КОЛОКОЛ

Е.Грицак, М.Ткач

     Название этого ударного самозвучащего музыкального инструмента произошло, вероятно, от немецкого слова glocken или итальянского саmрапе. У восточных народов колокол существовал еще в глубокой древности, который они использовали при проведении религиозных обрядов. У христиан он появился примерно в начале нашей эры.
      Музыканты различают два основных типа колокола: наиболее распространенный — с языком. В оркестре для имитации колокольного звона применяют набор специальных труб цилиндрической формы, свободно подвешенных в раме.
   Грушеобразная форма присуща только европейским колам. Собор Синт-Ромбаутскерк в старинном бельгийском городе Малин (Mechelen) славился  своими колоколами. Начиная с XIII века их малиновый звон стал известен всему миру.
   Звонари православных храмов считали умение играть на колоколах высоким искусством. Начало богослужения, а также короткие перерывы во время службы знаменует благовест — праздничный церковный звон, совершаемый одним колоколом. Характер звона строго определяется церковным уставом. Например, к великопостному богослужению благовест должен быть торжественным и медленным, но не слишком продолжительным. В большие праздники — такие, как Пасха и Рождество Христово, — звонари ускоряют темп, одновременно увеличивая время звучания.
     Часто патриархи определяли даже тип колокола, предназначенного для благовеста. Так, в обычные дни Великого поста применялся средний, простодневный колокол, который к Пасхе заменяли великим кампаном. В редких случаях церковные правила указывали даже количество ударов.
       В уставе одного подмосковного монастыря записано: «При начале третьего часа, получив благословение у настоятеля, сотворив поклон, монах ударяет в кампан трижды, а перед великим повечерьем (вечерняя служба) бьет в било двенадцать раз».
       Основной вид колокольного звона, чаще всего применяемый в православной церкви, называется трезвоном, или звоном во все колокола. Собственно трезвон представляет собой троекратные удары с небольшими перерывами. При более сложном двузвоне звучит каждый колокол, начиная с самого большого. Перезвон (медленные поочередные удары) могут исполнять только опытные звонари. В этом случае виртуоз начинает звонить в самый малый колокол, завершая звон ударами во все колокола.
     Используется колокол не только в искусстве. Долгое время он был основным сигнальным устройством на кораблях и железнодорожных вокзалах.
    В мореплавании колокол называется рындой. Морское название церковного музыкального инструмента произошло от английского выражения ring the bell, что значит — «звони в колокол». Характер, количество и другие параметры звучания рынды одинаковы для всех судов. В английских судовых журналах упоминание о колоколе встречается в XIII веке. Моряки Российского флота узнали о рынде толь-300 лет спустя.
      До середины XIX века сутки на кораблях отсчитывались от полудня. Поэтому 3 удара (особый бой) в судовой колокол означали 12 часов дня. В течение четырехчасовой вахты склянки отбивали каждые полчаса (1 удар), истечение часа знаменовалось двумя ударами, а окончание вахты радостно оглашали 8 склянок.

Грицак, Е.Н. История вещей от древности до наших дней /Е.Н. Грицак, М.И. Ткач.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 608 с.