МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО

Даты жизни: 10 августа 1894 -  22 июля 1958
Место рождения: город Санкт-Петербург, Россия
Русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик.
Известные произведения: «Лёля и Минька», «Перед восходом солнца», «Голубая книга»

   ЗощенкоРодился русский прозаик летом 1894 года в Северной столице в семье дворян Михаила Зощенко и Елены Суриной. Глава семьи – художник-передвижник, чья мозаика и сегодня украшает фасад музея Александра Суворова в Санкт-Петербурге. Творческим человеком была и мама писателя: до замужества Елена Иосифовна выходила на театральные подмостки как актриса. А после, когда один за другим родились восемь детей, успевала писать рассказы, которые брала в печать газета «Копейка».
   В 8 лет Мишу отвели в гимназию. Позже в автобиографии Зощенко рассказал, что учился неважно, а на выпускном экзамене написал сочинение на «1», хотя уже тогда мечтал о карьере литератора. Семейство Зощенко едва сводило концы с концами.
   Михаил Зощенко начал писать в 8-летнем возрасте: сначала стихи, потом рассказы. В 1907 году, когда ему исполнилось 13, написал рассказ «Пальто». Детские впечатления и семейные неурядицы оказали на него сильное влияние, позже найдя свое отражение в произведениях Михаила Зощенко для детей: «Калоши и мороженое», «Елка», «Глупая история», «Великие путешественники».
   В 1913-м после окончания гимназии Михаил Зощенко стал студентом Императорского университета, выбрав юриспруденцию. Но через год его отчислили – платить за учебу было нечем. Молодому человеку пришлось зарабатывать на жизнь. Он устроился железнодорожным контролером. Проработал год: грянула Первая мировая война.Михаил Зощенко в детстве
  В мемуарах Зощенко написал, что «патриотического настроения» у него не было. Тем не менее, Михаил отличился, получив четыре боевых ордена. Он был неоднократно ранен, а после отравления газом его «списали» в запас. Но Зощенко отказался и возвратился на фронт.

    Зощенко в звании прапорщика в 1916 году Революция 1917-го помешала Зощенко стать капитаном и получить орден Святого Владимира. В 1915-м писателя отправили в резерв. Летом Зощенко назначили комендантом петроградского почтамта, но через полгода он оставил родной город и уехал в Архангельск. Покинуть Россию и уехать во Францию Михаил Зощенко отказался.
    За свою биографию прозаик сменил не менее 15 профессий. Он трудился в суде, разводил кроликов и кур в Смоленской губернии, работал сапожником.
   В 1919-м Михаил Зощенко поступил добровольцем в Красную армию. Но весной попал в госпиталь, был демобилизован и перешел на службу телефонистом.
    В 1919 году Михаил Зощенко посещает литературную студию, учрежденную при издательстве «Всемирная литература» и руководимую Корнеем Чуковским. Корней Иванович, ознакомившийся с юмористическими произведениями Зощенко, высоко оценил талант литератора, но удивился, что юмористом оказался «такой печальный человек».
    В студии писатель познакомился с Вениамином Кавериным, Всеволодом Ивановым и другими коллегами, с которыми в начале 1920-х объединился в литературную группу, названную «Серапионовы братья». «Серапионы», как называли литераторов в прессе, ратовали за освобождение творчества от политики.
  Первые публикации привлекли внимание к Михаилу Зощенко. Популярность литератора в послереволюционной России стремительно растет. Фразы из его юмористических рассказов становятся крылатыми. С 1922 по 1946 годы книги прозаика переиздавались 100 раз, включая 6-томное собрание сочинений.

    В середине 1920-х Михаил Зощенко оказался в зените славы. Рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни», «Беда» полны самобытного юмора, читаются на одном дыхании и любимы всеми слоями общества. Литератора просят их почитать на встречах в переполненных поклонниками аудиториях. Творчество юмориста высоко оценил Максим Горький, он был восхищен «соотношением юмора и лиризма» в рассказах Зощенко.
   Литературные критики после выхода двух сборников отметили, что Михаил Зощенко создал новый типаж героя. Это малообразованный советский человек без культурного багажа, рефлексирующий и полный желания сравняться с «остальным человечеством». Потуги «сравняться» смешны и неуклюжи, но смех над героем не злой. Часто прозаик ведет рассказ от имени самого героя, заставляя читателя лучше понять мотивы поступков. Критики определили манеру Михаила Михайловича как «сказовую». Корней Чуковский заметил, что писатель ввел в обиход новую внелитературную речь, которую приняли и полюбили читатели.
   Но не все выходящее из-под пера литератора читатели принимают с восхищением. Юмористические рассказы и повести Михаила Зощенко полюбили, но от писателя ждали продолжения в том же духе. А он в 1929 году выпустил книгу «Письма к писателю». Это некое социологическое исследование, состоящее из десятков писем литератору от читателей. Книга вызвала недоумение и возмущение поклонников таланта Зощенко, негативную реакцию властей.
   Режиссера Всеволода Мейерхольда заставили снять с репертуара пьесу «Уважаемый товарищ». С детства восприимчивый Михаил Зощенко погружается в депрессию, которая усугубляется после поездки по Беломорканалу. В 1930-е власть организовала путешествие литераторов, рассчитывая, что они отобразят перевоспитание в сталинских лагерях «преступного элемента», его «перековку» в «полезного» человека.
   Но на Михаила Зощенко увиденное на Беломорканале произвело обратный эффект – угнетающий, и он написал вовсе не то, что от него ожидали. В повести «История одной жизни», появившейся в 1934 году, он делится мрачными впечатлениями.
    Прозаик, стесненный цензурой, сосредоточил силы на написании рассказов для детей. Они публикуются в журналах «Чиж» и «Еж». Позже рассказы вошли в сборник «Леля и Минька». Спустя пять лет свет увидел второй сборник рассказов для детей, названный «Самое главное».

