АСТАФЬЕВ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ

Даты жизни: 1 мая 1924 – 29 ноября 2001
Место рождения: с. Овсянка, Красноярский край
Российский писатель и драматург
Известные произведения: «Васюткино озеро», «Конь с рыжей гривой», «Царь-рыба», «Проклят и убиты»

    Астафьев 1Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев!

   Родился Виктор Петрович 1 мая 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья была раскулачена. Две старшие дочери у Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли во младенчестве. Виктор рано остался без родителей.
   Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия Ильинична среди прочих переплывала реку, чтобы встретиться с мужем в остроге, перевернулась. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве.Астафьев война
   После инцидента в школе Виктора направили в интернат в селе Игарке. Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет знаменитым писателем. После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.
  После этого юноша какое-то время работает на станции составителем поездов недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью того же, 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на Курской дуге. В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и орденом Красной Звезды.
   После демобилизации в 1945 году в городе Чусовом на Урале селится Виктор Петрович Астафьев. Биография его здесь делает новый виток. Начинается иная, мирная жизнь. В Чусовом он успел потрудиться и слесарем, и грузчиком, и литейщиком на местном заводе, и мойщиком туш на колбасном предприятии, и плотником в вагонном депо.

   Писательское дело по-прежнему влечет будущего мастера слова. Здесь, в Чусовом, он посещает литературный кружок. Вот как об этом вспоминает сам Виктор Петрович Астафьев: «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественностью. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге». Название этого первого произведения – «Гражданский человек». В 1951 году оно было напечатано в газете «Чусовой рабочий». Рассказ имел успех. Следующие четыре года писатель является литературным сотрудником данного печатного издания. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре второй сборник рассказов под названием «Огоньки» выпустил Виктор Астафьев. «Рассказы для детей» - так охарактеризовал автор это свое творение.
   Виктор Астафьев считается самоучкой. Образования как такового он не получил, однако он всегда старался повышать свой профессионализм. С этой целью писатель в 1959-1961 годах учится на Высших литературных курсах в Москве. В журналах Урала периодически печатает свои произведения. В них он поднимает острые проблемы становления человеческой личности, взросления в тяжелых условиях 30-х, 40-х годов. Это такие рассказы, как «Кража», «Последний поклон», «Где-то гремит война» и другие. Стоит отметить, что многие из них носят автобиографический характер. Здесь и сцены детдомовской жизни, представленные во всей ее жестокости, и раскулачивание крестьян, и многое другое. Переломным моментом в творчестве Астафьева стала его повесть «Стародуб», написанная в 1959 году. Действие в ней разворачивается в старинном сибирском поселении. Идеи и традиции староверов не вызывали у Виктора сочувствия. Таежные законы, «природная вера», по мнению автора, вовсе не спасают человека от одиночества и решения насущных проблем. Кульминация произведения – смерть главного героя. В руках покойника вместо свечи - цветок стародуба.
   В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования – история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Творчество Астафьева Виктора пополнилось и другими яркими произведениями, такими как «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Руки жены», «Индия», «Синие сумерки», «Русский алмаз», «Ясным ли днем» и другими.Памятник Царь рыбе
  В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. В 2004 году в Красноярске был установлен памятник в честь 80-летия писателя. Сейчас он является одним из символов города.
  Ко времени выхода книги в свет уже узнаваемым и популярным автором становится Виктор Астафьев. Фото его - на первых полосах литературных журналов. Что можно сказать о книге? Интересна манера подачи материала в данном произведении. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

   В 1980 году Виктор Астафьев переезжает на родину - в Красноярск. Биография здесь его меняется не в лучшую сторону. Спустя несколько лет после переезда скоропостижно умирает дочь писателя Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе ее детей, своих внуков Полину и Витю. С другой стороны, именно здесь, на родине, у мастера наблюдается творческий подъем. Он пишет такие произведения, как «Заберега», «Пеструха», «Предчувствие ледохода», «Кончина», последние главы «Последнего поклона» и другие. Здесь же была создана им его главная книга о войне – роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.
   2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. 29 ноября 2001 года Виктор Астафьев скончался.
    Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.

Памятник на могиле


ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)

