НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ ДУБОВСКОЙ

Даты жизни: 17 декабря 1859  - 28 февраля 1918
Место рождения: город Новочеркасск, Россия
Российский художник. Живописец русской пейзажной школы рубежа XIX и ХХ веков, видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей Товарищества — самого значительного из русских художественных объединений XIX века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства.
Известные картины: «После дождя», «Зима», «Радуга», «Перед грозой», «Родина», «Троице-Сергиева лавра»

СЕРДЦЕ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

    ДубовскойГоды проходят, и сотни лет, а сюда, в Лавру, течет и течет народ. За поддержкой, за опорой — к Сергию. И вместе с ними — сердцем своим — старый художник, знаменитый мастер, профессор Петербургской Академии художеств, один из первых признанных русских пейзажистов своего времени, Николай Никанорович Дубовской.

   Зима 1917 года. Уже нет прежней России: прошлое — и хорошее, и плохое, — стерто Февральским переворотом. Царь Николай II Александрович отрешен от власти…
   Перед белым холстом стоит старый мастер. Скорбью полнится его сердце. Он предчувствует тяжкие испытания, которые ожидает Отечество. Но шагнуть в будущее ему не дано: через несколько месяцев художник умрет от паралича сердца. Но у него еще есть силы, и кисть его работает легко и свободно. Он не изливает на полотно свою скорбь и тяжкие предчувствия. Он трудится, словно творит молитву — с верой и надеждой. Он пишет Троице-Сергиеву лавру, хранящую свет Святой Руси. Пишет обитель Преподобного — «солнечно-розовую», такой мысленно видел ее в изгнании, из парижского далека, замечательный русский писатель Иван Шмелев. И слова он нашел такие — точно ему пропела их животворная кисть Дубовского.
   Точнее, глубже, трепетнее не скажешь, ибо сказаны они любящим православным сердцем: Лавра «светилась, веяло от нее покоем… Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!.. Поруганная, плененная, светилась она — не тленная… Было во мне такое чувство ли, дума ли… — «все, что творится, — дурманный сон, призрак, не настоящее… а вот это — живая сущность, творческая народная идея, завет веков… это — вне времени, нетленное…» … почувствовал я веру, что — есть защита, не обозримая… по чувствовал, в чем — опора».
   Вот с этой «творческой народной идеей» жил и трудился Николай Никанорович Дубовской. В ранней юности открылось ему: искусство — могущественнейшее средство единения людей между собой и с природой. Порывая с природой, человек становится жалким калекою.
   Тех, кто не понимал искусства, не почувствовал, что у природы, по словам Ф. Тютчева, есть своя душа и свой язык, тех Дубовской называл несчастными людьми.

Дом, в котором родился Николай Дубовской, в Новочеркасске (не сохранился).Дом в Новочеркасске,
в котором родился Николай Дубовской (не сохранился)

   Дубовской был счастливым человеком. Сын войскового старшины Войска Донского, он унаследовал от дедов и прадедов стойкий казачий характер, жизнелюбие, оптимизм. По нерушимой семейной традиции он обязан был стать военным. В 1870 году отец определил сына кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию.
    Но военное дело не отбило у Николая страстную тягу к рисованию. Закончив гимназию, семнадцатилетний Дубовской отправляется в Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств — в мастерскую пейзажной живописи профессора М. К. Клодта.
    Николай Дубовской увлеченно учился у профессора Клодта, художника, тяготевшего к реалистическому пейзажу, к эпическому восприятию природы. Взгляды на искусство учителя и ученика во многом совпадали — это ли не было великой удачей для юного художника? В его ученических работах уже проскальзывают отблески будущего самобытного мастера. За четыре года учебы в Академии Дубовской получил четыре Малые серебряные медали. Убежденный, что для подлинного творчества художник должен иметь свободу, Дубовской, по примеру участников знаменитого академического «бунта четырнадцати» в 1863 году, отказался от работы над дипломной картиной на заданную тему и в 1881 году покинул Академию — без диплома, а значит, был лишен заграничной поездки за казенный счет для продолжения образования.
    Друзья его запечатляли под ослепляющим южным солнцем прекрасные виды Италии. Он же в России, под милым отеческим небом, писал родное, привычное сердцу и глазу. И был счастлив.

