет. Но что могла сделать сорокалетняя, обремененная семьей женщина? Миссис Стоу решила написать книгу, которая заставила бы людей осознать всю жестокость рабства. 9 марта 1850-го она написала Гамалиилу Бэйли, редактору журнала «NationalEra», что планирует стать автором рассказа о проблеме рабства. Вскоре после этого, в июне 1851-го, когда ей уже исполнилось 40, журнал «NationalEra» опубликовал «Хижину дяди Тома». Чтобы познакомить читателя со всей книгой, журнал публиковал ее отрывками с 5 июня 1851-го по 1 апреля 1852-го.
   По словам сына писательницы Чарльза, идея романа пришла к ней в церкви во время богослужения. Именно в храме, «словно разворачивающееся полотно», перед ее глазами возникла сцена смерти старого негра. «Она была так потрясена, что едва сдержала рыдания. Придя домой, она немедленно взяла ручку и бумагу и записала видение…». Этот роман тронул души тысяч и тысяч людей и, бесспорно, способствовал отмене рабства. Гарриет была маленькой, хрупкой, очень домашней. После выхода романа в Штатах разразилась буря. Эмоциональная подача того, как на общество влияет рабство, привлекла внимание всей нации. История жизни и мученической смерти дяди Тома, доброго, кроткого и честного человека, произвела сильное впечатление в стране. Книга написана непритязательно, традиционна по стилю, ее гражданский пафос, ненавязчивая дидактичность вперемешку с юмором напоминают неформальные проповеди, имевшие целью утвердить в сознании паствы основные христианские и гражданские принципы. Общество поняло: рабство нетерпимо!
   Во время Гражданской войны состоялась встреча маленькой пасторши и долговязого президента. Удивленный Авраам Линкольн воскликнул: «Надо же, такая маленькая женщина, а вызвала такую большую войну».
    В формате книги «Хижина дяди Тома» вышла 20 марта 1852-го. Сначала было запущено в продажу 5 тыс. экземпляров. Менее чем через год книга разошлась в беспрецедентном количестве – 300 тыс. экземпляров.
     За один год в Бостоне родители дали 300 своим дочерям имя Ева, в честь одной из героинь книги, а в Нью-Йорке была поставлена пьеса на основе книги.
     Гарриет Бичер-Стоу скончалась 1 июля 1896-го, на 86 году жизни, в Коннектикуте, и была похоронена на историческом кладбище Академии Филлипса в Андовере, штат Массачусетс.
   Дом в Брансуике, штат Мэн, где была написана «Хижина дяди Тома», находится в списке достопримечательностей США.
     Всего Бичер-Стоу написала двадцать книг, включая романы и три произведения о ее путешествиях, а также множество статей и писем. Правда последние романы и повести: «Моя жена и я» (1871 г.), «Бело розовая тирания» (1871 г.), «Мы и наши соседи» (1875 г.), «СемьяПогэнак» (1878 г.) – не пользовались популярностью, отпугивая читателей избытком трагических событий и смертей.
   А вот «Хижина дяди Тома» не оставила равнодушным никого из современников автора. Но почему эта книга сумела пережить отмену рабства в Америке и продолжает здравствовать и сегодня? Вероятно, потому что была талантлива и говорила с читателями на очень важные, вечные темы – о милосердии и борьбе человека за собственное достоинство.