НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

Даты жизни: 10 декабря 1821 - 8 января 1878
Место рождения: город Немиров, Подольская губерния, Российская империя
Русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.
Известные произведения: «Кому на Руси жить хорошо»,  «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога»

  НекрасовНиколай Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославской губернии. Родился в Винницком уезде Подольской губернии в городе Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец — поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), которого не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам.
  Алексея Сергеевича полюбила Елена Андреевна Закревская (1801—1841), красивая и образованная дочь богатого посессионера Херсонской губернии, которую поэт считал полькой. Родители Елены Закревской не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого и малообразованного армейского офицера, что вынудило Елену в 1817 году вступить в брак без согласия родителей. Однако брак этот не был счастливым. Вспоминая о детстве, поэт всегда говорил о своей матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Своей матери он посвятил целый ряд стихотворений — «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», в которых он нарисовал светлый образ той, которая своим благородством скрасила непривлекательную обстановку его детства. Тёплые воспоминания о матери сказались в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле.
    Однако в его поэзии будут присутствовать и образы других родных людей — отца и сестры. Отец будет изображён как деспот семьи, необузданный дикарь-помещик. А сестра, наоборот, как нежный друг, чья судьба подобна судьбе матери. Однако эти образы будут не так ярки, как образ матери.

    Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда Николаю было 3 года. Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), в тяжёлой обстановке зверских расправ отца с крестьянами, жестокого отношения к жене, матери будущего поэта. Запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова занять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, и ему, ещё будучи ребёнком, нередко доводилось видеть мёртвых, выбивание недоимок и т. п., что залегло в его душу в виде печальных картин народного горя.
    В 1832 году, в возрасте 11 лет, Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он неважно и не очень ладил с гимназическим начальством (частично из-за сатирических стишков). В ярославской гимназии 16-летний юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку. В его начальном творчестве прослеживались печальные впечатления ранних лет, которые в той или иной мере окрасили первый период его творчества.
     Его отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и в 1838 году 17-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.
    Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание учиться. Он пренебрёг угрозой отца остаться без всякой материальной помощи и начал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Однако экзамена не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет.
     С 1839 по 1841 год пробыл в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка, так как рассерженный отец перестал оказывать ему материальную поддержку. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. Не всегда у него была также и квартира. Некоторое время он снимал комнатку у солдата, но однажды от продолжительного голодания заболел, много задолжал солдату и, несмотря на ноябрьскую ночь, остался без крова. На улице над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в одну из трущоб на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 копеек прошение. Однако ужасная нужда только закалила его характер.
     После нескольких лет лишений, жизнь Некрасова начала налаживаться. Он стал давать уроки и печатать небольшие статьи в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете». Кроме этого, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Некрасов увлёкся литературой. Несколько лет он усердно работал над прозой, стихами, водевилями, публицистикой, критикой («Господи, сколько я работал!..») — вплоть до середины 1840-х годов. Его ранние стихи и проза отмечались романтической подражательностью и во многом подготовили дальнейшее развитие некрасовского реалистического метода.
     У него начали появляться собственные сбережения, и в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых он выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки». В стихах можно было заметить подражание Василию Жуковскому, Владимиру Бенедиктову и другим.
   Вскоре он обратился и к юмористическим жанрам: таковы были балагурная поэма «Провинциальный подьячий в Петербурге», водевили «Феоктист Онуфриевич Боб», «Вот что значит влюбиться в актрису», мелодрама «Материнское благословенье, или бедность и честь», повесть о мелких петербургских чиновниках «Макар Осипович Случайный» и др.