Зима, 1884Дубовской Н. "Зима", 1884

   Через год на выставке Общества поощрения художников Дубовской показал два пейзажа — работы мастера, потихоньку освобождавшегося от влияния своего учителя. Оба полотна имели успех, были премированы и проданы. А через два года на XII Передвижной выставке — его новое полотно — «Зима». И сразу же — оглушительный успех: явлено новое слово в русской пейзажной живописи.
   Дубовской изобразил самый незамысловатый вид: деревенская околица, оголенные деревья, крыши изб, занесенные снегом… Дорога со свежими следами саней… Все просто, буднично даже, бедно… И вспоминаются строки Тютчева, словно не поэт, а сам молодой художник написал их смелой кистью на своем полотне: «Эти бедные селенья, эта скудная природа… Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил благословляя». Эту благословенную Богом землю всей своей душой чувствовал и любил Николай Дубовской и никогда не изменял этой любви — ни в жизни, ни в творчестве.
   Картиной молодого художника восхитился И.Е. Репин. Строгий критик В.В. Стасов посвятил «Зиме» в высшей степени похвальные слова, особенно восторгался изобразительной точностью: «Г. Дубовской по-новому взглянул на снег, по-своему передал его… Какие изумительные по правдивости розовые солнечные отблески на нетронутом девственном снеге, какие мокрые следы, продавленные в снегу полозьями! Все это чудесно и хорошо и ново. От г. Дубовского надо, кажется, много ожидать».

   За творчеством молодых художников следил М. П. Третьяков, купец-предприниматель, вместе с С.Т. Морозовым и Д.П. Бахрушиным, заложившим традиции русского меценатства. «Зима» была куплена Третьяковым. Для передвижников это была самая желанная награда, признание выдающихся заслуг перед отечественным искусством.
   Диву даешься, как уроженец теплых южно-русских краев так ощутимо и трогательно смог показать и ледяную свежесть воздуха и розовые отсветы на снегу. За «Зимой» последовали «Летом», «На берегу реки», «Поздняя осень», «Ранняя весна» — как бы пейзажная летопись Русской Земли.

Притихло, 1890Дубовской Н. "Притихло"

   Передвижники сразу же признали Дубовского за своего. А 1886 году он был принят в Товарищество передвижных выставок. Работал вдохновенно. Почти каждый год на выставке его новые полотна — лики русской природы. Сила духа в Николае Дубовском была не измеримая. Многих современников она потрясала. В 1890 году он написал картину «Притихло» — по впечатлениям от поездки на Балтийском море. Он выбрал не благостный вид, нежащий душу, но грозный момент в природе: противостояние земли и неба, водной и воздушной стихии. Безмолвная водная гладь — и громадная туча, зловеще-черная снизу и торжествующе белая сверху. Все притихло, но через мгновение должна разорваться эта настороженная тишина, ливень смоет черноту и яркий свет озарит освеженный мир. Торжествующая белизна верхнего гребня тучи  возвещает: утлое суденышко не погибнет… Грозная стихия природы и жизнеутверждающая сила человека — этот глубокий смысл таился в картине и не сразу открывался зрителю, по этому многим полотно Дубовского казалось мрачным, пугающим. Но внимательному взгляду виделось иное, главное, ради чего и было создано полотно, — равновеликое противостояние двух сил.
   Картина «Притихло» готовилась к XVIII передвижной выставке. Но уже в день открытия выставки ее приобрел царь Александр III Александрович — для своей коллекции в Зимнем дворце в Петербурге (впоследствии — собрание Государственного русского музея). Автору — радость, а Третьяков огорчился: он собирал все крупные работы Дубовского, а эта, лучшая, уплывала из его галереи и становилась не доступной для многочисленных любителей живописи. Третьяков попросил художника исполнить повторение картины. Через полмесяца заказ был готов. Третьяков писал Репину: «Повторение по мне вышло лучше и более размером, от чего мотив сделался грандиознее».
   Картиной «Притихло» ознаменовалось в русской живописи новое яркое явление. В.Н. Бакшеев, старейший русский пейзажист, очень точно определил его суть: «Среди лучших произведений мировой живописи найдется немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова». Н. Дубовской создал новый тип пейзажа, получивший название «пейзаж настроения». Сохраняя достоверность изображаемой натуры, художник сообщает своему полотну — через свет, цвет, воз дух, пространство — необычайную психологическую глубину, раскрывая душевное состояние человека, который вглядывается в лик природы, что бы постигнуть ее тайны. Тайны бытия не всегда выразимы словами, но познать их можно сердцем.
   Дубовской стремительно двигался вперед. Начав с небольших, лирических пейзажей, он стремится к изображению эпических просторов. Его привлекла Волга, он дивится ее красоте и мощи, которые так созвучны душе русского человека. И не только Волга вдохновляет его. Он много ездит по России. Дон, Азовское море, Кавказ, Балтийское море…

Родина, 1905Дубовской Н. "Родина"