   В конце 1930-х Михаил Зощенко сосредоточил силы на работе над книгой, которую считал главным произведением своей жизни. Работу над ней он не прерывал и в годы Второй мировой войны. На фронте 47-летний писатель не был, хотя с первых же дней войны подал заявление в военкомат, вызвавшись добровольцем. Но медкомиссию писатель не прошел – его признали негодным к военной службе. Зощенко поступил в группу противопожарной обороны и вместе с сыном дежурил на крышах ленинградских домов, оберегая их от зажигательных снарядов.
  Писателя принудительно эвакуировали в Алма-Ату, позволив взять с собой багаж не тяжелее 12 килограммов. Зощенко взял тетради и рукописи - заготовки будущей «главной книги», которой придумал рабочее название – «Ключи счастья» (позже изменил на «Перед восходом солнца»). Вес рукописей – 8 килограммов. Остальные четыре – личные вещи и одежда.
   В эвакуации литератор трудился на студии «Мосфильм», где написал сценарии к двум фильмам: «Солдатское счастье» и «Опавшие листья». Весной 1943-го писатель приехал в Москву, где устроился в редколлегию юмористического журнала «Крокодил». Написанная в эвакуации комедийная пьеса «Парусиновый портфель» успешно идет (200 спектаклей за год) в Ленинградском драмтеатре.
   В том же 1943 году первые главы научно-художественного исследования «Перед восходом солнца» публикуются в журнале «Звезда». Михаил Зощенко писал, что к этому труду шел всю жизнь, возлагая огромные надежды на понимание и одобрение книги читателями и литературными критиками.
   Повесть Зощенко – исповедальная. В ней Михаил Михайлович, основываясь на трудах физиолога Ивана Павлова и Зигмунда Фрейда, попытался научно обосновать победу над депрессией. В автобиографии писатель рассказывает о своих детских переживаниях и травмах, объясняя меланхолию в зрелые годы тем, что испытал в детстве. Эта книга – научное пособие для тех, кто, как и Михаил Зощенко, пытался избавиться от гнетущих душевных мучений.
    «Звезде» запретили публиковать продолжение книги, последовали репрессии. В партийных изданиях разнесли в пух и прах Михаила Зощенко и журналы, дававшие ему трибуну. Журнал «Ленинград» закрыли.
    Повесть раскритиковал Иосиф Сталин, за ним и Андрей Жданов, назвав произведение «омерзительной вещью». Критическая брань обрушилась на Зощенко потоком. Книгу назвали «галиматьей», которая на руку врагам СССР. Вскоре появилось постановление ЦК ВКПБ, где литератора обозвали «трусом» и «подонком литературы». Михаила Зощенко обвинили в том, что он не пошел на фронт, хотя тот в первые же дни войны побывал в военкомате. От него ждали покаяния.
   После недолгой оттепели снова грянул скандал, гонения начались по второму кругу. Это случилось после встречи Зощенко и Ахматовой с английскими студентами, попросившими показать им могилы писателей. Британцам предъявили живых литераторов, желая продемонстрировать лояльность советских властей к «вражескому элементу».

   На встрече в Доме писателя в мае 1954 года опальных литераторов спросили об отношении к постановлению ЦК ВКПБ. Анна Андреевна, сын которой пребывал в заключении, ответила, что согласна с постановлением. Михаил Зощенко заявил, что не согласен с оскорблениями и не считает себя ни предателем, ни врагом народа. Началась травля в прессе. В 1955 году Зощенко подал заявление о предоставлении пенсии. Но извещение о назначении персональной пенсии в 1200 рублей Михаил Михайлович получил лишь летом 1958 года за несколько дней до смерти.

