ДАНИЕЛЬ ДЕФО

Даты жизни: 13 сентября 1660 – 24 апреля 1731
Место рождения: город Лондон
Английский писатель и публицист
Известные произведения: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Дефо», "Молль Флендерс"

    Дефо ДАнглийский писатель, автор знаменитой книги «Жизнь и необычайные удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, который прожил двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда был он выброшен после кораблекрушения, а вся остальная команда погибла. С добавлением рассказа о том, как он, в конце концов, удивительно был спасен пиратами. Написано им самим».
   Жизнь Даниеля Дефо необычайна. Этот предприимчивый буржуа был замешан едва ли не во всех заманчивых коммерческих и политических предприятиях своего времени. Дефо торговал решительно всем: от табака и водки до общественных убеждений.
                           Он сам признавался:
                           Судеб таких изменчивых
                           никто не испытал,
                           Тринадцать раз я был богат
                           и снова беден стал.
      Творчество Дефо вдохновлялось не классическими правилами, а его огромным жизненным опытом, оно было обращено не к тонкому вкусу знатоков, а к здравому смысле простого человека. Книга о приключениях Робинзона Крузо вышла в свет в Лондоне 25 апреля 1719 года и стоила пять шиллингов – совсем не дешево. Небогатым читателям приходилось откладывать шиллинги постепенно, ведь прочесть книгу пожелали все, кто только умел читать. Впрочем, почти с самого начала ни для кого не было секретом, что автор оригинальной книги не моряк из Йорка, а английский сочинитель Даниель Де Фо. Ко времени написания и изданий «Приключений Робинзона Крузо» Даниель Де Фо, или, как нынче привычнее, Дефо, имел за плечами почти шестьдесят лет отменно приключенческой жизни.
    Будущий величайший английский писатель, основатель европейского реалистического романа нового времени Даниель Дефо родился в Лондоне в 1660 или 1661 году, более точных сведений нет. Его отец Джеймс Фо был богатым торговцем мясом, свечным фабрикантом.
     Воспитанный в религиозном духе, в четырнадцать лет Даниель был отдан в частную протестантскую школу в Ньюингтоне. Он всегда вспоминал об этой школе с теплыми чувствами, потому что она дала ему много нужных знаний, которые так понадобились ему в будущем. В девятнадцать лет Дефо завершил свою школьную учебу и по совету отца решил стать коммерсантом. До конца своих дней Даниель Дефо оставался образцовым английским негоциантом, торгуя вином, табаком, кирпичом и черепицей, неоднократно прибегая к очень рискованным делам, испытывая иногда банкротства, но каждый раз находя выход из самой затруднительной ситуации.
     Писатель всегда находился в середине политической и религиозной борьбы своей тревожной эпохи. Да, в 1685 году он принимает участие в восстании герцога Монмаута против политики Иакова II. Восстание было придушено, герцог Монмаут казнен, и Дефо едва смог спрятаться от преследования власти.
      В апреле 1687 года была подписана королевская декларация о завершении действий всех карательных законов, которые принадлежат к вероисповеданию. Именно эта декларация стала поводом для первого литературного выступления Дефо: в возрасте двадцати шести лет он пишет памфлет «Письмо с рассуждениями о последней декларации его высочеству относительно свободы совести», который характеризует Дефо как зрелого политического деятеля и писателя. Памфлет, направленный против королевской декларации, вызывал неудовлетворение большинства его друзей, которые не поняли его намерений, что было для Дефо источником большого разочарования. Под воздействием этого чувства он на время покинул только что начатые им литературные занятия и прибегал исключительно к торговым делам, которые он расширил и перенес за границу Англии, завязав коммерческие отношения с Испанией и Португалией.
      Начиная с 90-х годов XVII века, Даниель Дефо выступает как поэт-сатирик и публицист.
     Одним из наилучших образцов его публицистики есть трактат "Опыт о проектах" (1697), в котором автор рассматривает направления улучшения существующих социальных порядков путем реформы финансово коммерческого характера, улучшения путей сообщения, основания академии, введения женского образования.
      Памфлет "Ходатайства бедняка" (1698) разоблачал несправедливость законов, которые карают бедняков и защищают богачей.
     Особенное значение имела стихотворная сатира "Чистокровный англичанин" (1701), которая защищала Вильгельма III (голландца по происхождению), которого сторонники Стюартов обвиняли в том, что он не чистокровный англичанин и не имеет права занимать английский престол. В сатире автор напоминает, что история Англии - это, прежде всего, история сочетания разных народов, усилиями которых было созданное величие Большой Британии. Сатира приобрела большую популярность в народной среде, потому что утверждала право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, высмеивала и осуждала аристократическую напыщенность дворян. Дефо становится влиятельной политической фигурой.
     После гибели Вильгельма III к власти пришла Анна (1702- 1714). В стране усилилась реакция, начались преследования пуритан-диссидентов. В это время Дефо анонимно печатает памфлет-мистификацию "Кратчайший способ расправы с диссидентами" (1702), в котором он от имени фанатика-реакционера призывал посылать на эшафот всех, кто выступал против официальной церкви. Когда сатирический замысел писателя был раскрыт, памфлет сожгли, а Дефо очутился в тюрьме и после уплаты большого штрафа трижды выставлялся около позорного столба.
