ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

Даты жизни: 3 февраля 1769 - 21 ноября 1844
Место рождения: Москва, Российская империя
Русский поэт, автор более 200 басен, публицист, занимался издательством сатирико-просветительских журналов
Известные произведения: «Квартет», «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Мартышка и очки», «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука» и др.

      И.КрыловИван появился на свет в Москве 13 февраля 1769 года.
     Отец, Крылов Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Когда усмиряли пугачёвский бунт в 1772 году, он состоял на службе в драгунском полку и проявил себя героем, но никаких чинов и медалей за это не получил. Наукам особо отец не обучался, но писать и читать умел. Выйдя в отставку, он был переведён на государственную службу в должность председателя магистрата Твери. Хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно.
     Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, старшему сыну Ивану было только 9 лет. После смерти главы семейства жизнь Крыловых стала ещё беднее. Ранние детские годы Ивана прошли в разъездах, так как по долгу отцовской службы семья очень часто переезжала.
   У Ивана Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.
    Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. В общем, всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.
    А вот, что его сильно привлекало в подростковом возрасте, – так это шумные ярмарки и кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.
    Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.
    В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.
     В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).

    В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.
    Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.
    В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.
    Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.
   Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.
    К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.

    А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.
    Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.
    Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.
    В последние годы своей жизни Крылов был на хорошем счету у царской власти, получил должность статского советника и имел предостаточное пенсионное пособие. Он разленился, не стеснялся слыть неряхой и обжорой. Можно сказать, что весь его талант под конец жизни растворился в гурманстве и лени.

Могила Крылова на Тихвинском кладбище в Александро Невской лавре

     Скончался Иван Андреевич от воспаления лёгких 21 ноября 1844 года. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.

Портрет работы Ивана ЭггинкаПортрет Ивана Крылова работы художника Ивана Эггинка

 

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769-1844)

    крыловСо знаменитыми баснями Крылова мы знакомимся в детстве и не расстаемся с ними всю жизнь. Многие мудрые выражения из них стали «крылатыми» - известными, узнаваемыми, например: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

    Басни Крылов писал уже будучи умудренным жизнью человеком. Он прошел нелегкий путь. Рано потеряв отца, с детства трудился, чтобы прокормить мать и младшего брата. Школу ему заменили самостоятельные занятия французским и итальянским языками и увлечение русской литературой, театром. На праздничных гуляньях мальчик прислушивался к образной народной речи, запоминал забавные анекдоты и поговорки. Глубокий интерес к родной культуре, к живому разговорному языку чувствуется во всех произведениях Крылова. Речь его героев разнообразна, богата пословицами и меткими выражениями. Даже спустя полтора столетия этот язык понятен нам.
    Крылов рано посвятил себя литературному творчеству. Первые его комедии, стихи и статьи были еще несовершенны, но в них уже проявились характерные художественные черты, которые мы находим в его знаменитых баснях: прямота суждений, узнаваемые персонажи, острые ситуации. Служба в суде уже в юные годы открыла Крылову человеческие пороки и злоупотребления, которые он высмеял и осудил в своих произведениях. И басенная форма подошла для этого идеально.

     Басня - небольшое, обычно стихотворное произведение. В ней обязательно должна быть мораль (совет, поучение). Главными героями басен Крылова чаще становятся животные, но они ведут себя как люди: рассуждают, спорят, ссорятся, мирятся - этот литературный прием называется олицетворение. Своим персонажам Крылов сумел придать не только национальные черты, но и жизненную верность. Звери баснописца похожи на героев русских сказок и при этом имеют свой индивидуальный характер: лисица хитра, бессовестна, лукава, медведь добродушен, простоват и неповоротлив, лев величествен и страшен. Каждая басня - это маленькая сцена, в которой есть завязка, развитие действия, кульминация (момент, в который решается судьба героев) и развязка. Действие в баснях Крылова всегда волнующее, напряженное, заставляет переживать событие вместе с героями, побуждает думать над их поступками и словами. Выразительная и мудрая басенная мораль в стихах легко запоминается и помогает оценить суждения и дела персонажей, учит и наставляет.
   Многие поколения детей зовут писателя «дедушкой Крыловым», любят и знают наизусть его басни: «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Мартышка и очки» и другие.

Рисунок выполнен по портрету И. А. Крылова работы И. Е. Эггинка 1834 г.

Русские писатели и поэты XIX века: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

См.: Памятники Ивану Крылову

книги Крылова И