   В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», начав работу в библиографическом отделе. В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, который близко с ним познакомился и высоко оценил достоинства его ума.
    Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года — январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан».
   Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».
     С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика.
   Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом нового периода русской жизни. В его творчестве также наступила счастливая пора — его выдвигают в первые ряды русской литературы.
    В 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым было основано сатирическое приложение к журналу «Современник» — «Свисток». Автором идеи был сам Некрасов, а основным сотрудником «Свистка» стал Добролюбов.
   Репутации Некрасова как революционного демократа и нравственного человека в 1866 году был нанесён огромный ущерб, когда поэт, вероятно пытаясь сохранить свой журнал «Современник», прочитал хвалебную оду генералу Муравьёву-Виленскому на обеде в Английском клубе 16 апреля. В оде Некрасов призывал к скорейшей расправе над молодыми революционерами, которым ранее сам же адресовал призывы: «иди в огонь…», «иди и гибни…», «умри не даром: дело прочно, когда под ним струится кровь…». Ода вызвала шквал негодования в обществе и особенно в литературных кругах. Оскорблены поступком Некрасова были даже сотрудники его журнала «Современник» и члены Английского клуба, которым довелось услышать это произведение. Остаток жизни Николай Некрасов прожил в атмосфере презрения со стороны значительной части общества.

КрамскойНиколай Некрасов в период "Последних песен" 1877-1878.
Художник И.Н. Крамской

    Главной работой Некрасова в поздние годы стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла мысль поэта, которая неотступно преследовала его в годы после реформы: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Эта поэма-эпопея вобрала в себя весь его духовный опыт. Это опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства, разорённого этой реформой.
    В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника — неизлечимую болезнь, которая на два последующих года приковала его к постели. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России к нему в больших количествах стали приходить письма и телеграммы. Поддержка сильно помогла поэту в его страшных мучениях и вдохновила его на дальнейшее творчество.

Могила

    Некрасов умер 27 декабря 1877 года.
  Проводить поэта в последний путь пришло огромное количество людей. Его похороны стали первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. В погребении Некрасова принимали участие представители «Земли и воли», а также другие революционные организации, которые возложили на гроб поэта венок с надписью «От социалистов».
   Одним из увлечений Некрасова, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича. Отец поэта давно простил своего отпрыска и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души.

     Некрасов НВ зрелом возрасте Некрасов пристрастился к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»). Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи (Саввушка, «сплошавший» на сорок первом медведе, из стихотворения «В деревне»; Савелий из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).
    Некрасов любил охотиться и на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи.
    Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались.
     Ставшая в 1870 году поздней музой Некрасова Фёкла Анисимовна, наречённая поэтом на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове — циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг. Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова — чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь.

Памятник в ЧудовоПамятник Николаю Некрасову в Чудово


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821-1878)

    Н. Некрасов Первое место в творчестве Некрасова занимает тема нелегкой жизни крестьян и работников. Об ее тяготах и несчастьях он знал не понаслышке. С крестьянским бытом он знакомился в семьях ребят, с которыми в детстве ему разрешала играть мать в дворянском имении Некрасовых - Карабихе. Ребенком будущий поэт видел на Волге тяжелый труд бурлаков (наемных рабочих, тянувших суда вдоль берега). Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. В 17 лет, против воли отца приехав в Петербург с мечтою стать поэтом, Некрасов вынужден был без всякой поддержки зарабатывать на жизнь и познал нищету и голод.
  В стихотворении «Крестьянские дети» отразились и ранние впечатления поэта и его рассуждения о быте детей крестьян. Автор описывает их немудреную жизнь с двух сторон. Детство наполнено простыми радостями: поход в лес по грибы, рассказы путников о других землях и селах, купание в речке. Но крестьянские дети рано взрослеют, и вот уже пора приниматься за взрослую работу. Отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору...» из этого стихотворения рисует правдивый и трогательный образ «мужичка с ноготок» - шестилетнего Власа, который, помогая отцу, возит из лесу в деревню хворост. Поэт с искренним чувством пишет, что картина эта рождает в его уме мысли, «...В которых так много и злобы и боли, / В которых так много любви!».
     Стихи Некрасова передают народную речь, напевную, грубоватую, со старорусскими словами: вестимо (известно), почивай (спи), клевещут (наговаривают), просторечными выражениями: затерялося, гудёт (гудит), тихохонько (тихо). С помощью этого языка поэт создает великолепные картины русской природы в стихотворении «Зеленый шум». Без четкой рифмы оно звучит словно народная песня: «Как молоком облитые,/Стоят сады вишневые,/ Тихохонько шумят; / Пригреты теплым солнышком, / Шумят повеселелые / Сосновые леса».
       Немало стихотворений Некрасов посвятил матери («Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю»). Любящая, добрая женщина, она бесстрашно заступалась за крестьян перед вспыльчивым и сердитым мужем, защищала детей от его побоев. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери он написал произведения, протестующие против угнетения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос»).
     Поэзия Некрасова — ее «народный» язык, герои-крестьяне, тема судьбы и жизни простого люда - была новой и необычной для своего времени. Благодаря поэмам «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины» и прекрасным лирическим стихотворениям творчество Некрасова стало классикой русской литературы.