     В тюрьме Дефо написал "Гимн позорному столбу" (1703), которую толпа, которая собралась поддержать писателя, пела как народную песню в знак почета к автору. Освобождение из тюрьмы стало возможным лишь через согласие Дефо стать тайным агентом власти, и в течение многих лет он вынужден был выполнять тайные поручения правительства. Отметим, что 1703 год стал годом рождения феномена «Дефо»: -  в литературе к своей родовой фамилии Фо именно в 1703 году он добавляет часть "де", и с этого времени энергичный торговец и популярный памфлетист Фо превращается в известного первоклассного журналиста-новатора, прогрессивного публициста (который, правда, теряет прежний радикализм и более осторожно выражает свое отношение к той или другой неурядице в обществе), а впоследствии величайшего писателя Дефо, который стал гордостью английской литературы и дал начало множества разновидностей жанра романа (приключенческий, биографический, психологический, исторический, криминальный, воспитательный и роман-путешествие).
    В течение десяти лет, с 1704 по 1713 год, Даниель Дефо регулярно печатает статьи в газете «Ревю», которую он практически самостоятельно выдает. Его журнально-публицистическая наследство, что насчитывает около четырехсот названий, было разнообразным по тематике: политика и экономика, история и литература, религия и мораль. Дефо значительно развил отечественную журналистику, дал ей могучий толчок для последующего развития.
      Некоторое время Даниель Дефо жил в Эдинбурге, где он приобрел множество знакомых и стал очень популярным. Жизнь в Шотландии ему так понравилась, что он даже хотел остаться там навсегда. В то время, когда обсуждался вопрос об объединении Англии и Шотландии в шотландском парламенте, вышла его поэма «Каледония», которая была написана в честь Шотландии; в 1707 году, после заключительного утверждения акта об объединении, Дефо написал «Историю объединения двух королевств».
      Но в историю мировой литературы он вошел, прежде всего, как выдающийся романист, автор бессмертного «Робинзона Крузо». Дефо было 59 лет, когда появилась первая часть этой выдающейся книги (1719). Замысел романа возник на основе реальной истории, которая случилась с шотландским моряком Александром Селькирком, который на протяжении четырех лет (1704 - 1708) прожил на безлюдном острове Хуан Фернандес в Тихом океане, пока не был подобран кораблем под командованием Вудса Роджерса. Дефо прочитал об этих событиях в книге Роджерса «Плавания вокруг мира» (1712) и в очерке Стиля «История Александра Селькирка».
     Эти факты в творческом сознании писателя трансформировались в масштабное художественное полотно, которое поэтически воспело романтику путешествий и приключений и, в то же время, было преисполнено глубокими социально-философскими общениями, богатым жизненным опытом и личными авторскими наблюдениями. Герой Дефо - Робинзон Крузо - двадцать восемь лет живет на безлюдном острове и не только выживает, но и создает свой личный мир. В образе Робинзона автор воплощает многовековую историю борьбы человечества за существование, особенно подчеркивая определяющую роль труда. Напряженный труд и творческая деятельность ума составляют, по мнению Дефо, первоисточники превращения мира и духовного возвеличивания человека.
      Роман «Робинзон Крузо» имел феноменальный успех у читателя, что побудило писателя на создание продолжения. Им стал роман «Последующие приключения Робинзона Крузо» (1719), а через год «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его виденьем ангельского мира» (1720). Художественный уровень и идейное содержание этих двух романов оказался значительно ниже первого. Громкого успеха продолжения не имели.
      Это не остановило творческого воодушевления Дефо, и после «Робинзона Крузо» он пишет много романов разнообразной жанровой окрашенности: авантюрные романы «Молль Флендерс» (1722), «Полковник Джек» (1722), «Роксана» (1724), морской приключенческий роман, «Капитан Синглтон» (1720), исторический роман «Дневник чумного года» (1722), романы-мемуары, «Мемуары кавалера» (1720), «Мемуары английского офицера, капитана Джорджа Карлтона» (1728). В центре всех этих произведений, как правило, изображена фигура главного героя, который всего достигает в жизни силой своего ума, усилиями воли, старательностью и смекалкой, как и сам автор. Поэтому можно говорить об автобиографичном характере большинства центральных персонажей Дефо. Этому также способствует форма мемуаров, дневника, когда рассказ ведется от первого лица. В 1726 году вышло его большое произведение в трех томах «Путешествия Англией и Шотландией», которые доныне считают ценным историческим и статистическим материалом.
      Кроме того, перу Даниеля Дефо принадлежат книги: «История войн Карла XII», «Беспристрастная история Петра Алексеевича» (российского царя Петра I) и «История привидений».
      Последний год жизни Даниеля Дефо был омрачен ужасной бедой. Он получил жестокое, хотя, возможно, и заслуженное наказание со стороны обманутого им издателя Города. Последний начал преследовать его, а однажды даже напал на него со шпагой в руке; на радость, Дефо смог обезоружить своего противника. Под воздействием этой постоянной угрозы и преследований полностью разбитый болезнью семидесятилетний старец обезумел. Перепуганный угрозой мести со стороны обманутого им человека, он убежал от семьи и скрывался под чужим именем в разных городах Англии, постоянно переезжая с одного места в другое. Наконец в 1731 году Дефо вернулся в Лондон, где поселился в одном из отдаленных кварталов Сети, в Мурфилде. Здесь 26 апреля 1731 года, совсем одинокий и старый (ему пошел 71 год), умер знаменитый автор «Робинзона», живое предание английской литературы. Никто из родственников не знал о его гибели, поэтому его похоронила квартирная хозяйка, и вещи, которые остались после него, были проданы на аукционе, чтобы погасить расходы на похороны.
        На его могильной плите надпись: «Даниель Дефо, автор «Робинзона Крузо».