    В громадности и величии открывается художнику Родина. В 1904 году он пишет картину «Родина». В эту пору он уже известный мастер. В 1898 году он был признан академиком пейзажной живописи, а в 1900 году Академия художеств избрала его своим действительным членом. Новая его работа — «Родина» — сразу же поразила и покорила и зрителей, и критику.
   …Неохватная ширь земли, граничащая с не бом, — поле ратных подвигов и мирного труда. Чем-то мощным, былинным дышат эти просторы. Земледелец, пашущий на волах, как это водилось в южных губерниях России, представляется былинным Микулой Селяниновичем, хотя его фигура кажется как бы затерянной среди безграничных  далей. По тому, что только богатырю под силу возделать это не мерянное поле.
   Картина Дубовского, представленная в 1911 году на Всемирной выставке в Риме, превзошла современные ей пейзажи, собранные со всего мира. Репин писал Дубовскоу из Рима: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю! Еще ни когда вы не бы ли так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»

   Дубовской экспонировался на десятках международных художественных выставках. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Н. Дубовской награжден малой серебряной медалью за картины «Притихло», «Штиль», «Вид монастыря» и «К вечеру». Это единственная награда русских пейзажистов, хотя русскую живописную школу на Парижской выставке представляли, кроме Дубовского, В. Поленов и И. Левитан. Но самое главное, самое близкое сердцу художника было участие в деятельности Товарищества передвижных выставок. Не только публика Петербурга и Москвы должна знакомиться с новой русской живописью — вся Россия должна знать, чем живет и дышит русский художник, — эта мысль одухотворяла Дубовского.

    От Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани проходили регулярные выставки, где были представлены работы Н. Дубовского, с 1884 года бывшего в рядах «передвижников». Он был предан делу Товарищества, его любили и уважали, дорожили его мнением. В 1889 году Николай Никанорович стал постоянным членом совета Товарищества и членом правления. После смерти «папаши передвижников» Н.А. Ярошенко, руководившего Товариществом, Дубовскому суждено было стать идейным вдохновителем объединения. По сути, он возглавил Товарищество и был его руководителем до своей смерти в 1918 году.
    Необыкновенный талант Н. Дубовского рано проявился и обрел силу. В обзорах передвижных выставок того времени имена Дубовского и Левитана стоят рядом.
    Более того, «по установленному порядку» Дубовской занимает место вслед за Шишкиным и Поленовым, а Левитан долгое время считается лишь одним из сильных конкурентов Дубовского».

    Николай Никанорович принадлежал к младшему поколению передвижников, начал вместе с А. Архиповым, А. Васнецовым, В. Серовым, К. Коровиным. В конце XIX– начале XX столетия имя его было одним из самых популярных, непререкаем был авторитет среди его сподвижников. Но декадентская критика приняла Дубовского в штыки, ей было чуждо яркое, сильное восприятие родной природы. Дубовскому прилепили штамп — «ограниченный художник»...
   Но предвзятая оценка творчества Дубовского, данная декадентской критикой, сослужила недобрую службу. После Октябрьской революции мнение А. Бенуа, высказанное им в «Истории русской живописи» (1902 год) и в трудах его последователей вычеркнуло имя Н. Дубовского из художественного процесса. Заслуги его принижались и замалчивались. Художника, более тридцати лет отдавшего делу передвижничества, как бы и не существовало.
    Не возможно было составить целостное представление о творчестве Дубовского. Из музеев Москвы и Ленинграда началось пополнение провинциальных музейных фондов страны. Произведения Дубовского остались без должного внимания. «Продвигались» более понятные и привычные для не искушенного зрителя полотна других художников. Делалось это вопреки посмертному завещанию П.М. Третьякова, просившего не разъединять собранную им коллекцию произведений русских художников. Но главная причина забвения Н. Дубовского в ином: его творчество не соответствовало безбожному времени. Н. Дубовской принадлежал к тем людям, о которых русский поэт Николай Рубцов сказал:Могила Н.Н.Дубовского

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

      Счастлив человек, по лучивший от Бога этот дар. Имя и дела его навсегда вписаны в историю.

Ерёмина, Е. Сердце счастливого человека /Е. Ерёмина// Божий мир, 2016.- №1.- С.15-19.

     Академик живописи Николай Никанорович Дубовской умер в революционном Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца.
   Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Св. Ксении Петербургской.

НеапольДубовской Н. "Неаполь"

РадугаДубовской Н. "Радуга"

Троице Сергиева лавра 1917Дубовской Н. "Троице-Сергиева Лавра", 1917

Церковь Василия Блаженного. 1916 1917Дубовской Н. "Церковь Василия Блаженного", 1916-1917