Памятник

     Последние годы литератор провел на даче в Сестрорецке.  22 июля 1958 года Михаил Зощенко умер. 

Памятник писателю Михаилу Зощенко у библиотеки Сестрорецка.Памятник Михаилу Зощенко у библиотеки в Сестрорецке

 

МИХАИЛ ЗОЩЕНКО
(1894-1958) 

   Зощенко М Детские (да и все остальные) книги Зощенко в советское время издавались редко. И издавались бы возможно ещё реже, если бы не написал он для детей рассказы о Ленине. Впрочем, чиновники и к ним относились с опаской: нет ли подвоха, нет ли непочтительности по отношению к вождю, не несут ли они какое вредное содержание...
    А читатели обожали Зощенко - такое наслаждение он доставлял им своим юмором.

 Михаил Зощенко родился в семье художника. Учился на юридическом факультете Петроградского университета, с 1915 года воевал, стал Георгиевским кавалером. После революции служил в Красной Армии, а затем, разъезжая по стране, сменил множество профессий: от сапожного подмастерья до милиционера.
   С 1921 года он начал заниматься литературным трудом, примкнул к литературной группе "Серапионовы братья".
    Зощенко-сатирик прославился тем, что высмеивал пороки не "проклятого прошлого", а самых что ни на есть кипучих будней советской эпохи. Ведь никуда в одночасье не делись, не растворились в воздухе по приказу Совнаркома бюрократы и взяточники, воры и проходимцы, лентяи и пьяницы...
  Зощенковский рассказчик - человек из народа: не очень грамотный, не очень культурный, с таким просторечным говором, от которого происходящее кажется еще смешнее. Когда герой рассказа "Аристократка" говорит своей барышне: "Ложи пирожное взад!" - он проявляется сразу весь, и вся его напускная галантность улетучивается. Нам предлагают как бы в лупу посмотреть на музейные экспонаты, но - "руками не трогать", а то можно инфекцию подхватить!

   В 20-е годы Зощенко был очень знаменит, перед ним преклонялись даже собратья-писатели. Потом впал в немилость. Дело было не в том, что иногда писатель Зощенко был злым, вытаскивал из глаз современников далеко не маленькие соринки. Дело было в другом его качестве, которое откровеннее всего проявилось в историях для детей: Зощенко никогда не говорил ничего, кроме правды. Кстати, запрет на его произведения был связан с детским рассказом "Приключения обезьянки" (1945) и длился 11 лет!

    Для детей он начал писать в 30-е годы. Рассказы, написанные то от первого лица, то от третьего, всегда поучительны, но при этом увлекательны, смешны и гармоничны. Автор вспоминает истории из своего детства. А Минька, главный герой рассказов, то есть сам автор в детстве, рассказчику помогает. При этом взрослый Зощенко смотрит на ребёнка как бы со стороны и, не стесняясь, подсказывает правильные выводы. Вместе они учат детей, приводя убедительные примеры и неопровержимые доказательства того, что будет, если ты нарушишь главные законы жизни.
   Первый из рассказов о Лёле и Миньке называется "Не надо врать". Речь идет об обычном деле - сокрытии от родителей плохой отметки. Разоблаченный Минька, которого загипнотизировали слова отца, сознается, что третий свой дневник с "единицей" он бросил в школе за книжный шкаф. Папа не только похвалил его за честность, но обещал подарить сыну фотоаппарат. А Лёля, Минькина сестра, услышав это, "подумала, что папа свихнулся в своем уме и теперь всем дарит подарки не за пятерки, а за единицы". Она быстро призналась, что получила двойку по физике. Но никто её почему-то не похвалил...
   Зощенко считал, что взрослые недооценивают детские проблемы: подумаешь, игрушка сломалась. А ведь только повод для трагедии иной, переживания те же, но гораздо более острые. Потому-то в его памяти на всю жизнь остались эти переживания и сделанные выводы. Например, такие: "...надо любить и жалеть людей, хотя бы тех, которые хорошие. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе. А которые ничего не дарят людям, а вместо этого преподносят им неприятные сюрпризы, - у тех бывает мрачно и противно на душе. Такие люди чахнут, сохнут и хворают нервной экземой. Память у них ослабевает и ум затемняется. И они умирают раньше времени..".
    Рассказы о Лёле и Миньке - это уморительно смешные и немного грустные истории о детях, которых все время наказывали за разные проделки, но которые были счастливыми.
   Что же до рассказов о Ленине, то Зощенко создал замечательное в художественном отношении произведение, с очень мощным воспитательным зарядом: если вождь мирового пролетариата, глава государства, был в детстве таким шалуном, так ошибался и обижал младшего брата, значит, и для остальных не все потеряно, из них тоже могут получиться великие люди.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.32-33., ил.

книги Зощенко