 

ДАНИЭЛЬ ДЕФО
1661-1731

      Какие чувства испытывает писатель, видя, как читатели осаждают книжную лавку в надежде купить ещё пахнущее типографской краской творение его? Об этом мог бы поведать Даниэль Дефо, не молодой уже английский писатель, весной 1719 года взволнованно наблюдавший за переполохом, вызванным его новым произведением. То был роман под длиннейшим (в традициях того времени) заглавием: «Жизнь и необычайные, поразительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим».
      Удивительно — но это произведение ещё и теперь (т.е. без малого триста лет спустя!) прочитывается едва ли не всеми грамотными людьми! Хотя со временем знакомство с ним всё же переместилось в сферу подросткового чтения.
      Однако, в пору рождения своего произведение было востребовано именно взрослыми. Тут совершенно ясно, конечно, что сами по себе описанные там приключения столь восторженного читательского приёма вызвать не могли. В романе явно заключалась какая-то тайна!
      В Робинзоне Крузо автор воплотил героя своего времени. — Героя? Да что же такого героического в том, чтобы просто физически выжить?!
      Так-то оно так... Но в каких же труднейших обстоятельствах Робинзону приходилось отстаивать своё право на существование! Задача Дефо, собственно говоря, и сводилась к тому, чтобы изобразить это шаг за шагом. И упомянутый выше факт осады книжных лавок прежде всего свидетельствовал о том, что современники готовы были признать моряка из Йорка героем своего времени...
    Тут надобно принять во внимание то, что произведение создавалось на заре буржуазной цивилизации. Робинзон по происхождению своему буржуа, а не дворянин. Автор, видимо, полагал, что главное достоинство заключается отнюдь не в родовитости, а в конкретной способности быть разносторонне знающим, умеющим и волевым человеком.
      Дефо оказался писателем, активно подготавливающим наступление эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, Гёте, Франклин и другие просветители явились уже вослед. Книгой о Робинзоне воспевалась сила человеческого ума и воли!
    Очень характерно, что Дефо передал своему герою черты собственной биографии. Он тоже родился в Лондоне в семье зажиточного купца (1661 год). Тоже, вопреки воле отца, стал заниматься тем, к чему, как ему казалось, лежала душа. Однако после нескольких лет коммерческой деятельности, пришлось признаться самому себе, что душа у него лежит всё же к другому. Литература! Вот для чего — по большому счёту — этот человек явился свету!
    Но — и это тоже весьма характерно! — и в сфере дела литературного Дефо зарекомендовал себя исключительно энергичным, предприимчивым человеком. Без этих качеств ему бы, например, никогда не сделаться одним из первых профессиональных английских журналистов. В течение тридцати лет он под собственным именем или под псевдонимом пишет философские и юридические трактаты, политические памфлеты, разного рода наставления (для образцовых купцов, для вступающих в брак и т.д.), всеобщую историю ремёсел, поэму о живописи... Естественно, осуществить всё это мог только энциклопедически образованный человек! (И действительно: современники поговаривали о том, что у Дефо — фотографическая память).
      Другая область литературного труда — творчество художественное. Здесь, помимо памяти, огромную роль, конечно, играло воображение. Оно работало у Дефо как мельница: обрывки слышанного, виденного, прочитанного перемалывались им в увлекательнейшие художественные тексты. Например, из одной-единственной всего своей поездки за границу (в молодости ему довелось посетить юг Европы) у него выросло несколько описаний кругосветных путешествий. Когда же посчитали всё, что было создано Дефо-художником, то оказалось более 300 произведений.
     Но, разумеется, ни одному из них даже близко не удалось подойти к той воистину всемирной славе, которую по праву заслужил роман о бессмертном в памяти читателей, славном моряке из Йорка Робинзоне Крузо.
М.Б. Бабинский

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.14-15., ил.

 

СЕЛЬКИРК Александр, прототип Робинзона Крузо

Памятники Робинзону Крузо