Рисунок выполнен по портрету Н.А. Некрасова работы И. Н. Крамского 1877 г.
Русские писатели и поэты XIX века: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.


«КАРАБИХА»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова
Адрес: Ярославская обл., Ярославский р-н, п/о Красные ткачи, д. Карабиха, ул. Школьная, д 2а.

1НекрасовКарабиха1

Не бойся горького забвенья;
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей...
Н.А. Некрасов

  Этот высокий, зелёный холм над рекой Которослью издавна называли Карабитовой горой. А потом появилось и другое название - Карабиха. Возможно, название родилось от древнего славянского слова «карабить», что означает «пахать». И получается, что Карабиха - это место, где пашут. (Есть и другие гипотезы о происхождении этого названия.) Карабихой стали называть село, а позже и усадьбу на вершине холма.
  Когда-то эти земли принадлежали Голицыным - представителям старинного княжеского рода. Во второй половине XVIII века князь Михаил Николаевич Голицын, ярославский губернатор, выстраивает здесь, в 18 верстах от Ярославля, загородную усадьбу. Мы не знаем имени архитектора, но это была одна из самых красивых и дорогих усадеб во всей губернии. Удобное, просторное здание и флигели, парки и пруды, небольшие водопады, устроенные на ручье, тенистые аллеи и солнечные лужайки. Здесь гремела музыка пышных балов и весёлых празднеств, а звуки охотничьего рожка призывали многочисленных гостей принять участие в этом азартном развлечении.
  Верхний парк - «во французском стиле», с геометрически чёткой, регулярной планировкой. Нижний парк был устроен на «английский манер», он производил впечатление, что это участок природы, к которому не прикасалась рука садовника. Но на самом деле каждое дерево, каждый куст растут на своём определённом месте. Такие парки называют ещё пейзажными.
  В Карабихе вместе с князем М.Н. Голицыным жили его сыновья - Николай и Валериан. Николай погиб в Бородинском сражении, ему было всего 22 года. А Валериан примкнул к движению декабристов, был сослан в Сибирь, потом служил на Кавказе. Время шло, сменялись поколения, усадьба постепенно приходила в запустение.
  Карабиха... Сегодня с этим имением неразрывно связана память о Николае Алексеевиче Некрасове - русском поэте, писателе, публицисте и издателе. Но прежде всего - поэте. В его поэтических строках современники видели «бесстрашие правды». Имя Некрасова было широко известно во всей России. Философ и литератор В.В. Розанов писал, что даже если поэт и не был «первым по размеру литературного дарования», но «дарование его было самым нужным». И вспоминал, что среди молодёжи были те, кто никаких поэтов, кроме Некрасова, не читал, «зато у Некрасова знали наизусть каждую страницу, всякое стихотворение».
  В 1861 году усадьбу приобретает Николай Алексеевич Некрасов. Приобретает «не для дохода, а для собственного проживания летом». Поэт уже давно мечтал об уголке, где бы он работал и отдыхал. В одном из писем из Петербурга Николай Алексеевич так объясняет родным своё решение: «Вы знаете, что здесь жизнь моя идёт не без тревоги; в деревне я ищу полной свободы и совершенной беспечности, при удобствах, устроенных по моему личному вкусу...»
  Начиная с 1862 и по 1875 год Некрасов проводит летние и осенние месяцы в Карабихе. Ему полюбились эти места - широкое приволье полей, тенистые леса, прохлада чистой реки. В одном из писем он сообщает: «Я здесь хорошо устроился - хожу на охоту, работаю и купаюсь. Купание мне настолько приятно, что путешествие в Диепп (Дьепп - морской курорт во Франции) для одной этой цели меня начинает устрашать». И можно вспомнить строки поэта:

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу свои вирши - живётся легко...