    Астафьев 2Виктор Астафьев родился в деревне Овсянка Красноярского края, в крестьянской семье. Началом его «сочинительства» было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось «Васюткино озеро» - первый рассказ для детей.
    Почти все детские рассказы Астафьева о родной Сибири, о деревенском детстве, которое было трудным и печальным из-за ранней гибели мамы, но, как считает писатель, «было удивительно светлой и счастливой моей порой». Бабушка, учителя, товарищи - дорогие сердцу образы оживают в памяти писателя.
   Рассказ «Зачем я убил коростеля?» - о происшествии сорокалетней давности, но острая боль пронзает рассказчика, когда он видит себя, «несмышленого, азартного парнишку», который выкапывает ямку в борозде и хоронит «так просто, сдуру загубленную живность». Коростель был без одной лапки, поэтому так легко догнал его мальчишка и убил. А когда убил, то понял, что есть на свете вещи непоправимые, и запоздалой жалостью не отделаешься. Во Франции коростель считается священной птицей, и его убийцу ждет смертная казнь. «Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли", - говорит рассказчик в конце. Но скрип коростеля каждый раз вызывает боль в сердце, и опять повторяется казнь – «снова навалится на меня одно застарелое мученье: зачем я убил коростеля?», «Бабушка с малиной», «Стрижонок скрип», «Белогрудка», «Гуси в полынье», «Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Осенние грусти и радости», «Фотография, на которой меня нет» и другие рассказы Астафьева такими разноцветными красками рисуют детство, что понимаешь великую силу русского слова и огромную мощь характера русского человека.
    В рассказе «Фотография, на которой меня нет» герой вместе с другом Сашкой извалялся в снегу, катаясь на санках. С кем не бывало? Но у мальчика был ревматизм, доставшийся ему по наследству от матери, - и ночью ноги заболели так, что он завыл. «- Так я и знала! Так я и знала! - проснулась и заворчала бабушка. - Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не студися!» - повысила она голос. - Так он ведь!.. Он бабушку послушает? Он бабушкиным словам вонъмет ? Загибат теперь! Загибат, худа немочь! Молчи лучше! Молчи! - Бабушка поднимается, приседает, схватившись за поясницу, и собственная боль действует на нее усмиряющее: - И меня загибат...» Поругав, грозная бабушка принимается мальчика лечить - сначала даёт затрещину, потом натирает ноги нашатырным спиртом, а после уж будит деда и велит топить баню... Так этот больной не попал на школьную фотографию.
    Все рассказы Астафьева - это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло и черствость, людская злоба и бесконечная доброта, есть обиды, предательство, дружба, чудеса природы, странности человеческого поведения и всё-всё, чем полно детство.
    В рассказе «Берегите свои косы!» - простая история. Появился в детском саду мальчик, который исподтишка больно дергал девочек за косички, а если кто жаловался, дразнил «ябедой». Девочка Светлана пожаловалась не воспитательнице, а своему папе:
    «- Пап! А сегодня меня Алёша опять за косы таскал, - сказала она, вернувшись домой.
     - А ты что? - поинтересовался папа.
     - А я ничего...Я закричала.
     - Он тебя таскал за косы, а ты стояла и кричала?
     - Ага...
     - Ну, тогда мне все понятно!
     И хотя папа ничего больше не сказал, Светлана тоже кое-что поняла».
     Она сумела проучить Алёшу: так схватила его за чёлку, что он завизжал, да потом ещё и наябедничал! Так происходит восстановление справедливости. Каждый человек должен воспитывать в себе умение постоять за себя, чувство собственного достоинства, скромность. Писатель любил повторять, что с определенного момента, лет с 12-14, ребёнок сам в состоянии отвечать за свои поступки, потому что у него достаточно опыта и воли, чтобы оценивать их.
    В труде, в общении с людьми, размышляя о жизни, растут герои повестей Астафьева «Перевал», «Стародуб», «Кража», которые просто обязаны прочитать все подростки. А когда читатели Астафьева вырастут, они узнают его книги о войне, в которых он, фронтовик, рассказал горькую и нелёгкую правду.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.6-7., ил.


ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)

     Астафьев 3"...Родился я неподалеку от Красноярска, в ночь на второе мая 1924 года, в селе Овсянка, жители которого носят убийственное прозвище — гробовозы... Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни..."
     Согласитесь, далеко не каждый писатель отважится так начать рассказ о самом себе.
     ".. .Любил я и люблю родных моих гробовозов (я уж по старинке буду называть земляков своих — привычней как-то, хотя и корябает ухо) — гулеванов, зубоскалов, посказителей и драчунов, которые и в работе вели себя, как в драке, все с налету делали, рывком, махом, и еще пели очень здорово, пели и плакали... Но на войне мои земляки не были в хвосте. Очень многие погибли, немногие вернулись инвалидами с фронта..."
    Как часто всякие знаменитые люди повторяют громким голосом: "...мои земляки!., моя деревня!" — и как редко помнят об этом на самом деле, от души.
     Виктору Астафьеву не нужно доказывать свою любовь. Она и так слышна.
    "...Памятны мне летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи все что-то гоношится, не засыпает, звякая коровьими боталами, стукая веслами и шестами, ширкая торопливыми пилами на берегу реки — сплавной лес в дрова превращают земляки! Пахнет дымокурами, оседающей пылью, куриным пером, несет запахом вареной картошки, под чугунами дотлевают угли во времянках, средь двора на жаркую пору устроенных. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.
     Ну а как забыть осенние дни..."
    Виктор Астафьев всю жизнь пишет о себе. Только нужно правильно это понять. С писателем Астафьевым случилось такое редкое счастье или, наоборот, — такая непосильная беда... да нет, все-таки счастье! — когда человек на самом деле чувствует себя одним из многих, одним из всех, думает и живет, как часть единого целого.

    Ему досталась непосильная судьба — как русскому народу. Он вырос сиротой, его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных, он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от слабости, а если уж честно — от голода... Как вынести это? Как не озвереть, не проклясть? Но Астафьев пишет: "За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?"
    Вот с такой душой и рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом детстве "Кража", книга о войне, названная неожиданно "Пастух и пастушка", покаянная исповедь "Последний поклон" и другие, другие...
    Есть в одном из лучших рассказов Виктора Астафьева такой человек — дядя Левонтий, деревенский сосед. Так вот: отработав и отгуляв свое, любит дядя Левонтий загрустить и ближе к вечеру, сидя за опустевшим уже столом среди толпы своих детей, спросить как бы у себя самого: "Что такое жисть?!"
   ...Не хочется ничего объяснять и разъяснять. Лучше еще раз вернуться к началу этого разговора и вновь прочитать: Виктор Астафьев, родился в начале века, русский писатель...

Писатели нашего детства. 100 имён: биографический словарь. Ч.2 – Москва: Либерия, 1999. С.34-37.

См. также:

Виктор Петрович Астафьев - "певец сибирской природы": презентация

Виктор Астафьев. Рассказ "Людочка" читать здесь>>>

"Забылся в человеке человек": сценарий 

книги Астафьева