  К Некрасову в Карабиху приезжали гости - писатели, актёры и драматурги. Среди них были А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Аничков, И.Ф. Горбунов.
  По воспоминаниям известного актёра И.Ф. Горбунова, Некрасов был страстным охотником и отличным стрелком. «Обычно хмурый и задумчивый, - писал Горбунов, - на охоте он был неузнаваем: живой, весёлый, разговорчивый...»
   Среди гостей Некрасова в Карабихе была и семнадцатилетняя Мария Вилькен - племянница петербургского знакомого поэта. Спустя годы М.И. Вилькен, по мужу Ушакова, напишет воспоминания о своём пребывании в Карабихе и о Николае Алексеевиче Некрасове: «...утром вставал рано, часов в 8, и тотчас уходил гулять в сад по своей любимой померанцевой аллее; вечно с ним провожателями были его две любимые собаки: Уэп и Оскар... Со своими любимыми собаками Николай Алексеевич не расставался и за обедом, и даже они, можно сказать, обедали вместе с хозяином. Уэп сидел обыкновенно около стула... а Оскару рядом со столом ставился особый прибор: лакей раскладывал салфетку, ставил на неё тарелку, усаживал собаку, перевязывал её чистой салфеткой и клал кушанье, и Оскар важно кушал с блюда».
  В Карабихе Н.А. Некрасов не только купался и охотился, но и много работал. Иногда в парке, под растущим там кедром, поэт читал свои произведения родным и гостям. В Карабихе Некрасов создал поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат», «Дедушка Мазай и зайцы» также были написаны на Ярославской земле. Благодаря хлопотам Некрасова в селе Карабиха была открыта школа. Последний раз Николай Алексеевич Некрасов посетил Карабиху в 1875 году.
  После революции, в 1918 году усадьба была национализирована и отнесена к памятникам истории. И всё же в ней размещались в разное время правление совхоза, дом отдыха и санаторий. В 1946 году, в связи со 125-летием Н.А. Некрасова, было принято решение о реставрации усадьбы и открытии в ней музея. В результате большой, кропотливой работы усадьба приобрела вид, который она имела при жизни поэта.
  Сегодня усадьба «Карабиха» - одна из немногих в России, сохранившая облик дворянской усадьбы XVIII века. С 1 января 1988 года она преобразована в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова с филиалами в Абакумцево и Грешнево (эти селения тоже связаны с именем поэта).
  В главном здании усадьбы воссозданы интерьеры и обстановка конца XVIII - начала XIX века. Можно увидеть личные вещи поэта, семейные реликвии, книги, портреты, уникальные исторические документы, журналы.
  В усадьбе «Карабиха» регулярно проводятся Всероссийские Некрасовские праздники поэзии, выставки, театрализованные экскурсии, разработаны программы для детей и юношества. Для самых юных посетителей открыт Литературный музей Деда Мазая. Вместе с дедушкой Мазаем малыши могут спасти от наводнения длинноухих зайчат. А в 2012 году в подклети Восточного флигеля открылась выставка «Люди и камни Карабитовой горы», рассказывающая о далёком прошлом усадьбы. Стоит побывать в Карабихе, чтобы не только узнать что-то новое о жизни и судьбе великого поэта Некрасова, но ощутить, почувствовать атмосферу ушедшего времени. И может быть, вновь перечитать произведения Николая Алексеевича Некрасова... Ведь поэзия его всегда современна.

Я твой. Пусть рокот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни родине слагал!

  Из зала в зал переходя….//Детская энциклопедия. - 2015.- № 8. С. 16-20.


книги Некрсов Н


1НекрасовБиография1

1НекрасовБиография2

1НекрасовБиография3

1НекрасовБиография4

1НекрасовБиография5

1НекрасовБиография6

1НекрасовБиография7

1НекрасовБиография8

1НекрасовБиография9

1НекрасовБиография10

1НекрасовБиография11

1НекрасовБиография12

1НекрасовБиография13

1НекрасовБиография14

1НекрасовБиография15

1НекрасовБиография16

1НекрасовБиография17

1НекрасовБиография18

1НекрасовБиография19